Информационные технологии в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 10:18, реферат

Краткое описание

Информационные технологии постоянно развиваются и совершенствуются, предоставляя всё новые возможности для улучшения качества, снижения сроков проведения социологических исследований, облегчения работы социолога.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СБОРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Самозаполнение на компьютере

1.2 Голосовая связь

1.3 Электронная почта

1.4 SMS-опрос

2 ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

2.1 Компьютационная социология

2.2 Программы обработки данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

ИТСем.doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СБОРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1 Самозаполнение на компьютере

1.2 Голосовая связь

1.3 Электронная почта

1.4 SMS-опрос

2 ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

2.1 Компьютационная социология

2.2 Программы обработки данных

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Новые информационные и сетевые технологии производят кардинальные изменения во всех отраслях знания, в том числе и в социальных науках. Компьютерные и информационные технологии открывают новые возможности для прикладной социологии. Они позволяют, прежде всего, значительно облегчить задачу, как социологам, так и респондентам. В последние два десятилетия активно используются такие методы сбора данных с использованием новых технологий, как CAPI (Computer-Assisted Personal Interviewing; личное интервью с помощью компьютера), CATI (Computer Assisted Telephone Interview; телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire; самозаполняемая анкета с использованием компьютера), CASIIP (Computer Assisted Self-Administered Interview with an Interviewer Present; интервью с помощью компьютера в присутствии интервьюера).

На базе электронных источников и компьютерных технологий развиваются новые методы и направления исследований общественных процессов, основанные на анализе больших массивов данных и документов. Научные результаты исследований, проведенных с использованием реальных данных, имеют важное социальное значение, повышается востребованность научных  исследований обществом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СБОРЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

1.1 Самозаполнение на компьютере

До сих пор большинство исследований проводится посредством личных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и/или писать, избегают длинных ответов, допускают больше ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д.) социологи стремятся избегать анкетирования, то есть самозаполнения. Респондент, а затем и интервьюер (а потом еще и оператор, вводящий данные) оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научно обоснованных исследовательских действий.

Но обращение к компьютеру снимает многие трудности из числа обозначенных. И для такого обращения при сборе информации находится все больше оснований помимо названных.

За прошедшие несколько лет ситуация и в нашей стране, и в мире значительно изменилась. Все большее число лиц овладевают компьютерной грамотой и располагают компьютерами. Значит, у исследователей появляется все больше возможностей чаще обращаться к компьютеру при сборе данных, тем более что при этом значительно облегчается их (данных) обработка. Весьма широко прибегают к такому его использованию социологи, психологи, медики, юристы, многие другие специалисты. В методическом плане здесь, прежде всего, продолжает уточняться характер реагирования респондентов на сам факт использования компьютера при проведении исследования, и в этой связи на характер, масштаб и причины различий в данных, получаемых при самозаполнении на бумаге, на компьютере и в ответах интервьюеру.

Cпособ представления данных влияет на степень категоричности ответов: при компьютерном самозаполнении респонденты чаще сообщают об общем ощущении беспокойства, выбирают крайние позиции шкалы, чем когда пишут или произносят ответы. Эта особенность поведения респондентов, однако, проявляется в меньшей степени, если они работают над компьютерной версией вопросника в одиночестве, уверены в анонимности и могут возвращаться назад по тексту, делая исправления [1].

Cам по себе компьютер уже не пугает и не раздражает респондентов, что существенно упрощает процедуру и получения, и ввода данных. Еще одним преимуществом использования самозаполнения с помощью компьютера оказываются открывающиеся здесь возможности обсуждения деликатных вопросов. Это объясняется тем, что отсутствие человека, задающего вопросы, создает ощущение большей защищенности ответов от постороннего глаза и, следовательно, повышает желание респондентов сообщать о себе сведения деликатного характера.

Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты. Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях, они бывают полнее, чем при традиционном опросе.

Более поздняя технология – сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в НТМL-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты располагаются поочередно и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно "прокручивает" экран монитора, находясь в определенном напряжении. "Плоская" Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (GGI), с помощью которого данные считываются в базу и могут быть автоматически обработаны. В зависимости от инструкций в коде скрипта ответы участников могут быть непосредственно записаны в базу данных или пересланы на определенный адрес электронной почты в реальном времени (возможна комбинация обеих процедур). Преимущества Web-страниц могут превратиться в недостатки, т.к. их создание требует определенных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц, появились сравнительно недавно. Опрос при этом интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах [5]. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных) Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80 % опросных данных, собранных через Internet появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство НТМL-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда.  Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике минимальна. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться в результате случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителем Web-сайта. Эта методика подходит для регистрации пользователей и неглубоких исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т.д.). Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний-производителей определенных товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, у которой нет предубеждений в отношении сути вопросов анкеты и необходимости подачи ответов.

Стандартный Web-опросник – это программа, содержащая вопросник в НТМL-формате, которая размещается в WWW. В ее основе – гипертекст и визуализация информации, с использованием элементов мультиносителя: изображений, графиков, звуков и т.п. В этом отличие от более ранних сред для оnline-опросов. Web-опросники имеют некоторые уникальные преимущества: они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой. Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Стандартный Web-опросник представляет собой программу, содержащую несколько Web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программы сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. При этом он видит только один вопрос, может спокойно его честь и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие и последующие. Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опроcа размещены счетчики времени, заполненных и незаполненных вопросов. Технически время ответа на один вопрос можно ограничить, а также заблокировать "пролистывание" вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив ответов в базу для обработки. В случае отказа от ввода информации о личности респондента возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов, и респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе, если таковое предусмотрено. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет. Но, с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени для того, чтобы запустить опрос, и достаточно сложна для исследования с точки зрения технических навыков. Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно программировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостинг. Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особенно важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. За рубежом таких компаний очень много. Они привлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах   [5] .

Существуют специализированные сайты (например – “What’s your opinion?”), которые рекламируют различные оnlinе-исследования. Естественно,  что для подобных исследований респонденты могут приглашаться по электронной почте: в тексте приглашения указывается www-адрес, где расположен сам опросник. Респондент подключается к его программе, заполняет все необходимые поля и вводит свои данные, которые сразу же попадают в базу для автоматизированной обработки [5].

Вопросник на компьютере – не просто экранная версия бумажного текста. Приложив весьма незначительные усилия, мы получаем более "умную" версию. Она позволяет автоматически разводить ответы на вопросы, основанные на предыдущем ответе респондента и тем самым уменьшать их взаимовлияние. Она ограничивает возможность фиксации респондентом нелогичного ответа, т.е. противоречащего ответу на предыдущий вопрос, поскольку дает выбрать только определенные, логически обоснованные варианты из всех предложенных. Без ухудшения общего впечатления от ответов она позволяет возвращаться назад и делать исправления, если респонденту это понадобилось. Можно предусмотреть лексику открытых ответов, и т.п. Иными словами, мы можем по ходу интервью программными средствами индивидуализировать вопросник, исходя из некоторых ответов каждого данного респондента.

Тем самым значительные усилия, которые тратятся на тренировку и инструктаж интервьюеров, можно не прилагать, переложив на компьютер многие человеческие функции и уменьшая шансы на ошибки интервьюеров, а также описки, опечатки, неточности, неразборчивость почерка и т.п. Снимается и ряд вопросов, связанных с ответами не по существу, с ошибками ввода данных, кодировкой и т.п.

Панельная выборка — современная и надежная практика набора респондентов для online-исследований. Она формируется с помощью специально созданной Интернет-панели. Эта технология формирования выборки – самая совершенная с методологической стороны и дает возможность наиболее рационально управлять коммуникацией в среде Интернета. Интерактивно-коммуникационный процесс при проведении опросов через Интернет-панель особенно удачен с точки зрения сетевого этикета, что позволяет успешно привлекать пользователе к опросам. Интернет-панель – это постоянно формирующаяся и обновляющаяся база данных потенциальных респондентов. Она включает респондентов, заполнивших предварительный вопросник, и распределяет их по группам (сегментам). Одна из главных задач Интернет-панели – сбор самых необходимых социально-демографических данных о респондентах. Благодаря им, исследователь может делать выборки, необходимые для каждого конкретного исследования. Информация, которую респондент добровольно сообщает о себе, сохраняется в тайне и не может быть использована в других, не заявленных в исследовании, целях. Она необходима для классификации респондентов в демографические сегменты. Исследователь определяет желаемые сегменты для конкретного onlinе-исследования и рассылает по электронной почте приглашения на участие в опросе тем респондентам, которые и них вошли. В некоторых случаях респонденты приглашаются к оnlinе-исследованию по телефону, обычной почте или лично. Приглашения содержат доступно изложенную информацию о проводимом оnline-опросе, инструкцию по заполнению анкеты и WWW-адрес, где расположен опросник. Вместе с приглашениями возможна и рассылка текстов анкет, если опрос проводится только по электронной почте [5].

Интернет-панель помогает профессиональным исследователям избавиться от нерациональной рассылки приглашений к опросу по электронной почте по "слепому" списку адресов. Существует, однако, опасность, что передача электронной почты без предшествующего согласия на это от получателя будет рассмотрена как спам. В этой связи, очень важное преимущество Интернет-панели – возможность до начала исследования получить добровольное согласие респондента на участие в нём. Если респондент зарегистрировался, значит, он согласен на участие в оnline-исследованиях и готов не только получать электронные приглашения, но и адекватно реагировать на них.

Создавая Интернет-панель, необходимо сделать так, чтобы на ней регистрировались респонденты, разнообразные по полу, возрасту и социальному статусу. Поэтому привлечение респондентов должно быть как можно более случайным. Обычно это делается за счет баннерной рекламы в Интернете на сайтах различной тематики. Пользователи, регулярно посещающие www-сайты, не пропускают без внимания баннеры. Размещение рекламы на них может быть очень эффективным, так как многие часто автоматически активизируют их. Таким образом, посетители популярных www-сайтов немедленно переходят на рекламируемое исследование, где обнаруживают Интернет-панель и, зарегистрировавшись, становятся потенциальными респондентами. Очень большое внимание уделяется составлению ознакомительного текста панели и инструкциям по регистрации на ней. Чтобы не "упускать" потенциальных респондентов, необходимо соблюдать все правила сетевого этикета, о чём пишут практически все зарубежные авторы, описывающие методологию online-исследований.

Интернет-панель дает возможность привлекать к исследованиям все новых и новых пользователей. При этом повышается управляемость процессом формирования выборки, а эффективность исследования растет за счет гарантии высокого уровня собираемости данных. Некоторые исследовательские Интернет-компании специально создают панели, чтобы формировать базы данных потенциальных респондентов для тех организаций, которые проводят online-исследования [5].

 

1.2 Голосовая связь

Новые технологии, позволяющие человеку в режиме реального времени вести диалог с компьютером, широко используются в повседневной жизни (например, в справочно-информационной службе, когда с помощью тонового набора цифр телефона можно выбирать варианты ответа и постепенно подходить к формулировке запроса автомату). Следовательно, ученые могут опираться на этот опыт, обращаясь к подобным средствам для сбора информации.

Развитие технологий идет еще дальше. Если ещё недавно мы переключались с текста на картинку, то теперь многие специалисты предсказывают переключение на общение с помощью голоса. Уже существуют возможности с голоса записывать текст.

Информация о работе Информационные технологии в социологии