Информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 20:23, контрольная работа

Краткое описание

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в
пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и
отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть, как
постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко
установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того
или
иного
события.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по информационным технологиям.pdf

— 154.97 Кб (Скачать файл)
Page 1
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Уральская государственная юридическая академия
Институт заочного и ускоренного обучения
Кафедра информационного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Информационные технологии в юридической
деятельности»
ВАРИАНТ № 3
Выполнила:
студентка 2 курса з/о
202 группы
Карпенко Оксана Валерьевна
Руководитель: Волков Ю.В
г. Екатеринбург
2014
Часть 1. Теоретические вопросы.
1

Page 2

1.Охарактеризуйте группы нормативной правовой информации. Опишите
основные направления президентской программы правовой информатизации
органов государственной власти Российской Федерации.
Нормативно правовая информация.
Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это
совокупность нормативных правовых актов (далее НПА) во всем их
многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в
пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и
отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть, как
постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко
установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того
или
иного
события.
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать
общеобязательное государственное предписание постоянного или временного
характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление
Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
1
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный
случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств,
определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рас-
считана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы
права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного
характера следующие конкретные признаки:
2
1
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД
2
Консультант Плюс.
2

Page 3

1) неоднократность применения (то есть норма права не теряет силу после
однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализа-
цию всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нор-
мой. Она не исчерпывается однократным применением);
2) неперсонифицированность (то есть норма распространяет свое действие не
на индивидуально определенные субъекты, а, как правило, на круг лиц, орга-
нов, организаций, объединенных каким-то общим признаком (род занятий,
пол, жительство на определенной территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем пер-
вый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направ-
ленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установ-
ление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов, организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой их категории, определяемой тем или иным об-
щим признаком (военнослужащие, пенсионеры, работники какой-либо от-
расли хозяйства и т.д.);
г) того или иного конкретного государственного органа, учреждения, органи-
зации независимо от их персонального состава (определение общих полно-
мочий);
д) конкретного должностного лица (Президента РФ, Генерального прокурора
РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально занимает соответствующую
должность.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта поро-
ждать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указыва-
ет на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компе-
тенции органа, издавшего акт.
3

Page 4

Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строе-
ние, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на
иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то
есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над дру-
гими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места
органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции.
Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты
нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как об-
ладают меньшей юридической силой.
3
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты
подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные
акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные дого-
воры.
Законы
Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума
или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые об-
щественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным
голосованием. Являясь законом, Конституция РФ - правовая основа законо-
дательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в
РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Законы РФ принимаются в виде:
- законов РФ о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных законов;
- федеральных законов (в том числе кодексов).
3
Караханьян А.К., Петросянц И.О., Петров Е.И. О Комплексной целевой программе информатизации органов
прокуратуры Российской Федерации на 1996-1999 гг. // НТИ. Сер. 1. 1996. № 9. С. 17-21 и др
.
4

Page 5

Федеральные конституционные законы не могут противоречить
Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только
Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в
состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы,
принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федера-
ции.
Подзаконные акты
Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе
и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов,
толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответ-
ствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством
реализации законодательных норм.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимо-
сти от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и так-
же имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных
актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не мо-
гут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые
акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряже-
ний, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам
Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отноше-
нию к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных
органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как пра-
вило, в форме постановлений.
5

Page 6

Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведом-
ственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции
РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и
распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на терри-
тории соответствующего субъекта РФ.
Международные договоры
Международный договор - нормативный правовой акт, регулирующий отно-
шения Российской Федерации с иностранным государством или международ-
ной организацией.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если междуна-
родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем
предусмотренные законом, то применяются правила международного догово-
ра.
Внутригосударственные договоры
Внутригосударственный договор - нормативный правовой акт, регулирую-
щий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также
между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сто-
рон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий
между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической обла-
сти и т.п.).
Концепция правовой информации разработана по инициативе
Государственно-правого управления Президента РФ, осуществлявшего в
соответствии с Указом Президента РФ от 4 апреля 1992 г. № 363 функции
генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации
процесса создания государственных правовых информационных систем, и
утверждена Указом Президента от 28 июня 1993 г. № 966
6

Page 7

Основные направления президентской программы правовой информатизации
органов государственной власти Российской Федерации.
Программой предусматриваются разработка и реализация проектов и ме-
роприятий по следующим направлениям:

правовая информатизация правотворческой деятельности органов го-
сударственной власти Российской Федерации:

правовое обеспечение процессов правовой информатизации;

создание единого информационно-правового пространства органов го-
сударственной власти Российской Федерации;

формирование государственной политики правовой информатизации.
Предусматривает оперативное и качественное обеспечение законодателей
и специалистов, действующих в области правотворчества, а также экономи-
ческой, социальной, политической и любой другой информацией, необходи-
мой для правотворчества. Выделение связей создаваемых норм права с дей-
ствующим законодательством, приведение его в соответствии с вновь приня-
тыми нормативными актами, современную отмену и изменение устаревших
правовых норм. Совершенствование систематизации законодательства в це-
лях устранения множественности и противоречивости нормативных актов,
совершенствование самого процесса правотворчества в результате внедрения
перспективных информационных технологии в этом процессе.
4
Информатизация правоприменительной деятельности направлена на
обеспечение правовой информацией или информационноправовыми
ресурсами всех участников правовых отношений, исполняющих законы или
иные нормы права
5
.
4
Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции правовой информатизации России» // САПП
РФ. 1993. № 27. Ст. 2521.
5
См., например: Агешин Ю. Информационное обеспечение законодательных органов // Российская юстиция.
1994. № 2. С. 45-48; Киселев Б.В.,
7

Page 8

Информатизация правоохранительной деятельности имеет целью
автоматизацию информационных процессов в правоохранительных органах
— прокуратуре, органах внутренних дел, юстиции, судебных органах,
арбитраже и др.
6
Информатизация правового образования и воспитания направлена на
создание локальных сетей, включающих автоматизированные рабочие места
школьника, студента, слушателя института повышения квалификации
7
.
Задачи и функции информатизации правотворческих органов.

формирование массива информационных ресурсов;

оснащение правотворческих органов современной вычислительной
и другой техникой обработки и передачи информации;

внедрение информационных технологий;

обучение персонала навыкам работы с информационными
средствами.
В Концепции использования информационных технологий в
деятельности федеральных органов государственной власти предусмотрено
формирование общих стандартов создания, интеграции и совместного
использования
типовых
элементов
информационно-технологической
инфраструктуры федеральных органов государственной власти, что позволит
обеспечить согласованное развитие и совместимость между собой
применяемых программно-технических решений. Эти стандарты определяют
общие требования и порядок выполнения работ по их проектированию,
реализации,
внедрению,
эксплуатации
и
развитию
указанной
6
См., Верин В.П., Макаров В.В. Деятельность Верховного Суда России по выполнению Программы
правовой информатизации России // НТИ. Сер. 1. 1992. № 10/11. С. 13-17;
7
См.,Рассолов М.М., Элькин В.Д., Рассолов И.М. Компьютерная культура юристов и правовая информатика
// Высшее образование в России. 1994. № 3. С. 58-62.
8

Page 9

инфраструктуры.
8
Действие стандартов распространяется на следующие типовые
элементы информационно-технологической инфраструктуры федеральных
органов государственной власти:
системы взаимодействия с гражданами и организациями, обеспечивающие
предоставление им федеральными органами государственной власти через
сеть Интернет или другие каналы связи справочной информации и
государственных услуг.
Таким образом, создаются достаточно благоприятные условия
для приведения уровня правовой информатизации в соответствие с
потребностями и возможностями информационного общества.
Таким образом, можно констатировать необходимость повышения внимания
к решению проблем правовой информатизации в условиях информационного
общества — подготовить нормативный правовой акт, регламентирующий
порядок разработки и использования СПС и предусматривающий
применение ЭЦП для официального электронного опубликования правовой
информации.
Часть 2. Практические задания.
Задание А. Найти Федеральный закон № 16-ФЗ принятый в 1997 году.
Федеральный закон от 10.01.1997 N 16-ФЗ "О ратификации Договора
между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран о правовой
помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам"
Задание Б. Найти источник последней публикации текста Гражданского
кодекса РФ.
8
См., Волков Ю.В., Кузнецов П.У., Соколов Ю.Н., 2007.
Издательство Уральской государственной
юридической академии, 2007;
9

Page 10

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от
30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ . в силу с
01.09.2014)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. В силу
01.10.2014)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от
26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 05.05.2014)
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 12.03.2014)
Задание В. Найти последнюю редакцию Градостроительного кодекса РФ.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N
190-ФЗ (ред. от 22.10.2014)
Задание Г. Найти Федеральный закон «Об акционерных обществах».
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об ак-
ционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. В силу 01.09.2014)
Задание Д. Найти санитарные правила в лесах России.
Ст. 55 п.3. Лесного кодекса РФ от 04.120.2006 № 200- ФЗ (ред. От 21.07.2014)
Предусматривает правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным ор-
ганом исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N
160-ФЗ)
10

Page 11

Список используемой литературы.
1. СПС «Гарант».
2. СПС «Консультант плюс»
3.
Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «О концепции право-
вой информатизации России» 1993. № 27.
4.
Указ
Президента
РФ
от
28
июня
1993
г.
N
966
"О Концепции правовой информатизации России"
5.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ
от 11.11.96 N 781-II ГД
6.
Волков Ю.В.,
Кузнецов
П.У.,
Соколов
Ю.Н.,
2007.
Издательство Уральской государственной юридической академии,
2007;
11

Информация о работе Информационные системы