К середине 50-х годов у
ведущих специалистов в области
вычислительной техники было ясное
представление о путях развития
отечественной информатики. Примером
может служить статья В. М. Глушкова,
работавшего тогда в лаборатории
вычислительной техники Института
математики АН УССР в Киеве. В середине
1957 года автор статьи четко определяет
направления стратегических исследований
в области информатики. По мнению
В. М. Глушкова, основой прогресса
развития вычислительных машин должна
стать теория их работы, разработка
методов автоматизации проектирования
ЭВМ и развитие методов автоматизации
программирования.
В Московском, Ленинградском
и Киевском университетах началась
подготовка специалистов по вычислительной
математике, а в ряде технических
высших учебных заведений появились
курсы по вычислительной технике, а
затем стали открываться кафедры
вычислительной техники или вычислительных
машин.
В конце 1958 года А.И. Берг начал
серию консультаций с ведущими специалистами
в области информатики с целью
создания с СССР института кибернетики.
К сожалению, меду участниками консультаций
возникли непреодолимые разногласия,
что помешало созданию института.
В конце 1961 года у Берга
возникла идея начать с более простого,
чем организация академического
института. Он решает создать Научный
совет при Президиуме АН СССР, который
координировал бы исследования по кибернетике
в СССР и одновременно вел бы научные
исследования, что позволило бы в
дальнейшем создать на базе Совета
Институт кибернетики АН СССР.
В конце того же 1961 года в
Киеве был создан Научный совет
по комплексной проблеме "Кибернетика"
при Президиуме АН УССР. Этот Совет
возглавил В.М. Глушков. В 1962 году он
стал директором организованного им
при активной поддержке А.И. Берга
Института кибернетики АН УССР, ставшего
центром развития информатики на Украине.
Чуть раньше создания этого
института А. И. Берг сумел добиться
от руководства Академии наук Грузии
согласия на открытие в Тбилиси Института
кибернетики АН ГССР (1960). Директором
этого института стал В.В. Чавчанидзе.
Затем были созданы институты
такого же профиля и в других республиках
СССР: Институт кибернетики АН ЭССР
(1960) в Таллинне, Институт кибернетики
АН АзССР (1965) в Баку, Институт технической
кибернетики в Минске (1965), Институт
кибернетики АН УзССР в Ташкенте (1966).
В других республиках отделения,
отделы и лаборатории кибернетического
профиля возникли в структуре
ранее существовавших академических
институтов (в Молдавии это был
Институт математики, в Киргизии - Институт
автоматики, в Латвии - Институт электроники
и вычислительной техники).
На последующее двадцатилетие
приходится расцвет кибернетических
исследований в нашей стране. Активно
развивались все ее направления.
Во многих из них результаты советских
специалистов или находились на мировом
уровне, или опережали его.
Все перечисленные достижения
отечественной информатики в 60-70-х
годах проходили на фоне высокой
активности научного сообщества в нашей
стране. Повсеместно работали семинары
и научные школы, проходили многочисленные
и, как правило, многолюдные конференции,
симпозиумы и совещания, нарастал поток
издаваемой в области кибернетики
литературы, возникали новые институты
и подразделения кибернетического
профиля в ранее существовавших
организациях.
C начала 70-х годов стремительно
развивается новое научное направление
- искусственный интеллект. Сначала
круг его интересов охватывает
лишь вопросы, связанные с моделированием
интеллектуальной деятельности, но
постепенно в сферу приложений искусственного
интеллекта втягиваются практически все
направления информатики. Даже такие традиционные
для информатики направления, как системное
программирование или вычислительные
модели, с течением времени стали обогащаться
идеями, порожденными в ходе работ в области
искусственного интеллекта (использование
логических методов доказательства правильности
программ или обеспечение интерфейса
на профессиональном естественном языке
с пакетами прикладных программ - лишь
два примера такого обогащения).
С 80-х годов можно считать,
что технология решения задач, опирающаяся
на идею использования знаний о предметной
области, где возникла задача, и знаний
о том, как решаются подобные задачи,
характерная для работ по интеллектуальным
системам, стала основной парадигмой
для современной информатики
Информатика уже оторвалась
от своей прародительницы кибернетики
и стала самостоятельной научной
дисциплиной. Характеризуя информатику
80-х годов, А.П. Ершов пишет: "...этот термин
снова, уже в третий раз, вводится в русский
язык в новом и куда более широком значении
- как название фундаментальной естественной
науки, изучающей процессы передачи и
обработки информации" и далее на той
же странице информатика определяется
как "наука об информационных моделях,
отражающих фундаментальное философское
понятие "информация"".
Термин "информатика" в
80-е годы получает широкое распространение,
а термин "кибернетика" постепенно
исчезает из обращения, сохранившись лишь
в названиях тех институтов, которые
возникли в эпоху "кибернетического
бума" конца 50-х - начала 60-х годов.
В названиях новых организаций
термин "кибернетика" уже не используется.
Информатика сейчас настолько
глубоко пронизала все сферы
человеческой жизни, что никакой
обзор ее теперешнего состояния
не может рассчитывать на какую-то полноту,
он всегда останется фрагментарным и будет
отражать субъективные пристрастия составителя.
В этой работе предпринята
попытка восстановить тот путь, который
отечественная информатика прошла
за полвека, отделяющие нынешнее время
от начала эпохи компьютеров, без
которых люди уже не представляют
своей жизни.
Информатика как единство науки
и технологии
Информатика - отнюдь не только
“чистая наука”. У нее, безусловно,
имеется научное ядро, но важная особенность
информатики - широчайшие приложения,
охватывающие почти все виды человеческой
деятельности: производство, управление,
науку, образование, проектные разработки,
торговлю, финансовую сферу, медицину,
криминалистику, охрану окружающей среды
и др. И, может быть, главное из них - совершенствование
социального управления на основе новых
информационных технологий.
Как наука, информатика изучает
общие закономерности, свойственные
информационным процессам (в самом
широком смысле этого понятия). Когда
разрабатываются новые носители
информации, каналы связи, приемы кодирования,
визуального отображения информации
и многое другое, конкретная природа
этой информации почти не имеет значения.
Для разработчика системы управления
базами данных (СУБД) важны общие
принципы организации и эффективность
поиска данных, а не то, какие конкретно
данные будут затем заложены в
базу многочисленными пользователями.
Эти общие закономерности есть предмет
информатики как науки.
Объектом приложений информатики
являются самые различные науки
и области практической деятельности,
для которых она стала непрерывным
источником самых современных технологий,
называемых часто “новые информационные
технологии” (НИТ). Многообразные информационные
технологии, функционирующие в разных
видах человеческой деятельности (управлении
производственным процессом, проектировании,
финансовых операциях, образовании и т.п.),
имея общие черты, в то же время существенно
различаются между собой.
Перечислим наиболее впечатляющие
реализации информационных технологий,
используя, ставшие традиционными,
сокращения.
АСУ - автоматизированные системы
управления - комплекс технических
и программных средств, которые
во взаимодействии с человеком организуют
управление объектами в производстве
или общественной сфере. Например, в
образовании используются системы
АСУ-ВУЗ.
АСУТП - автоматизированные
системы управления технологическими
процессами. Например, такая система
управляет работой станка с числовым
программным управлением (ЧПУ), процессом
запуска космического аппарата и
т.д.
АСНИ - автоматизированная система
научных исследований - программно-аппаратный
комплекс, в котором научные приборы
сопряжены с компьютером, вводят
в него данные измерений автоматически,
а компьютер производит обработку
этих данных и представление их в
наиболее удобной для исследователя
форме.
АОС - автоматизированная обучающая
система. Есть системы, помогающие учащимся
осваивать новый материал, производящие
контроль знаний, помогающие преподавателям
готовить учебные материалы и
т.д.
САПР-система автоматизированного
проектирования - программно-аппаратный
комплекс, который во взаимодействии
с человеком (конструктором, инженером-проектировщиком,
архитектором и т.д.) позволяет максимально
эффективно проектировать механизмы,
здания, узлы сложных агрегатов и
др.
Упомянем также диагностические
системы в медицине, системы организации
продажи билетов, системы ведения
бухгалтерско-финансовой деятельности,
системы обеспечения редакционно-издательской
деятельности - спектр применения информационных
технологий чрезвычайно широк.
С развитием информатики
возникает вопрос о ее взаимосвязи
и разграничении с кибернетикой.
При этом требуется уточнение
предмета кибернетики, более строгое
его толкование. Информатика и
кибернетика имеют много общего,
основанного на концепции управления,
но имеют и объективные различия.
Один из подходов разграничения информатики
и кибернетики - отнесение к области
информатики исследований информационных
технологий не в любых кибернетических
системах (биологических, технических
и т.д.), а только в социальных системах.
В то время как за кибернетикой
сохраняются исследования общих
законов движения информации в произвольных
системах, информатика, опираясь на этот
теоретический фундамент, изучает
конкретные способы и приемы переработки,
передачи, использования информации.
Впрочем, многим современным ученым
такое разделение представляется искусственным,
и они просто считают кибернетику
одной из составных частей информатики.
Информатика и современное общество
Современное общество характеризуется
резким ростом объемов информации,
циркулирующей во всех сферах человеческой
деятельности. Это привело к информатизации
общества. Под информатизацией общества
понимают организованный социально-экономический
и научно-технический процесс
создания оптимальных условий для
удовлетворения информационных потребностей
и реализации прав физических и юридических
лиц на основе формирования и использования
информационных ресурсов - документов
в различной форме представления.
Целью информатизации является создание
информационного общества, когда большинство
людей занято производством, хранением,
переработкой и реализацией информации.
Для решения этой задачи возникают новые
направления в научной и практической
деятельности членов общества. Так возникла
информатика и информационные технологии.
Характерными чертами информационного
общества являются: 1. решена проблема
информационного кризиса, когда устранено
противоречие между информационной лавиной
и информационным голодом; 2. обеспечен
приоритет информации перед другими ресурсами;
3. главная форма развития общества - информационная
экономика; 4. в основу общества закладывается
автоматизированная генерация, хранение,
обработка и использование знаний с помощью
новейшей информационной техники и технологии;
5. информационные технологии приобретают
глобальный характер, охватывая все сферы
социальной деятельности человека; 6. формируется
информационное единство всей человеческой
цивилизации; 7. с помощью средств информатики
реализован свободный доступ каждого
человека к информационным ресурсам всей
цивилизации; 8. реализованы гуманистические
принципы управления обществом и воздействия
на окружающую среду. Помимо перечисленных
положительных результатов процесса информатизации
общества, возможны и негативные тенденции,
сопровождающие этот процесс: 1. все большее
влияние приобретают средства массовой
информации; 2. информационные технологии
могут разрушить частную жизнь человека;
3. существенное значение приобретает
проблема качественного отбора достоверной
информации; 4. некоторые люди испытывают
сложности адаптации к информационному
обществу. В настоящий момент ближе всех
стран к информационному обществу находятся
США, Япония, Англия, страны Западной Европы.
Социальные аспекты информатики
Термин “социальные аспекты”
применительно к большей части
наук, тем более фундаментальных,
звучит странно. Вряд ли фраза “Социальные
аспекты математики” имеет смысл.
Однако, информатика – не только
наука. Вспомним цитированное выше определение:
“... комплекс промышленного, коммерческого,
административного и социального
воздействия”. И впрямь, мало какие
факторы так влияют на социальную
сферу обществ (разумеется, находящихся
в состоянии относительно спокойного
развития, без войн и катаклизмов)
как информатизация. Информатизация
общества – процесс проникновения
информационных технологий во все сферы
жизни и деятельности общества. Многие
социологи и политологи полагают,
что мир стоит на пороге информационного
общества. В. А. Извозчиков предлагает
следующее определение: “Будем понимать
под термином “информационное” (“компьютеризированное”)
общество то, во все сферы жизни и деятельности
членов которого включены компьютер, телематика,
другие средства информатики в качестве
орудий интеллектуального труда, открывающих
широкий доступ к сокровищам библиотек,
позволяющих с огромной скоростью проводить
вычисления и перерабатывать любую информацию,
моделировать реальные и прогнозируемые
события, процессы, явления, управлять
производством, автоматизировать обучение
и т.д.”. Под “телематикой” понимаются
службы обработки информации на расстоянии
(кроме традиционных телефона и телеграфа).
Последние полвека информатизация является
одной из причин перетока людей из сферы
прямого материального производства в,
так называемую, информационную сферу.
Промышленные рабочие и крестьяне, составлявшие
в середине XX века более 2/3 населения,,сегодня
в развитых странах составляют менее 1/3.
Все больше тех, кого называют “белые
воротнички” – людей, не создающих материальные
ценности непосредственно, а занятых обработкой
информации (в самом широком смысле): это
и учителя, и банковские служащие, и программисты,
и многие другие категории работников.
Появились и новые пограничные специальности.
Можно ли назвать рабочим программиста,
разрабатывающего программы для станков
с числовым программным управлением? –
По ряду параметров можно, однако его труд
не физический, а интеллектуальный. Информатизация
сильнейшим образом влияет на структуру
экономики ведущих в экономическом отношении
стран. В числе их лидирующих отраслей
промышленности традиционные добывающие
и обрабатывающие отрасли оттеснены максимально
наукоемкими производствами электроники,
средств связи и вычислительной техники
(так называемой, сферой высоких технологий).
В этих странах постоянно растут капиталовложения
в научные исследования, включая фундаментальные
науки. Темпы развития сферы высоких технологий
и уровень прибылей в ней превышают в 5-10
раз темпы развития традиционных отраслей
производства. Такая политика имеет и
социальные последствия – увеличение
потребности в высокообразованных специалистах
и связанный с этим прогресс системы высшего
образования. Информатизация меняет и
облик традиционных отраслей промышленности
и сельского хозяйства. Промышленные роботы,
управляемые ЭВМ, станки с ЧПУ стали обычным
оборудованием. Новейшие технологии в
сельскохозяйственном производстве не
только увеличивают производительность
труда, но и облегчают его, вовлекают более
образованных людей. Казалось бы, компьютеризация
и информационные технологии несут в мир
одну лишь благодать, но социальная сфера
столь сложна, что последствия любого,
даже гораздо менее глобального процесса,
редко бывают однозначными. Рассмотрим,
например, такие социальные последствия
информатизации как рост производительности
труда, интенсификацию труда, изменение
условий труда. Все это, с одной стороны,
улучшает условия жизни многих людей,
повышает степень материального и интеллектуального
комфорта, стимулирует рост числа высокообразованных
людей, а с другой – является источником
повышенной социальной напряженности.
Например, появление на производстве промышленных
роботов ведет к полному изменению технологии,
которая перестает быть ориентированной
на человека. Тем самым меняется номенклатура
профессий. Значительная часть людей вынуждена
менять либо специальность, либо место
работы – рост миграции населения характерен
для большинства развитых стран. Государство
и частные фирмы поддерживают систему
повышения квалификации и переподготовки,
но не все люди справляются с сопутствующим
стрессом. Прогрессом информатики порожден
и другой достаточно опасный для демократического
общества процесс – все большее количество
данных о каждом гражданине сосредоточивается
в разных (государственных и негосударственных)
банках данных. Это и данные о профессиональной
карьере (базы данных отделов кадров),
здоровье (базы данных учреждений здравоохранения),
имущественных возможностях (базы данных
страховых компаний), перемещении по миру
и т.д. (не говоря уже о тех, которые копят
специальные службы). В каждом конкретном
случае создание банка может быть оправдано,
но в результате возникает система невиданной
раньше ни в одном тоталитарном обществе
прозрачности личности, чреватой возможным
вмешательством государства или злоумышленников
в частную жизнь. Одним словом, жизнь в
“информационном обществе” легче, по-видимому,
не становится, а вот то, что она значительно
меняется – несомненно. Трудно, живя в
самом разгаре описанных выше процессов,
взвесить, чего в них больше – положительного
или отрицательного, да и четких критериев
для этого не существует. Тяжелая физическая
работа в не слишком комфортабельных условиях,
но с уверенностью, что она будет постоянным
источником существования для тебя и твоей
семьи, с одной стороны, или интеллектуальный
труд в комфортабельном офисе, но без уверенности
в завтрашнем дне. Что лучше? Конечно, вряд
ли стоит уподобляться английским рабочим,
ломавшим в конце XVIII века станки, лишавшие
их работы, но правительство и общество
обязаны помнить об отрицательных социальных
последствиях информатизации и научно-технического
прогресса в целом и искать компенсационные
механизмы.