Лекции по "Информатике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 12:44, курс лекций

Краткое описание

Тема: Введение. Предмет и задачи информатики. Представление информации.
Цель: Ознакомиться с основными понятиями, что такое информатика и информация. Ввести единицы измерения информации.
План:
1. Информатика.
2. Понятие информации.
3. Представление информации.
4. Передача информации.
5. Единицы информации

Вложенные файлы: 1 файл

Лекция по информатике.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

 

Контрольные вопросы:

  1. Какие виды принтеров вам известны?
  2. Что такое порт?
  3. Что за устройство плоттер?
  4. Что за устройство сканер?
  5. Что такое модем и факс-модем?
  6. Какие виды манипуляторов вы знаете?

 

 

Лекция № 5

Тема: Основные понятия ОС Linux.

Цель: Дать общие сведения о файловая система ОС Linux.

План:

  1. Файловая система ОС Linux.
  2. Командная строка
  3. Рабочий стол.
  4. Панель KDE.
  5. Окно.
  6. Меню.

Файловая система ОС Linux имеет иерархическую структуру, в которой файл однозначно определяется полным путём к нему. Иерархическая структура файловой системы по виду похожа на перевёрнутое дерево (в математике такая структура называется графом). В файловой системе Linux на любой файл должна быть ссылка хотя бы из одного каталога, иначе он просто не будет существовать.

Linux может работать с различными  типами файловых систем, в том  числе и с указанными для Windows. Но стандартной для неё является  файловая система Ext2/Ext3, не совместимая с Windows. В ней всегда есть только один корневой каталог, который называется “/”. Пользователь Linux работает с единым деревом каталогов, даже если разные данные расположены на разных носителях: жёстких дисках, съёмных дисках, CD-ROM и т. п.

Адресом каталога или файла будет являться полный путь к нему от корневого каталога, который записывается с помощью знака "/" (прямой слэш). Например: / home / alex / graf.jpg.

 При этом важное отличие Linux от Windows состоит в том, что устройства  не принадлежат верхнему уровню файловой системы. Они тоже являются своеобразными файлами. Например, жёсткие диски (разделы) включены в каталог mnt, который в свою очередь находится под "корнем". Они имеют имена:

hda1 или sda1 – первый раздел первого  жёсткого диска;

hdb2 или sdb2 – второй раздел второго  жёсткого диска.

 Дискеты, оптические диски и USB-устройства "содержатся" в аналогичной  папке media.

 Такое единство достигается  благодаря использованию процедуры  монтирования.

Монтирование в Linux — это подключение в один из каталогов целой файловой системы, находящейся где-то на другом устройстве. Эту операцию можно представить как «прививание» ветки к дереву. Для монтирования необходим пустой каталог — он называется точкой монтирования. Точкой монтирования может служить любой каталог. После этой операции в каталоге (точке монтирования) появятся все те файлы и каталоги, которые находятся на соответствующем устройстве. В результате пользователь может даже и не знать, на каком устройстве какие файлы располагаются. Созданную таким образом («смонтированную») файловую систему можно в любой момент отключить — размонтировать.

 Пользователю обычно не требуется  выполнять монтирование и размонтирование  файловой системы вручную: при  загрузке системы будут смонтированы  все устройства, на которых хранятся части файловой системы, а при останове (перед выключением) системы все они будут размонтированы.

В Linux пользователю доступны два режима работы: текстовый и графический. В текстовом режиме недоступны возможности графического интерфейса (внешнего вида): окна доступа к информации, поддержка миллионов цветов, рисование. Можно только набирать символы с использованием нескольких базовых цветов. Тем не менее, в текстовом режиме Linux можно выполнять практически любые действия (за исключением непосредственного просмотра изображений). Текстовый режим в Linux — это полнофункциональный способ управления системой благодаря интерфейсу командной строки, в которой совершается набор знаков и команд. В Linux огромное множество программ (включая игры) работают в текстовом режиме. Бывают ситуации, когда графический режим недоступен или неработоспособен (удалённый доступ по сети, проблемы с поддержкой видеокарты, сбои системы и др.). В таких случаях всегда остаётся возможность работать в текстовом режиме, поскольку его возможности не требуют специальных драйверов или настройки.

Командная строка — это способ организации интерфейса, в котором каждая строка, введённая пользователем — это команда системе, которую та должна выполнить. В Linux этот вид интерфейса всегда был основным, а потому хорошо развит.

 Первое слово в такой строке  — это, как правило, имя исполняемого  файла, все остальные слова —  параметры, в зависимости от изменения  которых команды выполняются  по-разному. Получить командную строку  можно многими способами. Например, для пользователей графической среды школьной ОС Linux командная строка доступна по нажатию F2.

 Умение найти командную строку  и выполнить в ней команду  пригодится любому пользователю Linux, даже если он работает исключительно  в графической оконной среде. Дело в том, что графические интерфейсы в Linux многообразны, кроме того, пользователь имеет возможность существенно поменять конкретный вид и расположение частей интерфейса по своему вкусу. Найти общие для всех и неизменные свойства графического интерфейса в Linux весьма непросто (если вообще возможно). А командная строка доступна всегда и всюду выглядит одинаково. Поэтому очень часто в документации, рассчитанной на широкую аудиторию и общие случаи, в обучении и советах приводятся именно фрагменты командной строки.

 Командная строка начинается  приглашением, которое может быть  оформлено по-разному, но чаще  всего оно заканчивается символом  “$”. Всё, что следует после него  и до конца строки — это  и есть команда. Пока не нажата  клавиша Enter, набранную команду можно редактировать.

 В графическом режиме Linux так  же, как ОС Windows, использует графический  интерфейс. Однако в Linux он не является  неотъемлемой частью системы, это  просто один из ее компонентов, такое же необязательное приложение, как, например, программа для рисования изображений. Поэтому он бывает разным. Наиболее распространены графические интерфейсы KDE и GNOME. Разработчиком школьной системы Linux установлен графический интерфейс KDE.

 Хорошо организованный рабочий  стол – залог успеха в любом деле. Всегда важен порядок на рабочем столе. В среде Linux тоже есть инструмент «Рабочий стол» как основная составляющая графического интерфейса. Причём он не один, их можно организовывать несколько для удобной работы человека с компьютером. Пользователь может помещать на Рабочий стол значки объектов по своему желанию как ссылки на элементы файловой системы.

Внизу Рабочего стола расположена строка – это Панель KDE. Она как приборная панель в автомобиле – с её помощью можно управлять средой Linux. На ней располагаются кнопки управления (справа налево):

кнопка «KDE», раскрывающая меню KDE, т. е. доступ к приложениям системы и настройкам;

кнопка «Система», открывающая доступ к дискам (разделам);

кнопка «Скрыть все окна»;

кнопка приложения для просмотра интернет-ресурсов;

кнопка приложения, обрабатывающего электронную почту;

кнопки офисных приложений;

кнопки Рабочих столов (1, 2);

кнопки открытых задач (окон);

кнопки устройств и настроек;

кнопка «Корзина», дающая возможность временно сохранять удалённые объекты; пока «Корзина» не очищена, всегда есть возможность восстановить выброшенное;

кнопка «><» для сворачивания Панели KDE.

Окно – важная часть графического интерфейса, это часть экрана для отображения информации. Окно называется активным, если с информацией в нём пользователь работает в данный момент. На Рабочем столе может быть открыто несколько окон, и пользователь может быстро обращаться к информации в любом из них.

Бывают:

- окна папок и приложений (программ);

- окна документов;

- окна диалога и настроек.

строка заголовка (яркий цвет – активное окно)

строка меню окна

панель инструментов (кнопок)

панель адреса

панель навигации

строка состояния (подсказки)

полоса прокрутки (лифт)

рамка

кнопка действий с окном

кнопка «Справка»

кнопка «Свернуть окно» (в кнопку на Панели KDE)

кнопка «Распахнуть»

кнопка «Закрыть окно»

Важными элементами графического интерфейса системы являются курсóр и меню. Курсор - это указатель текущего положения на экране при выполнении действий.

Курсоры бывают:

графический или курсор "мыши", представляющий собой различное изображение в разных ситуациях (его можно устанавливать и самостоятельно);

текстовый или курсор клавиатуры, представляющий собой простой мигающий знак (подчёркивание или вертикальная черта); он устанавливается, кроме средств клавиатуры, также и курсором "мыши".

Меню - это набор действий с возможными настройками (опциями) по отношению к объекту.

В ОС Linux из ПСПО различают:

Меню KDE, вызываемое кнопкой в Панели KDE Рабочего стола;

Меню окна, расположенное во второй строке окна папки или приложения;

Встроенное меню объекта или контекстное меню, вызываемое нажатием правой клавиши "мыши" при наведении её курсора на объект.

 

Контрольные вопросы:

  1. Какую структуру имеет файловая система ОС Linux?
  2. Что такое командная строка в ОС Linux?
  3. Что можно делать с помощью панели KDE?
  4. В каком случае окно называется активным?
  5. Какие окна бывают?
  6. Перечислите меню в ОС Linux.

 

Лекция №6

Тема: Общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word.

Цель: Дать общие сведения о текстовом процессоре Microsoft Word .

План:

  1. Приемы работы с текстами в процессоре MicrosoftWord.
  2. Создание документа.
  3. Специальные средства ввода и редактирования текста.
  4. Форматирование текста.
  5. Ввод формул.
  6. Работа с таблицами.
  7. Редактирование таблиц.
  8. Форматирование таблиц
  9. Ввод и форматирование содержимого таблиц
  10. Работа с графическими объектами
  11. Работа с рисунками.
  12. Работа с изображениями.

В этой главе рассматриваются понятия, методы и приемы, относящиеся к созданию текстовых документов с помощью персонального компьютера. Условно (из чисто методических соображений) мы выделим две группы создаваемых документов – простые и комплексные. Первые представляют собой форматированный текст, а вторые содержат кроме текста объекты иной природы (чертежи, рисунки, формулы, таблицы, объекты мультимедиа и прочие).

Общее название программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования простых и комплексных текстовых документов, – текстовые процессоры. В настоящее время в России наибольшее распространение имеет текстовый процессор Microsoft Word.

  1. Приемы работы с текстами в процессоре MicrosoftWord

К базовым приемам работы с текстами в текстовом процессоре Microsoft Word относятся следующие:

· создание документа;

· ввод текста;

· редактирование текста;

· рецензирование текста;

· форматирование текста;

· сохранение документа;

· печать документа.

  1. Создание документа

В текстовом процессоре Word принято использовать два метода создания нового документа: на основе готового шаблона или на основе существующего документа. Второй метод проще, но первый методически более корректен.

При создании документа на основе существующего документа открывают готовый документ (Файл > Открыть), сохраняют его под новым именем (Файл > Сохранить как), затем выделяют в нем все содержимое (Правка > Выделить все) и удаляют его нажатием клавиши DELETE, после чего получают пустой документ, имеющий собственное имя и сохраняющий все настройки, ранее принятые для исходного документа.

Как видите, этот метод действительно прост, но чреват весьма неприятными ошибками. Например, если забыть-сохранить новый файл под другим именем, можно легко уничтожить ценный документ, даже не успев создать новый. Для рабочих мест, на которых создаются десятки документов в сутки, этот метод потенциально опасен.

Создание документа на основе готового шаблона выполняется следующим образом.

Командой Файл > Создать открывают диалоговое окно Создание файла, включают переключатель Создать документ и выбирают шаблон. Если никаких предпочтений нет, следует выбрать шаблон Обычный на вкладке Общие. Созданный документ приобретает имя Документ1, принятое по умолчанию. Его целесообразно сразу же сохранить под “правильным” именем, выбрав для него соответствующую папку и дав команду Файл > Сохранить как.

  1. Специальные средства ввода и редактирования текста

В данном разделе мы остановимся на особенностях текстового процессора Microsoft Word 2000, позволяющих автоматизировать ввод и редактирование текста.

Средства отмены и возврата действий. Все операции ввода, редактирования и форматирования текста протоколируются текстовым процессором, и потому необходимое количество последних действий можно отменить. Последнее действие отменяют комбинацией клавиш CTRL+Z. Эта команда имеет кумулятивный эффект: серия команд отменяет серию последних действий. Другие аналогичные средства - команда Правка > Отменить действие и кнопка Отменить действие на панели инструментов Стандартная. Длинные последовательности действий можно отменять также с помощью списка действий (кнопка, раскрывающая список, присоединена к кнопке Отменить действие).

Информация о работе Лекции по "Информатике"