Информационная культура как важная характеристика развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:38, контрольная работа

Краткое описание

Человечество вступило в этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им свойственны непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты, всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху рождается новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество – это общество умственного труда, здесь меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики – экономики, базирующейся на информации и знаниях.
По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Информационная культура как важная характеристика развития общества ………………………..………………………………………………..5
1.1. Понятие «информационная культура»……..………………………..5
1.2. Информационная культура личности…………………..……………7
1.3. Информационная культура как часть общей культуры…………….8
2. Компьютерные сети и технологии.…………………………………....12
2.1. Базовые понятия и определения………………………………….....12
2.2. Классификация и общая характеристика ИТ …..……………….…17
3. Использование Cmap-технологий для эффективной работы менеджера (управленца)…………………………………………………..…..19
3.1. Характеристика Cmap-технологий……………………………………..19
Заключение…………………………………………………………...….…..25
Список литературы…………………………………………………….…...26

Вложенные файлы: 1 файл

контр раб.docx

— 136.48 Кб (Скачать файл)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Информационные системы в экономике»

 

На тему: «Информационная культура как важная характеристика развития общества. Компьютерные сети и технологии. Использование Cmap-технологий для эффективной работы менеджера (управленца).»

 

 

 

 

 

Калининград 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

1. Информационная культура как важная характеристика развития общества ………………………..………………………………………………..5

1.1. Понятие «информационная культура»……..………………………..5

1.2. Информационная культура личности…………………..……………7

1.3. Информационная культура  как часть общей культуры…………….8

2. Компьютерные сети и технологии.…………………………………....12

2.1. Базовые понятия и определения………………………………….....12

2.2. Классификация  и общая характеристика ИТ …..……………….…17

3. Использование  Cmap-технологий для эффективной работы менеджера (управленца)…………………………………………………..…..19

3.1. Характеристика Cmap-технологий……………………………………..19

Заключение…………………………………………………………...….…..25

Список литературы…………………………………………………….…...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человечество вступило в  этап истории, одной из главных примет которого являются перемены. Эти перемены отличаются от тех, что происходили  в прошлом. Им свойственны непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению, глобальный характер. Они касаются всей планеты, всех областей жизни человека и общества. В эту эпоху рождается новая экономика, новая политика, новое общество. Новое общество – это общество умственного труда, здесь меняется сам характер труда: умственный труд вытесняет физический во всех сферах производства. Новое общество породило новый тип экономики – экономики, базирующейся на информации и знаниях.  
По утверждению специалистов, временные рамки обновления информации сегодня стремительно сокращаются при одновременном грандиозном росте ее объемов.

Таким образом, в условиях новой экономики люди должны быть готовы к кардинальным изменениям в  своей профессиональной деятельности несколько раз в течение жизни. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного  погружения в новые информационные потоки, обновления знаний, повышения  квалификации, освоение новых видов  деятельности. Серьезное решение  этих проблем невозможно без глубокого  овладения постоянно возрастающими  объемами и потоками разнообразной  информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе.

На сегодняшний день в  мире существует более 130 миллионов  компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин, таких как ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений (факсов, E - Mail писем и прочего) не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а так же обмен информацией между компьютерами разных фирм производителей, работающих под разным программным обеспечением. Такие огромные потенциальные возможности, которые несет в себе вычислительная сеть и тот новый потенциальный подъем, который при этом испытывает информационный комплекс, а так же значительное ускорение производственного процесса  не дают нам право не принимать это к разработке и не применять их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Информационная  культура как важная характеристика  развития общества

1.1. Понятие «информационная  культура»

 

 

Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит  все возрастающий ее поток. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.

В социокультурном контексте  рассматриваются такие феномены, как информационные ресурсы, информатизация, информационное общество. По утверждению специалистов, временные рамки цикла обновления не только производственных, но и социальных технологий стремительно сокращаются и в будущем будут составлять шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений. Следовательно, для всех членов общества возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Человек должен уметь использовать все информационные ресурсы, которые накопило общество.

«Под информационными  ресурсами понимают имеющиеся в наличии запасы информации, зафиксированной на каком-либо носителе и пригодной для сохранения и использования». Информационные ресурсы являются продуктом интеллектуальной деятельности общества и рассматриваются в настоящее время как стратегический ресурс развития любой страны, который по значимости не уступает другим – финансовым, сырьевым, материально-техническим. Еще одно понятие, связанное с информацией, – информационное пространство. «Информационное пространство – это некое пространство (территория – страна, регион, центр научно-технической информации, библиотека, отрасль знания, область науки или профессиональной деятельности), где «циркулирует» самая разнообразная информация».

 Главная цель создания  комфортного информационного пространства очевидна – обеспечить доступ пользователя к необходимым ему документам, независимо от того, в каком виде они представлены и в каком месте они хранятся. Современный человек должен уметь использовать информационные ресурсы и ориентироваться в информационном пространстве. А для этого он должен обладать поисковыми знаниями.

Сегодня стало очевидно, что самые лучшие ЭВМ, оптические носители памяти, базы данных и знаний, системы связи не приведут к решению  стоящих перед обществом проблем, если обществом не будет осознана глобальная значимость феномена информационной культуры. Основные факторы, определившие возникновение феномена информационной культуры – это переход информации в разряд важнейших универсальных категорий общественного развития; возрастание объемов информации; информатизация общества, развитие информационной техники и технологии; становление информационного общества. (Пример информатизации общества: с помощью сотового мы можем узнать разнообразную информацию: о погоде, курсе валют, проверить правильность кодировки товара по штрих-кодам, поиграть в интеллектуальные игры (типа: «Кто хочет стать миллионером?») и выйти в Интернет).

По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда количество информации, поступающей в промышленность, управление и научный мир, доходит до тревожных пропорций. Общая сумма человеческих знаний к 1800 году удваивалась каждые 50 лет, к 1950 – каждые 10 лет, а к 1970 – каждые 5 лет. Особенно растет объем научных знаний. Он удваивается уже за 1,5 – 2 года.

По данным ЮНЕСКО, в начале 19-го века во всем мире выходило около  100 научных журналов, в 1850г. – 1000, в 1900 – более 10 тысяч, в настоящее время свыше 100 тысяч. Книг за последние 25 лет выпушено столько же, сколько за предыдущие 500 лет.

Лавинообразный рост объемов  информации во 2-ой половине XX века породил хорошо известное всем явление, характеризующееся метафорой «информационный взрыв». Следствием информационного взрыва явился информационный кризис – противоречие между быстро возрастающими объемами потоков информации и ограниченными возможностями человека. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность до 50 % своего рабочего времени, в состоянии ознакомиться не более чем с 10 – 12 % публикаций, вышедших за год даже по самой узкой специальности. В результате существенно снижается эффективность использования информации как важнейшего ресурса. В ежедневно появляющемся новом потоке информации ориентироваться становиться все труднее.

Кардинальное решение  проблемы информационного кризиса  стало возможным лишь при создании принципиально новой технической  и технологической платформы, базирующейся на персональных компьютерах и средствах  телекоммуникации. Беспрецедентное  развитие информационной техники и технологии составило основу развития глобального процесса современности – информатизации общества.[1]

 

 

1.2. Информационная культура  личности

 

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Главным сегодня в информации является то, что на нее перестали смотреть, как на нечто второстепенное. Приходит осознание, что качество жизни все в большей степени зависит от информации, и ее использования. В современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, и в будущем эта зависимость будет возрастать.

Важность формирования информационной культуры личности вполне осознана, о  чем свидетельствуют различные конференции и возросшее число публикаций. Осознав эту проблему как междисциплинарную, к ее исследованию подключились представители многих областей знаний: библиотекари, специалисты по информатике, культурологи, социологи, философы. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстро меняющихся социальных условиях, способность адаптироваться к ним, критически и самостоятельно оценивая поступающую информацию. Культурологи и философы подходят к проблеме наиболее широко: информационная культура видится ими как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества». И все эти точки зрения справедливы. [2]

 

 

1.3. Информационная культура  как часть общей культуры

 

При исследовании информационной культуры можно выделить два основных аспекта - социологический и технологический. В первом случае мы рассматриваем информационную культуру как социокультурный феномен, во втором – как феномен технико-технологический.

Информационную культуру следует  понимать, прежде всего, как часть  общей культуры, один из важнейших  аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для  всей культуры: ее неразрывную связь  с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения  людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего  того культурного потенциала общества, который накопило человечество в  процессе своего многовекового исторического  пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации  или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера  гораздо более широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными  процессами, сферу быта, досуга и  т.д. По мере информатизации общества эта  сфера расширяется, процесс выступает  в качестве объективно необходимого для развития общества.

Однако, понимая информационную культуру как часть общей культуры, следует  иметь ввиду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.

В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов  и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических  и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного  общения – принципиально новые  формы связей без личного присутствия  индивидов в режиме диалога. В  эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в  этом быстро изменяющемся мире. Как  часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и  эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

В технико-технологическом смысле информационная культура – это оптимальные  способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура – это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.[3]

Информация о работе Информационная культура как важная характеристика развития общества