Коммуникативные особенности пользователей интернета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:14, реферат

Краткое описание

Цель: исследовать анализ коммуникативных особенностей интернет - пользователей.
Задачи:
-привести характеристики особенностей интернет - коммуникаций и виртуального общения;
-рассмотреть интернет-коммуникацию как своеобразное сочетание письменной и разговорной речи;
-выявить цель интернет - общения;
- провести анализ жанров в интернет - общении как форм коммуникативного выражения пользователя интернета.

Содержание

Введение………………………………………….………………………………..3
1.Характеристика особенностей интернет - коммуникации и виртуального общения………………………………….4
2.Интернет-коммуникация как своеобразное сочетание письменной и разговорной речи…………………6
3.Цели интернет-общения. Жанры как форма коммуникативного выражения пользователя интернета……………8
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы…………………………………………..16
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Коммуникативные особенности.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Неограниченные  возможности расширения круга знакомств  в Интернете ставят пользователя перед некоторым выбором: с кем  общаться и как. Анонимность же позволяет перепробовать все возможные роли и стратегии общения. Но в итоге все сводится к тому, что пользователь "будет действовать под влиянием неосознаваемой мотивации — вкупе с осознаваемыми предпочтениями и рациональными выборами — в отношениях дружбы, любви и вражды…

Как сказал однажды опытный  юзер, "куда бы я ни направился в  киберпространстве, я наталкиваюсь на одинаковых людей!". Приоткрыв  зажмуренные глаза еще чуточку, другой добавил: "Куда бы я ни направлялся, я нахожу…. СЕБЯ! "

Так как общение в Интернете  происходит в письменной форме, а  любой файл можно сохранить на компьютере, то можно сказать, что  коммуникация, отношения людей и  даже реальность по сути задокументированы. Такие записи могут быть весьма полезны, если надо что-то вспомнить или процитировать. Получается, что любое общение в Интернете – своего рода многожанровый дневник. Не говоря уже о самих он-лайновых дневниках. "Но хоть велик соблазн лелеять мысль о сохраненном тексте как об объективной записи частички живых эмоций, не менее телячий восторг охватывает от осознания величины пропасти между эмоциональными реакциями на одну и ту же запись, перечитанную при разных обстоятельствах. В зависимости от состояния души мы наделяем написанное слово всеми мыслимыми значениями и намерениями".

Сюрреалистический мир Глобальной Сети, где человек легко может  совершать невозможные в реальности вещи: проходить сквозь стены, создавать  предметы из воздуха и т.д., - этот мир притягивает своей нереальностью  и одновременно возможностью осуществления желаний, хотя бы в виртуальном мире. Просиживание сутками у монитора может стать привычным способом бодрствования, жизнью во сне. Это может привести к компьютерной и Интернет - зависимости.

И когда вдруг компьютер отказывается работать или браузер выдает сообщение об ошибке, то "испытываемые в ответ на сбой в электронике неподдельные и искренние фрустрация и ярость кое-что говорят о нашем отношении к машинам и к Интернет. Говорят нечто о нашей зависимости от них и нашей потребности в контроле. Безмолвная сеть через открытую для отклика дверь — а он опять сегодня не пришел — поглощает проекции наших беспокойств и тревог. Это можно назвать опытом "черной дыры" киберпространства".

Все перечисленные выше психологические  особенности виртуальной среды серьезно влияют на межличностные отношения в Интернете, важным компонентом которых выступают мотивы участников общения, их роли, цели и намерения.

Виртуальный мир похож  на карнавал в определении Бахтина: "…карнавал не знает разделения на исполнителей и зрителей. … Карнавал не созерцают, — в нем живут, и живут все… в этом отношении карнавал был …как бы реальной (но временной) формой жизни, которую не разыгрывали, а которой жили на самом деле .В Интернете не просто общаются, в нем "живут". И многие законы развития отношений в Сети заимствованы из реальной жизни.

Известно, что Интернет-общение  примерно на 60% - опосредованное компьютерной средой общение между мужчиной и  женщиной с присущими ему формами, стереотипами и целями. Из "живого" общения в Сеть переносятся приемы кокетства, флирта, привлечения внимания. Выражаются они не только в речевой деятельности, в данном случае, в текстах дневников, но и в оформлении текстового пространства, что является визуализацией выбранной автором гендерной роли.

"Вступая в межличностное общение человек ориентируется на распределение социальных ролей, т.е. имеет о собеседнике психологическую информацию, как о носителе роли".

Интернет-дневник – это  своеобразная презентация человека в сети, воплощение его в виртуальном  сообществе других пользователей. И здесь основная цель – именно межличностное общение, и гендерная роль каждого субъекта играет первостепенное значение для адекватного восприятия его текстов и эффективной коммуникации внутри Интернет-ресурса.

"Очевидно, что для того, что бы конструировать виртуальные личности, нужно не только быть в принципе способным видеть себя как потенциального исполнителя различных ролей, но и хотеть исполнять эти роли. Можно предположить, что желание конструировать виртуальные личности может быть связано с тем, что реальность не предоставляет возможностей для реализации различных аспектов "Я", или же, что действительность может быть слишком "ролевой", слишком нормативной. Это порождает у человека желание преодолеть нормативность, что ведет к конструированию ненормативных виртуальных личностей. В частности, это может проявляться в конструировании виртуальных личностей другого пола, нежели их обладатель, или вообще бесполых.

В реальном обществе существуют определенные нормы, которые предписывают человеку определенного пола соответствующее этому полу поведение. В виртуальном обществе человек может быть избавлен от того, чтобы демонстрировать социально желательное для своего пола поведение, презентировавшись в сети как лицо противоположного пола. То есть, если реальное общество ограничивает возможности самореализации человека, у него появляется мотивация выхода в сеть и конструирования виртуальных личностей. Если же человек полностью реализует все аспекты своего Я в реальном общении, мотивация конструирования виртуальных личностей у него, скорее всего, отсутствует".

Человек в зависимости  от своих целей, намерений или  психологических особенностей может  выбрать для себя любой пол. И  перемена пола с реального на противоположный  среди авторов Интернет - дневников вещь весьма нередкая. Но в любом случае, пол должен быть либо мужским, либо женским, и следовательно, поведение субъекта в сфере коммуникации должно соответствовать выбранной гендерной роли.

В настоящий момент "…  речь идет уже не о том, как пол влияет на коммуникативное поведение и использование языка, а о том, какими средствами располагает язык для конструирования гендерной идентичности, в каких коммуникативных ситуациях и типах дискурса и с какой интенсивностью совершается конструирование, какие экстра- и интралингвистические факторы воздействуют на этот процесс".

 

 

2.Интернет-коммуникация  как своеобразное сочетание письменной  и разговорной речи

Интенсивное развитие Интернет технологий за последние два десятилетия, а также все более быстрое проникновение Интернета в повседневную жизнь каждого человека вызывают необходимость осмысления тех языковых особенностей, которые характеризуют общение и взаимодействие пользователей в онлайн среде.

Изучение неформального  общения, в том числе и в  сети Интернет, относится к сфере исследования разговорной речи. Разговорная речь обычно определяется как разновидность литературного языка, реализующаяся преимущественно в устной форме в ситуации неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном взаимодействии партнеров коммуникации. Основная сфера реализации разговорной речи – повседневная обиходная коммуникация, протекающая в неофициальной обстановке.

Положение о том, что  разговорная речь реализуется в устной форме, в последние десятилетия не вполне соответствует действительности. Неточность заключается в том, что сообщения, которыми пользователи обмениваются при коммуникации в Интернет, обладают всеми особенностями устной речи – неподготовленностью, линейным характером, ведущим как к экономии, так и к избыточности речевых средств, непосредственным характером речевого акта. При этом такой способ взаимодействия остается письменным.

Для преодоления данного  противоречия был выработан термин письменная разговорная речь. Этот термин определяется как своеобразная смесь письменного литературного и устного разговорного языка. Тем не менее, языковые особенности так называемой письменной разговорной речи не получили достаточно полного освещения ни в работах по коллоквиалистике, ни в исследованиях по языку Интернет.

Первой попыткой создания новой лингвистической дисциплины, объектом исследования которой были бы особенности языка Интернет, в  том числе проблемы разговорной  речи, можно считать монографию профессора Дэвида Кристалла "Language and the Internet" о лингвистической дисциплине, которую он предлагает называть интернет-лингвистикой (Internet Linguistics).

Д. Кристалл считает, что  интернет-лингвистика должна изучать  большое число проблем, включая  как чисто лингвистические вопросы, так и различные прикладные, социолингвистические и образовательные аспекты (например, выработка языковых фильтров для нежелательных сообщений, проблемы многоязычности в Интернет, обучение школьников особенностям интернет-языка).

Значительную часть  своей работы Д. Кристалл посвящает  вопросы функционирования разговорной  речи в письменной форме. Эта особенность  подчеркивалась рядом других авторов, и из этой особенности языка интернет можно сделать ряд выводов, важных для понимания сути Интернет -коммуникации.

Вероятно, сейчас уже  возможно говорить о том, что в  настоящее время возникла новая  форма языкового взаимодействия – письменная разговорная речь. Язык существует в Интернете в  основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности. До появления Интернета спонтанная речь проявлялась, прежде всего, в своей устной форме. В Интернете же спонтанная разговорная речь остается зафиксированной в письменной форме. Следовательно, все речевые и языковые ошибки также фиксируются на письме.

Д. Кристалл обращает внимание на ряд ключевых различий устной и  письменной речи:

1. Устная речь динамична  и связана со временем. Она  предполагает непосредственное  взаимодействие говорящего и слушающего, причем каждое высказывание говорящего, как правило, имеет определенного адресата.

2. Между производством  и восприятием устной речи  нет временных пауз. Каждое высказывание  говорящего сразу же воспринимается  слушающим. Вследствие этого у говорящего обычно нет возможности тщательно обдумывать каждое высказывание.

3. Говорящие, как правило, общаются лицом к лицу.

4. У разговорной речи  есть целый ряд лексических,  грамматических и фонетических  особенностей (разговорная лексика,  неполные предложения и т.д.)

5. Ошибки, возникающие  во время устной речи, не могут  быть исправлены.

6. Уникальной особенностью  устной речи является интонация  (темп речи, ритм, паузы и т.д.)

1. Письменная речь  статична и более связана с  пространством. Пишущий, как правило, удален от читающего, и достаточно часто не имеет представления о том, кто его читатель.

2. Между производством  и восприятием письменной речи  всегда есть пауза. Кроме того, пишущий, в большинстве случаев,  обращается к значительному числу  читающих, и у него есть возможность тщательно обдумать содержание и форму написанного.

3. Отсутствует непосредственный  контакт между пишущим и говорящим.

4. У письменной речи  есть ряд синтаксических и  грамматических особенностей, ряд  разговорных слов почти никогда  не употребляется в устной речи.

5. Ошибки, возникающие  во время письменной речи, обычно  исправляются.

6. Уникальной особенностью  письменной речи является ее  графическое оформление.

Можно назвать и другие различия письменной и разговорной  речи, но в данном случае для нас важны именно эти шесть. Изучая коммуникацию пользователей в Интернете, мы можем сделать вывод, что данный вид общения совмещает в себе признаки как устной, так и письменной речи.

Можно констатировать, что  с появлением Интернета и различных  программ для коммуникации пользователей возникла ситуация, когда письменная речь начала использоваться для мгновенного общения. Анализируя общение пользователей в таких программах, как ICQ, Skype, или в социальных сетях, например, в Facebook или Vkontakte, мы придем к выводу, что сообщения, которыми обмениваются пользователи, хотя и являются письменной речью, в реальности обладают многими особенностями устной.

Прежде всего, коммуникация в Интернете с помощью вышеперечисленных  программ и сервисов является динамичной и предполагает достаточно быструю реакцию. Иными словами, обмен сообщениями является практически мгновенным, или, по меньшей мере, задержка не превышает нескольких секунд.

Коммуникация в Интернете  в значительной мере соответствует  коммуникации лицом к лицу, несмотря на то, что пользователи удалены  друг от друга.

Кроме того, пользователи в значительной мере лишены возможности  обдумывать каждое сообщение, результатом  чего является большое число опечаток и ошибок в сообщениях которые, тем не менее, не наносят вреда коммуникации и достаточно часто не воспринимаются собеседником.

Еще одной важной особенностью общения в Интернет является способность  передавать эмоции, интонацию, собственное отношение к сказанному – то, что свойственно, прежде всего, устной речи и относится к сфере невербальной коммуникации. Для этого активно используются так называемые эмотиконы («смайлики»), позволяющие выразить эмоции или отношение говорящего к сказанному; различные графические методы передачи интонации .

И все же, несмотря на близость интернет - коммуникации к разговорной речи, есть два значительных отличия, которые позволяют четко отделить сферу общения в сети от устного общения.

Во-первых, при обмене сообщениями в Интернет у пользователя всегда есть хотя бы минимум времени для обдумывания сообщения.

Во-вторых, пользователь всегда видит свое сообщение перед  отправкой, чего никогда не бывает в  устной речи. Устная коммуникация никогда  не фиксируется.

Поэтому возможно вслед  за Д. Кристаллом сделать вывод, что  общение в Интернет совмещает  в себе различные характеристики устной и письменной речи, не являясь  в полной мере ни тем, ни другим.

Информация о работе Коммуникативные особенности пользователей интернета