Лекции по информатике 1 курс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 21:54, лекция

Краткое описание

Информатика - молодая научная дисциплина, изучающая вопросы, связанные с поиском, сбором, хранением, преобразованием и использованием информации в самых различных сферах человеческой деятельности. До настоящего времени толкование термина И еще не является установившимся и общепринятым. Обратимся к истории вопроса, восходящей ко времени появления ЭВМ.

Информация (определение 1 с точки зрения кибернетики ) - любая совокупность сигналов воспринимаемая из внешней среды, выдаваемая во внешнюю среду, хранящаяся в себе.

После 2 мировой войны возникла и начала бурно развиваться кибернетика как наука об общих закономерностях в управлении и связи в различных системах: искусственных , биологических, социальных. В 1948 г амер. матем. Норберт Винер: "Кибернетика или управление и связь в животном и машине".

Вскоре вслед за появлением термина "К" в мировой науке стали использовать "computer science" в англ. В 60-70 -е французы ввели термин "Informatique". Ранее под И. понималась узкая область, изучающая структуру и общие свойства научной информации, изучаемой посредством научной литературы.

В 1978 г Международный конгресс по информатике определил:

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по информатике - 1 семестр.doc

— 720.90 Кб (Скачать файл)
  • передачи данных
  • арифметические операции
  • логические операции
  • двоичного сдвига
  • ввода/вывода
  • управления

каждая команда имеет свой формат, количество операндов (величины, участвующие в команде), длину. Каждый тип МП имеет свою систему команд. Машинные команды понятны МП в двоичных кодах, но непонятны человеку.

      Программа - определенная последовательность команд.

      Общий вид команды:

КОП операнды

 
 
    1. Обработка прерываний
 

   Важную роль в работе МП играют прерывания, они нарушают естественный ход выполнения программы для осуществления неотложных действий, связанных с реакцией на щелчок мыши или сбой  в электропитании.

   Основные виды прерывание: внутрипроцессорные и от внешних устройств (выбор команды по несуществующему адресу, неправильная работа внешнего устройства). В общем случае прерывания обрабатываются следующим образом:

  • запоминается состояние прерванной программы в регистре состояния процессора
  • распознается источник прерывания
  • вызывается и выполняется системная программа обработки прерываний
  • восстанавливается состояние прерванной программы и продолжается ее выполнение. Для запоминания значения регистра состояния процессора используется стек.
 
  1. Основная память ПК
 

    Основная память содержит оперативное запоминающее устройство (ОЗУ, RAM), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ, ROM), ППЗУ - Flash-память.

    ОЗУ - энергозависимая память, для хранения данных и программ участвующих в вычислительном процессе. Строится на триггерах.

    ПЗУ - энергонезависимая память, для хранения неизменяемой информации программы Ос, некоторые драйверы BIOS. Строится на ферромагнитных сердечниках.

    ППЗУ - Flash-память - энергонезависимая запоминающее устройство.

    Основная память состоит из ячеек, которые имеют адрес, объем ячейки 1 байт.

    Младшие адреса - ячейки ПЗУ, затем ОЗУ, ППЗУ.

 
  1. Регистровая КЭШ-память
 

   Высокоскоростная память, небольшой емкости, является буфером между ОП и процессором, хранит данные, которые будут использоваться в ближайших тактах работы МП.

 
    1. Периферийные устройства персонального компьютера
 

        Устройства ввода данных:

          Специальные клавиатуры - эргономические клавиатуры, беспроводные клавиатуры.

          Специальные манипуляторы -

  • трекбол - в портативных ПК, это шарик установленный стационарно, приводится в движение -ладонью руки.
  • Пенмаус - аналог шариковой ручки.
  • Инфракрасная мышь - беспроводная мышь.
  • Джойстик, джойпады, и т.д.
  • Сканеры - разрешающая способность, производительность, размер
  • Графические планшеты - специальное перо и планшет.
  • Цифровые фотокамеры -
 

        Устройства вывода данных:

  • Принтеры - матричные, струйные, термопринтеры, лазерные
  • Плоттеры - для вывода чертежей и рисунков.
  • Синтезаторы звука - для прослушивания звука: динамик

          Устройства хранения данных

          Стримеры и др

 

          Устройства обмена данными

          Модем

 
 

Лекция 8

Тема: Логические основы функционирования ЭВМ

 
  1. История возникновения математической логики

    Для составления логических выражений, используемых при решении задач на ЭВМ, используется специальный язык - язык математической логики. Его основоположником является немецкий философ и математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716), который изучая проблемы истины в философии попытался споры возникающие между людьми разрешить посредством вычислений. Продолжил работы в этом направлении ирландский математик Джордж Буль, создав новую науку - математическую логику, которая работает с высказываниями.

 
  1. Логические высказывания, логические операции.
 

    Высказывание (логическое высказывание)- это любое утверждение, относительного можно сказать истинно оно или ложно, т.е. соответствует действительности или нет.

    По своей сути высказывания являются двоичными объектами: истинному значению ставят в соответствие - 1, ложному - 0. Запись А=1 - высказывание А истинно. 

    Высказывания могут быть простыми и сложными.

    Простые - соответствуют алгебраическим переменным,

    Сложные - являются аналогом алгебраических функций.

    Операции И, ИЛИ, НЕ образуют полную систему логических операций, из которых можно построить сколь угодно сложное логическое выражение.

    Логическое выражение - это выражение, в котором используются логические операции или операции сравнения.

 

3. логическая операция НЕ - результат противоположен аргументу - инверсия

 

4. логическая операция ИЛИ - если хотя бы один из операндов истинен, то результат истина - дизъюнкция.

 

5. логическая операция И - если все операнды истинны, то результат истина - конъюнкция.

 

6. логическая операция XOR - если операнды не совпадают, то результат истина - исключающее ИЛИ.

 
  1. применение логических элементов для построения узлов ЭВМ
 

    Обработка информации в ЭВМ происходит путем последовательного выполнения элементарных операций:

  • установка - запись в операционный элемент двоичного кода,
  • прием - передача(перезапись) кода из одного элемента в другой,
  • сдвиг - изменение положения кода, преобразование - перекодирование,
  • сложение - двоичных чисел.

    Набор команд ЭВМ реализуется через цепочки элементарных операций. Для выполнения операций сконструированы электронные узлы - это основные узлы ЦВМ - регистры, счетчики, сумматоры, преобразователи кодов и т.д.

Все эти узлы строятся на базе логических элементов.

      Триггер - основа устройств оперативного хранения информации

      Сумматор - служит для сложения двоичных чисел.

 
  1. RS-триггер на 4 элементах И-НЕ
 

      Имеет два входа R и S и два выхода прямой и инверсный

Логическая схема триггера.

 

Логическая схема RS-триггер

 

 

 

 

Таблица истинности RS-триггер

S R НЕ-S НЕ-R Q НЕ-Q примечание
0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

0

0

1

0

1

0

+

0

1

-

+

1

0

-

Хранение

Запись 0

Запись 1

Запрещено


 

      Состояние триггера определяется его прямым выходом.

Вход R - появление на нем сигнала вызывает сброс триггера, установку в 0, от RESET.

Вход S - появление сигнала на этом входе переводит триггер в состояние 1.

   На основе триггеров изготавливают регистры для хранения и некоторых операций, счетчики импульсов, интегральные МС статического ОЗУ и т. д.

 
  1. Сумматор

      Сумматор строится на более простых схемах - полусумматорах.

      Полусумматор реализует сложение двух одноразрядных двоичных чисел. Результатом является двухразрядное двоичное число. Старший разряд - разряд переноса - Со, младший разряд - S.

      Старший разряд формируется по правилу - если оба числа равны 1 то он равен 1:

С0=А^В

      Младший разряд - если А=0 и В=1 или А=1 и В=0, то - 1.

                Если А=0 и В=0 или А=1 и В=1, то - 0

      Правило реализуется логической формулой

Таблица истинности полусумматора

А В S Co
0

0

1

1

0

1

0

1

0

1

1

0

0

0

0

1


 
 
 
 
 
 
 
 

Логическая схема полусумматора

 

 
 
 

Сумматор удобно представить в виде двух полусумматоров.

 
 
 
 
 
 
 

Ci - бит переноса из старшего разряда, позволяет учитывать возможное наличие переноса из старшего разряда.

      Перейти к многоразрядным числам можно путем последовательного соединения соответствующего количества сумматоров.

 
  1. Электронная реализация логического элемента И-НЕ (схема на npn-транзисторах).
 

      Через такой транзистор ток от коллектора к эмиттеру(от плюса к минусу) при положительном напряжении на базе(А, В). отсутствие напряжения на базе запирает этот ток.

 

 

Информация о работе Лекции по информатике 1 курс