Информация и информационные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:49, реферат

Краткое описание

По определению профессора Буаде, под информацией (лат.informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) подразумевается «все то, что уменьшает степень неопределенности нашего знания о данном предмете». Эта мера определяет полезность, ценность переданных сведений для конкретного получателя. Если в полученных сведениях ничего нового для нас нет, то количество полученной информации равно нулю. Поэтому общим является понятие данные – любые сведения без оценки их значимости для потребителя.

Содержание

1. Понятие информации
2. Кодирование информации
3. Обработка информации
4. Автоматизированные информационные системы
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по информатике на тему.docx

— 26.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Доклад

 по теме:

 «Информация и  информационные процессы».

 

Работа     Щербаковой Н.И.

Ученицы   8 «б» класса.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание: 
1. Понятие информации 
2. Кодирование информации 
3. Обработка информации 
4. Автоматизированные информационные системы 
Заключение 
Библиографический список 
 
1. Понятие информации

По определению  профессора Буаде, под информацией (лат.informatio – разъяснение, изложение, осведомленность) подразумевается  «все то, что уменьшает степень  неопределенности нашего знания о данном предмете». Эта мера определяет полезность, ценность переданных сведений для конкретного  получателя. Если в полученных сведениях  ничего нового для нас нет, то количество полученной информации равно нулю. Поэтому общим является понятие  данные – любые сведения без оценки их значимости для потребителя. 
Термин информация был введен американским математиком Клодом Шенноном в его книге «Теория информации», посвященной процессам передачи кодированных сигналов по каналам связи, и использовался в узком смысле внутри этой теории. Понятие же информации рассматривается в большей мере как философская категория, характеризующая любое взаимодействие между объектами и окружающей средой. 
В ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» закреплено понятие информации. Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. 
Технология (греч. techne – искусство, мастерство, умение) – это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы чего-либо, осуществляемых в процессе производства. Информационные технологии рассматривают информацию в качестве объекта в целях получения и использования её наиболее эффективным способом. 
Под экономической информацией понимают совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Внутри общего понятия «экономическая информация» выделено понятие товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности. К субъектам коммерческой деятельности относятся изготовители товаров, продавцы и потребители. В зависимости от назначения товарная информация подразделяется на три вида: основополагающая, коммерческая, потребительская. Основополагающая товарная информация – это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночной деятельности. Коммерческая информация – это сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Потребительская товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям. Сведения о товарах могут быть доведены до субъектов различными средствами. Они подразделяются на группы: информационные ресурсы, специальная литература, маркировка и реклама. Группы подразделяются на подгруппы, а подгруппы – на виды носителей информации. 
Экономическая информация может быть классифицирована по нескольким признакам. По временной направленности она подразделяется на прогнозную, плановую, учетную. По истинности: достоверная и недостоверная; по полноте: достаточная, избыточная и недостаточная; по своевременности: своевременная, преждевременная и устаревшая; по стадиям возникновения: первичная и вторичная; с позиций релевантности: релевантная и релевантная (т.е. не отвечающая потребностям пользователя). В соответствии с данными критериями экономическая информация должна быть достоверной, достаточной, своевременной и релевантной

2. Кодирование информации

Кодирование широко применяют при  передаче, хранении и переработке  информации в различных системах. При этом различают две задачи, решаемые в процессе кодирования  сообщений. Первая состоит в отыскании  наиболее экономичных эффективных  методов построения сигналов, позволяющих  передавать по каналу связи наибольшее количество символов в единицу времени. Вторая связана с установлением  возможности передачи сигналов с  заданной достоверностью по каналу с  помехами. Из этих двух задач вытекает третья: построение кодов, имеющих простую  процедуру кодирования и декодирования. В соответствии с этим в теории кодирования сформировалось несколько  направлений, наиболее известными из которых  являются статистическое кодирование  и помехоустойчивой кодирование. 
Код – это универсальный способ отображения информации в виде системы соответствий между элементами сообщений и сигналами, при помощи которых эти элементы можно зафиксировать. Конечная последовательность символов алфавита кодирования называется кодовым словом, если она однозначно соответствует какому-либо элементу из множества сообщений, а множество кодовых комбинаций называется длиной слова. В качестве кодовых символов используются различные обозначения в виде букв, цифр и специальных знаков. Число различных значений, которые может принимать любой символ кода, называется основанием кода. Кодовые слова могут иметь одинаковую или различную длину. В соответствии с этим коды называются равномерными или неравномерными. Неравномерные коды применяются в системах кодирования, учитывающих статистические свойства сообщений в целях минимизации средней длины слова на один элемент сообщения. Наиболее известным из этих кодов является код Морзе, применявшийся для кодирования алфавитно-цифровой информации при передаче ее по телеграфным каналам. Идея оптимального кодирования заключается в том, что наименьшая длина кодового слова соответствует тем буквам алфавита, которые наиболее часто встречаются в передаваемом тексте. 
В современных системах связи, как и в компьютерной технике, используются символы 1 или 0 двоичного представления независимо от физической природы символов. При этом каждому сообщению ставится в соответствие двоичное кодовое слово. Для двоично-кодированных сообщений с точки зрения наибольшей простоты технической реализации их кодирования и декодирования получили распространение равномерные коды, причем с длиной, кратной степени двоичного основания. Они отображаются для компактности также в кратной степени двоичного основания системы счисления. Конечное множество сообщений редко бывает кратно степени двоичного основания и часть кодовых комбинаций остается неиспользованной, что и обусловливает избыточность кода. 
Действительно, в соответствии с кодировочной таблицей ASCII – кодов (American Standard Code for Information Interchange – Американского стандартного кода для обмена информацией) для кодирования всех необходимых для работы компьютера специальных команд, а также букв латинского алфавита, цифр и специальных символов достаточно 128 различных кодовых комбинаций. Это соответствует 7 – разрядному двоичному коду. 
При использовании для этих целей 1 байта (8 – разрядного двоичного кода) создается избыточность в 128 комбинаций. Однако эти кодовые комбинации не пропадают зря, в англоязычном варианте работы компьютера они являются резервом, а также частично используются для кодирования символов псевдографики, широко используемых в DOS – приложениях (например, в текстовых редакторах). 
Этот резерв используется для создания кодировочной таблицы для других языков. Так что все 256 кодовых комбинаций ASCII – кода полностью используются. Отметим также, что в операционной системе Windows наряду с ASCII – кодом принята другая кодировочная таблица, утвержденная ANSI – Американским институтом стандартов. 
Расположение латинского и национального алфавитов в таблице упорядочено так, чтобы можно было использовать коды для сортировки символьной информации. Существенное отличие имеют кодировочные таблицы КОИ -8. В них символы кириллицы во второй половине таблицы не упорядочены в порядке возрастания кодов. Символы расположены так, чтобы при усечении старшего бита оставшиеся 7-разрядные коды кириллицы соответствовали 7-разрядным кодам латиницы. 
При полном отсутствии избыточности кода, когда заняты абсолютно все кодовые комбинации, достаточно помехе исказить любой двоичный разряд кода, и одна разрешенная кодовая комбинация превратиться в другую, также разрешенную кодовую комбинацию. При этом обнаружить, правильное или ошибочное поступило сообщение, невозможно. Существует большая группа кодов, называемых корректирующими, которые вследствие избыточности обладают свойствами обнаружения и автоматического исправления ошибок. 
Циклические коды являются важным классом групповых кодов, отличающиеся высокими корректирующими возможностями. Для циклических кодов характерно то, что если кодовая комбинация принадлежит данному коду, то комбинация, полученная циклической перестановкой символов, также принадлежит данному коду. Широкое распространение циклических кодов обусловлено их высокой эффективностью, простотой технической реализации кодеров и декодеров. В компьютерной технике эти коды применяются в устройствах хранения информации и при передаче информации по каналам коммуникации для обнаружения ошибок в полученной информации.

3. Обработка информации

Реализация задач в  сфере экономики сопровождается сбором, хранением, поиском и просмотром документов. Место и роль различных  документов и операций их обработки  в деятельности организации можно  описать с помощью следующих  понятий: 
• документ – информационный объект, используемый в бизнес-процессе; 
• событие – внешнее (неконтролируемое в рамках бизнес-процесса) действие, имеющее отношение к появлению, обработке или аннулированию документа; 
• операция – элементарное действие, выполняемое в рамках рассматриваемого бизнес-процесса; 
• исполнитель – должностное лицо, ответственное за выполнение одной или нескольких операций бизнес-процесса. 
Поток деловой информации, проходящий через организации, не только огромен в количественном отношении, но и удивительно разнообразен по видам ее представления и источникам. Однако среди всего этого разнообразия можно выделить три составляющие части информационного потока: 
– приблизительно 12% информации, с которой мы соприкасаемся и работаем, представляют собой структурированную информацию в электронном виде, хранящуюся в базах данных и управляемую с помощью механизмов систем управления базами данных (СУБД). За ввод, индексирование, хранение, поиск и просмотр данных здесь отвечают специальные, достаточно развитые программные средства в составе СУБД; 
– 15% информации, с которой приходится работать не менее активно, представляют собой неструктурированные данные в электронном виде. Огромные массивы неструктурированной информации хранятся в виде текстовых файлов, файлов электронных таблиц, органайзеров, а также попадают в наш компьютер в виде ASCII-файлов по электронной почте и через факс-модемы. Для индексирования и поиска необходимых данных используются механизмы четкого поиска текста по ключевым словам и полному содержанию; 
– около 75% информации – это информация, хранящаяся на бумаге. Бумажные документы забивают ящики столов, шкафы и приходится тратить много времени на то, чтобы отсортировать кипы бумаг, относящихся к различным делам, или вручную найти необходимый документ при помощи обычной картотеки. 
Ввод экономической информации в компьютерную базу данных чаще осуществляется вручную набором на клавиатуре символов в соответствии с первичным бумажным документом. При этом участие человека-оператора в процессе ввода данных снижает эффективность информационной системы, поскольку его производительность не превосходит 40 (bit per second – бит в секунду) или 5cps (chart per second – символов в секунду). Для автоматизированного ввода данных используются лазерные считывающие устройства – сканеры. 
Экономическую информацию можно обрабатывать непосредственно в документе, созданном MS WinWord, путем внедрения в документ даты и времени, полей, закладок. При этом вставленное поле позволяет использовать формулы, в которых можно применить множество встроенных функций групповой обработки информации. 
Гораздо чаще экономическая информация представляется для обработки в виде таблиц. Для обработки данных в электронных таблицах в состав MS Office включен табличный процессор Excel. При этом средств обработки данных, встроенных в табличный процессор, существенно больше. Имеются встроенные вычислительные блоки и процедуры, например блок анализа, позволяющий проводить решение типовых задач статистики. 
Экономическая информация вводится и накапливается в течение длительного времени. Поэтому ее целесообразно хранить в базах, данных в целях ее последующей обработки и использования для создания различных итоговых документов. Для создания баз данных и работы с ними в состав MS Office включена СУБД MS Access. 
В современных информационных системах все шире применяется речевой ввод и вывод информации: в частности, для решения практических задач, связанных с вводом вербальной информации в автоматические системы, для создания систем автоматизированного поиска и обработки информации на разных языках, оптимизации линий связи. 
Решение проблемы взаимодействия человека и компьютера на естественном языке, автоматической обработки текста с помощью компьютеров и лингвистическое обеспечение информационных систем разных типов позволяет осуществлять управление роботом, диалог в процессе принятия решений в системе управления, машинный перевод речи, компьютеризацию обучения, разработку систем искусственного интеллекта.

4. Автоматизированные информационные системы

Анализ и классификацию автоматизированных информационных систем можно провести с различных позиций: 
– по информационному принципу – построенные на основе индивидуальной (локальной) базы данных; построенные на основе распределенной (сетевой) базы данных одно рангового типа; построенные на основе базы данных иерархического типа «сервер – клиент»; 
– по технологическому принципу – сбор данных, передача данных, хранение данных, обработка данных; 
– по функциональному принципу – учет, анализ хозяйственной деятельности, планирование, прогнозирование. 
Наиболее удобной классификацией АИС является деление систем по видам обеспечения: техническое, программное, информационное, лингвистическое, математическое, правовое, организационное. Такое деление позволяет отвлечься как от конкретной технологии, так и от конкретного функционального назначения рассматриваемых компонентов. Однако полностью изолированно друг от друга виды обеспечения рассматривать нельзя, поскольку принципы построения базы данных влияют на используемое при этом программное обеспечение, а также выбор технических средств. Поэтому в качестве основного структурного звена автоматизированной информационной системы часто принимают автоматизированное рабочее место специалиста. АРМ бухгалтера – это рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники, другими инструментальными средствами и средствами оргтехники и обеспечивающее автоматизацию большей части операций учета при выполнении бухгалтером своих профессиональных функций. Аналогичным образом можно определит АРМ и других специалистов. 
Автоматизированные информационные системы масштаба предприятия или отрасли называются корпоративными системами управления бизнес-процессами, или системами управления корпорацией. На западе применительно к системам масштаба предприятия часто употребляют термины manufacturing requirements planning (MRP), manufacturing resource planning (MRP II), business management systems (BMS). В современной информационной технологии управления корпорацией все производственно-хозяйственные операции называются бизнес-процессами. Бизнес-процесс – это действия управленческого персонала, покрывающие один из видов деятельности предприятия. Все бизнес – процессы разбиваются на более мелкие бизнес-функции, которые выполняются отдельными исполнителями или их группами и носят более специфический характер для каждой конкретной организации. 
Для осуществления бизнес-процессов в масштабах предприятия компании необходимо, чтобы работники своевременно имели надежные данные для принятия управленческих решений, а также получали оперативную информацию для выполнения своих каждодневных функций. Поэтому в настоящее время главное требование, предъявляемое к руководителям предприятий, учреждений и финансовых структур, – это умение организовать взаимодействие всех функциональных приложений, возможность оперативной обработки информации и получение всех необходимых отчетных документов. Немаловажное значение имеют такие характеристики систем, как защита информации от несанкционированного доступа, их надежная и бесперебойная работа. Всем перечисленным требованиям могут удовлетворять только системы, имеющие модульную структуру и реализованные в архитектуре «клиент-сервер». 
Одно из направлений построения корпоративных систем управления предусматривает интеграцию информационной системы путем объединения локальных АРМ с помощью интерфейсных программ. Это направление можно рекомендовать, когда поставленная задача повысить эффективность использования существующих информационных технологий.

 
 
Заключение

Информация играет важную роль во всех сферах человеческой деятельности. Под экономической информацией  понимают совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение  и развитие народного хозяйства, всех его звеньев и элементов. Этот термин употребляется обычно как равнозначный понятию «данные».

Биографический список:

http://referat.resurs.kz/ref/informatsiya-i-informatsionnie-tehnologii/2/


Информация о работе Информация и информационные процессы