Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 06:26, курс лекций
Основные понятия и определения информатики.
Начало развития информатики как науки положило появление ЭВМ в 50-е годы прошлого столетия.
Выделению информатики в отдельную науку способствовало наличие единой формы представления информации в компьютерах: числовая, символьная и аудиовизуальная (звук, изображение) представляется в двоичной форме.
void - указыывает на то, что функция main() не имеет аргументов.
Слова, заключенные в /**/ - комментарии для лучшего понимания программы, игнорируются компилятором.
Фигурные скобки "{" - обозначают начало тела функции (в Pascal подобно begin) и "}" - конец тела фукции (в Pascal подобно end).
int num - оператор объявления, означает, что в программе используется переменная с именеи num и эта переменная типа int.
Точка с запятой ";" обозначает что это оператор, или иначе инструкция языка С, или команда компьютеру. ";" является частью оператора, а не разделителем между операторами как в языке Pascal.
num = 1; - оператор присваивания. То, что находится справа, присваивается тому, что слева.
Функция printf() - стандартная функция С. Информация в скобках, например, ("Я - простой компьютер"), называется аргументом, или параметром. Функция printf() выводит на экран аргумент в двойных кавычках "Я - простой". Когда выполнение printf() заканчивается, управление возвращается к исходной, или вызывающей функции main().
Символ "\n"
обозначает переход на новую строку (начать
строку с левого края). При печати символы
"%d" были заменены на 1. Символ "%"
предупреждает программу о том, что переменная
должна быть напечатана в данном месте,
а символ "d" - что содержимое переменной
должно быть напечатано как десятичное
(основание 10) целое число. Можно отобразить
значение переменной в другом виде, например,
в шестнадцатеричном виде (основание 16),
тогда нужно вместо символов "%d" указать
символы "%x".
Т.е. символы "%d" являются меткой-заполнителем,
указывающей место, где должно быть напечатано
значение переменной num.
return 0; - оператор
возврата. Return - ключевое слово, за
ним следует возвращаемое
Все операции языка С можно разделить на:
+ Операция сложения + приводит к сложению двух значений, размещенных слева и справ от знака сложения. Пример, c = a + b; (здесь выполняется сложение значений операндов – переменных а и b и результат присваивается переменной с).
- Операция вычитания - приводит к вычитанию числа, следующего за знаком - , из числа, предшествующего этому знаку. Пример, x =y - 5; (от значения переменной у вычитается константа 5 и результат присваивается переменной х)
* умножение. Пример, i= k*8; b=56*5;
/ деление. Величина, расположенная слева от знака деления /, делится на значение, указанное справа от этого знака.
Например, в результате выполнения оператора b = 45.0 / 9.0; Переменная b получит значение 5.0. Здесь выполняется деление над данными с плавающей точкой, и результат также является числом с плавающей точкой. При выполнении операции деления над операндами смешанных типов результат также будет являться числом с плавающей точкой, например: c = 36 /12.0; Результатом операции деления будет число с плавающей точкой 3.0. При делении целых дробная часть результата отбрасывается.
Примеры. 1/2 даст в результате 0; 5/2 даст в результате 2; 24/7 даст в результате 3.
% получение остатка от деления нацело (деление по модулю). Операцию % нельзя использовать с типами FLOAT или DOUBLE, она применяется только к данным целого типа. Операция X % Y дает остаток от деления X на Y и, следовательно, равно нулю, когда X делится на Y точно. Примеры:
9 % 4 дает в результате 1;
8 % 4 дает в результате 0;
15 % 3 дает в результате 1;
4 % 5 дает в результате 4;
3 % 7 дает в результате 3.
Данные, над которыми выполняется операция, называются операндами. Операнды, над которыми выполняется операции сложения или вычитания, могут быть константами или переменными.
Выражения.
Выражение
представляет собой комбинацию операций
и операндов (операнд - то, над чем выполняется
операция). Операндами могут быть константы,
переменные, их сочетания.
Примеры выражений:
Каждое выражение имеет значение. Выражение
q > 3 получает значение 1, если отношение
истинно, и 0, если отношение ложно.
Выражение Значение
q = 5 * 2 10
-4 + 6 2
c = 3 + 8 11
5 > 3 1
4 < 2 0
6 + ( c = 3 + 8 ) 17
( 2 + a ) == a 0
Операции отношения.
Операции Значения
< Меньше чем
<= Меньше или равно
== Равно ли
>= Больше или равно
> Больше чем
!= Не равно
Операторы.
Оператор - законченная инструкция для
компьютера. Операторы бывают простыми
и составными.
Простые операторы:
Операторы описания: int toes;
Оператор присваивания: toes = 12;
Оператор вызова функции: printf( "%d\n",
toes );
Оператор управления:
while ( toes < 20 )
toes = toes + 2;
Пустой оператор: ;
/* никаких действий не выполняется */
Составные операторы или блоки.
Они состоят из одного или большего числа
операторов (которые в свою очередь могут
быть также составными операторами), заключенными
в фигурные скобки. Пример оператора while,
который является составным оператором.
while ( years < 100 )
{
printf( "%d \n", years );
years = years + 1; //короткая запись years++;
}
Цикл while.
Для выполнения повторяющихся вычислений
в языке С есть несколько методов. Например,
цикл while - управляющий оператор, образующий
цикл, который повторяется до тех пор,
пока проверяемое выражение не станет
ложным, или нулем. While - это ключевое слово.
Перед тем как приступить к выполнению
операторной части, проверяется выражение
в круглых скобках, т.е. сравнение двух величин. Если выражение истинно, или не равно нулю, то оператор выполняется
несколько раз, а затем выражение проверяется
снова. Эта последовательность действий,
состоящая из проверки условия и выполнения
оператора, повторяется до тех пор, пока
выражение не станет ложным, т.е. нулем.
Каждая такая последовательность действий
называется итерацией цикла.
Что такое "истина".
Выражение в языке С всегда имеет значение.
В С условное истинное выражение принимает
значение 1, а ложное выражение - значение
0. Например, выражение 10 > 2 имеет значение
1, т.е. "истина", а выражение 10 == 2 равно
0, т.е. "ложь".
Если для цикла использовать такую конструкцию:
while ( 1 )
{
...
}
то такой цикл будет бесконечно выполняться, т.к. условие, от которого зависит
выполнение цикла, всегда истинно.
Но не только 1, а все ненулевые значения рассматриваются как "истина", и только 0 считается "ложью". Поэтому цикл while будет выполняться до тех пор, пока вычисление его проверяемого условия дает ненулевое значение.
index = 1;
while ( index < 5 )
printf( "Доброе утро!" );
Цикл будет бесконечным, потому что внутри цикла значение переменной index не
изменяется.
Операции приращения и уменьшения:
++ и --
Операция приращения, или инкремента,
увеличивает значение своего операнда
на единицу.
Например: super++; или
то же самое, что и super = super + 1;
А операция уменьшения - уменьшает на 1.
Например: super--; или то же самое,
что и super = super - 1;
Логические операции.
Операндами логических операций обычно
являются условные выражения. Результат
операции истина (1) или ложь (0).
&& - логическое И.
Результат операции имеет значение "истина",
если оба операнда истинны, и "ложь"
в противном случае.
Например:
1. Значение переменной x лежит между
5 и 25.
x > 5 && x < 25
при x=10 значение истинно
при x=70 значение выражения ложно.
2. Значение переменной x больше
либо равно k+5, но не равно 17
x >= k+5 && k!=17
при x=18 и k=5 значение выражения истинно
при x=37 и k=17 значение выражения ложно.
|| - логическое ИЛИ.
Результат операции имеет значение "истина",
если один или оба операнда истинны, и
"ложь" в противном случае.
Например:
1. Значение переменной b находится
в интервале между c и a, или b больше
d.
((a > b) && (b > c)) || (b > d)
при a=2, b=1, c=0 и d=16 значение истинно
при a=2, b=5, c=0 и d=9 - ложь
! - логическое НЕТ.
Результат имеет значение "истина",
если операнд имеет значение "ложь"
и наооборот.
Например:
1. Значение x не лежит в интервале
(от -7 до 25)
!( x > -7 && x < 25 )
при x=24 значение выражения истинно
при x=-5 - ложно
2. !( 4>7 ) истинно, поскольку 4 не больше 7
Оператор if.
Оператор if называется оператором ветвления,
поскольку он представляет собой узловой
пункт, при достижении которого программа
должна сделать выбор, по какому пути идти
дальше. Общая форма имеет вид:
if(выражение)
оператор
Оператор выполняется, если выражение
истинно, в противном случае он игнорируется. Так же, как и в while, оператором может
быть как один оператор, так и составной
оператор. Структура if похожа на структуру
while, отличие в том, что в операторе if условие
выполняется один раз, а в цикле while проверка
условия и выполнение может повторяться
несколько раз.
Например:
if(a>b && a>c)
{
max=a;
printf("максимум из трех чисел равен %f\n", max);
}
Оператор if else.
Оператор if else применяется тогда, когда
в случае истинности условия выполняются
одни действия, а в случае ложности - другие,
т.е. когда нужно выполнить одно из двух
действий.
Синтаксис:
if(выражение)
оператор1
else
оператор2
Если выражение
истинно, выполняется оператор 1, в противном
случае (в случае ложности выражения) -
выполнится оператор 2.
Например:
if( x>0 )
f=sin(x);
else
f=cos(x);
Множественный выбор else if.
Можно построить структуру, которая производит
выбор более чем из двух вариантов. Синтаксис:
if(выражение 1)
оператор1
else if(выражение 2)
оператор2
else
оператор3
Если выражение 1 истинно, выполняется
оператор 1. Если выражение 1 ложно, но выражение
2 истинно, то выполняется оператор 2. В
случае, когда оба выражения ложны, выполняется
оператор 3. Конструкций else if в операторе
может быть столько, сколько необходимо.
Например:
if(legs == 4)
printf("Может это и лошадь");
else if(legs >4)
printf("Ну точно не лошадь");
else /*если ног <4*/
{
legs++;
printf("Теперь у него стало на одну ногу больше");
}
Лекция 6. Элементарное введение в разработку баз данных.
Система баз данных – это компьютеризированная система для хранения записей. Саму же базу данных можно рассматривать как подобие электронной картотеки. Цель такой системы – содержать (хранить) информацию и предоставлять ее по требованию пользователей.
Иногда понятия информация и данные используются в различных значениях, а именно: термином "данные" обозначаются значения, реально хранящиеся в базе данных (БД), а термином "информация" – смысл этих значений, их интерпретация для пользователя.
Например, в каком то вузе провели проверку остаточных знаний у студентов, и данные оказались таковы - у всех студентов одни 3-ки по всем предметам. Тогда для министерства образования – это уже не данные, а информация.
Система баз данных состоит из четырех главных компонентов:
Системы баз данных могут быть однопользовательские (single-user systems) и многопользовательские (multi-user systems). В первых из них доступ к базе данных может одновременно получить только один пользователь. В системах второго типа одновременный доступ к БД могут получить сразу несколько пользователей. Различия между однопользовательскими и многопользовательскими системами проявляются на внутреннем уровне и не видны конечному пользователю.
Аппаратное обеспечение
Накопители для хранения информации, процессоры для ее обработки.
Программное обеспечение
Для того чтобы пользователи могли получать доступ к данным, которые сохранены в БД, служит система управления базами данных (СУБД)
(database management system - DBMS). СУБД – это самый важный компонент системы, но не единственный. Есть еще утилиты, средства для разработки приложений (программ), средства проектирования БД, генераторы отчетов и др.
Пользователи
Они могут получить доступ к БД используя прикладные программы или интерфейс к БД, который входит в ПО самой СУБД. Такое приложение называется встроенным. В большинстве СУБД есть так называемый процессор языка запросов, который позволяет пользователю вводить команды языка высокого уровня (например, языка SQL).
В обязанности АБД входят: создание БД, выбор оптимальных режимов доступа к БД, разграничение полномочий различных пользователей на доступ к той или иной информации в БД, выполнение резервного копирования БД.
Данные
Данные подразделяются на входные и выходные.
Входные данные – это информация, передаваемая системе (с рабочих станций или терминалов). На основании этой информации производятся изменения БД.
Выходные данные – это сообщения и результаты, выдаваемые системой баз данных на экран монитора или на печать. Они формируются на основании информации, хранящейся в БД.
Объекты и отношения. Свойства
Под объектом понимают все, что может храниться в БД. Кроме объектов существуют еще отношения, которыми связаны объекты. Эти отношения также могут храниться в БД.