Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:47, контрольная работа
Право на поиск, получение и передачу информации, право на доступ к информации или право знать, является основой информационного права. Эти права имеют конституционную основу. В Конституции РФ вопросам, регулирующим использование информации и определяющим права граждан и государства в информационной сфере, посвящены статьи 15, 23, 24, 29, 33, 41, 42 и 44.
Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Право на поиск
и потребление информации не распространяется
на деятельность негосударственных
владельцев информационных ресурсов.
Деятельность последних регулируется
в рамках гражданского оборота информации,
однако при свободном распространении
негосударственной
Решения и
действия (бездействие) государственных
органов и органов местного самоуправления,
общественных объединений, должностных
лиц, нарушающие право на доступ к
информации, могут быть обжалованы
в вышестоящий орган или
В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Предоставляется бесплатно информация:
Взимание платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами9.
Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне10.
Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну,11 служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Информация,
полученная гражданами при исполнении
ими профессиональных обязанностей
или организациями при
Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли физического лица, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных12.
Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ13.
Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.
При использовании
для распространения информации
средств, позволяющих определять получателей
информации, в том числе почтовых
отправлений и электронных
Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.
Случаи и
условия обязательного
Запрещается
распространение информации, которая
направлена на пропаганду войны, разжигание
национальной, расовой или религиозной
ненависти и вражды, а также
иной информации, за распространение
которой предусмотрена
Ряд положений, касающихся реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления установлен Модельным законом «О праве на доступ к информации»14. Указанный закон, в частности, установил следующие положения.
Доступ к информации обеспечивается:
Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.
Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.
Сообщение информации
для всеобщего сведения осуществляется
путем опубликования
Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно15.
Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме16:
Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.
Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право17:
В том случае,
если запрашиваемая информация содержится
в общедоступном официальном
печатном издании, исполнитель запроса
может ограничиться указанием реквизитов
этого издания и даты опубликования
информации. Ответ на запрос должен
содержать реквизиты органа или
организации и исполнителя
Обращения граждан рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в 5-дневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы18.
Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на информацию, если ранее это действие (бездействие) было обжаловано в судебном или административном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ и (или) Уполномоченному по правам человека в РФ. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба19.
Ответственность за нарушение права на доступ к информации. Должностные лица органов и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, непредоставлении информации в установленном порядке, предоставлении недостоверной информации, допустившие иные нарушения права на доступ к информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии
с уголовным законодательством
неправомерный отказ
Список использованной литературы.
1 Конституция Российской Федерации. - М., 2005.
2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
3 Там же, Ст. 3.
4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 5 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 7 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
6 Там же, Ст. 6.
7 Там же, Ст. 8.
8 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 // Российская газета. 15.02.2003. № 30.
9 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 9 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
10 О государственной тайне: Закон от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 13.10.1997. № 41. Ст. 8220-8235.
11 О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // СЗ РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3283.
12 О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31. Ст. 3451.
13 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
14 Модельный закон «О праве на доступ к информации» (Принят в г. Санкт-Петербурге 17.04.2004 Постановлением 23-14 на 23-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 34. С. 258 - 270.