Информационные технологии в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:07, реферат

Краткое описание

Исторически первым носителем человеческих информации, знаний была речь, представлявшая изначально кодированные звуки для координации действий в человеческом сообществе. Затем появилось наскальное письмо каменного века, далее пиктограммы (“иконы”) бронзового века, иероглифическое письмо (сохраненное до сих пор, например, в Китае) и письмо “обычное” - конкатенацией букв алфавита в слоги (“слоговое письмо”) и т.д. цели использования СНИТ

Содержание

Введение ………………………………………………………………….3
Основная цель Информационных Технологий ………………………...5
Современные Информационные Технологии…………………………..6
Совершенствование качества и доступности высшего образования…8
Обеспечение качеством доступного образования…………………….10
Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)……………………….14
Проектирование электронных учебных курсов (ЭУК)……………….20
Применение информационных технологий в школьном образовании………………………………………………...24
8. Заключение………………………………………………………………32
9. Литература……………………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по информатике.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)
ustify">       Действительно, между доступностью  образования  и его качеством  существуют вполне объяснимые  противоречия. Ключевые образовательные ресурсы всегда присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют совершенно определенный денежный эквивалент: в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели.

       Тем не менее, одновременное улучшение качества и расширение доступности образования возможно – история знает, по крайней мере, два таких, по своему существу, революции. Однако проблема состоит в том, что, как и в любых революциях, если что-то становится более доступным для многих, кто-то этого же лишается. То же с качеством и доступностью – улучшение в одном направлении подчас приводит к ухудшению в другом.

       Признаки третьего круга совершенствования  доступности и качества образования  легко заметить:

  1. новые формы представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски;
  2. новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации;
  3. новые формы учебных занятий. Если первая изменила семинар, добавив к устной форме необходимость чтения и ведения записей, а вторая обогатила учебный процесс, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для ряда студентов такие формы работы более благоприятны, нежели традиционные, работая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями;
  4. новые структуры образования. Чтение и письмо способствовало появление потребности в переписчиках рукописей, библиотекарях, а позднее – в печатниках и издателя. Появление университетской структуры образования потребовало как административных усилий по поддержанию их деятельности, так и дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций и иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для информационных коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Обеспечение качеством доступного образования

 

            Методы дистанционного обучения сейчас становятся актуальными не только для высшего или профессионального образования. Так, эти методы предполагается использовать и для профильного обучения учащихся старших классов. Обычно программы дистанционного образования нацелены на организацию максимального широкого доступа к нему и имеют весьма нечеткие требования к качеству обучения. Что же необходимо такой программе для создания предпосылок к усовершенствованию качества, даже по сравнению с традиционными формами обучения? Можно сформулировать ряд вполне обоснованных требований.

  1. Расширение круга обучаемых должно оправдывать вложенные средства, поскольку для дистанционного обучения даже небольшой группы потребуется создание дополнительных условий. Затраченные средства должны при этом способствовать созданию образовательного пространства, превосходящего по своим возможностям то, что предлагает традиционное учебное заведение.
  2. Должна быть создана Internet - библиотека с наглядного структурированным представление информации, для чего потребуется также разработка специализированного программного обеспечения, облегающего педагогом и обучаемым поиск в сети Internet, формирование индивидуального образовательного пространства, включающего наряду со ссылками на найденные в библиотеке источники дополнительные электронные ресурсы, предназначенные для организации самостоятельной, поисково-исследовательской деятельности. Для эффективной работы такой библиотеки очень важно подготовить вспомогательные страницы, содержащие обзорные и методические материалы, списки наиболее ценных источников информации по данной предметной области. Безусловно, полезно привлечение к подготовке таких страниц Internet не только педагогов, но и самих обучаемых. Однако для этой работы требуется определенная подготовка в области создания Web-страниц, которая может быть реализована, например, в курсе информатики при изучении технологий Internet. Технологии, которые выбираются для создания библиотеки новой формы, должны быть достаточно универсальными и позволяющими легко изменять и расширять всю систему, постоянно совершенствуя возможности работы с информацией всех участников образовательного процесса.
  3. Учебно-методическая работа преподавателей должна выйти на новый уровень за счет создания в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий учебных материалов нового поколения, размещаемых в сетевой библиотеке. Эти материалы, безусловно, должны создаваться в процессе преподавания при активном участии обучаемых, что обеспечит их предварительную апробацию. Сотрудничество педагогов с обучаемым, многоплановость создаваемой продукции , возможность получения независимой экспертизы со стороны многочисленных пользователей Internet придадут учебно-методической работе действительно новое качество.
  4. Обучаемые должны иметь ясное представление о том, что требуется для получения качественного образования именно от них. Если им кажется, что достаточно слушать и запоминать, то преподавателю необходимо помочь изменить эту установку, сориентировав и даже научив активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных результатов. Традиционные методы обучения, активизирующие отношение учащихся к изучаемому материалу, способствующие их творческий познавательный деятельности, развитию самостоятельности и инициативы, поддерживаются в системе дистанционного обучения дискуссиями в режиме виртуальных семинаров, перепиской по электронной почте с преподавателем и соучениками.
  5. Должны быть выработаны четкие и единые критерии оценки знаний для всех преподавателей и изучаемых дисциплин. Использующаяся в дистанционном образовании тестовая система оценки знаний явно недостаточна, должны оцениваться также самостоятельность, активность, развитие обучаемого в ходе познавательной деятельности. Итоговым тестированиям должны сопутствовать текущие проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы обязаны обеспечивать обратную связь с преподавателем – реальным или виртуальным, например, с помощью системы подробного комментирования неверных ответов или систем, адаптирующихся к ответам студента и предоставляющих материал для выработки правильного ответа.

        Как увеличить доступность качественного образования.  

    
  1. Обучаемому  должен быть предоставлен выбор наиболее доступной и удобной именно для  него формы обучения, в том числе  и комбинированной, в которой  очное обучение сочетается с элементами дистанционного.
  2. Информация о существующих учебных ресурсах, в том числе и других учебных заведениях, должна быть доведена до сведения всех лиц, для которых такие ресурсы могут представлять интерес.
  3. Стоимость и, соответственно, доступность образования в огромной степени зависят от правильной стратегии закупки, разработки и использования программного обеспечения учебного процесса. Качественное образование должно использовать, по возможности, технологии завтрашнего дня. И в этом плане лучше отдать предпочтение и сделать основной разработок широко распространенные продукты универсального назначения, представленные крупными фирмами, чем закупать «доморощенные» разработки других учебных заведений. Необходимо заметить, что последние обычно требуют постоянной технической поддержки разработчика, ведя к новым материальным затратам, и морально устаревают еще до того, как удается наладить их бесперебойную работу.

Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения (ИТО)

  

    Особая  роль в процессе создания и использования  информационных технологий принадлежит в системе образования высшей школе как основному источнику квалифицированных высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве потребителя, пользователя, а с другой – создателя информационных технологий, которые впоследствии используются в самых различных сферах. Это, по сути дела, обеспечивает практическую реализацию концепции перехода от информатизации образования к информатизации общества. Но при этом не стоит преувеличивать возможности компьютеров. Поскольку передача информации – это не передача знаний, культуры, и поэтому информационные технологии представляют педагогам очень эффективные, но вспомогательные средства.

       Для понимания роли информационных  технологий в образовании необходимо  разобраться с сутью этого  понятия.

       Говоря об информационной технологии, в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же – конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

       В современном понимании информационная технология обучения (ИТО) – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией.

       Таким образом, ИТО следует  понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний, восприятия знаний, оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

       Понятие компьютерная технология обучения (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИТО. Но применение аббревиатуры КТО вместо ИТО встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная технология» выглядит неудачно.

       Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы – как относительно доступные, так и сложные, подчас узкоспециализированные.

       Для соответствующих ИТО в  зарубежной практике принята  следующая терминология:

CAI Computer Aided Instruction Компьютерное  программированное обучение
CAL Computer Aided Learning Изучение с  помощью компьютера
CBL Computer Based Learning Изучение на базе компьютера
CBT Computer Based Training Обучение на базе компьютера
CAA Computer Aided Assessment Оценивание  с помощью компьютера
CMC Computer Mediated Communications Компьютерные  коммуникации

       В определенном смысле подобная  классификация является весьма  условной, поскольку в ней, по  сути дела, происходит пересечение отдельных технологий.

       В этом можно убедиться, рассмотрев  более детально каждую из них.

       Компьютерное программированное обучениеэто технология, обеспечивающая реализацию механизма программированного обучения с помощью соответствующих компьютерных программ.

       Изучение с помощью компьютера предполагает самостоятельную работу обучаемого по изучению нового материала с помощью различных средств, в том числе и компьютера. Характер учебной деятельности здесь не регламентируется, изучение может осуществляться и при поддержке наборов инструкций, что и составляет суть метода программированного обучения, лежащего в основе технологии CAI.

       Изучение на базе компьютера отличает от предыдущей технологии то, что если там возможно использование самых разнообразных технологических средств, то здесь предполагается использование преимущественно программных средств, обеспечивающих эффективную самостоятельную работу обучаемых.

       Обучение на базе компьютера подразумевает всевозможные формы передачи знаний обучаемому и, по существу, пересекается с вышеназванными.

       Оценивание с помощью компьютера может представлять собой и самостоятельную технологию обучения, однако на практике оно входит составным элементом в другие, поскольку к технологиям передачи знаний в качестве обязательного предъявляется и требование о наличии у них специальной системы оценки качества усвоения знаний. Такая система не может быть независимой от содержания изучаемой дисциплины и методов, использующихся педагогом в традиционном обучении или реализованных в обучающей программе.

       Компьютерные коммуникации, обеспечивая и процесс передачи знаний, и обратную связь, очевидно, являются неотъемлемой составляющей всех вышеперечисленных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды отдельного учебного заведения, города, региона, страны. Поскольку реализация любой ИТО происходит именно в рамках информационной образовательной среды, то и средства, обеспечивающие аппаратную и программную поддержку этой образовательной технологии, не должны ограничиваться только отдельным компьютером с установленной на нем программой. Фактически все обстоит наоборот: программные средства ИТО и сами образовательные технологии встраиваются в качестве подсистемы в информационную образовательную среду – распределенную информационную образовательную систему.

Информация о работе Информационные технологии в образовании