Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:04, курсовая работа
Актуальность выбранной мной темы состоит в том, что в последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять формирование глобального информационного общества, основанного на знаниях, а также современного целостного научного миропонимания и мировоззрения..
Введение. 2
Глава 1. История возникновения информатики. 3
1.1. Истоки информатики. 3
1.2. Информационные революции в истории человеческой цивилизации. 4
1.3. Этапы развития информационных технологий. 5
1.4. Ключевые даты в развитии информационных технологий. 6
Глава 2. Эволюция представлений об информатике. 16
2.1. Информатика как гуманитарная наука. 16
2.2. Информатика как техническая наука. 17
2.3. Информатика как естественная наука. 17
Глава 3. Информатика в современной системе научного знания. 20
3.1. Современные представления о предмете информатики. 20
3.2. Информатика и информация. 21
3.3. Междисциплинарный характер информатики. 22
3.4. Основные философские принципы информатики. 27
Заключение 29
Библиография. 30
Комментируя эту свою точку зрения
на место информатики в системе
научного знания, А. П. Ершов писал: "Сознавая
некоторую относительность
Профессор Ю. И. Шемакин в монографии "Введение в информатику" [17] также отмечал, что "основной задачей информатики является изучение закономерностей, в соответствии с которыми происходят создание, преобразование, хранение, передача и использование информации всех видов, в том числе с применением современных технических средств".
Приведенные выше определения предмета
информатики, предложенные российскими
учеными еще 20 лет назад, характеризуют
информатику как
В настоящее время в научном сообществе существуют две основные точки зрения на предмет информатики как научной дисциплины. В соответствии с первой из них информатика все еще квалифицируется как комплексная техническая дисциплина, изучающая методы и средства автоматизированной обработки и передачи информации с помощью современных средств информатизации и, в первую очередь, с помощью ЭВМ и телекоммуникационных сетей. В нашей стране эта точка зрения сформировалась в значительной степени благодаря позиции таких авторитетных ученых, как академики А. А. Дородницин, А. А. Самарский , Н. Н. Моисеев, В. И. Сифоров, В. М. Глушков, Б. Н. Наумов. Именно эта точка зрения и определяла вплоть до 1995 г. отношение к информатике в отечественной науке. Что касается зарубежной науки, то, как я уже говорил ранее, в США, Канаде и ряде других англоязычных стран термину «Информатика» соответствует термин «Computer science», подчеркивающий ориентацию на инструментально-технические аспекты исследований, в то время как изучением информационных процессов занимается «Information science». Таким образом, опять-таки повторяясь, можно сказать, что в современном понимании отечественный термин «Информатика» представляет собой синтез западных «Computer science» и «Information science».
Вторая точка зрения, которая в последние годы приобретает все больше сторонников как в России, так и за рубежом, связана с работами именно российских ученых. Приоритет здесь принадлежит А. Д. Урсулу, А. П. Ершову, Ю. И. Шемакину и Ю. А. Шрейдеру, которые еще 20 лет назад рассматривали информатику как формирующуюся новую фундаментальную науку, которая будет иметь первостепенное значение не только для всего естествознания, но и для гуманитарных наук. Этот прогноз был основан на признании российскими учеными фундаментальности самого феномена информации, которая собственно и является важнейшим объектом изучения информатики как фундаментальной науки, а также на концепции, согласно которой информационные закономерности должны иметь общую основу для своего проявления, как в живой, так и в неживой природе, в том числе — и в искусственно созданных человеком технических системах.
Многообразие подходов к определению предмета и основных задач информатики как науки в настоящее время является вполне закономерным. В значительной степени оно обусловлено многообразием современных представлений об информации, которая является фундаментальным понятием современной науки, но до сих пор еще не имеет однозначного определения. Причина этого заключается в том, что феномен информации по-разному проявляет себя в различных информационных средах, т. е. в тех конкретных условиях, в которых протекают информационные процессы. Закономерности и методы реализации этих процессов и изучает информатика как фундаментальная наука.
Поэтому в различных направлениях развития информатики (техническом, биологическом, социальном, физическом) анализируются лишь вполне определенные аспекты проявления феномена информации и информационных процессов, которые обусловлены тем или иным видом информационной среды. Так, например, в технической информатике анализируются различные методы генерации, кодирования, передачи, приема, преобразования и хранения сигналов, которые представляют собой лишь внешние отражения, т. е. некоторую форму представления информации. При этом ее внутреннее содержание, т. е. смысловое значение, а также ценность и значимость для потребителя полностью игнорируются.
Такой подход к информации в технической информатике совсем не умаляет ее значения как научного направления. Наоборот, он дал возможность сформировать достаточно развитую теорию передачи и обработки сигналов, которая позволяет выполнять необходимые инженерные расчеты трактов передачи информации в технических системах связи и телекоммуникации, оценивать пропускную способность каналов связи, их помехоустойчивость и надежность и т. п. Одной из первых теоретических работ в этой области считается работа Клода Шеннона [18], которого принято считать основоположником теории информации. Хотя, строго говоря, научная дисциплина, которую он начал развивать, теорией информации в современном понимании, в общем-то, не является, а представляет собой лишь теорию передачи сигналов по каналам связи.
Гораздо ближе к современному пониманию термина "теория информации" находятся пионерские работы У. Эшби [19], который рассматривал информацию как меру разнообразия в природе и обществе, т. е. как степень организационной сложности технических, природных и социальных систем. Этот подход оказался исключительно плодотворным и, как будет показано далее, в последние годы находит все большее распространение при исследовании проявлений феномена информации в физических, биологических и социальных системах.
Таким образом, именно фундаментальность понятия информации и ключевая роль информационных процессов в развитии живой и неживой природы и являются теми основными факторами, которые выдвигают информатику на уровень фундаментальных наук и ставят ее в один ряд с такими науками, как общая теория систем, синергетика, кибернетика, физика, биология.
Практически во всех современных энциклопедических словарях информатика определяется как комплексное междисциплинарное научное направление, которое является одной из наиболее перспективных "точек роста" современной науки. Она оказывает большое влияние на многие другие области научных исследований, передавая им свою научную методологию, главными достижениями которой сегодня следует считать методологию информационного моделирования, а также информационный подход к анализу различных объектов, процессов и явлений в природе и обществе.
Именно поэтому изучение информатики как фундаментальной науки имеет исключительно большое значение для формирования современного научного мировоззрения. К сожалению, следует констатировать, что такой подход к изучению информатики, хотя и продекларирован в документах ЮНЕСКО [20], в трудах Российской академии наук, а также в проектах новых государственных образовательных стандартов России, практически еще очень медленно внедряется в систему образования. Причина здесь заключается не только в отсутствии хороших учебников по информатике для высшей и средней школы, но, главным образом, в консервативности мышления чиновников, работающих в сфере образования России, которые и сегодня все еще продолжают считать информатику вспомогательной технической дисциплиной о компьютерных технологиях и телекоммуникационных системах.
Справедливости ради следует отметить, что не лучшим образом обстоит дело с изучением фундаментальных основ информатики и в образовательных системах зарубежных стран, где сегодня также доминирует инструментально-технический подход к изучению ее основных проблем.
Информатика и философия. С философией информатику сегодня связывают три общие проблемы. Первой из них является проблема осмысления сущности феномена информации — этого удивительного по своей многогранности и распространенности проявления физической реальности окружающего нас материального мира, а также мира идеального, являющегося его отражением.
Понятие информации является настолько сложным и многоаспектным, что до сих пор в науке не найдено его достаточно общего определения. И это несмотря на то, что, начиная со второй половины XX века, понятие информации стало общенаучной категорией и широко используется практически во всех современных научных дисциплинах. Правда, в каждой из них этому понятию придается свой собственный смысл, адекватный специфике данной научной дисциплины.
Существуют философские работы, в которых утверждается, что понятие информации является принципиально неопределяемым и поэтому попытки дать этому понятию достаточно общее научное определение изначально обречены на неудачу. И, тем не менее, такие попытки предпринимались неоднократно и продолжаются до сих пор. Одним из достаточно общих определений понятия информации является определение, предложенное академиком В. М. Глушковым: "Информация в самом общем ее понимании представляет собой меру неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, меру изменений, которыми сопровождаются все протекающие в мире процессы"[21].
Анализируя это определение, можно заметить, что в нем ключевым является понятие неоднородности как основного признака, характеризующего феномен информации. При этом выделяются две разновидности неоднородности — статическая и динамическая. Статическая неоднородность характеризует текущее состояние некоторой материальной или энергетической системы (процесса), а динамическая — ее изменчивость во времени, т. е. в течение некоторого периода наблюдения.
Следует отметить и весьма оригинальный подход к анализу феномена информации, который предлагается А. И. Деминым в его монографии "Ин-формационная теория экономики" [22]. С точки зрения этого автора, информация характеризует направление движения материи, в то время как понятия "вещество" и "энергия" характеризуют соответственно ее структуру и способность к движению. Эта концепция позволила автору с новых, информационных позиций подойти к анализу функционирования таких, казалось бы, уже давно и хорошо изученных устройств, как паровая турбина и двигатель внутреннего сгорания, дать новую трактовку второго начала термодинамики и сделать еще целый ряд важных теоретических выводов. Значение этих выводов выходит далеко за рамки информационной экономики, которая и являлась основным предметом анализа в данной монографии.
К сожалению, следует констатировать, что в самое последнее время в российской философской энциклопедической литературе стали проявляться весьма странные и негативные тенденции. Так, например, в изданной Институтом философии РАН в 2001 г. четырехтомной Философской энциклопедии не нашлось места для определения термина "Информатика", а термин "Информация" рассматривается лишь как вспомогательный в статье, посвященной теории информации. Отсутствуют в этом издании и такие важнейшие для философии науки термины, как "Информационный подход" и "Информационная Картина Мира". Все это свидетельствует о том, что внимание к информационным аспектам философской науки в некоторых энциклопедических российских изданиях сегодня неоправданно принижено, что явно противоречит современным тенденциям развития мировой науки.
Информационный подход как фундаментальный метод научного познания. Второй основной проблемой информатики, имеющей важное философское значение, является развитие метода информационного подхода. Сегодня уже совершенно ясно, что этот метод имеет в методологии науки такое же важное значение, как и метод системного подхода, который получил развитие и всеобщее признание во второй половине XX века.
На первостепенную важность дальнейшего развития метода информационного подхода и его все более широкого использования в теории сложных систем указывает, например, директор Института проблем управления РАН академик АН Грузии И. В. Прангишвили в своей монографии "Системный подход и общесистемные закономерности" [23]. А в работе К. К. Колина сделан аргументированный прогноз о том, что именно сочетание методов системного, синергетического и информационного подходов и будет составлять ядро научной методологии познания природы, человека и общества на ближайшие десятилетия.
К сожалению, работ, непосредственно посвященных анализу и развитию метода информационного подхода, в научной литературе сегодня еще очень и очень мало.
Третья философская проблема, которая связывает фундаментальную информатику и философию, заключается в формировании новой научной парадигмы и научной Картины Мира, в которых адекватно были бы отражены его информационные компоненты и закономерности. Сегодня уже опубликовано достаточно большое число научных работ, где справедливо отмечается, что осмысление определяющей роли информации во всех без исключения эволюционных процессах природы и общества открывает совершенно новую, информационную Картину Мира, которая существенным образом отличается от традиционной вещественно-энергетической Картины мироздания, доминировавшей в науке еще со времен Декарта и Ньютона практически до конца XX века. Сегодня уже совершенно ясно, что эта картина больше не соответствует современным представлениям об устройстве Мира и что должна быть сформирована принципиально новая картина на основе взаимосвязанной триады понятий: "вещество"— "энергия"— "информация". Можно ожидать, что формирование такой новой Картины Мира будет осуществлено в науке в ближайшие десятилетия. Эта Картина Мира должна стать результатом формирования новой научной парадигмы, в которой информационным аспектам будет отведена существенно более важная роль по сравнению с тем положением, которое существует в настоящее время.
Ключевыми
концептуальными положениями
Информация о работе История возникновения и развития науки "Информатика"