Использование информационных технологий в обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:50, доклад

Краткое описание

Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.

Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.

В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации, уроки-сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 28.81 Кб (Скачать файл)

«Использование информационных технологий в обучении биологии».

 
Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании  на уроках новых информационных технологий.  
 
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.  
 
В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации, уроки-сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.  
 
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.  
 
Информационные технологии позволяют:  

• построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику  собственную траекторию обучения.  
• коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.  
• рационально организовать познавательную деятельность школьников  
• использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.  
• изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.  
• представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

 
В отличие от обычных технических  средств обучения ИКТ позволяют  не только насытить обучающегося большим  количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать  новые знания, работать с различными источниками информации.  
 
На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время используется ЭОР «Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные энциклопедии «Зоология» и «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:

• усвоить базовые знания по предмету,  
• систематизировать усвоенные знания,  
• сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ  
• сформировать навыки самоконтроля, сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности,  
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,  
• обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Методические приемы использования  мультимедиа на уроках биологии.

1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить  ученика прокомментировать процесс,  остановить кадр и предложить  продолжить дальнейшее протекание  процесса, попросить объяснить процесс.  
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.  
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.  
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.  
Этапы информатизации преподавания предмета:  
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т.п.  
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.  
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и т.д.  
4. Применение учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие в дистанционных олимпиадах, конференциях.  
5. Создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.

Метод информационно-коммуникативных  проектов

Использование информационных технологий на уроках биологии получило новый  импульс после знакомства с программой «Intel» в 2005 г. С этого момента разрозненные попытки использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.

В основу образовательного проекта  положена самостоятельная целенаправленная исследовательская деятельность учащихся. Несмотря на то, что исследование носит  учебный характер, при его организации используются общепринятые в науке методы познания - наблюдение, опыт, аналогия, анализ и синтез.

Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным  инструментом развития интеллекта и  творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в своей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное  проектирование и исследование - надежный метод формирования устойчиво мотивации  учебной деятельности.

В настоящее время изготовлено  и имеется в продаже много  ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова.

Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить  про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет  быстро передать письменное сообщение  в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими  пользователями.

Это поистине безграничное количество рефератов практически по любым  темам. Такой материал не должен пройти мимо учащихся, вне учебного процесса на уроке биологии.  
Можно дать задания детям и другого характера.

Например:

• найти в Интернете 3 сайта по теме "Клонирование” и написать рецензию;  
• найти 3 анимации по теме «Хрящевые рыбы» и составить к ним задания;  
• открыть сайт с указанным адресом, изучить теорию по теме и выполнить задание . . . и т. д.

Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения  к предмету.

Сейчас Интернет можно использовать для:  
1. Поиска информации по учебным вопросам;  
2. Проведения учебных телекоммуникационных проектов;  
3. Доставки учебных видеопрограмм;  
4. Повышения квалификации учителей.  
5. Для размещения собственной информации на сайтах.  
6. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня.

На уроках с применением ЦОРов дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на 2010-2011 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам.

Учитель, зачастую ограниченный в  возможностях получать новейшую научную  и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий  и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме  того, Интернет позволяет найти разнообразный  иллюстративный материал, который учитель  может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать –  и при оформлении кабинета.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который  включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты  структуры этих сайтов. Это значительно  облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой  странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом  делятся своими находками. Интерес  к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что  используя на уроках новую научную  информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих  сайтов.

Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. На уроках в классах среднего звена использование  материалов, полученных из Интернета, носит в большей степени познавательно-развлекательный  характер, позволяет дополнительно  заинтересовать учащихся и расширить  их кругозор.

По каждой теме курса биологии у  нас подобран материал из сети, который  по мере изучения темы помещается на стенде кабинета – учащиеся имеют возможность  познакомиться с ним на переменах  и после занятий. На уроках я обращаю  внимание своих учеников на этот стенд, сообщая, что там они могут  получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. На стенд в  этом году планируем помещать распечатки не только текста, но и иллюстраций; ведь красочные картинки невольно привлекают внимание школьников, - даже тех, кто  не особенно интересуется биологией.

Информация, полученная из Интернета, будет использована при новом  оформлении кабинета биологии.

Все упомянутые ниже сайты регулярно  мною посещаются, а их существование  тем самым проверяется.

Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь  – русскоязычные), я разделила  их на несколько групп.

По страницам периодической  печати

Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые  издания выкладывают в сети и  полные тексты публикаций вместе с  иллюстрациями – если не из последних  номеров, то за прошлые месяцы или  годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя. Ниже приведен перечень показавшихся мне интересными статей по биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.

Статья «В семье не без примата» - http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18.

(Для упрощения в дальнейшем  списке на газетной полосе  общая для всех статей часть  ссылок http://www.vokrugsveta.ru/vsuser.exe/viewarticle?id=18  
- опущена и приведены только номера самих статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова, конечно, адрес должен быть набран полностью).  
«Оглохший от любви» - 52; «Шутка природы» - 58; «Обжигающая красота» - 66; «Большое перемирие» - 107; «Владыки морей юрского периода» - 108; «Время белой совы» - 169; «Отважная охотница» - 232; «Врожденный феминизм» - 277; «Балтиморская птица» - 287; «Летучая ящерица или дракон?» - 288; «Ход слоном» - 302; «Отшельник из джунглей» - 311; «Израиль. Заповедник Хайбар» - 627; «Эквадор. Чарльз Дарвин» - 719; «Птицы утренней зари» - 723; «Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» - 749; «Усатые русалки» - 846; «Россия. Зоопарк» - 854; «Россия. Лоси» - 866; «Финляндия. Оленья ферма» - 885; «Таиланд. Змеи» - 962; «Танзания. Долина Серенгети» - 994; «Танзания. Кратер Нгоронгоро» - 998; «Испания. Андалузцы» - 1003; «Таиланд. Слоны» - 1030; «Рожденные не летать» - 1060; «Ровесница динозавров» - 1108; «Солдаты невидимого фронта» - 1135; «Восполнимые потери» - 1139; «Ядовитые интеллектуалы» - 1164; «Австралия. Животные» - 1186; «Эвкалиптовые привереды» - 1243; «Царицы ночи» - 1310; «Ясноглазая жертва» - 1344; «Безжалостные туши» - 1351; «Закон стаи» - 1416; «Проклятие Афины» - 1450; «Тортилла и ее родня» - 1522.

Помимо журнала «Вокруг света», я могу порекомендовать учителям биологии и сайты ряда других периодических  изданий:

Журнал «Друг» - http://www.droug.ru/.

Журнал «Гео» - http://www.geoclub.ru/.

Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.

Журнал «Знание-сила» - http://www.znanie-sila.ru/.

Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.

Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/.

Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru/.

Очень приятно удивил сайт журнала  «Компьютера». Если судить только по названию, трудно представить, что на страницах  этого издания приводится очень  новая и интересная информация по биологии. Вот названия только нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и биологии», «Малые РНК», «История клонирования».

Некоторые сайты предлагают бесплатно  подписаться на рассылки новостей. В присылаемой ими информации обычно можно найти что-то интересное. Например, в рассылке www.subscribe.ru последнее  время были такие интересные статьи, как «Наши гениальные органы», «Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу», «Мир попугаев», материалы о динозаврах и медведях. Отмечу интересную и  увлекательную форму, в которой  они написаны.

Общие сайты по биологии

В эту группу я включила русскоязычные  сайты, которые предоставляют разнообразную  информацию по биологии. Вот некоторые  из них.

«Научная сеть» - http://www.nature.ru/ –  прекрасный помощник для учителя  и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная  научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных  новинок, биографии ученых, курсы  лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

Информация о работе Использование информационных технологий в обучении биологии