История Siemens

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

1 октября 1847 Вернер Сименс и Георг Гальске основали в Берлине компанию «Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske» или "Телеграфное предприятие Сименса и Гальске". Разместилось новое предприятие в одном из домов существующей и поныне Шенебергер-штрассе, 19 - недалеко от места, где позднее расположилась привокзальная стоянка автомашин. В то время, впрочем, как и сегодня, общество неодобрительно смотрело на то, что офицер, находящийся на службе, одновременно руководит фирмой.

Вложенные файлы: 1 файл

Начало.docx

— 71.21 Кб (Скачать файл)

Начало

1 октября 1847 Вернер  Сименс и Георг Гальске основали в Берлине компанию «Telegraphenbauanstalt Siemens & Halske» или "Телеграфное предприятие Сименса и Гальске". Разместилось новое предприятие в одном из домов существующей и поныне Шенебергер-штрассе, 19 - недалеко от места, где позднее расположилась привокзальная стоянка автомашин. В то время, впрочем, как и сегодня, общество неодобрительно смотрело на то, что офицер, находящийся на службе, одновременно руководит фирмой. Поэтому с юридической точки зрения, Сименс был сначала только совладельцем своей фирмы; свое личное вступление в фирму он отложил до его ухода с военной службы, т.е. до 1849 года.Компания Siemens, оборот которой сегодня составляет около 100 млрд. долларов, начиналась со стартового капитала размером в 6842 талера, который компания Siemens & Halske получила от богатого кузена, советника юстиции Иоганна Георга Сименса. Стартовый капитал, который он внес для оплаты расходов по найму помещения, зарплаты, текущих расходов в приобретении инструментов и необходимого материала, давал ему право на часть прибыли. Он получал 20 % от общего дохода, и через несколько лет, в январе 1855 года он, получив значительную прибыль, смог выйти из фирмы.К концу 1847 года в S&H работало уже десять человек. Поначалу Сименс, как и Гальске, жил в том же доме, в котором находилась их мастерская.Первой серьезной проверкой технической и деловой состоятельности S&H стал ответственный заказ, поступивший в 1848 году от прусского правительства. Необходимо было соединить телеграфной линией Берлин и Франкфурт-на-Майне, где должна была состояться сессия Германской национальной ассамблеи. Находившийся в столице прусский король Вильгельм IV хотел следить за ходом заседания первого немецкого парламента.Siemens & Halske предстояло проложить телеграфную линию длиной 500 км — на тот момент ничего подобного в Европе не было. Неспокойная обстановка в обуреваемой революционными настроениями Германии создавала дополнительные проблемы; возникла вполне реальная угроза саботажа со стороны рабочих. Было решено прокладывать линию под землей, однако это оказалось слишком дорого и грозило срывом сроков, так что под землю ушла лишь часть линии.28 марта 1849 года по новому телеграфу в Берлин из Франкфурта было доставлено известие о том, что Вильгельм избран германским императором. С момента принятия исторического решения не прошло и часа. Правда, прусский король в итоге отказался от короны императора, но благодаря его монаршей воле в том же году телеграф стал общедоступным, а компания Сименса и Гальске получила новые правительственные заказы на прокладку телеграфных линий между городами Германии.Теперь Гальске со своими помощниками не мог жаловаться на отсутствие заказов; их было так много, что возникла необходимость привлекать и другие фирмы. Телеграфные аппараты системы Сименса изготовлялись, например, фирмой доктора Крамера и С.Ф. Леферта, так как они были необходимы не только на конечных пунктах, но и на промежуточных станциях, если расстояния были достаточно велики. Изготовление изоляционного материала и гуттаперчевого пресса, усовершенствованного Сименсом и Гальске, было поручено берлинской фирме "Фонроберт и Прукнер".Наступило время, когда крупные заказы делали возможным переезд фирмы в новое, более просторное помещение. Из простой мастерской фирма переехала в помещение фабрики, расположенной на Маркграфенштрассе, 94 - внушительный комплекс, имевший хорошие возможности для расширения. Это помещение до самого конца жизни Вернера Сименса и даже после его смерти в 1892 году, называлось просто "Маркграфенштрассе" и продолжало оставаться местом расположения фирмы - как ее администрации, так и производственных помещений.В это время Вернер Сименс поставил перед собой задачу сделать все, чтобы его фирма на фоне других выделялась качеством своей работы и он сам как человек науки и техники имел высокий авторитет.К 1850 году строительство государственных телеграфных линий в Пруссии было практически закончено. Телеграфным ведомством руководил теперь правительственный советник Фридрих Вильгельм Ноттенбом (1808 - 1875) - служащий, получивший хорошее техническое образование благодаря тому, что в свое время учился в промышленной школе Бейта и позднее набрался опыта, занимаясь различными техническими работами. Он был, без сомнения, заинтересован в устранении возникших недостатков на линиях, но не разделал мнения Сименса, что все недостатки были следствием экономии при проведении телеграфных линий. Специальный доклад Сименса об опыте, полученном им в прокладке телеграфных линий, в котором он открыто указал на недостатки в этом процессе, не нашел у Ноттенбома понимания и даже вызвал к Сименсу враждебное отношение. В дальнейшем этот чиновник будет всячески поддерживать идею развития телеграфа, предложенную американцем Морзе, и не будет давать заказов фирме Сименса.Начиная с 1856 года берлинский филиал S&H медленно увеличивал объем работ, а Вернер Сименс вплотную занялся усовершенствованием техники связи. Например, из соглашения по проведению ремонтных работ вытекала необходимость в создании прибора, быстро фиксирующего возникший дефект и по возможности ограничивающий его распространение. Сконструированный Сименсом прибор, рассчитанный на условия работы в России, так называемый "татарский гальванометр", прекрасно выполнял эту функцию.В эти годы Сименс разработал и ввел способ многократного использования провода. Таким образом, стало технически возможным телеграфировать из пункта А в пункт Б и обратно, используя один и тот же провод, что принесло большую экономическую выгоду. Понятно, что спрос на эту техническую новинку не заставил себя долго ждать. В это же время Сименсом, а одновременно с ним и независимо от него Карлом Фришеном было внедрено усовершенствование, в результате которого телеграфные линии теперь постоянно находились под напряжением, и переданное сообщение могло быть в любой момент воспринято приемным устройством.Оба изобретателя проявили редкое взаимопонимание и взаимоуважение, позднее Фришен стал даже ведущим специалистом в фирме Сименса. В поисках механического источника тока, в котором Россия все больше нуждалась ввиду наличия в ней сети телеграфных линий, в 1856 году Сименс сконструировал двойной Т-образный якорь, найдя целесообразное применение электромагнитной индукции, открытой Фарадеем. Он должен был стать главным элементом его важнейшего изобретения - динамо-машины.Весной 1857 года во дворце "Кристаллпэлис" в Лондоне открылась Первая Всемирная промышленная выставка, проходившая под покровительством английского принца Альберта, имевшего в своей родословной немецкие корни.Здесь впервые в репрезентативной форме были представлены самые выдающиеся достижения технического творчества стран со всего мира. Среди экспонатов были и изделия немецких фирм: Круппа из Эссена и Сименса и Гальске из Берлина. Ошеломляюще и неожиданно прозвучало в заключение этого первого международного состязания известие о том, что жюри присудило обеим немецким фирмам - наряду с очень немногими представителями других стран - высшую награду - медаль муниципалитета Лондона. Крупп продемонстрировал в Англии, издавна отличавшейся выдающимися достижениями в области металлургической техники, свое достижение - литье больших и очень тяжелых отливок.Сименсу, представлявшему новую техническую отрасль, со своим стрелочным телеграфным устройством удалось также заполучить высокую награду. Тот, кто раньше считал, не без достаточных оснований, что самые выдающиеся технические достижения возможны только в Англии, на этой выставке смог впервые убедиться в другом. Но не только немецкие фирмы показали на этой выставке значительные технические достижения; другие страны - США, Франция тоже представили изделия, свидетельствовавшие о развитии технического прогресса в этих странах. Всё наглядно подтверждало, что былая слава медленно, но верно покидала англичан.

 

Иоганн  Георг Гальске

Гальске родился в 1814 году в Гамбурге, изучал сначала в родном городе, затем в Берлине точную механику и считался в то время одним из самых способных специалистов своего дела. Любопытно, что поначалу инженеру-механику и совладельцу небольшой мастерской в Берлине Иоганну Георгу Гальске стрелочный телеграф Сименса не показался выгодным делом.Сименс собрал своё изобретение из подручных материалов: особого сорта дерева (применявшегося для ящиков, в которых хранились сигары), белой жести, листового железа и медной проволоки. Однако Вернеру удалось увлечь Гальске своим энтузиазмом, и тот взялся за совершенствование механической части конструкции, а затем согласился на партнерство в создании телеграфно-строительной фирмы, отказавшись от работы в своей собственной мастерской.Кроме производственных и деловых отношений, существовавших между Сименсом и Гальске, их соединяла нерушимая дружба, которая сохранялась обоими компаньонами до последних дней жизни. В руководстве фирмой у Гальске было практически такое же положение, как у Сименса. Гальске был не только исполнителем заказа. Кроме участия в руководстве их мастерской он выполнял еще целый ряд закрепленных за ним обязанностей, например, именно он должен был детально разрабатывать проект, проводить испытания, руководить монтажными работами, заниматься заготовкой материалов и решать все проблемы, связанные с деловыми поездками. Часто Гальске сам представлял фирму: это было и в те годы, когда Сименс находился на службе в армии, и позднее, когда он бывал в длительных поездках по делам фирмы.Тщательность, с которой изготовлялись инструменты и приборы в мастерской Гальске, создала прочную основу для дальнейшего быстрого развития их совместной фирмы.В 1857 году в связи с увеличением заказов, поступавших, в основном, из Англии и России, фирма была вынуждена ввести серийное изготовление продукции, что, конечно же, не могло устроить такого мастера своего дела, как Гальске, воспринимавшего каждый заказ как индивидуальный, требовавший художественного исполнения. Обезличенное массовое производство не отвечало его представлениям о надежности и точности. Его решение покинуть к концу 1867 года берлинскую фирму отражало недовольство ее безмерным разрастанием. Это свидетельствовало о том, что, в принципе, Гальске не был предпринимателем, заинтересованным в росте своей фирмы любой ценой, тем более ценой постоянного риска.Несмотря на это, между компаньонами никогда не возникало разногласий; Гальске был прекрасным надежным руководителем производства и в силу своей натуры медлительный, он был одновременно идеальным партнером динамичному компаньону Сименсу.Пройдет более десяти лет и Гальске покинет образованную им совместно с Сименсом и горячо любимую фирму. Находясь в преклонном возрасте, он будет участвовать в руководстве Берлинским музеем художественных ремесел и несколько лет будет являться почетным муниципальным советником Берлина. До самого конца своей жизни - он умер в 1890 году - Гальске сохранил дружеские связи с Вернером Сименсом и его братьями; его сын Альберт, умерший в 1894 году, тоже работал в фирме "Сименс и Гальске" в качестве коммерческого директора.Только в 1966 году фирма "Сименс и Гальске" официально прекратила свое существование; с этого времени ее название стало более коротким, она стала называться "Акционерное общество Сименса", сокращенно - "Siemens AG". Это также свидетельствует о том, как высоко ценился вклад Гальске в качестве соучредителя в общее дело процветания фирмы.

 

 

 

Развитие

Компания быстро развивалась, выполняя крупные телеграфные  проекты и расширяя деятельность в других направлениях. В 1887 г. товарищество Сименс и Гальске было преобразовано в акционерное общество, с основным капиталом в 35 милл. марок, который в 1898 г. был увеличен до 40 милл., а в 1899 г. - до 45 милл. марок.

До начала 80-х  Siemens & Halske доминировала на электротехническом рынке Германии — у нее просто отсутствовали конкуренты. Разветвленная сеть филиалов и производств была создана по всему миру. Успешно складывался бизнес Siemens & Halske в Великобритании, где делами фирмы руководил Вильгельм Сименс. Важным зарубежным центром стала Вена. К началу 70-х годов XIX столетия отделения предприятий фирмы «Сименс и Гальске» были открыты в Вене, Санкт-Петербурге и Тифлисе (совр. Тбилиси, - на Кавказе фирма занималась нефтепромышленностью). Siemens & Halske постепенно превращалась во влиятельный международный концерн. Общество ведет в различных странах множество предприятий (по электрическому освещению, по эксплуатации телефонов, телеграфов, электрических железных дорог, по передаче электрической энергии), но все же центр его деятельности в производстве аппаратов и принадлежностей электротехники. Было построено несколько заводов: в Шарлоттенбурге, Вене, Париже, Санкт-Петербурге, кабельный завод в Англии, на котором, кстати, было произведено семь кабелей, соединивших Европу с Америкой. К рекламе, пришедшей в Германию из западных стран, используемой часто по незначительным поводам, у Сименса было очень сдержанное отношение. Не отрицая значения серьезной рекламы, он откровенно высказал свое мнение по этому вопросу в письме бельгийскому партнеру по бизнесу, от 18 января 1876 года: "Тот, кто поставляет товар лучшего качества, всегда оказывается в лучшем положении, и я предпочитаю рекламе достижения, причем реальные, а не декларированные".Когда Англия увидела изменения в немецкой экономике, она попыталась защитить свои рынки от немецких товаров политическими методами. В новой редакции "Закона о торговых марках" с 1887 года был введен пункт, по которому на изготовленных импортных товарах должна была стоять отметка страны-производителя товара. Отметка на товаре "Made in Germany" должна была удержать патриотично настроенного хорошего английского покупателя от приобретения этого товара. Но выстрел оказался холостым. Немецкое качество стало международным показателем, а знак "Made in Germany" - официальный пропуск - стал чем-то вроде знака качества. Теперь английский коммерсант с удовольствием покупал немецкие товары, так как он знал, что приобретает не только дешевый, но и качественный товар.В 1887 году была основана Всеобщая компания электричества (AEG). Именно с этого времени можно говорить о создании немецкой электрической индустрии в плюралистическом плане. До этого времени берлинская фирма "Сименс и Гальске" существовала практически одна на большом пространстве - в том смысле, что она занималась не только изготовлением, монтажом и сбытом, но также вкладывала средства в новые разработки.Ушло время, когда фирма "Сименс и Гальске" была единственной на промышленном рынке. AEG, как и некоторые новые фирмы, работавшие в области развития техники связи (среди них также и нюрнбергская фирма "Шуккерт", занимавшая к середине 80-х годов довольно значительное место и имевшая ряд собственных изобретений), привели к такой ситуации, когда стали возникать условия для конкурентной борьбы, способствовавшей появлению новых фирм.Младшие братья Вернера – Вильям и Карл начали перестраивать свои фирмы. В 1881 году Вильям перевел свою фирму в Лондоне и Вуличе в акционерное общество "Siemens Brothers & Со Ltd". Карл же, со своей стороны, убедившись в том, что в России есть условия для развития техники больших токов, основал в Санкт-Петербурге "Общество по электрическому освещению, 1886 год", начавшее быстро развиваться как акционерное предприятие. Но Вернер Сименс не видел необходимости в реорганизации структуры своей «семейной» фирмы. Сделать этот необходимый шаг - перевести фирму "Сименс и Гальске" в акционерное общество и влить этим самым в старейшую и заслуженную немецкую электрофирму живую струю - в 1897 году стало задачей, решить которую смогло только следующее поколение.31 декабря 1889 года Вернер фон Сименс ушел в оставку, юридически фирма изменила свой статус: из открытого торгового общества она преобразовалась в коммандитное товарищество; отныне Вернер Сименс становился только вкладчиком коммандитного товарищества, вкладчиком, имевшим ограниченную ответственность (коммандистом), не обладавшим правом решающего голоса в делах фирмы. Руководство перешло к его старшим сыновьям, Арнольду и Вильгельму, и его брату Карлу. Карл, которому было уже 60 лет, с 1890 года стал формальным директором фирмы, хотя он не изменил своего местожительства и продолжал жить в местечке Гостиницы, неподалеку от Санкт-Петербурга.К концу столетия Siemens & Halske подошла вполне процветающим предприятием, однако в 90-е годы развитие электротехнической отрасли стимулировало появление новых фирм, которые составили ей реальную конкуренцию. Необходимо было перейти от семейного бизнеса к новой форме капитала — акционерной компании, чтобы иметь достаточно средств удержать позиции лидера. Это произошло спустя пять лет после смерти Вернера фон Сименса, который твердо придерживался принципов семейного предприятия. В 1897 году компания была преобразована в акционерное общество Siemens & Halske AG с общим капиталом в 35 млн. марок. Председателем наблюдательного совета стал один из инициаторов преобразования — Карл Сименс. Переход к новой форме капитала происходил при поддержке директора Deutshe Bank Георга фон Сименса, одного из племянников основателя компании, а фактическое руководство осуществлял сын Вернера, Вильгельм. Так что фактически управление компанией осталось в руках семьи Сименс.

Вторая  Мировая Война. Тяжелые времена

С приходом к власти Гитлера немецкая экономика переходит  на военные рельсы. Предприятия электроиндустрии работают на полную мощность, замораживая выпуск потребительской продукции. Недостаток рабочей силы на заводах Siemens компенсируется использованием иностранных рабочих, чаще всего военнопленных. Бомбардировки Берлина союзными войсками вынудили руководство «Дома Сименс» искать новые, более безопасные места дислокации. Однако, к концу войны подавляющая часть производственных площадей компании лежала в руинах. Siemens полностью лишилась своих ресурсов за рубежом.25 процентов всех производственных мощностей концерна (а в Берлине - даже сорок процентов) представляли собой груду развалин. Из 23 тысяч ещё работавших станков советские трофейные бригады демонтировали и отправили в СССР более 22 с половиной тысяч. Командование Красной Армии конфисковало денежные средства концерна и ценные бумаги на общую сумму более, чем в треть миллиарда рейхсмарок. Тяжёлым ударом явилось также решение освободить от лицензионных и других выплат 25 тысяч патентов, принадлежащих "Сименсу". Надо сказать, что концерн, производивший также и военную технику, естественно, был тесно связан с гитлеровским режимом и неплохо зарабатывал во времена нацистской диктатуры. Однако фактический глава концерна Карл Фридрих фон Сименс (младший сын основателя концерна Вернера фон Сименса) национал-социалистам явно не симпатизировал и часто конфликтовал с властями. Мало того, он поддерживал антигитлеровский заговор. Он умер в 41-ом году. Его преемник Герман фон Сименс старался избегать "политики". После окончания войны западные союзники арестовали его, и несколько месяцев он находился под арестом. Но потом оказалось, что судить его не за что и Германа фон Сименса отпустили.В книге Вилфрида Фельденкирхена очень подробно рассказывается о заключённых концлагерей, военнопленных, узниках гетто и "остарбайтерах", которые во время войны работали на заводах концерна. К осени 44-го года на "Сименсе" было 50 тысяч подневольных рабочих - примерно пятая часть всего персонала. Только на фабрике в Равенсбрюке, где производилась сборка реле, микрофонов и телефонов, трудились более двух тысяч женщин-заключённых концлагеря Равенсбрюк. Сейчас "Сименс" является одним из инициаторов создания специального фонда, которому предстоит выплачивать компенсации бывшим невольникам военных времён.

Siemens. Возрождение

После поражения  гитлеровской Германии во Второй мировой войне "Сименсу" пришлось многое начинать буквально с нуля. Первые послевоенные годы для компании, как и для всей страны в целом, были трудным временем «возрождения из пепла». Без станков, генераторов, другого оборудования и инвентаря, которые были вывезены в СССР, в отсутствие необходимого сырья концерн стал выпускать... печки-буржуйки, ручные тачки, лопаты для угля, металлические грабли, электрические чайники. Затем последовали работы по восстановлению железных дорог, телекоммуникаций и систем энергоснабжения. После капитуляции Германии и разделения страны на зоны оккупации между союзниками руководство Siemens приняло решение перебазироваться в западные районы страны.Несмотря на все эти потрясения, уже к началу пятидесятых годов "Сименс" снова производил радиоприёмники, телеграфные и телефонные аппараты, пылесосы. Затем с конвейера пошли электромоторы, турбины, первые телевизоры, электроплиты. Восстановление концерна стало возможным благодаря кредитам, предоставленным по "плану Маршалла".

1950–51 финансовый  год стал для Siemens первым «нормальным» годом после войны. После этого компания уже не сбавляла обороты, постоянно увеличивая свои доходы, возвращая утраченные позиции на мировом рынке и восстанавливая свой статус в традиционных отраслях — тяжелой электроиндустрии, телекоммуникациях, производстве бытовой техники.В 1957 году была выпущена первая ЭВМ под маркой Siemens — компания пыталась противостоять экспансии IBM на европейский рынок.В 1966 году происходит новая серьезная реорганизация. Такое привычное для слуха современного человека название "Siemens" концерн официально приобрел лишь в 1966-м году. До этого же времени в «Доме Сименс» было три головных компании — Siemens & Halske AG, Siemens-Schukertwerke AG и Siemens-Reinigerwerke AG. К этому времени Бешеные темпы изменений, происходящих в электроиндустрии и электронике в эти годы, необходимость постоянных гигантских вложений в исследования и новые разработки, рост конкуренции на международном рынке требовали выработки единой корпоративной политики и более оперативной, унифицированной структуры управления. Этим было продиктовано решение об объединении головных компаний и создании Siemens AG со штаб-квартирой в Мюнхене. Первым руководителем «большого» Siemens стал Эрнст фон Сименс, который предшествующее объединению десятилетие возглавлял Siemens & Halske и Siemens-Schukertwerke.В 1984 году компания консолидировала свой коммуникационный и компьютерный бизнес в Communication and Information Systems Group, которая после объединения с известной немецкой компьютерной фирмой Nixdorf AG была преобразована в дочернюю компанию Siemens Nixdorf Informationsysteme AG. Трансформации информационного бизнеса Siemens продолжаются. Совместно с японским концерном Fujitsu компания активно осваивает европейский компьютерный рынок. 

Направления деятельности компании Siemens за всю историю существования

Автомобилестроение

1905 г. — фирма  «Сименс-Шуккерт» выпустила свой первый автомобиль Protos. 1908 г. — состоялся автопробег Нью-Йорк-Париж, в котором принял участие экипаж из Германии: лейтенант Кеппэн на автомобиле фабрики «Протос». Формула-1. Интерес к автогонкам фирма «Сименс» сохранила до наших дней. Она оказывает поддержку трансляциям соревнований класса «Формула-1», а команда Формулы-1 «West McLaren Mercedes» пользуется коммуникационными системами фирмы. Автомобили Siemens выпускала до середины 20-х годов.

Кораблестроение

В 1873-1874 гг. специально для фирмы «Сименс» было построено  по разработкам братьев Чарльза  Вильяма и Вернера Сименсов кабельное  судно «Фарадей», которое в период до 1884 г. проложило 6 трансантлантических телеграфных кабелей. 

Подводные лодки

Информация о работе История Siemens