Информационные технологии условиях информатизации и социально-экономической глобализации общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 21:20, реферат

Краткое описание

В развитых странах в настоящее время свершаются одновременно две взаимопроникающие революции: в информационных технологиях и в бизнесе. Глобализация постиндустриального общества, появление Интернета, усиление роли знаний, а также изменения в области менеджмента, касающееся методов управления, разрушение традиционной системы управления – реинтеграция вышеперечисленных процессов влияет на развитие абсолютно всех областей деятельности человечества.
В истории развития цивилизации из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации произошло несколько информационных революций (рис.3.1).

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции ИТЭ портал.doc

— 1.70 Мб (Скачать файл)

 

Тема 1.1. Информационные технологии условиях информатизации и социально-экономической глобализации общества

 

В развитых странах в настоящее  время свершаются одновременно две  взаимопроникающие революции: в  информационных технологиях и в бизнесе. Глобализация постиндустриального общества, появление Интернета, усиление роли знаний, а также изменения в области менеджмента, касающееся методов управления, разрушение традиционной системы управления – реинтеграция вышеперечисленных процессов влияет на развитие абсолютно всех областей деятельности человечества.

В истории развития цивилизации  из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации произошло несколько информационных революций (рис.3.1).

Рис. 1. Информационные революции на пути движения к информационному обществу

 

Базовой технической  составляющей информационных технологий управления сегодня является персональный компьютер (ПК). Предпосылки для появления ПК возникли в связи с ростом объема информации. Объем информации в мире        с 1900 г. удваивался каждые 50 лет,

с 1950 г. каждые 15 лет,

с 1970 г.- каждые 10 лет,

к 1980 г. – каждые 5 лет,

с 1990 года –  ежегодно.

В мире был накоплен громадный  информационный потенциал, но им нельзя было воспользоваться  в полном объеме из-за проблем с обработкой информации. В результате наступил информационный кризис, выходом из которого явилось внедрение компьютеров - универсальных технических средств обработки информации, и телекоммуникационных средств для связи и передачи информации. Это стало началом нового эволюционного процесса в развитии  человеческого общества, называемого информатизацией.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий с целью удовлетворения информационных потребностей общества на основе формирования информационных ресурсов посредством современных ИТ и развитой инфраструктуры.

Информатизация  ведется путем тесного взаимодействия между собой процессов совершенствования создания документированной информации, методов улучшения технологии ее сбора, накопления и хранения, процессов потребления – обработки, поиска и распространения информации; механизмов создания и развития средств обеспечения (программных, технических, лингвистических, правовых, организационных по документированию информации, организационных по выполнению информационных процессов).

На определенном этапе информатизации рождается информационное общество.

Информационное  общество - это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Информация сегодня является стратегическим ресурсом общества, который определяет уровень развития государства, его экономический потенциал и положение в мировом экономическом пространстве.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других ИС).

ИР являются исходной базой для создания информационных продуктов – результата интеллектуальной деятельности человека, распространяемого посредством услуг.

 

 

Особенности информационного общества

Мировое сообщество стремительно продвигается по пути создания единого экономического и информационного пространства.

Рассматривая качественные перемены, связанные с процессами становления информационного общества, можно констатировать, что

  1. В экономике наиболее развитых стран доминирует сектор, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации – перераспределяются ресурсы из сферы материального производства в сферу информационных услуг.
  2. Расходы на исследовательские работы и маркетинг новой продукции значительнее, чем затраты на ее выпуск.
  3. Занятость в «информационном» секторе экономики превышает соответствующие показатели для сельского хозяйства и промышленности.
  4. На смену бумажных денег приходит электронная информация, заменяя традиционные формы расчетов системой электронных платежей, электронной коммерцией и др.; Интернет сегодня используется не только как средство коммуникаций, благодаря глобальной информационной сети обычный бизнес трансформируется в электронный. По прогнозам специалистов, в 2010 г. на долю электронной коммерции придется 70%  мировой торговли [10].
  5. Продажи ноу-хау, то есть технической информации на мировом рынке, обеспечивают больше экспортных доходов, чем продукция аграрного, добывающего и обрабатывающего секторов экономики.
  6. Информатизация охватывает все социально значимые области жизни человека.
  7. Судя по экспертным оценкам, в последние десятилетия рост производительности труда только на 10-20% объясняется ростом его капиталовооруженности. В основном он обеспечивается за счет внедрения качественно новых технологий, в том числе, компьютерных программ, повышения квалификации инженеров и специалистов и совершенствования организации производства [33, с. 50].
  8. В технологически развитых странах доля вещественного (омертвленного  в стоимости зданий, сооружений, оборудования, запасов сырья, энергоносителей и т.д.) капитала, снижается (В США в 1950 г. она составляла 52-53% совокупного капитала, в 1998 г. – только 31-33%). Соответственно, повышается доля «человеческого капитала», он становится важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности экономики в информационном обществе.

«Человеческий капитал» - высококвалифицированные специалисты, способные обеспечить производство знаний, эффективный менеджмент и маркетинг, а также использовать высокие технологии  во всех сферах человеческой деятельности - в управлении, образовании, на производстве и т.д. [37, с. 57].

  1. С распространением «высоких технологий» постепенно качественно меняется характер трудовой деятельности. Значительная часть высококвалифицированных наемных работников занята на роботизированных и автоматизированных производственных комплексах, где человек вообще исключается из процесса производственной деятельности. На его долю остаются функции наблюдения, исправления ошибок и программирования компьютеров, контролирующих данные комплексы.
  2. Расширяются возможности интеллектуального труда. Повышенный спрос проявляется сегодня не только на труд ученых, но и специалистов в области маркетинга, менеджмента, Интернет-технологий, сбора и защиты информации, программистов, специалистов по внедрению и сопровождению информационных систем и др. Наиболее востребованными являются специалисты, сочетающие в себе знания и умения из двух или более вышеперечисленных областей.
  3. Крупные корпорации стремятся использовать интеллектуальный потенциал университетов и государственных исследовательских центров, предлагая их профессорам и ведущим специалистам, имеющим наработки в области прикладных исследований, содействие в создании малых, «венчурных» фирм, выбрасывающих на рынки новые технологии.
  4. С развитием инфокоммуникационных технологий и сервиса глобальных, региональных и локальных сетей стал быстро развиваться новый сектор экономики – сетевой. Сетевая экономика определяется как среда, в которой любая компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать с любой другой компанией или индивидом.
  5. Достижения в области искусств.интеллекта в сочетании с инфокоммуни-кационными технологиями породили и прогресс в области экспертных систем, нейросетей и нейрокомпьютеров, информационной безопасности и др. областях.
  6. Качественно новые формы, благодаря революции в сфере передачи информации, приобретает и внутрифирменное управление. Становится возможным сочетание жесточайшего контроля центрального руководства гигантских ТНК над филиалами, с предоставлением им и отдельным звеньям производства значительной автономии в принятии решений, касающихся непосредственной организации текущей работы. 
  7. Стала заметна интеллектуализация различных технических устройств и всеобщая компьютеризация, возросла роль знаний, старая система управления меняется на новую, основанную на реинтеграции процессов. Именно реинтеграция составляет основу таких явлений, как всеобщее управление качеством (Total Quality Management - TQM), и реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering - BPR).  Все эти изменения связаны с ИТ, которые перестали быть просто вспомогательным инструментом бизнеса.

Если  раньше ИТ использовались для накопления, обработки и передачи информации, то теперь все чаще - для преобразования предприятия с целью повышения эффективности его функционирования и развития.

В настоящее  время все страны мира в той  или иной степени осуществляют процесс информатизации; страны, занимающиеся производством информационных технологий, имеют большие преимущества для развития других высоких технологий и экономики в целом, образуя сообщество информационно и промышленно развитых стран. Последствия мировых глобальных революционных изменений проявляются и в России.

 

 

Тема 1.3. Сущность, структура и классификация  ИТ

 

Прежде чем  определить понятие «ИТ», рассмотрим понятие «технология»

 

Определения понятия «технология»

Источник

Определение

Толковый словарь  русского языка С.И. Ожегова

Технология - совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Советский

энциклопедический словарь

Технология (от греч. искусство, мастерство, умения) – 

совокупность  методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Словарь

иностранных слов

Технология  – 1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства.


 

Основные элементы технологии в производственном процессе – предмет, способ и методы обработки. Технологии как процессу, свойственны упорядоченность и организованность.

Выделим набор  характерных признаков, присутствующих в различных представлениях о технологии:

 

В зарубежной литературе термин «information technology» имеет тройственное значение: «информационная технология», «информационная техника» и «информационная отрасль производства». Там же определены три ключевых составляющих ИТ: числовое вычисление, хранение информации и трансляция числовых сигналов по телекоммуникационным сетям.

В отечественной  статистике под ИТ понимаются технологии, «использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука».

ИТ - совокупность методов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распределение и отображение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности [16].

При анализе определений термина ИТУ можно сделать вывод, что они повторяют определения ИТ, добавляя к ним цель и область применения.

ИТУ - «комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в надежную и оперативную информацию механизма принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления» (рис.3.2).

 

Рис. 2. Схема определения понятия «ИТУ»

 

 

Рис 3.9. Классификация ИТ

Информационные технологии и информационные системы

 

Современный уровень  информатизации бизнеса предполагает использование новейших технических, программных средств в различных социально-экономических системах. В настоящее время разрабатываются автоматизированные информационные системы (АИС), представляющие собой совокупность персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующую информационную технологию выполнения установленных функций (ГОСТ 34.003-90).

Создание и  функционирование систем в управлении экономикой связаны с развитием ИТУ, которая является основной составляющей автоматизированной информационной системы (рис. 3.2).

Автоматизированные  информационные системы для информационной технологии - это основная среда, составляющими элементами которой являются информация, технические, программные средства, средства связи и другие технологические средства,  способы преобразования данных, базы данных, пользователи и др. Важнейшей составляющей ИС является человек, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление.

Основная  цель ИТУ – посредством переработки разрозненных первичных данных получать информацию нового качества, на основе которой вырабатываются оптимальные управленческие решения.

Информационная  технология представляет собой процесс, состоящий из четко регламентированных правил выполнения процедур над информацией, циркулирующей в информационной системе, с использованием средств и методов автоматизации. Средства и методы автоматизации включают технику, программы, способы и подходы в организации информации, ИС и ИТ, в обслуживании пользователей.

Информация о работе Информационные технологии условиях информатизации и социально-экономической глобализации общества