Информационный потенциал общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 16:09, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение понятия и сущности информационного потенциала общества, определение его места в становлении и развитии информационного общества.
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:: изучение сущности и видов информационных ресурсов общества, изучение рынка информационных продуктов и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Подготовка и оказание информационных услуг включает в себя:

  • связь (телекоммуникационная, телефонная) для предоставления информационных услуг, осуществляемых в форме передачи данных;
  • обработка данных в вычислительных центрах;
  • программное обеспечение;
  • разработка информационных систем;
  • разработка информационных технологий. [5, с. 54]

 

2. Информационный рынок

2.1. Назначение информационного рынка

Для использования традиционных продуктов и ресурсов их потребителям необходимо знать следующее: где находятся эти ресурсы, какова их стоимость, кто ими владеет, кому они необходимы и насколько они доступны.

При использовании  информационных продуктов и ресурсов возникают те же самые вопросы. Ответы на них можно получить при существовании информационного рынка.

Информационный рынок (рынок информационных продуктов и услуг) представляет собой систему организационных, экономических и правовых отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Рынок информационных продуктов и услуг характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, механизмами и условиями их предоставления, ценами на них. В отличие от торговли обычными товарами, которые имеют материальную вещественную формы, на информационном рынке предметом обмена или продажи являются информационные технологии, информационные системы, патенты, лицензии, инженерно–технические услуги, товарные знаки, различная информация и другие информационные ресурсы.

В современном  обществе основной источник информации для информационного обслуживания - базы данных. Они взаимосвязывают потребителей и поставщиков информационных услуг, отношения между ними, условия и порядок покупки и продажи информационных услуг.

Поставщиками информационных продуктов и услуг выступают:

  • центры, которые распределяют информацию на основе различных баз данных;
  • центры, создающие и хранящие базы данных, производящие постоянное накопление и редактирование информации в них;
  • специальные службы, собирающие информацию по конкретной сфере деятельности для ее последующего анализа, обобщения, прогнозирования (биржи, консалтинговые фирмы, банки);
  • службы передачи данных и телекоммуникации;
  • информационные брокеры;
  • коммерческие фирмы.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. [4, с. 199]

2.2. История развития рынка информационных услуг

Формирование устойчивого рынка информационных услуг началось с середины 50–х гг. ХХ века. Основными поставщиками информационных услуг в то время были: информационные службы научно–технических, академических и профессиональных обществ, учебных заведений и государственных учреждений. Основными потребителями были специалисты и ученый в научно-технической сфере.

С начала 60–х гг. XX в. наряду с рынком информационных услуг начал формироваться рынок услуг электронной обработки и передачи информации.

С середины 60–х гг. до середины 70–х гг. XX в. из-за широкого применения компьютерной техники одним из главных видов информационных услуг стали базы данных, которые содержали различную информацию по всем отраслям знаний.

В середине 70–х гг. XX в. началось создание глобальных и национальных сетей передачи данных. Здесь ведущим видом информационных услуг становится диалоговый поиск информации в базах данных, удаленных от пользователя.

Начиная с 80–х гг. XX в. информационная индустрия приобретает все большее влияние на социальную и экономическую жизнь общества. [4, с. 188]

 

2.3. Структура информационного рынка

Информационный потенциал общества составляет совокупность условий, методов и средств, позволяющих использовать информационные ресурсы. Он включает в себя весь индустриально–технологический комплекс производства современных методов и средств передачи и обработки информации и сеть учебных, научно–исследовательских, коммерческих, административных и других организаций, обеспечивающих информационное обслуживание на основе современной информационной технологии.

Инфраструктура информационного рынка представляет собой совокупность секторов. Каждый из этих секторов объединяет группу организаций или людей, предлагающих схожие информационные продукты и услуги.

В соответствии с данным определением попытаемся обобщить известные мнения об инфраструктуре рынка информационных продуктов и услуг.

Инфраструктуру этого рынка можно представить в виде пяти секторов:

    1. научно–техническая продукция в виде методических, технологических и проектных разработок по разным отраслям;
    2. объекты художественной культуры в виде текстовой, аудио-, видеопродукции;
    3. образовательные услуги;
    4. управленческие сообщения и данные: хозяйственная и политическая информация, данные о рыночной ситуации, статистические данные, оценки и рекомендации по принятию решений, рекламные сообщения;
    5. бытовая информация: сообщения общего характера, сведения о рынке труда, сведения о потребительском рынке.

Однако, в этой инфраструктуре нет трех основных аспектов, характерных для информационного общества:

  • программный – все программные продукты информатики;
  • технический – вся аппаратно–техническая база информатики;
  • коммуникационный – все виды компьютерных сетей и их возможности по передаче информации, все виды телефонной и факсимильной связи.

Кроме того, существует мнение относительно разделения на сектора рынка дистанционных информационных услуг:

  • услуги для обеспечения управленческих решений (позволяют использовать информацию о состоянии внешних по отношению к ней систем);
  • высокомонополизированный профессиональный рынок (предоставляет пользователю информацию по его сфере деятельности);
  • домашний рынок (предоставляет услуги бытового характера (для электронных платежных покупок и операций)).

Итак, выделим пять секторов рынка информационных продуктов и услуг.

1–й сектор – деловая информация. Состоит из следующих частей:

  • статистическая информация – прогнозные модели и оценки по социальной, экономической, демографической областям. Поставщиками могут быть консалтинговые фирмы, государственные службы;
  • финансовая и биржевая информация –валютные курсы, котировки ценных бумаг, рынок товаров и капиталов, учетные ставки,  цены, инвестиции. Поставщиками могут быть специальные службы финансовой и биржевой информации, банки, брокерские компании;
  • коммерческая информация по корпорациям, фирмам, компаниям, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии, сделках и связях, деловых новостях в области экономики и бизнеса, руководителях. Поставщиками могут быть специальные информационные службы.

2–й сектор – информация для специалистов. Включает в себя следующие части:

  • научно–техническая информация (библиографическая, документальная, справочная информация в области общественных, технических, естественных наук, по сферам человеческой деятельности и отраслям производства);
  • профессиональная информация (специальная информация и данные для врачей, юристов, инженеров, преподавателей, метеорологов, геологов и др.);
  • доступ к первоисточникам (организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения в различных формах по межбиблиотечному абонементу).

3–й сектор – потребительская информация. Включает в себя следующие части:

  • потребительская информация (бронирование билетов, расписания транспорта, банковские операции, заказ товаров и услуг и др.);
  • литература и новости (информация агентств прессы и служб новостей, справочники, электронные журналы, энциклопедии и др.);
  • развлекательная информация (телетекст, игры).

4–й сектор – услуги образования. Содержит все формы и ступени образования: дошкольное, школьное, специальное, профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция представляется в некомпьютерном или компьютерном виде: методические разработки, учебники, развивающие компьютерные игры, практикумы, методики обучения, компьютерные обучающие и контролирующие системы и др.

5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства. Содержит следующие части:

  • технические средства: телекоммуникационное оборудование, компьютеры, комплектующие и сопутствующие материалы;
  • программные продукты – программные комплексы с разной ориентацией (от неопытного пользователя компьютера до профессионала): программы общей ориентации, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение и др.;
  • консультирование по различным аспектам информационной индустрии –какое программное обеспечение необходимо для реализации профессиональной деятельности, какую приобретать информационную технику, на базе какой информационной технологии лучше организовать свою деятельность, нужна ли информационная система и какая и др.;
  • разработка и сопровождение информационных систем и технологий – обследование организации в целях выявления информационных потоков, разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение баз данных;
  • подготовка источников информации – создание баз данных по заданному явлению, области, теме и др.

В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:

  • дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных;
  • непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;

Рынок информационных продуктов и услуг, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается. Значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов и услуг. Под ним понимают торговлю, посредничество и производство информационных продуктов и услуг.

К функциям информационного бизнеса относятся: [4, с. 203]

  • управление кадрами;
  • управление финансами и ведение учета;
  • организация производства;
  • материально–техническое снабжение;
  • лизинговые операции;
  • маркетинговые исследования;
  • страхование имущества и информации;
  • консультационное обслуживание;
  • сервисное обслуживание.
  • организация службы информационной безопасности.

2.4. Правовое регулирование на рынке информационных продуктов и услуг

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности ставит вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В России по этому вопросу принят ряд законов, постановлений и указов. Среди них: [6, с. 25]

  • ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
  • ФЗ "Об авторском праве и смежных правах",
  • Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" и др.

Рассмотрим базовые положения ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". Этот закон является основным юридическим актом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативно-правовых законодательных документов для успешного развитии информационного общества. С его помощью частично удалось решить ряд проблем правового регулирования на рынке информационных продуктов и услуг.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам: [1]

    • Общие положения.
    • Информационные ресурсы.
    • Пользование информационными ресурсами.
    • Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.
    • Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация трактуется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Информация о работе Информационный потенциал общества