Информационные технологии. Общие понятия и классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 12:03, реферат

Краткое описание

В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечения ее безопасности.

Вложенные файлы: 1 файл

ikt.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Для достижения этих целей применяются следующие  информационные технологии:

  • предоставление учебников и другого печатного материала;
  • пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;
  • дискуссии и семинары, проводимые через компьютерные телекоммуникации;
  • видеопленки;
  • трансляция учебных программ по национальным и региональным телевизионным и радиостанциям;
  • кабельное телевидение;
  • голосовая почта;
  • двусторонние видеотелеконференции;
  • односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;
  • электронные (компьютерные) образовательные ресурсы.

Необходимая составляющая системы дистанционного обучения - самообучение. В процессе самообучения студент может изучать материал, пользуясь печатными изданиями, видеопленками, электронными учебниками и CD-ROM- учебниками и справочниками. К тому же студент должен иметь доступ к электронным библиотекам и базам данных, содержащим огромное количество разнообразной информации.

Понятие мультимедиа

Понятие мультимедиа  вообще и средств мультимедиа, в частности, с одной стороны тесно связано с компьютерной обработкой и представлением разнотипной информации и, с другой стороны, лежит в основе функционирования средств ИКТ, существенно влияющих на эффективность образовательного процесса. 

Cлово "мультимедиа" имеет несколько разных значений.

Мультимедиа - это:

  • технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
  • информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
  • компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
  • компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
  • особый обобщающий вид информации, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Таким образом, в широком смысле термин "мультимедиа" означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).

Применение  мультимедиа технологии приводит к  использованию более эффективных  подходов к обучению и совершенствованию  методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Помимо этого, внедрение  мультимедиа технологии способствует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, более глубокому усвоению материала на уроках. Мультимедийные средства обучения помогают чётко выстраивать структуру урока, эстетически его оформлять. Ещё одним достоинством является эмоциональное воздействие на учащихся. Включение видеосюжетов и звукового сопровождения слайдов позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения.  
     Применение мультимедийных средств позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока. Мультимедиа технологии наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы школы. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы, методы.

Недостатки  использования средств ИКТ

Несмотря на очевидные преимущества, применение информационно-коммуникационных технологий может иметь и негативные последствия.

В частности, одним из преимуществ обучения с использованием средств ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако именно индивидуализация может свести к минимуму и без того дефицитное в учебном процессе живое диалогическое общение участников образовательного процесса - преподавателей и учащихся, учащихся между собой,- подменяя его “диалогом” с компьютером. Как показывают психологические исследования, при отсутствии диалогического общения, хуже формируется монологическое общение с самим собой, то есть самостоятельное творческое мышление.

Другим преимуществом  применения информационно-коммуникационных технологий является повышение качества и продуктивности самостоятельной  работы учащихся. Но и здесь можно  поспорить, поскольку учащиеся, выполнив, например, тестовое задание, нечасто вдаются в подробные объяснения допущенных ошибок. Не секрет также и то, что в материалах сети Интернет не всегда содержатся достоверные сведения, и случается так, что ошибочная информация преподносится как истинная.

Кроме того, к  сожалению, стоит отметить, что уровень  обеспечения, транспортирования и  хранения информации не всегда соответствует  уровню технического оснащения современных  образовательных учреждений. Бывают случаи, когда школьное оборудование не может считать информацию с других носителей в силу того, что программное обеспечение устарело.

Из всего  выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного общества и образования;
  • средства информационно-коммуникационных технологий имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными средствами обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии требуют хорошей материально-технической базы и своевременного обновления оборудования;

применение  информационно-коммуникационных технологий может иметь негативные последствия;

  • процесс обучения не может строиться исключительно на информационно-коммуникационных технологиях.

 

 

Список Интернет-ресурсов

    1. «Время вернуться домой»/ http://letopisi.ru/index/php
    2. Ширинкина С.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в начальной школе/ http://festival/1september.ru/articles/579575
    3. Шишкина М.М. Понятие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и их роль в образовательном процессе/ http://konf-sot-2011.ucoz.ru
    4. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании./ http://emag/ils/ru/infosoc/emag.nsf
    5. http://www.openclass.ru/dig-resource/218950
    6. http://technologies.su/  
    7. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam

 

 


Информация о работе Информационные технологии. Общие понятия и классификация