Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:05, реферат
Краткое описание
Информационные технологии в настоящее время развиваются с экспоненциально возрастающей интенсивностью, обусловливая изменения всех уровней бытия общества и человека, в том числе и его повседневной жизни. Причём большинство людей даже не отдают себе отчёта в том, насколько их повседневная жизнь зависит от компьютеров и информационно-телекоммуникационных систем.
Все большее распространение
"экранной" культуры, неизбежность
столкновения с виртуальной реальностью,
в которой трудно различимы иллюзия и
действительность, создают некоторые
психологические (и даже психические)
проблемы. По мере нарастания объема информации
людям становится труднее ориентироваться
в ее содержании, ограждать себя от ее
избытка.
В условиях существования открытых,
доступных и легко наполняемых информационных
сетей возникает проблема ограничения
информации, считающейся социально и экономически
опасной. Проблема электронного распространения
персональных данных, проблема информационного
элитаризма, когда лишь часть населения
получает доступ к новым технологиям и
информационным ресурсам и в состоянии
реализовать это преимущество; проблема
соблюдения авторских прав и прав производителей
электронной информации.
Главная отличительная особенность
современного кризиса цивилизации заключается
в том, что его глубинные корни находятся
не в экономической, социальной или же
политической сферах, а в гуманитарной
сфере. Суть проблемы состоит в том, что
сознание современного общества не адекватно
отражает существующую реальность и, самое
главное, не соответствует необходимой
ориентации вектора дальнейшего развития
цивилизации в направлении сохранения
биосферы и перехода на модель устойчивого
развития.
Поэтому именно эта проблема
и является, сегодня наиболее актуальной
и именно она должна получить наивысший
приоритет в системе образования и воспитания
людей нового поколения, а также в государственной
научно-технической политике, в сфере
культуры и, в особенности, в средствах
массовой информации.
Глобальная информатизация
общества, стремительное развитие региональных
и глобальных систем телевидения, радиовещания
и компьютерных информационно-телекоммуникационных
сетей, а также новых высокоэффективных
средств информатики и информационных
технологий создают для решения этой стратегически
важной проблемы совершенно новые возможности.
Уже сегодня эти возможности
таковы, что можно вполне обоснованно
говорить о начале принципиально новой
эры в развитии человеческого общества
– эры управляемой ментальной эволюции.
Так, например, уже существующие сегодня
новые информационные технологии позволяют
целенаправленно формировать индивидуальное
и коллективное сознание многих миллионов
людей. К сожалению, они сегодня активно
используются лишь в целях рекламы различных
товаров и услуг, в политической борьбе
отдельных лидеров и группировок, а также
в сфере информационного противоборства
и информационной войны между различными
странами и транснациональными компаниями.
Заключение
Революция в сфере информационно-коммуникационных
технологий, бурное развитие электронной
индустрии, глобальные процессы компьютеризации,
развитие сети Интернет, создавшие предпосылки
возникновения информационного общества,
изменяют представления о лидерах и центрах
мирового прогресса. Современные процессы
в мировом и региональном взаимодействии,
связанные с появлением новых независимых
государств, новых индустриальных стран
и «взрывом» информационной технологии,
позволяют отметить, что в недалёком будущем
следует ожидать появления информационных
обществ.
В последнее десятилетие XX-го
века процесс формирования информационного
общества в передовых промышленно развитых
странах мира (США, Канаде, Японии, Сингапуре
и многих странах Западной Европы) принял
организованный и целенаправленный характер.
Достаточно сказать, что сегодня в Западной
Европе с этой целью реализуется более
2000 специальных проблемно-ориентированных
проектов, образующих в совокупности целостную
европейскую программу.
В марте 2000 года Европейским
Сообществом принята новая десятилетняя
программа «Электронная Европа», а в июле
2000 года на встрече первых руководителей
стран, входящих в «Большую восьмёрку»,
была принята Окинавская хартия глобального
информационного общества, а также специальный
Манифест об информационной революции
в экономике и финансах.
Таким образом, актуальность
и основные направления формирования
глобального информационного общества
на нашей планете сегодня уже зафиксированы
в официальных международных документах
развитых стран мирового сообщества. А
это уже международное признание реальности
начавшегося процесса перехода цивилизации
на новый уровень своего развития.
К сожалению, эта исключительно
важная новая тенденция развития человеческого
общества практически не отражена в содержании
современной системы российского образования.
Поэтому призыв Президента России В.В.
Путина: «Не проспать информационную революцию!»,
которой содержится в его ежегодном обращении
к Государственной Думе России, представляется
не только обоснованным, но и весьма своевременным.
Ведь сегодня мир наиболее быстро изменяется
именно в информационной сфере.
В России социальная и политическая
перестройка, формирование рыночной экономики
объективно привели к необходимости существенного
изменения информационных отношений в
обществе. Несмотря на значительное расширение
в последнее время рынка информационных
услуг и продуктов, информационное обеспечение
органов государственного управления,
хозяйствующих субъектов и граждан остается
на низком уровне. Возможность доступа
к информации, как правило, ограничивается
ее ведомственной принадлежностью и обусловлена
зачастую должностным положением и социальным
статусом потребителя. Не решена проблема
доступа к территориально удаленным информационным
ресурсам. Большинство населения получает
информацию в традиционном виде - печатные
издания, радио, телевидение. Информационно
- телекоммуникационные системы функционируют,
в основном, в интересах государственных
органов власти.
Такое положение дел приводит
к дублированию работ, избыточности в
сборе первичной информации, удорожанию
разработок и эксплуатации систем. Кроме
того, ведомственная разобщенность затрудняет
обмен информацией и доступ к ней. Информационные
услуги, ресурсы и программные продукты
распространены по территории России
крайне неравномерно, причем в основном
ими обеспечены краевые центры. Это распределение
соответствует распределению основных
научных и информационных центров России
и не учитывает потребности населения
и органов управления.
Именно поэтому требует скорейшего
решения задача выравнивания информационного
потенциала. Отечественная информационная
индустрия должна развиваться с учетом
мировых достижений в области информационных
технологий и средств телекоммуникационного
обмена. Это позволит России выйти на мировой
уровень технического развития. В основе
такой целенаправленной деятельности
лежит долговременная программа создания
системы информационного обеспечения
всех потребителей информации в стране,
которая предоставляет им возможность
использования новых информационных технологий
на базе широкого применения информационно-вычислительных
ресурсов и автоматизированной системы
связи.
Следовательно, России сегодня
нужна принципиально новая философия
образования, ключевыми идеями которой,
должны стать следующие:
1. Формирование у людей
нового научного миропонимания
и мировоззрения, основанного на
биоцентрической парадигме, экологическом
императиве и высокой личной ответственности
каждого человека за сохранение всех форм
жизни на нашей планете.
2. Ориентация на инновационный
тип развития общества на основе
эффективного использования научных
знаний и новых «прорывных»
информационных технологий, которые
дадут возможность сократить
ресурсопотребление и уменьшить антропологическую
нагрузку на нашу планету до уровня, обеспечивающего
устойчивое развитие цивилизации.
3. Принципиальная ориентация
системы образования на будущее
- концепция опережающего образования
для того, чтобы успеть своевременно
подготовить миллионы людей к
жизни и профессиональной деятельности
в новых условиях уже формирующегося
глобального информационного общества.
Глобальная информационная
революция дает человечеству еще один
шанс для решения самой главной проблемы
современности – проблемы выживания человечества.
Сумеет ли наше поколение воспользоваться
этой возможностью – покажет будущее.
Литература
Горохов В.Г., Степин В.С. Философия
науки и техники. – М., 1995
ЕЛИСЕЕВ А.Л. , ТЮРИН
Е.А. “Культурология” /Учебное пособие для вузов,/ Орёл, Орловский государственный технический университет, 2001
Информатика. Компьютерная
техника. Компьютерные технологии. / Пособие
под ред. О.И.Пушкаря.- Издательский центр
"Академия", Киев, - 2001 г.
Клименко С., Уразметов В. Интернет: Среда обитания информационного общества // ИФВЭ, МФТИ. - Протвино: РЦФТИ, 1995.
Колин К.К. Информационная цивилизация: будущее или реальность? «Библиотековедение». Изд-во РГБ «Пашков дом». М., 2001. № 1.
Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. Изд-во «Академический проект». М., 2000.
Недорезов,В.Г. Специфика технического знания /Credo №4(16), Теоретический философский журнал, 1999
Образование и XXI век: информационные
и коммуникационные технологии. М.: Наука,
1999
Ракитов А.И. Философия компьютерной
революции. - М.:Политиздат, 1991
Хоц А.Ю., Аксюмов Б.В. Информационная революция в контексте трансформации современной
культуры // Проблемы философии культуры: Сборник статей. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999.
1 "Федеральный
закон «Об информации, информатизации
и защите информации" N24-ФЗот 25.01.95 г.
2 Ракитов А.И.
Философия компьютерной революции. - М.:Политиздат,
1991. - 287 с.