Комплексные формы воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 16:56, доклад

Краткое описание

Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

Вложенные файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

Работу выполнили

Студенты 603 группы:

Абрамов А.

Мухлаев  Д.

Резинкин Н.

 

 

Комплексные формы воспитательного процесса

Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей.

 

Комплексная форма

Черты комплексной формы

 

  •  Это объединение отдель­ных форм, относящихся к различным видам и типам, в единую целостную форму — комплексную.

 

  • Продолжительность участия детей в комплексной форме значительно больше по сравнению с простой (элементарной).

 

  • Комплексным формам свойственен комплексный характер влияния на развитие ребенка, способствующий обогащению его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, содействующий формированию его сознания, эмоционально чувственной и поведенческо- деятельностной сфер.

Основные задачи комплексной формы

 

1) доходчиво разъяснить детям за­мысел комплексной формы или коллективно его разработать;

2) вызвать интерес школьников к участию в ней;

3) дать старт конкретным делам и инициативам на начальном этапе совместной деятельности.

Элементы микроцикла комплексной формы

 

    •  целеполагание;
    • разработку правил жизнедеятельности и плана действий;
    • организацию дел;
    • анализ и оценку процесса и результатов деятельности.

Условия применение комплексной формы

 

    • Наличие привлекательного для де­тей сюжетного замысла и способов его воплощения;
    • Социально ценная и личностно значимая направленность сов­местной и индивидуальной деятель­ности;
    • Учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы;

Условия применение комплексной формы

 

    • Ориентация содержания и способов   организации   деятельности на   формирование  у   школьников знаний   и  умений   самопознания, самоопределения,  самопроектирования, самостроительства, самореализации,   самоутверждения   и  саморефлексии;
    • Выделение этапов в совместной деятельности;
    • наглядность отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме;

 

Условия применение комплексной формы

 

    • предоставление учащимся свобо­ды выбора в проявлении своей актив­ности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельно­сти классного сообщества;
    •    существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длитель­ный цикл деятельности;

 

    • Наличие привлекательного для детей сюжетного замысла и способов его воплощения. Чаще всего при проектировании комплексной формы в ее состав включают элементы сюжетно-ролевой игры. Особое внимание уделяется выбору сюжетной линии.

 

    • Социально ценная и личностно значимая направленность совместной и индивидуальной деятельности. Результаты многочисленных психологических и педагогических исследований свидетельствуют о том, что именно такая направленность деятельности интенсифицирует процессы формирования детского коллектива и развития его членов.

 

 

 

Условия применение комплексной

формы

    • Ориентация содержания и способов   организации   деятельности на   формирование  у   школьников знаний   и  умений   самопознания, самоопределения,  самопроектирования, самостроительства, самореализации,   самоутверждения   и  саморефлексии.  Дети должны стать и быть самими собой — в этом главное предназначение комплексной формы, поэтому ее применение поможет учащимся найти ответы на следующие

1. Что  целесообразно познавать в  самом  себе?

2. Как  составить проект своей жизнедеятельности  на сегодняшний или  завтрашний  день, на более далекий и длительный  промежуток времени?

3. Какие  приемы и методы могут  помочь  в достижении поставленных  перед  собой целей?

 

    • Учет возрастных особенностей школьников в определении сроков, содержания и способов осуществления комплексной формы. Хорошей подсказкой педагогам-воспитателям могут здесь стать размышления известного белорусского ученого Н.Н. Верцинской о поэтапном развитии индивидуальности детей в период их обучения в школе.
    • Выделение этапов в совместной деятельности. Целенаправленное и эффективное осуществление деятельности предполагает выделение в ней этапов. Здесь можно предложить два наиболее распространенных варианта. Первый из них непосредственно связан со структурой комплексной формы, когда начальный этап — это целеполагание, второй этап — планирование совместных действий, третий этап — организация дел, а завершающий — рефлексия процесса и результатов деятельности.

 

    • Предоставление учащимся свободы выбора в проявлении своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного сообщества. Известно, что наиболее благоприятной средой для развития индивидуальности детей является не авторитарная, а гуманистическая воспитательная система, в которой каждый ребенок реализует свои субъектные полномочия в выборе цели, содержания, способов организации совместной и индивидуальной деятельности
    • Существование правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров для детей, «погруженных» в длительный цикл деятельности. Предоставляя детям широкие возможности для проявления инициативы и самодеятельности, важно помнить, что они по сравнению со взрослыми обладают гораздо меньшим организаторским опытом в подготовке и проведении совместных дел.

 

    • Наглядность отражения процесса и результатов участия детей в комплексной форме. Педагогически целесообразной и важной следует признать заботу об обеспечении наглядности с первого и до последнего этапа осуществления комплексной формы.

 


Информация о работе Комплексные формы воспитательного процесса