Информационные технологии управления в органах местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 08:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по внедрению информационных технологий (далее по тексту ИТ) управления в муниципальном образовании Каракулинский район.
Задачи исследования:
Рассмотреть условия внедрения ИТ управления;
рассмотреть внутренние проблемы внедрения ИТ управления;
рассмотреть концепцию управления органов МСУ с использованием ИТ;
определить последовательность внедрения ИТ в органы МСУ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Информационные технологии в системе государственного и муниципального управления.…..…………………………………….…..7
Условия для внедрения ИТ технологий …..…………...….………7
Перспективы реализации использования информационных технологий в деятельности органов власти………………………..14
1.3. Условия внедрения ИТ технологий управления в муниципальном образовании Каракулинский район ………………………………..……..……..22
Глава 2. Проект Районной целевой программы «Развитие информатизации Каракулинского района на 2013-2015 годы»……………. ……………………..23
2.1. Паспорт программы………………………………………...……....23
2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения ……………………………………………………………………………..……27
2.3. Cоциально-экономическая значимость проблемы…………..29
2.4. Основные цели и задачи Программы……………………………..29
2.5. Сроки и этапы реализации целевой программы. ………………..31
2.6. Целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации целевой программы ……………………………………………..31
2.7. Оценка социально-экономической и экологической эффективности реализации целевой программы…………………………….31
2.8. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации целевой программы…………………………………………………………… 33
2.9. Перечень программных мероприятий (ресурсное обеспечение программы) …………………………………………………………………….34
2.10. Ожидаемые результаты от реализации программы…..……….. 37
Заключение………………………………………………………………………...39
Список использованных источников и литературы…………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова ГМУ.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

В области  повышения качества государственных  услуг и снижения затрат граждан и бизнеса обеспечить возможность получения наиболее востребованных государственных услуг через электронные каналы, с учетом уровня распространения Интернета среди целевых пользователей и экономической целесообразности.

В области общей оптимизации затрат государства добиться осуществления основного объема закупок федеральными органами власти с использованием средств электронных торгов7.

В этом году объем государственных закупок уже достиг величины 1 трлн рублей.

         Принципиальная черта проектов ФЦП «Электронная Россия (2002 – 2010 гг.)» – наличие регионального и муниципального направлений, так как именно здесь происходит непосредственное взаимодействие граждан и бизнеса с государственной властью. Успех «электронного правительства» на местах является предпосылкой успеха реформ в целом.

По словам заместителя  директора Департамента государственного регулирования в экономике Министерства экономического развития РФ Максима  Викторовича Паршина: Надо понимать, что простое внедрение ИКТ ничего не даст. Весь мировой опыт учит, что формирование «электронного правительства» невозможно без приведения к определенным стандартам и общим требованиям, пускай даже минимальным, качества управления в «бумажном» ныне существующем государстве. И говоря особенно об «электронном правительстве» нужно прежде всего выявлять: может ли данный орган государственной или муниципальной власти предоставить гражданину качественные услуги или нет? Если да то есть смысл начинать работу по использованию разного рода информационных технологий для достижения открытости государственной или муниципальной власти и всех других требований, которые предъявляют новые федеральные законы, ныне действующие или только вступающие в силу.

Здесь надо назвать Федеральный  закон №8-ФЗ «Об обеспечении  доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления» Им вводится презумпция открытости всей информации о работе госорганов, кроме засекреченной. Причем законом достаточно четко описывается, как она должна выглядеть на официальном сайте. Основное что не обходимо знать органам гос.власти и управления различного уровня : а им необходимо привести свои сайты в соответствие требованиям закона. Для значительного повышения эффективности и оказания гос услуг в рамках ИКТ «Электронное правительство» организуются три информационно-коммуникационных канала, каждый из которых выдвигает свои требования по необходимым изменениям в деятельности. Первый канал.  Гражданин сам приходит в присутственное место (например для сдачи документов) и потом получает результат виде других документов (справок, выписок, лицензий и т. д.). Второй канал. Гражданин получает все необходимые ему государственные услуги с помощью порталов госуслуг в интерактивном режиме, при котором его непосредственное присутствие в том или ином учреждении не обязательно. Третий  канал. Вся нужная (как правило подготовительная) информация предоставляется по телефону. Для того, чтобы выяснить круг компетенции того или иного органа власти, распорядок его работы, требования по оформлению документов и многие другие вопросы, достаточно только позвонить по единому бесплатному телефону. Что касается первого все знают что данная форма крайне не эффективна. Дело в том что, наиболее сложные и массовые услуги имеют межведомственный и межуровневый характер. Для получения нужного результата необходимо очень большое количество разных справок, причем они заканчивают свое действие когда, еще не начинают действовать вторые и т.п. Когда процесс построен таким образом, тут же возникают некие «посредники», за вознаграждение готовые облегчит участь посетителя. Понятно, такое «облегчение» невозможно без коррупции, потому что частью своих доходов посредники делятся с чиновниками. Для улучшения процесса прохождения всех инстанций и разработана система «одного окна». Но одно дело продекларировать необходимость такой системы, совершенно иной вопрос – практическая реализация этой идеи. И поэтому работа над административными регламентами несколько лет назад привела к концепции многофункционального центра предоставления государственных услуг(МФЦ).          Естественно, создание МФЦ потребовало и изменения законодательства 25 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 281-ФЗ «О внесении изминений в отдельные законодательные акты». В ст.30 этого закона определено, что основной функцией региональных МФЦ является взаимодействие с органми гос власти, органами местного самоуправления  и организациями, учавствующими в предоставлении государственных услуг. Эта необходимая законодательная основа позволяет нам оптимизировать взаимоотношения «гражданин-государство» Идея достаточно проста и крайне нетривиальная, в каждом регионе со своей спецификой, поскольку необходимо организовать все межведомственное межуровневое взаимодействие. И это не возможно без использования информационных технологий, без полноценного юридически значимого межведомственного межуровневого сотрудничества. В России действуют уже 37 МФЦ в 35 регионах, ведутся работы по открытию еще 18-ти из них на сегодняшний день уже открыт и в Ижевске. Один из самых крупных МФЦ открыт в г.Тамбове. Он обслуживает в день около полутора тысяч человек, предоставляется в нем более 120 услуг. Причем это наиболее массовые услуги такие как Федеральная миграционная служба, кадастр, социальная защита, строительство8.                  

Основными целями создания в регионах объединенных информационных ресурсов паспортных столов, отделений  ЗАГС, жилищно-эксплуатационных служб являются обеспечение эффективного информационного обмена в сфере учета населения, создание информационно-аналитической основы для проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, улучшение информационного обслуживания населения и сокращение потерь времени при обращении граждан в органы государственной власти. Выполнены работы по созданию компонентов ОГИР в Самарской области, Ханты-Мансийском автономном округе, Республике Чувашия, Калининградской области, г. Магнитогорск Челябинской области. Ведутся работы по созданию и развитию региональных web-порталов органов власти в республиках Бурятия, Башкирия и Чувашия, Нижегородской области, Алтайском крае. Создан электронный портал органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа, запуск которого позволил обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств порядка 22 млн рублей. Разработан проект типового портала органов власти субъектов Российской Федерации. Пилотный проект типового портала уже реализован в Чувашской Республике и Республике Саха (Якутия).

В Новосибирской области  реализуется программа «Электронный Новосибирск», направленная на совершенствование  деятельности муниципалитета на основе использования ИКТ, обеспечение  гласности деятельности органов  местного самоучастия граждан в самоуправлении; осуществление органами местного самоуправления оптимального управления всеми звеньями городского хозяйства и социальной сферы.

К настоящему моменту  сотрудничество мэрии города Новосибирска, поставщиков услуг, банков и новосибирских  разработчиков позволило создать единый информационный массив данных по жилищно-коммунальному управлению (ЖКУ), доступный всем участникам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), собранный с помощью современных технологий хранения и обработки информации; единую городскую систему сбора платежей, включающую сеть пунктов оплаты и получения информации (кассы, информационные киоски, банкоматы, web-сайт, мобильные телефоны). В 2002–2003 годах система начислений охватывала более 200 тыс. квартиросъемщиков 7 районов города, свыше 60 жилищно-эксплуатационных участков (ЖЭУ). В настоящее время система охватывает более 450 тыс. квартиросъемщиков.

Все государственные  закупки осуществляются через систему  открытых электронных торгов, что  в 2009 году позволило сэкономить около 140 млн рублей бюджетных средств (было закуплено товаров и услуг на сумму 1,6 млрд рублей вместо запланированных 1,74 млрд).

Одним из центральных направлений ФЦП «Электронная Россия» по линии Минэкономразвития России остаются проекты создания «Электронного правительства» в регионах  Российской Федерации, будет продолжена работа в области реализации принципов электронного, сервисного государства.9

 

1.3 Условия внедрения ИТ технологий управления в муниципальном образовании Каракулинский район

 

В настоящее время  общее состояние уровня информатизации, в Каракулинском районе характеризуется следующим образом:

  • несовершенная нормативная правовая база, разрабатывавшаяся без учета возможностей современных ИТ;
  • недостаточное развитие ИТ в области муниципального управления, неготовность органов местного самоуправления к применению эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами;
  • используются разнородные аппаратно–программные средства, часто не совместимые между собой, не прошедшие сертификацию на соответствие стандартам по совместимости и качеству;
  • недостаточный уровень подготовки кадров в области использования ИТ;
  • высокий уровень монополизации сетей связи (провайдер ОАО «РОСТ-Телеком» вне конкуренции), создающей барьеры на пути их использования и приводящий к перекосам в тарифной политике;
  • обеспеченность современной компьютерной техникой составляет 67 % от общего количества муниципальных служащих;
  • в органах местного самоуправления, а также в бюджетных и некоммерческих организациях отсутствуют локальные вычислительные сети;
  • в Недостаточности финансирования в области информатизации.

В данной ситуации, местной  власти необходимо разработать механизм решения проблем и реализации направлений деятельности в данной сфере, путем создания целевой программы «Развития информатизации» с поддержкой на уровне правительства Удмуртской Республики.  

 

Глава 2. Проект Районной целевой программы «Развитие информатизации Каракулинского района на 2013-2015 годы».

 

2.1.  Паспорт программы

 

Наименование Программы 

«Развитие информатизации Каракулинского  района на 2013-2015 годы»

Основание для разработки Программы

- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"

- РЦП «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011 - 2015 годы)»

Муниципальный заказчик 

 

Основные разработчики Программы 

Администрация муниципального образования «Каракулинский район» 

 

Администрация муниципального образования «Каракулинский район» 

Исполнители программы

Администрация муниципального образования «Каракулинский район» 

Основная цель программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные задачи программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевые индикаторы и  показатели, позволяющие

оценить ход  реализации

целевой программы

Повышение качества жизни населения и обеспечение  устойчивого социально-экономического развития Каракулинского района за счет внедрения и распространения информационных технологий

 

- обеспечение открытости  в деятельности органов местного  самоуправления и общедоступности информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами местного самоуправления и гражданами, хозяйствующими субъектами на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

- развитие нормативной базы муниципальной информатизации;

  • повышение эффективности управления процессами информатизации в Каракулинском районе;

- повышение   эффективности   взаимодействия органов местного самоуправления, структурных подразделений и администраций сельских поселений в Каракулинском районе за счет внедрения  информационно-коммуникационных технологий;

- повышение качества оказания услуг в Каракулинском районе за счет  внедрения информационно-коммуникационных технологий;

- повышение  уровня  подготовки  специалистов органов  местного самоуправления, сельских поселений,  хозяйствующих субъектов в сфере информационно-коммуникационных технологий

 

- количество разработанных  баз данных и информационных  систем;

- количество автоматизированных  рабочих мест в подразделениях муниципального района, удовлетворяющих требованиям технической защиты информации;

Сроки и этапы реализации  Программы

2013 - 2015 годы

Программа выполняется  в три этапа

Объемы и  источники

финансирования Программы

2013 г.- 1298 тыс. руб.

2014 г. – 1195 тыс. руб.

2015 г. – 975 тыс. руб. Консолидированный МБ

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты   реализации Программы                       

Объемы финансирования программы носят ориентировочный  характер и подлежат ежегодной корректировке  при формировании и утверждении бюджета на соответствующий год.

 

автоматизация рабочих  мест;

совершенствование информационного взаимодействия органов местного самоуправления, жителей и хозяйствующих субъектов на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

внедрение системы электронного документооборота; и межведомственного взоимодействия

Контроль за реализацией программы -

Контроль за реализацией  программы возложить на отдел  экономики Администрации Каракулинского района

Оценка эффективности

Программой предусмотрено комплексное  решение                             

проблемы   с максимальным использованием существующих        

ресурсов,  организация  телекоммуникационной связи  между 

структурными  подразделениями   связи,   увеличение 

количества автоматизированных  рабочих мест,   

удовлетворяющих требованиям  технической защиты  

информации;   централизованная подготовка кадров.


 

2.2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

Использование компьютерных информационных технологий в деятельности подразделений администрации МО «Каракулинский район» в настоящее время является одним из важнейших факторов повышения эффективности их работы, а также своевременного и неукоснительного выполнения федеральных и региональных законодательных актов. Активное использование информационных технологий, автоматизация рабочих мест в администрации МО «Каракулинский район» началось в 2004 году. В рамках муниципальной целевой программы «Развитие информатизации Каракулинского района»  район был поднят на достойный уровень  среди районов Удмуртской республики за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время  в Каракулинском   районе внедрены или находятся на стадии внедрения отдельные информационные системы обще-муниципальной значимости: государственная автоматизированная система "Выборы", система электронного документооборота, справочная правовая система «Консультант Плюс», автоматизированы бюджетные бухгалтерские процессы, АИС САО. В зданиях Администрации работает локальная вычислительная сеть, параметры более 67% компьютеров соответствуют требованиям, предъявляемым современными методами обработки информации. Однако все существующие информационные системы представляют собой разнородные информационные хранилища, отличные по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению, ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладают единым управлением, возможностью оперативного информационного обмена. В то же время существуют объективные предпосылки в развитии информационной среды района, которые позволяют интегрировать имеющиеся и вновь разрабатываемые информационно-справочные системы и создать на их основе единое информационное пространство структур района. В районе действуют цифровые сети телефонной связи общего пользования ОАО "РОСТЕЛЕКОМ», имеется мобильная связь и доступ в Интернет. Для развития в районе современных инфо-коммуникационных услуг необходимо создать муниципальную телекоммуникационную сеть.

Однако развитие новых  информационных технологий требует решения ряда проблем.

Не все рабочие места  оснащены компьютерной техникой, многие уже морально устарели и требуют  замены. В сельских поселениях в  одном компьютере установлены базы данных программ АИС САО и выходы в Интернет, что делать запрещается, с целью защиты персонифицированных данных. 

Особое внимание необходимо уделить защите информации, сохранности  информационных баз от несанкционированного доступа и внешних воздействий. На всех компьютерах использовать только лицензионное системное и прикладное программное обеспечение.

Для обеспечения качественной реализации функций управления административно-хозяйственным  комплексом района необходимо оперативное  представление всем субъектам управления достоверной информации об инфраструктуре, экономическом и социальном развитии района.

 

 

2.3.   Cоциально-экономическая   значимость   проблемы

 

Сейчас существует ряд  важных проблем, касающихся развития и  формирования информационного пространства на территории нашего района, влияющих на его дальнейшее успешное развитие: отсутствие эффективного взаимодействия между государственными и муниципальными структурами управления и недостаточная согласованность работ различных муниципальных структур и государственных учреждений и ведомств и, как следствие, - низкий уровень интеграции существующих систем местного самоуправления, неоправданное дублирование функций в различных системах, отсутствие комплекса стандартов, классификаторов, позволяющих унифицировать представление данных и обеспечить согласованное функционирование этих систем; отсутствие современной информационной среды для работы органов местного самоуправления и взаимодействия с населением, и всех хозяйствующих субъектов по достижению социально значимых результатов, в соответствии с планами социально- экономического развития района. 

Интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, их внедрение требует  новых подходов к обеспечению  информационной безопасности.

2.4. Основные цели и задачи Программы

 

   Основными целями Программы являются повышение эффективности функционирования экономики, местного  самоуправления  за   счет внедрения и массового распространения перспективных информационных и коммуникационных технологий, обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан и организаций на информацию и удовлетворение информационных потребностей. Достижение этой цели возможно только на основе создания единого информационного пространства путем объединения информационных ресурсов, информационных систем и развитой коммуникационной инфраструктуры.

Основные принципы информатизации: последовательность (этапность и  непрерывность), направленность, эффективность, управляемость, открытость, ресурсная  обеспеченность, преемственность.

Политика информатизации района должна быть направлена на создание единого информационного пространства, представляющего собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей.

Информация о работе Информационные технологии управления в органах местного самоуправления