Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 19:36, реферат
Получение и обработка информации является необходимым условием жизнедеятельности любого организма. Живые существа способны не только воспринимать информацию из окружающей среды с помощью органов чувств, но и обмениваться ею между собой. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств, а для обмена информацией между людьми служат языки. За время развития человеческого общества таких языков возникло очень много. Прежде всего это родные языки (русский, болгарский, английский и др.), на которых говорят многочисленные народы мира. Роль языка для человечества исключительно велика. Без него, без обмена информацией между людьми было бы невозможным возникновение и развитие общества.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ……………….…………...……..…4
1.1. Передача и хранение информации…………………….…..……………..4
1.2. Средства обмена информаци-ей...……………....…………………………4
2. ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АНТИОБЩЕСТВЕННЫХ ЦЕЛЯХ И ЕЕ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ……………...……..…..…….......6
2.1. Информационное воздействие на челове-ка……………………………....6
2.2. Использование Интернета для совершения правонаруше-ний...………...6
2.3. Проблема защиты детей от негативного воздействия информационной
деятельности…………………………………………………………………7
3. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ...……………………………………9
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО.…………………………………………...…...13
4.1. Принципы информационного пра-ва……………………………………..13
4.2. Методы информационного пра-ва………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..…...…....16
все виды информационных ресурсов;
права граждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использование информации, защиту информации;
система формирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающая в себя информационные системы, библиотеки, архивы и т.д.
информационная инфраструктура, включающая в себя центры обработки и анализа информации, каналы информационного обмена и телекоммуникации;
система формирования общественного сознания, базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационной безопасности страны, включая правовые, организационно – технические и экономические, а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, обороны, науки и техники.
Доктрина информационной безопасности одной из важнейших объявляет проблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество и отчуждение между составляющими его группами населения, т.е. данная проблема имеет прямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявлений информационного неравенства в образовании, поскольку:
появилась тенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
велико различие уровней дохода семьи учащихся;
значителен разрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различных регионах страны.
4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО
Информация как специфическое явление нуждается в особенном правовом режиме, а информационные отношения – в специальном правовом регулировании. Поскольку информация является общественным достоянием и благом, с ней тесно связан ряд прав человека. В информационном вакууме не возможно полноценное развитие и существование личности, надлежащее осуществление ею своих прав.
Информационное право – это формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации (информационных ресурсов).
Правовое регулирование информационных отношений основывается на принципах информационного права, под которыми понимаются основные исходные положения, юридически объясняющие и закрепляющие объективные закономерности общественных отношений, проявляющихся в информационной сфере. Именно применение принципов информационного права позволяет формировать это право как самостоятельную отрасль.
4.1. Принципы информационного права
Принципы информационного права базируются на положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующие их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений. Исходя из предписаний основных конституционных информационных норм, формируются следующие принципы:
1) принципы приоритетности прав личности;
2) принципы свободного производства и распространения любой информации;
3) принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опасной для личности, общества и государства;
4) принцип свободного доступа информации;
5) принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации;
6) принцип закономерности;
7) принцип ответственности;
8) принцип обороноспособности;
9) принцип информационного объекта;
10) принцип распространяемости информации;
11) принцип организационной формы;
12) принцип экземплярности информации.
Информационное право как отрасль системы права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в информационной сфере (информационная деятельность). Система информационного права существует объективно, ибо отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Это система получает выражение в информационном законодательстве, в науке информационного права и в учебном процессе.
4.2.Методы информационного права
Как и любая другая отрасль права, информационное право имеет не только свой предмет но и свои методы. Методы информационного права определяют то, каким образом или способом регулируются общественно - политическая и правовая жизнь в информационной сфере и как познается информационное право как наука. Методы предопределяются предметом самого информационного права, что, безусловно, является объективным фактором. Предполагается справедливым мнение о том, что все методы подразделяются на две группы: методы изучения (или познания) информационного права и методы непосредственного правового регулирования информационного права. Обе указанные группы в свою очередь можно условно разграничить на общие и частные.
Методы изучения информационного права предполагают наличие субъективного фактора: для каждой теоретически разработанной доктрины важно, каким именно образом или способом изучаются отдельные положения информационного права, основные его институты, проблемы и явления. К общим методам в этой группе следует отнести исторический, сравнительный методы, метод всесторонности, познания, восхождения от абстрактного к конкретному. К частным методам изучения информационного права необходимо отнести метод системного подхода и анализа практики.
Методы правового регулирования информационного права также можно условно разделить на общие и частные. Поскольку деятельность по информации вообще и информационное право в частности тесно взаимодействует с другими отраслями права, то общим методам правового регулирования можно отнести такие как метод равноправия сторон, власти и подчинения, самоуправления, а также методы по регулированию деятельности участников информационного обмена.
Подводя итог сказанному, отмечу, что наличием методов и принципов информационного права не исчерпывается необходимость в формировании новой отрасли права. Информационному праву присущи также самостоятельные система (нормы и институты) и источники. Информационное право – это формирующаяся отрасль нового тысячелетия, и именно поэтому в настоящее время необходимо акцентировать свое внимание на формирующиеся отрасли и предопределить критерии ее развития.
Приложение 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Источники
1.1. В.А. Копылов Информационное право // библиотека РГИУ 1997г
http://www.i-u.ru/biblio/archi
1.2. Федеральный Закон №124 ФЗ от 24.07.1998г «Об основных гаран-
тиях прав ребенка в РФ» (ред. от 30.06.07г; принят ГД ФС РФ
03.07.1998г) ст. 14
1.3. Федеральный Закон от 27.12.1991г. №2124-1 «О средствах массо-
вой информации» (ред. от 24.07.07г)
1.4.Доктрина информационной безопасности РФ / Российская газета
2000 год
2. Литература
1. А.В. Мотылев Информатика (3-е издание) 2004 г.
2. О.Э. Згадзай Информатика для юристов 2002 г.
3. Д.А. Мельников Информационные процессы в компьютерных сетях
2001 г.
4. Н.В. Бучковская Информационные права человека 2001 г.
5. Ю.Д. Бабаева Интернет: воздействие на личность 2004г
6. Л.Л. Ефимова «зарубежный опыт защиты детей от вредного воздей-
ствия СМИ» 2004г