Контрольная работа по дисциплине "Информатика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 12:10, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1/10. Раскройте сущность понятия «База данных». Охарактеризуйте основные виды баз данных.
Вопрос 2/16. Охарактеризуйте порядок создания запросов с помощью мастера запросов, в режиме конструктора; достоинства и недостатки различных способов создания запросов.
Вопрос 3/40. Изложите способы задания простых формул с использованием ссылок. Объясните правила построения сложных формул с использованием арифметических операторов, встроенных функций.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 418.25 Кб (Скачать файл)

Лабандиевская Юлия Викторовна Э-43-64-10

 

 

План

Вопрос  1/10. Раскройте сущность понятия «База данных». Охарактеризуйте основные виды баз данных………………………………………………………3

 

Вопрос 2/16. Охарактеризуйте порядок создания запросов с помощью мастера запросов, в режиме конструктора; достоинства и недостатки различных способов создания запросов…………………………………………6

 

Вопрос 3/40. Изложите способы задания простых формул с использованием ссылок. Объясните правила построения сложных формул с использованием арифметических операторов, встроенных функций………………………….14

 

Задача 5…………………………………………………………………………...19

 

Литература……………………………………………………………………….20

 

Используемые аппаратные и программные средства………………………....20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос  1/10. Раскройте сущность понятия «База данных». Охарактеризуйте основные виды баз данных.

База данных (БД) представляет собой совокупность специальным образом организованных данных, хранимых в памяти вычислительной системы и отражающих состояние объектов и их взаимосвязей в рассматриваемой предметной области. Базы данных создаются обычно не для решения какой-либо одной задачи для одного пользователя, а для многоцелевого использования. Базы данных отражают определенную часть реального мира. Надо стремиться, чтобы вся информация, описывающая предметную область, фиксировалась в базе данных однократно, накапливалась и поддерживалась в актуальном состоянии централизовано, а все пользователи, которым эта информация нужна, должны иметь возможность работать с ней. Базы данных – это специальным образом организованные данные, т.е. системы взаимосвязанных данных, единство и целостность которых поддерживается специальными программными средствами.

Классификация БД.

1. По форме представления информации различают визуальные и аудио системы, а также системы мультимедиа. Эта классификация показывает, в каком виде информация хранится в БД и выдается из баз данных пользователям: в виде изображения, звука или имеется возможность использования разных форм отображения информации. Понятие «изображение» здесь используется в широком смысле – это может быть символьный текст, неподвижное графическое изображение (рисунки, чертежи и т.п.), фотографии, географические карты, движущие изображения.

2. По характеру  организации данных БД могут быть разделены на неструктурированные, частично структурированные и структурированные. Этот классификационный признак относится к информации, представленной в символьном виде. К неструктурированным БД могут быть отнесены базы, организованные в виде семантических сетей. Частично структурированными можно считать базы данных в виде обычного текста или гипертекстовые системы. Структурированные БД требуют предварительного проектирования и описания структуры БД. Только после этого базы данных такого типа могут быть заполнены данными.

3. Структурированные БД в свою очередь по типу используемой модели делятся на: иерархические, сетевые, реляционные, смешанные и мультимодельные. Классификация по типу модели распространяется не только на базы данных, но и на системы управления базами данных (СУБД). В структурированных БД обычно различают несколько уровней информационных единиц, входящих одна в другую. Большинство структурированных систем поддерживают уровень поля, записи и файла. Полю соответствует наименьшая семантическая единица информации; совокупность полей или/и иных, более сложных информационных единиц, если они допустимы в конкретной СУБД, образуют запись, а множество однотипных записей представляют файл базы данных. В последнее время большинство СУБД в явном виде поддерживают и уровень базы данных, как совокупности взаимосвязанных файлов БД.

Наиболее распространенными в практике являются реляционные базы данных, представляющие собой таблицу. Название “реляционная” (в переводе с английского relation - отношение) связано с тем, что каждая запись в таблице содержит информацию, относящуюся только к одному конкретному объекту. Реляционные базы данных удобны еще и тем, что для получения ответов на различные запросы существует разработанный математический аппарат, который называется исчислением отношений или реляционной алгеброй. Ответы на запросы получаются путем “разрезания” и “склеивания” таблиц по строкам и столбцам. При этом ясно, что ответы также будут иметь форму таблиц.

Иерархическая БД представляет собой граф типа «дерево». В такой модели имеется одна вершина – корень дерева, являющаяся входом в структуру. Каждая вершина, отличная от корня, может иметь только одну исходную вершину и, в общем случае, сколько угодно порожденных вершин.

Схема иерархической модели:

Сетевая БД представляет собой граф типа «сеть». Входом в такую структуру может являться любая вершина. Каждая вершина может иметь как несколько

порожденных, так и несколько исходных вершин. Между парой вершин может быть объявлено несколько связей. Подавляющее большинство СУБД поддерживает простые сетевые структуры, т. е. между каждой парой типов записей поддерживается отношение 1:М.

Схема сетевой модели с однотипными файлами:

Кроме сетевых моделей с равноправными файлами существуют сетевые модели с разнотипными файлами. В таких моделях различают главные (основные) и зависимые файлы. Вход в структуру возможен только через главные файлы. Связываться между собой могут только записи разных типов.

Схема сетевой модели с разнотипными файлами

Особое место среди структурированных систем занимают системы, построенные на использовании инвертированных файлов. Особенность организации данных в них состоит в том, что собственно хранимые данные и информация о связях логически и физически отделены друг от друга. Основные данные в этих системах хранятся в файлах, записи которых могут иметь сложную структуру. Вся управляющая информация сосредоточена в ассоциаторе. Логическая связь между файлами устанавливается посредством компонента ассоциатора, называемого сетью связи.

Вопрос 2/16. Охарактеризуйте порядок создания запросов с помощью мастера запросов, в режиме конструктора; достоинства и недостатки различных способов создания запросов.

Запросы предназначены для просмотра, анализа и изменения данных из одной или нескольких таблиц, удовлетворяющих заданным критериям. Результатом выполнения запроса является набор записей, собранных в таблице, который называется RecordSet (динамический, временный набор данных). В объекте RecordSet допускается добавление, изменение, удаление записей. В нем отображаются также записи, добавляемые, удаляемые или изменяемые в исходных таблицах. Объект RecordSet формируется всякий раз заново при выполнении запроса на основе реальных таблиц базы данных.

По способу формирования запросы можно разделить на два вида:

  • запросы по образцу (QBE-запросы, Query By Example), параметры которых устанавливаются в окне Конструктора запросов;
  • структурированные (SQL-запросы). Любой запрос хранится в базе данных в формате SQL – Structured Query Language (язык структурированных запросов). Основное достоинство этого языка состоит в том, что он является стандартом для большинства реляционных СУБД. SQL имеет унифицированный набор инструкций, которые можно использовать во всех СУБД, поддерживающих этот язык.

Основной тип QBE-запросов – это запросы на выборку. Для формирования запроса по образцу нужно в окне базы данных в списке Объекты выбрать объект Запросы и указать способ создания запроса: Создание запроса в режиме конструктора или Создание запроса с помощью мастера (рис. 1).

 

Рис. 1. Окно базы данных – объект Запросы

В окне базы данных можно нажать кнопку Создать, вследствие чего появится диалоговое окно Новый запрос (рис. 2), в котором предлагаются способы создания запроса:

    1. Конструктор. Позволяет создавать новые и изменять существующие запросы в режиме конструктора. (Режим конструктора. Окно, в котором отображается макет следующих объектов базы данных: таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и страницы доступа к данным. В режиме конструктора пользователь создает новые объекты базы данных или изменяет макеты существующих.).
    2. Простой запрос. Вызывает мастер простого запроса на выборку.
    3. Перекрестный запрос. Перекрестные запросы используют для расчетов и представления данных в структуре, облегчающей их анализ. Перекрестный запрос подсчитывает сумму, среднее, число значений или выполняет другие статистические расчеты, после чего результаты группируются в виде таблицы по двум наборам данных, один из которых определяет заголовки столбцов, а другой заголовки строк.
    4. Повторяющиеся записи. Вызывается мастер запроса поиска повторяющихся записей, созданный запрос выбирает повторяющиеся записи из указанной таблицы или другого запроса (простого).
    5. Записи без подчиненных. Создается запрос, выбирающий из таблицы записи, не связанные с записями из других таблиц.

 

Рис. 2. Окно Новый запрос

Мастер простого запроса на выборку

Мастер простого запроса на выборку создает запросы для получения данных из полей, выбранных в одной или нескольких таблицах или запросах. С помощью мастера можно также вычислять суммы, число записей и средние значения для всех записей или определенных групп записей, а также находить максимальное и минимальное значение в поле. Однако нельзя ограничить количество записей, возвращаемых этим запросом, с помощью условий отбора.

 

Для формирования запроса по образцу нужно активизировать вкладку Запросы в окне базы данных и выбрать способ создания запроса – Создание запроса с помощью мастера (рис. 1), или на панели инструментов окна базы данных нажать кнопку Создать и в диалоговом окне Новый запрос выбрать в списке строку Простой запрос.

Рис. 3. Мастер создания простого запроса (1-ое окно)

 

В появившемся окне Создание простых запросов в поле со списком Таблицы и запросы следует выбрать таблицу или запрос, которые будут служить источником данных для создаваемого запроса (рис. 3).

Затем нужно переместить необходимые поля из списка Доступные поля: в список Выбранные поля:, используя кнопки:

 – добавить выбранное поле; – добавить все поля; – удалить выбранное поле (из списка Выбранные поля); – удалить все поля.

 

Рис. 3. Мастер создания простого запроса (2-ое окно)

 

     После выбора полей нажать кнопку Далее > для перехода в следующее окно Мастера. В этом окне (рис. 4) задается имя запроса и выбирается способ открытия запроса: Открыть запрос для просмотра данных или Изменить макет запроса. При выборе первого способа запрос открывается в режиме просмотра, при выборе второго – в режиме Конструктора.

Создание запроса в режиме Конструктора

 Запросы  на выборку

После выбора способа создания Конструктор появляется пустое окно Конструктора запроса и диалоговое окно Добавление таблицы (рис. 4).

Рис. 4. Окно Добавление таблицы Конструктора запросов

 

В окне Добавление таблицы выбираются таблицы и (или) запросы с помощью кнопки Добавить, на основании которых будет строиться запрос. Имена выбранных таблиц и (или) запросов со списками полей появляются в верхней части Конструктора запросов (рис. 5). После выбора всех необходимых объектов, следует закрыть окно Добавление таблицы. Для повторного пополнения списка таблиц нужно воспользоваться командой Запрос – Добавить таблицу… или нажать кнопку Отобразить таблицу на панели инструментов.

Рис. 5. Окно Конструктора запроса с добавленными таблицами Специальности и Факультеты

При составлении запроса на основе нескольких таблиц между ними необходимо установить связь. Если ее нет, то результаты запроса могут быть некорректными.

Разработка запроса состоит из нескольких этапов:

  • добавление полей в запрос;
  • установка критериев отбора записей;
  • сортировка записей.

Добавить нужные поля в бланк запроса можно, используя следующие способы:

  • перетащить их имена из списка в верхней части окна в строку Поле: бланка запроса;
  • сделать двойной щелчок левой клавишей мыши по имени поля в таблице-источнике;
  • выбрать имя поля из раскрывающегося списка в строке Поле:;
  • выделить все имена в списке и перетащить в бланк запроса (для выделения всех имен нужно сделать щелчок на первом поле списка, затем при нажатой клавише Shift на последнем поле списка);
  • использовать звездочку (*).

Рис. 6. Пример запроса

 

Выделить столбец поля запроса можно, указав мышью в область выделения (указатель мыши примет вид черной стрелки, направленной вниз). После выделения столбцы можно копировать, перемещать или удалять, используя соответствующие команды меню Правка.

Записи в создаваемом динамичном наборе могут быть рассортированы по алфавиту, по возрастанию или убыванию. Можно производить сортировку по содержимому нескольких полей (допускается до 10). Для выполнения сортировки следует перейти в строку Сортировка: и в ячейке соответствующего поля выбрать способ сортировки из раскрывающегося списка.

         В строке Вывод на экран: бланка запроса отображается флажок, который указывает на то, будет ли выводиться соответствующее поле запроса на экран при просмотре запроса в режиме таблицы или при построении на основе запроса формы или отчета. Флажок вывода на экран удобно использовать при необходимости включения в запрос полей, по которым производится отбор записей или вычисления, но данные которых в итоговом запросе не нужны. В этом случае достаточно снять флажок в столбце соответствующего поля.

 Создание  итоговых запросов

Запрос можно также использовать для подведения итогов и выполнения расчетов, обобщая при этом данные исходных таблиц.

Статистическая функция задается в строке Групповая операция:, которая появляется после нажатия кнопки Групповые операции или выбора команды Групповые операции из меню Вид.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Информатика"