Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 13:59, реферат
Цель работы - анализ законов логики и основных принципов мышления.
Были реализованы следующие задачи:
• Рассмотреть законы логики и основные принципы мышления.
Проанализировать специфику законов логики.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Закон тождества……………………………………………………………5
Глава 2. Закон непротиворечия……………………………………………………..7
Глава 3. Закон исключенного третьего……………………………………………..9
Глава 4. Закон достаточного основания…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………….…………………14
Список использованной литературы………………………………..…………….15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Закон тождества………………………………………………………
Глава 2. Закон непротиворечия…………………………………………
Глава 3. Закон исключенного третьего……………………………………………..9
Глава 4. Закон достаточного основания…………………………………………..11
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..…………….
Введение
Цель работы - анализ
законов логики и основных принципов мышления.
Были реализованы
следующие задачи:
Глава 1. Закон тождества
Закон тождества –
согласно этому принципу всякое высказывание
влечет (имплицирует) само себя, он гласит,
что если высказывание истинно, оно истинно.
Например, «если сахар сладкий, то он сладкий».
Принцип тождества выражает идею, что
каждое высказывание является необходимым
и достаточным условием своей собственной
истинности. Символически он представлен
формулой p=p, то есть «р в том и только том
случае , если р». Принцип тождества применим
и к именам, в этом случае он принимает
вид «Всякое А есть А» и «Некоторые А есть
А», где А – это имя, а «некоторые» означает
«по меньшей мере или все», но не «только
некоторые, но не все». Например, «Всякий
круг есть круг».
Определенность предметного
мира нашла свое отражение в одной из характерных
черт правильного мышления - в свойстве
человеческой мысли вычленять вещи из
окружающего мира и рассматривать их раздельно,
аналитически, с учетом выявления и обобщения
их существенных признаков. Без этой способности
человека было бы невозможно само наше
мышление в форме понятий. Понятия, как
известно, представляют обобщенное отражение
вещей, в них фиксируется общее, устойчивое.
Эта специфика понятий раскрывает реальное
содержание закона тождества. До тех пор,
пока вещь существует в своем качестве,
мы должны и понятие о ней брать однозначно,
в определенном смысле. Предметный мир
не остается постоянным, вещи изменяются,
но, изменяясь в некоторых свойствах и
отношениях, они все же остаются в пределах
своей меры, а, следовательно, и понятия
о них продолжают сохранять свою устойчивость
и однозначность.
В повседневной практике
окружающие нас предметы каждый раз рассматриваются
обычно с одной какой-либо стороны, в определенном
отношении. Например, мы говорим о конкретном
лице, о данном веществе или естественном
процессе, невзирая на изменение их состояний
и свойств; об исторически определенном
периоде в развитии общества, несмотря
на смену поколений и вечную текучесть
материальных и духовных условий жизни.
При этом возможно отождествление различных
мыслей.
В мышлении закон
тождества выступает в качестве нормативного
правила (принципа). Он означает, что в
ходе рассуждений нельзя подменять одну
мысль другой, одно понятие другим. Нельзя
также тождественные мысли выдавать за
противоположные, а противоположные за
тождественные.
Вместе с тем следует
подчеркнуть один важный аспект. Он связан
с тем, что закон тождества позволяет в
ходе рассуждения осуществлять не подмену,
а замену предмета мысли. Это означает
переход от обсуждения одной проблемы
к другой. При этом переход к другому вопросу
не должен подменять содержание предыдущего.
Это положение имеет важное значение для
практической деятельности людей, в том
числе в сфере экономической и юридической.
Закон тождества вовсе
не требует, чтобы мир предметов и явлений
оставался застывшим, неизменным. Он не
может этого требовать в силу того, что
по своей природе законы логики правомерны
только в сфере мышления.
Таким образом, в мышлении
закон тождества выступает в качестве
нормативного правила. Реализуясь в нормах
и принципах мыслительной деятельности,
данный закон требует исключения в ходе
рассуждений произвольного изменения
предмета мысли, подмены мысли о предмете.
Глава 2. Закон непротиворечия
Закон непротиворечия
– принцип, согласно которому высказывание
и его отрицание не могут быть одновременно
истинными. В этом случае высказывания
противоречат друг другу, что является
ошибкой. Например, «Солнце встает на востоке»
и «Солнце не встает на востоке». Этот
принцип подчеркивает, что никакое высказывание
не является одновременно истинными ложным,
то есть никакое высказывание не может
соответствовать реальному положению
дел и одновременно не соответствовать
ему. Следствием этого принципа является
мысль, что из двух противоречащих друг
другу высказываний одно является ложным,
следовательно, допущение противоречия
означает введение в свои рассуждения
заведомо ложного положения, что недопустимо.
Необходимо отметить,
что речь идет о противоречащих друг другу
высказываниях, а не об утверждении о присутствии
и отсутствии какого-либо признака в одном
высказывании, например, выражение «дом
сделан из кирпича и не из кирпича» означает,
что при его строительстве использовался
не только кирпич, но и бетон, стекло и
много другое. Противоречия в языковом
контексте иногда являются неявным. Так,
широко известное утверждение древнегреческого
философа Сократа « Я знаю, что ничего
не знаю», содержит в себе противоречие.
Если Сократ знает, что он ничего не знает,
то ему уже что-то известно, пусть это и
сведение об отсутствии знаний, либо он
не должен знать, что ничего не знает.
Необходимо иметь
в виду, что нарушение закона непротиворечия
носит весьма серьезный характер, ибо
при допущении логических противоречий
можно было бы доказать фактически любое
ложное утверждение. В таких условиях,
естественно, наука совершенно не могла
бы развиваться, прогрессировать, а мышление
человека и его познание превратились
бы в хаотичные и бессистемные образования.
Следует также подчеркнуть,
что закон непротиворечия не применим
в тех случаях, когда неправомерна сама
постановка вопроса и на него не может
быть дан ответ. Например, нельзя ответить
на такие, скажем, вопросы: "Любил ли
Гераклит играть в шахматы?" или "Был
ли Лукреций Кар атеистом?"
Формальная логика
не отрицает формальных противоречий,
она требует лишь, чтобы о противоречивых
явлениях мыслили непротиворечиво, логически
правильно, в соответствии с объективной
реальностью. Было бы недопустимым считать,
будто бы формальная логика теряет силу
в тех суждениях, в которых речь идет о
противоречивых процессах, например, о
движении, как единстве прерывного и непрерывного.
Противоречивое содержание таких суждений
неправомерно смешивать с логическим
противоречием, которое возникло бы при
одновременном утверждении, что движение
есть единство непрерывности и прерывности.
При логически правильном мышлении суждения,
отражающие самые глубокие противоречия
объективного мира, остаются логически
стройными, а потому непротиворечивыми.
Значение закона непротиворечия
и заключается в том, что он обеспечивает
достижение истины. Логически непротиворечивая
мысль может оказаться ложной по содержанию,
но истинная мысль никогда не может быть
логически противоречивой по своей структуре.
Логическая непротиворечивость является
хотя и недостаточным, но обязательным
формальным критерием всякой научной
теории.
Таким образом, знание
закона непротиворечия позволяет избежать
субъективных противоречий, сделать мышление
непротиворечивым и исключающим логическое
заблуждение. Вместе с тем, настаивая на
исключении логических противоречий,
не следует пытаться втиснуть все многообразие
противоречий в прокрустово ложе логики.
Глава 3. Закон исключенного третьего
Закон исключенного
третьего – принцип, согласно которому
истинно или само высказывание, или его
отрицание. Он устанавливает связь между
противоречащими друг другу высказываниями,
которая заключается в том, что только
одно из таких высказываний истинно. Таким
образом два противоречащих исключенного
суждения и тоже время и в одном и том же
отношении, не могут быть вместе истинными
или ложными. Одно - необходимо истинно,
а другое - ложно; третьего быть не может.
Закон исключенного
третьего не указывает, какое из двух противоречивых
суждений будет истинным по своему содержанию.
Этот вопрос решается практикой, устанавливающей
соответствие или не соответствие суждений
объективной действительности. Он только
ограничивает круг исследования истины
двумя взаимоисключающими альтернативами
и способствует формально правильному
разрешению возникшего противоречия.
Именно поэтому для установления истинности,
например, общего утверждения о чем-либо
не всегда нужна (часто она просто невозможна)
проверка всего круга явлений.
Значение закона состоит
в том, что он указывает направление в
отыскании истины: возможно только два
решения вопроса "или-или", причем
одно из них (и только одно) необходимо
истинно.
Закон исключенного
третьего требует ясных, определенных
ответов, указывая на невозможность отвечать
на один и тот же вопрос в одном и том же
смысле и "да", и "нет", на невозможность
искать нечто среднее между утверждением
чего-либо и отрицанием того же самого.
Как это, например, делает один мудрец,
к которому пришел крестьянин, поспоривший
со своим соседом. Изложив суть спора,
крестьянин спрашивает: "Кто прав?"
Мудрец ответил: "Ты прав". Через некоторое
время к мудрецу пришел второй из споривших.
Он тоже рассказал о споре и спросил: "Кто
прав?" Мудрец ответил: "Ты прав".
Как же так? - спросила мудреца жена. Тот
прав и другой прав?" "И ты права, жена",
- ответил мудрец.
Уточнив понятия,
мы можем сказать о двух суждениях, одно
из которых является отрицанием другого.
Одно из них обязательно истинно, другое
- ложно; третьего варианта не дано, не
может быть.
Дело в том, что
недопустимо абсолютизировать закон исключенного
третьего. Формула "или-или" имеет
относительный характер. Она применима
лишь тогда, когда высказываются противоречивые
суждения о таких предметах, от процесса
изменения которых в ходе рассуждения
и получения вывода можно абстрагироваться.
Кроме того, необходимо
иметь в виду, что любое явление внутренне
противоречиво, в нем одновременно могут
содержаться противоречащие друг другу
стороны. Возьмем, к примеру, языковую
знаковую единицу. Как явление, она имеет
две стороны - языковый знак и значение.
Они предполагают друг друга, поскольку
за знаком закреплено значение, а значение
выражено знаком. Вместе с тем, они исключают
друг друга, потому что знак есть материальный
- акустический или графический - символ,
а значение - идеальное образование в голове
у человека. Значение не может войти в
знак, а знак не может войти в значение.
Эту и подобные ей проблемы изучает диалектическая
логика.
Таким образом, закон
исключенного третьего, не рассматривая
самих противоречий объективного мира,
не допускает признания одновременно
истинными или одновременно ложными два
противоречащих друг другу суждения. В
этом и состоит его важное значение для
теоретической и практической деятельности
юриста или экономиста.
Глава 4. Закон достаточного основания
Закон достаточного
основания требует, чтобы любое утверждение
было обоснованно, то есть истинность
суждений должна быть доказана. Основаниями
называются суждения, из которых выводится
утверждение при его обосновании, следовательно,
они должны быть достоверными и их должно
быть достаточное количество, для того
чтобы выводить из них рассматриваемое
суждение.
Закон достаточного
основания является отражением всеобщей
взаимосвязи, существующей между предметами
и явлениями в окружающем мире. Предметы
и явления действительности связаны таким
образом, что часто знание наличия одного
из них может быть основанием для значения
другого. Например, знание о том, что в
Анголе официальный язык - португальский,
является основанием для утверждения
о том, что эта страна была колонией Португалии.
Поэтому, обосновывая истинность того
или иного положения при помощи других
положений, мы опираемся на необходимые
связи самих предметов, которые отражены
в этих положениях.
Таким образом,
достаточное основание - это любая другая
мысль, уже проверенная и признанная истинной,
из которой с необходимостью вытекает
истинность другой мысли.
Закон достаточного
основания несовместим с различными предрассудками
и суевериями, которые строятся по схеме
"после этого - значит по причине этого".
Эта логическая ошибка возникает и в случаях,
когда причинная связь смешивается с простой
последовательностью во времени, когда
предшествующее явление принимается за
его причину. Однако последовательность
событий еще не говорит об их причинной
связи. Одно явление может предшествовать
другому, но не быть его причиной, например,
смена дня и ночи.
Применяя закон
исключенного третьего, надо помнить,
что он ничего не говорит о том, какое из
двух противоречащих суждений является
истинным. Закон указывает лишь на то,
что истинно одно и только одно из них,
а другое обязательно ложно. Это значит,
когда нам удалось установить значение
истинности одного из двух противоречащих
суждений, то тем самым определилось и
значение истинности другого тоже. Отдельно
устанавливать его уже не надо, потому
что оно однозначно задается значением
истинности сопряженного с ним понятия.
Но какое из них именно должно быть оценено
так, а какое иначе - для этого требуется
отдельное исследование. Причем одной
только логики для него уже, как правило,
недостаточно и зачастую приходится вообще
выйти за ее пределы и обратиться к специальным
наукам.
В некоторых случаях
применение этого закона даже с противоречащими
понятиями затруднительно, а порой, возможно,
даже недопустимо. Это относится к явлениям,
предметам, процессам таких видов и категорий,
которые имеют очень расплывчатые, неопределенные
границы. Скажем, растения можно разделить
на ядовитые и неядовитые. И кажется, что
никаких проблем не возникает при разделении
их на эти категории. Но ведь все мы знаем:
даже обычный чай или кофе в больших количествах
вредят организму, хотя в нормальных дозах
они полезны. Еще сложнее дело обстоит
с разделением по указанному основанию
лекарственных растений, многие из них
показаны в состоянии болезни, но могут
привести к расстройствам, если их принимает
здоровый человек; к тому же, применяя
их, в любом случае необходимо помнить
о дозе. Так же и деление на мир и войну
как возможные состояния жизни общества
содержит много условного. Конечно, проблема
с разделением таких понятий исчезнет,
как только они будут уточнены. Мы можем
считать, например, неядовитым все то,
что оказывает только благотворное воздействие
и больше никакого, все остальное будет
отнесено тогда к ядовитому; можно считать
неядовитыми такие растения, употребление
которых хотя и дает нежелательные побочные
явления, но вместе с тем от них имеется
(причем более значительное) благотворное
воз-действие, так что в целом оздоровляющий
эффект преобладает; можно наконец даже
табак и подобные ему растения считать
неядовитыми, раз уж они не вызывают немедленную
смерть и до поры до времени нейтрализуются
организмом. Разделение в этом случае
будет четким и однозначным.
Закон достаточного
основания не допускает необоснованных
выводов, он требует убедительного доказательства
истинности мыслей человека. При этом,
если первые три закона в своем содержании
обеспечивают определенность мышления,
то четвертый закон логики утверждает,
что логически стройная мысль должна не
просто декларировать истинность известного
положения, но всегда выдвигать достаточное
основание.
Таким образом,
закон достаточного основания имеет важное
теоретическое и практическое значение
для любой сферы деятельности человека.
Фиксируя внимание на суждениях, обосновывающих
истинность выдвинутых положений, этот
закон помогает отделить истинное от ложного
и прийти к верному выводу.