Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 21:54, лекция
Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. До настоящего времени толкование термина И еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления ЭВМ.
Информация (определение 1 с точки зрения кибернетики ) - любая совокупность сигналов воспринимаемая из внешней среды, выдаваемая во внешнюю среду, хранящаяся в себе.
После 2 мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных , биологических, социальных. В 1948 г амер. матем. Норберт Винер: "Кибернетика или управление и связь в животном и машине".
Вскоре вслед за появлением термина "К" в мировой науке стали использовать "computer science" в англ. В 60-70 -е французы ввели термин "Informatique". Ранее под И. понималась узкая область, изучающая структуру и общие свойства научной информации, изучаемой посредством научной литературы.
В 1978 г Международный конгресс по информатике определил:
каждая команда имеет свой формат, количество операндов (величины, участвующие в команде), длину. Каждый тип МП имеет свою систему команд. Машинные команды понятны МП в двоичных кодах, но непонятны человеку.
Программа - определенная последовательность команд.
Общий вид команды:
КОП операнды
Важную роль в работе МП играют прерывания, они нарушают естественный ход выполнения программы для осуществления неотложных действий, связанных с реакцией на щелчок мыши или сбой в электропитании.
Основные виды прерывание: внутрипроцессорные и от внешних устройств (выбор команды по несуществующему адресу, неправильная работа внешнего устройства). В общем случае прерывания обрабатываются следующим образом:
Основная память содержит оперативное запоминающее устройство (ОЗУ, RAM), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ, ROM), ППЗУ - Flash-память.
ОЗУ - энергозависимая память, для хранения данных и программ участвующих в вычислительном процессе. Строится на триггерах.
ПЗУ - энергонезависимая память, для хранения неизменяемой информации программы Ос, некоторые драйверы BIOS. Строится на ферромагнитных сердечниках.
ППЗУ - Flash-память - энергонезависимая запоминающее устройство.
Основная память состоит из ячеек, которые имеют адрес, объем ячейки 1 байт.
Младшие адреса - ячейки ПЗУ, затем ОЗУ, ППЗУ.
Высокоскоростная память, небольшой емкости, является буфером между ОП и процессором, хранит данные, которые будут использоваться в ближайших тактах работы МП.
Устройства ввода данных:
Специальные клавиатуры - эргономические клавиатуры, беспроводные клавиатуры.
Специальные манипуляторы -
Устройства вывода данных:
Устройства хранения данных
Стримеры и др
Устройства обмена данными
Модем
Лекция 8
Тема: Логические основы функционирования ЭВМ
Для составления логических выражений, используемых при решении задач на ЭВМ, используется специальный язык - язык математической логики. Его основоположником является немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), который изучая проблемы истины в философии попытался споры возникающие между людьми разрешить посредством вычислений. Продолжил работы в этом направлении ирландский математик Джордж Буль, создав новую науку - математическую логику, которая работает с высказываниями.
Высказывание (логическое высказывание)- это любое утверждение, относительного можно сказать истинно оно или ложно, т.е. соответствует действительности или нет.
По своей сути высказывания являются двоичными объектами: истинному значению ставят в соответствие - 1, ложному - 0. Запись А=1 - высказывание А истинно.
Высказывания могут быть простыми и сложными.
Простые - соответствуют алгебраическим переменным,
Сложные - являются аналогом алгебраических функций.
Операции И, ИЛИ, НЕ образуют полную систему логических операций, из которых можно построить сколь угодно сложное логическое выражение.
Логическое выражение - это выражение, в котором используются логические операции или операции сравнения.
3. логическая операция НЕ - результат противоположен аргументу - инверсия
4. логическая операция ИЛИ - если хотя бы один из операндов истинен, то результат истина - дизъюнкция.
5. логическая операция И - если все операнды истинны, то результат истина - конъюнкция.
6. логическая операция XOR - если операнды не совпадают, то результат истина - исключающее ИЛИ.
Обработка информации в ЭВМ происходит путем последовательного выполнения элементарных операций:
Набор команд ЭВМ реализуется через цепочки элементарных операций. Для выполнения операций сконструированы электронные узлы - это основные узлы ЦВМ - регистры, счетчики, сумматоры, преобразователи кодов и т.д.
Все эти узлы строятся на базе логических элементов.
Триггер - основа устройств оперативного хранения информации
Сумматор - служит для сложения двоичных чисел.
Имеет два входа R и S и два выхода прямой и инверсный
Логическая схема триггера.
Логическая схема RS-триггер
Таблица истинности RS-триггер
S | R | НЕ-S | НЕ-R | Q | НЕ-Q | примечание |
0
0 1 1 |
0
1 0 1 |
1
1 0 0 |
1
0 1 0 |
+
0 1 - |
+
1 0 - |
Хранение
Запись 0 Запись 1 Запрещено |
Состояние триггера определяется его прямым выходом.
Вход R - появление на нем сигнала вызывает сброс триггера, установку в 0, от RESET.
Вход S - появление сигнала на этом входе переводит триггер в состояние 1.
На основе триггеров изготавливают регистры для хранения и некоторых операций, счетчики импульсов, интегральные МС статического ОЗУ и т. д.
Сумматор строится на более простых схемах - полусумматорах.
Полусумматор реализует сложение двух одноразрядных двоичных чисел. Результатом является двухразрядное двоичное число. Старший разряд - разряд переноса - Со, младший разряд - S.
Старший разряд формируется по правилу - если оба числа равны 1 то он равен 1:
С0=А^В
Младший разряд - если А=0 и В=1 или А=1 и В=0, то - 1.
Если А=0 и В=0 или А=1 и В=1, то - 0
Правило реализуется логической формулой
Таблица истинности полусумматора
А | В | S | Co |
0
0 1 1 |
0
1 0 1 |
0
1 1 0 |
0
0 0 1 |
Логическая схема полусумматора
Сумматор удобно представить в виде двух полусумматоров.
Ci - бит переноса из старшего разряда, позволяет учитывать возможное наличие переноса из старшего разряда.
Перейти к многоразрядным числам можно путем последовательного соединения соответствующего количества сумматоров.
Через такой транзистор ток от коллектора к эмиттеру(от плюса к минусу) при положительном напряжении на базе(А, В). отсутствие напряжения на базе запирает этот ток.