Информационное общество и процесс его информатизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 05:49, контрольная работа

Краткое описание

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов.
Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены в первую очередь его собственные представления о предметной области.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

  НОУ ВПО Сибирский университет потребительской кооперации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Информатика

на тему: Информационное общество и процесс его информатизации

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса 

специальности 080111.65 «Маркетинг»

заочного факультета

шифр М-09-026-Д

Чернов Александр  Игоревич

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2010

 

Вопрос №10. Охарактеризуйте  информационные продукт и услуги. Приведите примеры.

 

Информационный продукт

Информационные ресурсы  являются базой для создания информационных продуктов.

Совокупность  данных, сформированная их производителями  для дальнейшего распространения, представляет собой информационный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в невещественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в которой воплощены в первую очередь его собственные представления о предметной области.

Отметим основные особенности  информационного продукта, которые кардинально отличают информацию от других товаров.

Во-первых, информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно. Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, не зависимо от того, сколько раз она была использована.

Во-вторых, информационный продукт со временем подвергается своеобразному “моральному износу”. Хотя информация и не изнашивается при употреблении, но она может терять свою ценность по мере того, как предоставляемое ею знание перестает быть актуальным.

В-третьих, разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, ведь потребление информационного продукта требует усилий. В этом состоит свойство адресности информации.

В-четвертых, производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства. Это свойство информационного продукта - трудность производства и относительная простота тиражирования - создает, в частности, немало проблем в связи с определением прав собственности в рамках сферы информационной деятельности.

С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Информационные товары и услуги предоставляют определенную информацию и средства, которые позволяют воссоздавать необходимые знания.

 

Информационные  услуги

Ценность информационного  продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удовлетворить потребности пользователей. При этом получаемая информация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией, будучи воспринятой в рамках информационных моделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители  коммерческих информационных продуктов  стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как:

- пользователи  часто не оформляют свои достаточно  смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;

- если даже  эти модели каким-то образом  и существуют, то, во-первых, производитель  может о них не знать или  неверно их воспринимать и,  во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели "пользователя вообще" трудноразрешимой, а нередко – и не имеющей практического смысла задачей.

Несовпадение  информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользователю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие несовпадения обычны.

Новые информационные технологии, в отличие от традиционных, предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые наиболее подходят именно его потребностям.

В идеальном  случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием информационная услуга.

Появление информационных товаров и услуг расширило  спрос на информационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных – его приближению к индивидуальным предпочтениям отдельных пользователей, а также сближению информационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информационным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

 

 

 

 

 

Виды информационных продуктов  и услуг

1. Базы данных.

Информационные услуги возникают только при наличии  баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг  соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.д.

2. Интернет.

Наиболее популярна  и развита в настоящее время  глобальная система коллективного пользования Интернет. В основе сети – система серверов, связь между которыми обеспечивается общедоступными каналами связи.

Интернет - глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир. На момент 2009 года Интернет имеет около 1,2 миллиарда абонентов в более чем 150 странах мира. Ежемесячно размер сети увеличивается на 7%. Интернет образует как бы ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям  во всем  мире, одна с другой.

Если ранее  сеть использовалась исключительно в качестве среды передачи файлов и сообщений электронной почты, то сегодня решаются более сложные задачи распределенного доступа к ресурсам. Около 11 лет назад были созданы оболочки, поддерживающие функции сетевого поиска и доступа к распределенным информационным ресурсам, электронным архивам.

Интернет, служивший  когда-то исключительно исследовательским  и учебным группам, чьи интересы простирались вплоть до доступа к  суперкомпьютерам, стала самой популярной информационной услугой в мире.

Компании соблазняют быстрота, дешевая глобальная связь, удобство для проведения совместных работ, доступные программы, уникальная база данных сети Интернет. Они рассматривают  глобальную сеть как дополнение к  своим собственным локальным  сетям.

 При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа сети Интернет можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.

Кроме того, Интернет предоставляет уникальные возможности  дешевой, надежной и конфиденциальной глобальной связи по всему миру. Это оказывается очень удобным для фирм имеющих свои филиалы по всему миру, транснациональных корпораций и структур управления. Обычно, использование инфраструктуры Интернет для международной связи обходится значительно дешевле прямой компьютерной связи через спутниковый канал или через телефон.

Электронная почта - самая распространенная услуга сети Интернет. Посылка письма по электронной почте обходится значительно дешевле посылки обычного письма. Кроме того сообщение, посланное по электронной почте дойдет до адресата за несколько часов, в то время как обычное письмо может добираться до адресата несколько дней, а то и недель.

3. Аппаратные средства.

К АС относятся: оборудование и устройства, из которых состоит компьютер, в частности центральный процессор, оптические считывающие устройства, накопители на магнитной ленте, дисководы, принтеры, терминалы и т.п.

4. Программные средства.

Программные средства делятся  на:

- системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования; различные сервисные программы.

Системные программы  обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.

- прикладные (пользовательские) программы, ориентированные на конкретную область человеческой деятельности (различные АРМы, проблемно-ориентированные, методо-ориентированные, управленческие пакеты программ, САПР, издательские системы, системы искусственного интеллекта).

5. Документация.

Описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.

6. Выпуск информационных изданий, содержащих вторичную информацию, которая создается на основе работы с базой данных (библиографические и другие указатели, реферативные сборники, обзорные, справочные издания).

7. Ретроспективный поиск информации, т.е. целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

8. Предоставление первоисточника, является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Информатика / Под ред. Макаровой Н.В. – М., "Финансы и статистика", 2001 г.

2. С.И.Майоров  "Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг" – М., "Финансы и статистика", 1993 г.

3. Лаптев В.Н. Информатика. Базовые  понятия и определения. – Новосибирск: СибУПК, 2002.

4. Сайт КОМПЬЮЛЕНТА:  http://www.compulenta.ru/

 


Информация о работе Информационное общество и процесс его информатизации