Контрольная работа по "Информационным технологиям управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Основная цель изучения дисциплины «Информационные технологии управления» для специальности «Менеджмент организации» - это формирование у студентов знаний, умений, навыков необходимых для управления информационными системами организации с целью достижения ее стратегических целей, грамотного применения автоматизированных и неавтоматизированных информационных технологий, формирования системы информационного обеспечения управления должного качества.

Вложенные файлы: 1 файл

моя.docx

— 175.16 Кб (Скачать файл)

Введение.

Контрольная работа выполнена по дисциплине «Информационные технологии управления».

Основная цель изучения дисциплины «Информационные технологии управления»  для специальности «Менеджмент  организации» - это формирование у  студентов знаний, умений, навыков  необходимых для управления информационными  системами организации с целью  достижения ее стратегических целей, грамотного применения автоматизированных и неавтоматизированных информационных технологий, формирования системы информационного обеспечения  управления должного качества.

Предлагаемая контрольная работа рассматривает 3 теоретических вопроса  на тему «Информатизация как необходимое условие современной управленческой деятельности», «Реляционные базы данных» и «Автоматизированное рабочее место».

Теоретическую базу контрольной работы составляют учебники и учебные пособия  следующих авторов:  Гущин А. Н., Голицына О.Л. , Дейт К., Лысенко Ю.А., Ракитина Е.А., Пархоменко В.Л., В.В.Трофимова, Полякова Л.Н.

Контрольная работа состоит из введения, трех глав, в которых рассмотрены  общетеоретические вопросы, заключения и списка использованных источников.

Кроме того, в работу включены необходимые  рисунки и таблицы.

 

Глава 1. Информатизация как  необходимое условие современной  управленческой деятельности.

Информатизация — это процесс  создания, развития  и массового  применения информационных средств  и технологий, обеспечивающий достижение и поддержание уровня информированности  всего населения, необходимого и  достаточного для кардинального  улучшения условий труда и  жизни каждого человека. Это определение  можно считать приемлемым.

Термин «информатизация» появился в обиходе недавно. Его интенсивное использование совпало с началом коренных изменений в экономической и политической жизни России — сокращением государственного финансирования военно-промышленной сферы, перестройкой государственного аппарата, доступностью внешнего рынка средств вычислительной техники. Причем четкого, однозначно понимаемого определения этого термина до сих пор не существует. Напрашивающиеся аналогии с терминами «электрификация», «газификация» и т.д. вряд ли уместны, так как понятие «информация» нельзя рассматривать в одном ряду с такими сугубо конкретными и материальными понятиями как «электричество» и «газ». Можно сделать вывод, что необходимо чётко сформулировать понятие информатизации.  Это можно сделать, рассмотрев цели, которые  ставятся перед этим процессом.

Среди разнообразных областей деятельности современного человека существует одна, без которой невозможны все остальные, - это организационное управление, т.е. управление социальными, производственными и хозяйственными процессами.

Расширение масштабов и увеличение сложности производства определяют прогрессирующее возрастание объёмов  информации, требующей переработки  в процессе управления народным хозяйством. От того, в какой степени удается  преодолеть сложность информационного  обеспечения управления, в частности  отделить важные сведения от второстепенных и малоупотребимых и тем самым минимизировать потоки данных, в значительной мере зависят качество и оперативность принимаемых решений и эффективность управления экономикой в целом.

Непосредственный экономический  эффект здесь может быть достигнут  за счёт ускорения оборачиваемости  оборотных фондов, снижения оперативных  и страховых запасов, быстрейшей реализации выпускаемой продукции, более эффективного использования  промышленных и транспортных мощностей, ускорения валютного и денежного  обращения и т.д. От решения проблем  информационного обеспечения зависят  повышение качества и оперативности  принимаемых решений, достижение непосредственного  экономического эффекта в существующих системах управления и успех внедрения  автоматизированных систем и экономико-математических методов в практику народнохозяйственного  управления.

Принципы экономической информатики  предполагают, по крайней мере, два  подхода к разработке информационного  обеспечения экономического управления. В рамках традиционного подхода  разработчики АСУ трактуют информационную систему как подобие некоторой  нервной сети, пронизывающей всю  систему управления. Обоснованным так  же представляется подход, заимствованный из научной информатики, при котором  для самостоятельной разработки выделяются отдельные информационные системы, обладающие собственными массивами, методами и средствами их поддержания, обновления и переработки и самостоятельными механизмами взаимодействия непосредственно  с системой управления.

Эти два подхода, однако, не противоречат друг другу, поскольку количественный рост отдельных, первоначально не взаимосвязанных  информационных систем приводит к их качественному изменению, выражающемуся  в первую очередь в появлении  и развитии связей между системами, т.е. в формировании из них единой информационной сети.

Подход к информационной системе  управления как к комплексу отдельных  информационных систем обладает рядом  преимуществ, позволяя решать проблемы, возникающие вследствие многообразия  и неоднородности экономической  информации, к которой относятся  так же всевозможные виды внешнеэкономической  и неэкономической информации (например, научно-техническая, социальная, экологическая), так как подобный подход даёт возможность  применения различных методов и  средств решения задач информационного обслуживания в зависимости от видов исходных информационных носителей, от требуемых форм и сроков переработки, существующих технических средств и от других факторов.

Построение специализированных информационных систем основано на временном разделении информационных процессов и процессов  экономического управления, на рассмотрении их как относительно изолированных  друг от друга, взаимосвязанных лишь на входе (полученной информации) и  на выходе (выдаче данных). Подобное выделение  информационных процессов можно  обосновать следующим образом:

экономическая информация  в процессах  управления рассматривается с точки  зрения воздействия её на эти процессы, а в информационных системах –  с точки зрения присущих ей внутренних свойств, отражающих либо физическую форму  выражения и представления, либо её семантику;

  может быть чётко выделен  и определён применяемый в  информационных процессах инструментарий, используемый не только в экономике,  но и в других областях (например, научной информатике, медицине).

Подход к информационной системе  управления как к комплексу информационных систем делает оправданным поэтапное, последовательное проектирование и  внедрение отдельных локальных  систем, которые могут либо существовать независимо друг от друга, либо пересекаться вследствие существования как общих элементов информационных массивов, так и массивов в целом. Постепенный ввод в действие отдельных информационных систем делает возможным уменьшение сроков их внедрения; создает условия для постепенной аккомодации персонала системы управления к меняющимся условиям работы; позволяет выявить и оценить преимущества новых форм работы; делает возможным выявление ошибок методологического характера на относительно узком материале отдельных систем; служит школой для коллектива разработчиков.

В зависимости от комплекса используемых методов и средств реализации, от логики обработки, функциональной ориентации, от видов и форм обрабатываемой информации могут быть выделены следующие виды информационных систем: информационно-поисковые  системы (ИПС), информационно-справочные системы (ИСС) и банки данных.

Информационно-поисковые системы, первоначально разработанные в  научной информатике для формализации решений задач библиографического поиска, используются при работе с  информацией, фиксированной на печатных носителях, имеющих вид текстов  на естественном языке. С точки зрения систем управления подобные формы представляются главным образом внешней информацией (информацией, отражающей протекание управляемого процесса во внешней среде и состоянии  внешней среды по отношению к  этому процессу) и информацией  о развитии системы.

Информационно-справочные системы  – одни из видов информационно-логических систем, допускающих, в отличие от ИПС, не только хранение и выдачу введенной  информации, но и её информационно-логическую обработку. То есть ИСС способны проводить  анализ и синтез поступающих информационных совокупностей, их преобразование, формирование на основе введенных в структуру  ИСС алгоритмов новых фактов.

Банки данных в отличие от информационных систем других видов в первую очередь  являются системами коллективного  межведомственного пользования, что  делает необходимым при их создании ориентацию не на конкретные задачи, решаемые  с их помощью (поскольку к моменту  построения банка может быть даже не полностью выявлен список его  будущих абонентов), а на полноту  состава данных: могут подбираться  многоаспектные данные по какому-либо одному крупному объекту, полностью характеризующие рассматриваемый объект, например банк данных городского хозяйства, или же одноаспектные данные, подбираемые по полному множеству объектов, например  общегосударственные банки статистической и социальной информации. Полнота данных делает возможным использовать банки данных потребителями, принадлежащими к различным функциональным и организационным подразделениям органов управления и планирования.   Большое значение в управлении производством играет информационная система управления. По своему назначению на первых этапах разработки эта система представляет собой информационно-справочную систему, обеспечивающую автоматизацию сбора, хранения, накопления, обработки и выдачи информации работникам аппарата управления в установленных системах показателей, разрезах, заданных режимах и в удобной для использования форме. На последующих этапах, по мере включения в работу  экономико-математических модулей, система будет постепенно превращаться в  информационно-советующую, обеспечивающую проигрывание и подбор оптимальных значений показателей и выбор оптимальных вариантов плановых и управляющих решений.

В соответствии с функциональным подходом  к разработке информационных систем построение системы начинается с  исследования функций управляющей  системы. Для этой цели была разработана  модель структурной разбивки функций  управляющей системы. Построение модели структурной разбивки функций позволило получить обоснованное выделение задачи подсистемы, сопоставимые по значимости и содержательной размерности, дать наименование каждой из задач, чётко разграничить уровни исследования и перейти от функционального к информационно-техническому уровню, на котором  рассматривается информационное обеспечение задач и возможность их машинной реализации.     

Построенная модель представляет собой  матрицу (таблица 5), в строках и  колонках которой записаны соответственно перечни-рубрикаторы сфер управляемой  деятельности и функций управления.

Пересечение сфер деятельности с функциями  управления обеспечивает выделение  задач системы. В свою очередь, пересечение  полученного перечня задач с  видами управленческих работ (третье измерение  матрицы)  позволит в случае необходимости  произвести разбивку задач на подзадачи. Ввиду того, что разбивка всего  поля деятельности на сферы чрезмерно  крупна, в ряде случаев производится разукрупнение рубрикатора сферы  деятельности на более дробные единицы – области и подобласти.

Основные функции  информационной системы определяются функциями  аппарата управления, назначением системы, требованиями персонала и ограничениями, накладываемыми на нее возможностями  используемых методов и средств  обработки информации, и включают:    

учет и контроль выполнения  народнохозяйственных планов, постановлений  и решений директивных органов  и выявление возникших отклонений и с переходом в перспективе  на подготовку данных по прогнозу выполнения планов;

контроль по заданным показателям  производственно-экономического и  социально-экономического развития отраслей, объединений, предприятий; подготовку справочных материалов и выдачу ответов на запросы о состоянии управляемых объектов для анализа деятельности отраслей и выработки предложений по их перспективному развитию;

выявление тенденций развития отраслей на основе  построения динамических рядов по основным экономическим  показателям и использование  статистико-вероятностных, экстраполяционных и корреляционных методов для перехода к прогнозу их развития.

                                                                 

Таблица 5.

Матрица структурной разбивки функций  системы руководства

Поле контролируемой деятельности

Функции руководства

Сфера деятельности

 

 

Область

 

 

Подобласть

Анализ и оценка генеральных  направлений

Анализ и оценка программ развития

Подготовка директивных  материалов

Учет и контроль выполнения

Анализ состояния

Регулирование

Решение текущих вопросов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономика

 

Производство

Выпуск продукции

             

Производственные мощности

             

Технология производства

             

Условия труда

             

Перспективы развития

             

 

Экономика

Производительность труда

             

Прибыль

             

Себестоимость продукции

             

Фондоотдача

             

Освоение капитальных  вложений

             

Баланс распределения  продукции

             

Обеспеченность ресурсами

             

 

Управление

Структура управления

             

Нормы и методы управления и организации работ 

             

Технология обработки  информации АСУ НОТ

             

Административно-правовые вопросы  управления

             

 

Научно-технический прогресс

Освоение новых видов  продукции

             

Механизация и автоматизация  процесса производства

             

Продажа лицензий за границу, закупка иностранных лицензий и  образцов оборудования

             

Информация о работе Контрольная работа по "Информационным технологиям управления"