Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:50, доклад
Одним из условий повышение качества образования я вижу в использовании на уроках новых информационных технологий.
Компьютер как универсальное средство обработки, хранения и представления информации прочно вошел в нашу повседневную жизнь. Увеличивающиеся информационные потоки требуют нового уровня в обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения новых приемов ее представления.
В моем кабинете установлен компьютер и мультимедийный проектор, с применением которых провожу более половины уроков. Использую Интернет-ресурсы, обучающие компьютерные программы и собственные электронные методические разработки. Разработанные мной уроки-презентации, уроки-сайты вызывают большой интерес у учащихся. Благодаря использованию информационных технологий, удается значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время и т.д.
«Использование информационных технологий в обучении биологии».
Одним из условий повышение качества
образования я вижу в использовании
на уроках новых информационных технологий.
Компьютер как универсальное средство
обработки, хранения и представления информации
прочно вошел в нашу повседневную жизнь.
Увеличивающиеся информационные потоки
требуют нового уровня в обработке и осмыслении
информации, быстрого и эффективного усвоения
новых приемов ее представления.
В моем кабинете установлен компьютер
и мультимедийный проектор, с применением
которых провожу более половины уроков.
Использую Интернет-ресурсы, обучающие
компьютерные программы и собственные
электронные методические разработки.
Разработанные мной уроки-презентации,
уроки-сайты вызывают большой интерес
у учащихся. Благодаря использованию информационных
технологий, удается значительно повысить
качество знаний учащихся, сделать процесс
обучения более интересным, рационально
использовать учебное время и т.д.
Применение компьютера в обучении позволяет
управлять познавательной деятельностью
школьников. В этом случае обучение строят
в рамках личностно-ориентированной модели,
учитывающей индивидуальные темпы усвоения
знаний и умений, уровень сложности, интересы
и пр.
Информационные технологии позволяют:
• построить открытую систему образования,
обеспечивающую каждому школьнику
собственную траекторию обучения.
• коренным образом изменить организацию
процесса обучения учащихся, формируя
у них системное мышление.
• рационально организовать познавательную
деятельность школьников
• использовать компьютеры с целью индивидуализации
учебного процесса и обратиться к принципиально
новым познавательным средствам.
• изучать явления и процессы в микро-
и макромире, внутри сложных биологических
систем на основе использования средств
компьютерной графики и моделирования.
• представлять в удобном для изучения
масштабе различные биологические процессы,
реально протекающие с очень большой или
малой скоростью.
В отличие от обычных технических
средств обучения ИКТ позволяют
не только насытить обучающегося большим
количеством готовых, строго отобранных,
соответствующим образом
На уроках и факультативах по биологии
и во внеурочное время используется ЭОР
«Анатомия - 8», энциклопедия Кирилла и
Мефодия, «Уроки биологии 10-11», электронные
энциклопедии «Зоология» и «Ботаника»,
«Открытая биология» Физикон и др. Эти
и другие электронные учебники помогают
решить следующие дидактические задачи:
• усвоить базовые знания по предмету,
• систематизировать усвоенные знания,
• сформировать навыки самостоятельной
работы с учебным материалом с использованием
ИКТ
• сформировать навыки самоконтроля,
сформировать мотивацию к учению в целом
и к биологии в частности,
• оказать учебно-методическую помощь
учащимся в самостоятельной работе над
учебным материалом,
• обеспечить удобную образовательную
среду и возможности самостоятельного
выбора в поиске и использовании источников
информации, то есть подготовить учащегося
к экзамену в кратчайшие сроки, попутно
сформировав у него массу полезных общеучебных
навыков.
Методические приемы использования мультимедиа на уроках биологии.
1. Использование мультимедиа
2. Использование компьютера учениками:
при изучении текстового материала можно:
заполнить таблицу, составить краткий
конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной
презентацией: развивает речь, мышление,
память, учит конкретизировать, выделять
главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве
пишущей машинки, подготовка с его помощью
простейших дидактических материалов,
планов уроков и т.п.
2. Использование электронных учебников
и образовательных ресурсов на электронных
носителях в качестве наглядных пособий,
с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов
для создания собственных учебных пособий
с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft
Publisher, Adobe Photoshop и т.д.
4. Применение учебных проектов, руководство
исследовательской учебной и внеурочной
деятельностью учащихся, участие в дистанционных
олимпиадах, конференциях.
5. Создание целостной методической системы,
органично включающей все пройденные
этапы.
Метод информационно-коммуникативных проектов
Использование информационных технологий на уроках биологии получило новый импульс после знакомства с программой «Intel» в 2005 г. С этого момента разрозненные попытки использовать компьютерные технологии в образовательном процессе получили идеологическую и технологическую поддержку, если рассматривать педагогическую технологию как выверенное описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
В основу образовательного проекта
положена самостоятельная
Исследовательское обучение и проектирование тесно связаны и служат эффективным инструментом развития интеллекта и творческих способностей ребенка, подготавливают его к реалиям взрослой жизни. Именно эти направления считаю ведущими в своей педагогической деятельности. В профильных классах гимназии учебное проектирование и исследование - надежный метод формирования устойчиво мотивации учебной деятельности.
В настоящее время изготовлено и имеется в продаже много ЦОРов по биологии, но они не всегда отвечают требованиям современного урока. Поэтому информацию для изготовления слайдов к уроку я беру не только из ЦОРов, но и путём сканирования из учебника и дидактических пособий. И ещё одно моё личное наблюдение, текстовая информация с экрана воспринимается очень плохо, приходится несколько раз к ней возвращаться снова и снова.
Говоря о новых информационных технологиях, невозможно не вспомнить про Интернет - чем он может помочь учебному процессу на уроках биологии? Он содержит не только огромное количество разнообразной информации, но и позволяет быстро передать письменное сообщение в любой уголок мира и просто напрямую обмениваться мнениями с другими пользователями.
Это поистине безграничное количество
рефератов практически по любым
темам. Такой материал не должен пройти
мимо учащихся, вне учебного процесса
на уроке биологии.
Можно дать задания детям и другого характера.
Например:
• найти в Интернете 3 сайта по
теме "Клонирование” и написать
рецензию;
• найти 3 анимации по теме «Хрящевые рыбы»
и составить к ним задания;
• открыть сайт с указанным адресом, изучить
теорию по теме и выполнить задание . .
. и т. д.
Они все рассчитаны на формирование интереса и творческого отношения к предмету.
Сейчас Интернет можно использовать
для:
1. Поиска информации по учебным вопросам;
2. Проведения учебных телекоммуникационных
проектов;
3. Доставки учебных видеопрограмм;
4. Повышения квалификации учителей.
5. Для размещения собственной информации
на сайтах.
6. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах
различного уровня.
На уроках с применением ЦОРов дети занимаются с большим удовольствием, мало того они сами готовят презентации по различным темам. В планах на 2010-2011 учебный год, как зачетный урок, в конце года провести в 7 классах защиту презентаций по различным темам.
Учитель, зачастую ограниченный в возможностях получать новейшую научную и научно-популярную информацию по своему предмету из периодических изданий и книг, ставших для него недоступными из-за высоких цен, может получить эту информацию из Интернета. Кроме того, Интернет позволяет найти разнообразный иллюстративный материал, который учитель может использовать на уроках, демонстрируя изображение на экране, а если есть возможность их распечатать – и при оформлении кабинета.
Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Этот созданный мною каталог доступен учащимся и, благодаря красочному оформлению страниц, невольно привлекает их внимание, стимулирует познавательную активность и вызывает желание самим посетить тот или иной сайт. Некоторые ребята, поработав с каталогом, сами начинают искать сайты с научно-познавательной информацией – не только по биологии, но и по другим предметам, и потом делятся своими находками. Интерес к самостоятельной работе с Интернетом подкрепляется еще и тем, что используя на уроках новую научную информацию, полученную в сети, записывает на доске адреса соответствующих сайтов.
Самостоятельный поиск информации
имеет смысл поручать в первую
очередь старшеклассникам. На уроках
в классах среднего звена использование
материалов, полученных из Интернета,
носит в большей степени
По каждой теме курса биологии у нас подобран материал из сети, который по мере изучения темы помещается на стенде кабинета – учащиеся имеют возможность познакомиться с ним на переменах и после занятий. На уроках я обращаю внимание своих учеников на этот стенд, сообщая, что там они могут получить дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Но обычно ребята уже и сами ждут очередного обновления материала. На стенд в этом году планируем помещать распечатки не только текста, но и иллюстраций; ведь красочные картинки невольно привлекают внимание школьников, - даже тех, кто не особенно интересуется биологией.
Информация, полученная из Интернета, будет использована при новом оформлении кабинета биологии.
Все упомянутые ниже сайты регулярно мною посещаются, а их существование тем самым проверяется.
Наиболее интересные, на мой взгляд, сайты по биологии (в первую очередь – русскоязычные), я разделила их на несколько групп.
По страницам периодической печати
Газеты и журналы, как правило, приводят на своих сайтах только перечень опубликованных статей. Однако некоторые издания выкладывают в сети и полные тексты публикаций вместе с иллюстрациями – если не из последних номеров, то за прошлые месяцы или годы. Они-то и могут представлять интерес для учителя. Ниже приведен перечень показавшихся мне интересными статей по биологии, размещенных на сайте журнала «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.
Статья «В семье не без примата»
- http://www.vokrugsveta.ru/
(Для упрощения в дальнейшем
списке на газетной полосе
общая для всех статей часть
ссылок http://www.vokrugsveta.ru/
- опущена и приведены только номера самих
статей (предыдущий – «18»). Но для их вызова,
конечно, адрес должен быть набран полностью).
«Оглохший от любви» - 52; «Шутка природы»
- 58; «Обжигающая красота» - 66; «Большое
перемирие» - 107; «Владыки морей юрского
периода» - 108; «Время белой совы» - 169; «Отважная
охотница» - 232; «Врожденный феминизм»
- 277; «Балтиморская птица» - 287; «Летучая
ящерица или дракон?» - 288; «Ход слоном»
- 302; «Отшельник из джунглей» - 311; «Израиль.
Заповедник Хайбар» - 627; «Эквадор. Чарльз
Дарвин» - 719; «Птицы утренней зари» - 723;
«Мадагаскар. Хамелеоны и Лемуры» - 749;
«Усатые русалки» - 846; «Россия. Зоопарк»
- 854; «Россия. Лоси» - 866; «Финляндия. Оленья
ферма» - 885; «Таиланд. Змеи» - 962; «Танзания.
Долина Серенгети» - 994; «Танзания. Кратер
Нгоронгоро» - 998; «Испания. Андалузцы»
- 1003; «Таиланд. Слоны» - 1030; «Рожденные
не летать» - 1060; «Ровесница динозавров»
- 1108; «Солдаты невидимого фронта» - 1135;
«Восполнимые потери» - 1139; «Ядовитые интеллектуалы»
- 1164; «Австралия. Животные» - 1186; «Эвкалиптовые
привереды» - 1243; «Царицы ночи» - 1310; «Ясноглазая
жертва» - 1344; «Безжалостные туши» - 1351;
«Закон стаи» - 1416; «Проклятие Афины» -
1450; «Тортилла и ее родня» - 1522.
Помимо журнала «Вокруг света», я могу порекомендовать учителям биологии и сайты ряда других периодических изданий:
Журнал «Друг» - http://www.droug.ru/.
Журнал «Гео» - http://www.geoclub.ru/.
Газета «Мое зверье» - www.zooclub.ru/animals/.
Журнал «Знание-сила» - http://www.znanie-sila.ru/.
Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru/.
Журнал «Компьютерра» - http://computerra.ru/.
Очень приятно удивил сайт журнала «Компьютера». Если судить только по названию, трудно представить, что на страницах этого издания приводится очень новая и интересная информация по биологии. Вот названия только нескольких статей: «Ушедший 2002-й – год медицины и биологии», «Малые РНК», «История клонирования».
Некоторые сайты предлагают бесплатно подписаться на рассылки новостей. В присылаемой ими информации обычно можно найти что-то интересное. Например, в рассылке www.subscribe.ru последнее время были такие интересные статьи, как «Наши гениальные органы», «Жизнь начинается с черепа», «Визит к единорогу», «Мир попугаев», материалы о динозаврах и медведях. Отмечу интересную и увлекательную форму, в которой они написаны.
Общие сайты по биологии
В эту группу я включила русскоязычные
сайты, которые предоставляют
«Научная сеть» - http://www.nature.ru/ – прекрасный помощник для учителя и учащихся. На этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.
Информация о работе Использование информационных технологий в обучении биологии