Контрольная работа по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Право на поиск, получение и передачу информации, право на доступ к информации или право знать, является основой информационного права. Эти права имеют конституционную основу. В Конституции РФ вопросам, регулирующим использование информации и определяющим права граждан и государства в информационной сфере, посвящены статьи 15, 23, 24, 29, 33, 41, 42 и 44.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Право на поиск  и потребление информации не распространяется на деятельность негосударственных  владельцев информационных ресурсов. Деятельность последних регулируется в рамках гражданского оборота информации, однако при свободном распространении  негосударственной документированной  информации порядок ее оборота не отличается от оборота документированной  информации, полученной из государственных  информационных ресурсов.

Решения и  действия (бездействие) государственных  органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных  лиц, нарушающие право на доступ к  информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей  содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским  законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

  • о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  • затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  • иная установленная законом информация.

Взимание  платы за предоставление государственным  органом или органом местного самоуправления информации о своей  деятельности возможно только в случаях  и на условиях, которые установлены  федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами9.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне10.

Федеральными  законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну,11 служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении  ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина, предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли физического лица, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных12.

Распространение информации осуществляется свободно при  соблюдении требований, установленных  законодательством РФ13.

Информация, распространяемая без  использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации  такого лица.

При использовании  для распространения информации средств, позволяющих определять получателей  информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано  обеспечить получателю информации возможность  отказа от такой информации.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается  соглашением лиц, участвующих в  обмене информацией.

Случаи и  условия обязательного распространения  информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются  федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая  направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной  ненависти и вражды, а также  иной информации, за распространение  которой предусмотрена уголовная  или административная ответственность.

Ряд положений, касающихся реализации права каждого  гражданина свободно осуществлять поиск  и получение информации и для  обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления установлен Модельным законом «О праве на доступ к информации»14. Указанный закон, в частности, установил следующие положения.

Доступ к информации обеспечивается:

  • обязательным доведением информации до всеобщего сведения;
  • сообщением информации для всеобщего сведения;
  • удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

Порядок обязательного  доведения информации до всеобщего  сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми  актами.

Во всех случаях  органы и организации, их должностные  лица обязаны незамедлительно всеми  имеющимися средствами довести до всеобщего  сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих  угрозу общественной безопасности, жизни  и здоровью людей.

Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных  документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного  круга заинтересованных лиц.

Граждане  имеют право обращаться лично, а  также направлять индивидуальные и  коллективные обращения в государственные  органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют  право на обращение свободно и  добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно15.

Доступ к информации по запросу  заинтересованного лица может осуществляться в форме16:

  • ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;
  • получения копии соответствующего документа или выдержек из него;
  • получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;
  • получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;
  • получения сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании.

Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в  том числе с использованием электронных  технологий передачи данных. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

Правила выполнения запросов на получение  информации устанавливаются руководителем  соответствующего органа или организации.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право17:

  • представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;
  • знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
  • получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
  • обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;
  • обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В том случае, если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном  печатном издании, исполнитель запроса  может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования  информации. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или  организации и исполнителя запроса.

Обращения граждан рассматриваются  в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в 5-дневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы18.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных  лиц, нарушающее право на информацию, если ранее это действие (бездействие) было обжаловано в судебном или административном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному  по правам человека в субъекте РФ и (или) Уполномоченному по правам человека в РФ. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную  информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба19.

Ответственность за нарушение права  на доступ к информации. Должностные лица органов и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, непредоставлении информации в установленном порядке, предоставлении недостоверной информации, допустившие иные нарушения права на доступ к информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с уголовным законодательством  неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных  в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет20.

 

Список  использованной литературы.

 

  1. О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов  исполнительной власти: Постановление  Правительства РФ от 28.07.2005 №452 // СЗ РФ. 01.08.2005. №31. Ст. 3233.
  2. Об уполномоченном по правам человека в РФ: Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 №1-ФКЗ // СЗ РФ. 03.03.1997. №9. Ст. 1011.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ, Ст. 140 // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954.
  4. О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. №31. Ст. 3451.
  5. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448.
  6. Модельный закон «О праве на доступ к информации» (Принят в г. Санкт-Петербурге 17.04.2004 Постановлением 23–14 на 23-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. №34. С. 258 – 270.

1 Конституция Российской Федерации. - М., 2005.

2 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

3 Там же, Ст. 3.

4 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 5 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

5 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 7 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

6 Там же, Ст. 6.

7 Там же, Ст. 8.

8 Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти: Постановление Правительства РФ от 12.02.2003 № 98 // Российская газета. 15.02.2003. № 30.

9 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 9 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

10 О государственной тайне: Закон от 21.07.1993 № 5485-1 // СЗ РФ. 13.10.1997. № 41. Ст. 8220-8235.

11 О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ // СЗ РФ. 09.08.2004. № 32. Ст. 3283.

12 О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31. Ст. 3451.

13 Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

14 Модельный закон «О праве на доступ к информации» (Принят в г. Санкт-Петербурге 17.04.2004 Постановлением 23-14 на 23-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 34. С. 258 - 270.

Информация о работе Контрольная работа по "Информатике"