Работу выполнили
Студенты
603 группы:
Абрамов
А.
Мухлаев
Д.
Резинкин
Н.
Комплексные формы воспитательного
процесса
Под
комплексной формой воспитательного процесса
понимается совокупность объединенных
в единое целое отдельных форм, приемов
и методов, связанных концептуальным замыслом,
планом, алгоритмом длительного осуществления
деятельности и обладающих благодаря
их интеграции возможностями эффективного
и разностороннего влияния на развитие
детей.
Комплексная
форма
Черты комплексной формы
- Это объединение
отдельных форм, относящихся к различным
видам и типам, в единую целостную форму
— комплексную.
- Продолжительность участия детей в комплексной форме значительно больше по сравнению с простой (элементарной).
- Комплексным формам свойственен комплексный характер влияния на развитие ребенка, способствующий обогащению его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов, содействующий формированию его сознания, эмоционально чувственной и поведенческо- деятельностной сфер.
Основные
задачи комплексной формы
1) доходчиво
разъяснить детям замысел комплексной
формы или коллективно его разработать;
2)
вызвать интерес школьников к участию в ней;
3)
дать старт конкретным делам и инициативам на начальном этапе совместной деятельности.
Элементы микроцикла комплексной формы
- целеполагание;
- разработку правил жизнедеятельности и плана действий;
- организацию дел;
- анализ и оценку процесса и результатов деятельности.
Условия применение комплексной формы
- Наличие
привлекательного для детей сюжетного
замысла и способов его воплощения;
- Социально
ценная и личностно значимая направленность
совместной и индивидуальной деятельности;
- Учет
возрастных особенностей школьников в
определении сроков, содержания
и способов осуществления комплексной формы;
Условия применение комплексной формы
- Ориентация
содержания и способов организации
деятельности на
формирование у школьников знаний
и умений самопознания, самоопределения, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии;
- Выделение
этапов в совместной деятельности;
- наглядность
отражения процесса и результатов участия детей в комплексной
форме;
Условия применение комплексной формы
- предоставление
учащимся свободы выбора в проявлении
своей активности, возможности найти
и занять собственную нишу в жизнедеятельности
классного сообщества;
- существование
правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров
для детей, «погруженных» в длительный
цикл деятельности;
- Наличие привлекательного
для детей сюжетного замысла и способов его воплощения. Чаще всего при проектировании
комплексной формы в ее состав включают
элементы сюжетно-ролевой игры. Особое
внимание уделяется выбору сюжетной линии.
- Социально ценная
и личностно значимая направленность
совместной и индивидуальной деятельности. Результаты
многочисленных психологических и педагогических
исследований свидетельствуют о том, что
именно такая направленность деятельности
интенсифицирует процессы формирования
детского коллектива и развития его членов.
Условия применение
комплексной
формы
- Ориентация содержания и способов
организации деятельности на
формирование у школьников знаний
и умений самопознания, самоопределения, самопроектирования, самостроительства, самореализации, самоутверждения и саморефлексии. Дети
должны стать и быть самими собой — в этом
главное предназначение комплексной формы,
поэтому ее применение поможет учащимся
найти ответы на следующие
1. Что
целесообразно познавать в самом
себе?
2. Как
составить проект своей жизнедеятельности
на сегодняшний или завтрашний
день, на более далекий и длительный
промежуток времени?
3. Какие
приемы и методы могут помочь
в достижении поставленных перед
собой целей?
- Учет возрастных особенностей
школьников в определении сроков, содержания
и способов осуществления комплексной
формы. Хорошей подсказкой педагогам-воспитателям
могут здесь стать размышления известного
белорусского ученого Н.Н. Верцинской о поэтапном развитии индивидуальности детей в период их обучения в школе.
- Выделение этапов
в совместной деятельности. Целенаправленное и эффективное
осуществление деятельности предполагает выделение в
ней этапов. Здесь можно предложить два
наиболее распространенных варианта. Первый из них непосредственно связан со структурой комплексной формы, когда начальный этап — это
целеполагание, второй
этап — планирование
совместных действий, третий
этап — организация
дел, а завершающий — рефлексия процесса и результатов деятельности.
- Предоставление учащимся
свободы выбора в проявлении своей активности,
возможности найти и занять собственную
нишу в жизнедеятельности классного сообщества. Известно,
что наиболее благоприятной средой для
развития индивидуальности детей является
не авторитарная, а гуманистическая воспитательная
система, в которой каждый ребенок реализует
свои субъектные полномочия в выборе цели,
содержания, способов организации совместной
и индивидуальной деятельности
- Существование
правил, памяток, инструкций как подсказок-ориентиров
для детей, «погруженных» в длительный
цикл деятельности. Предоставляя детям широкие
возможности для проявления инициативы
и самодеятельности, важно помнить, что
они по сравнению со взрослыми обладают
гораздо меньшим организаторским опытом
в подготовке и проведении совместных
дел.
- Наглядность отражения
процесса и результатов участия детей
в комплексной форме. Педагогически
целесообразной и важной следует признать
заботу об обеспечении наглядности с первого
и до последнего этапа осуществления комплексной
формы.