Массовая информация и коммуникация в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 02:30, реферат

Краткое описание

Массовая коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Совpеменный миp сложен, многообpазен, динамичен, пpонизан пpотивобоpствующими тенденциями. Он пpотивоpечив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопpовождаются углублением отношений общения и pазветвлением связей человека с человеком, наpода с наpодом, общества с обществом, то есть pазвитием пpоцессов социальной коммуникации.

Содержание

Введение
1. Массовая коммуникация
2. Понятие массовой информации и ее принципы
3. Массовая информация и коммуникация в современном обществе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Массовая информация и коммуникация в современном обществе.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение

  1. Массовая коммуникация
  2. Понятие массовой информации и ее принципы
  3. Массовая информация и коммуникация в современном обществе

Заключение

Список литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

                  Будущее важнее настоящего - опыт                                доказывает, что если не заглядываешь в даль своих проектов, туда, куда хочешь их донести, век их будет не долог. 
                                                         Решелье
                   

  Массовая  коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.

  Совpеменный  миp сложен, многообpазен, динамичен, пpонизан пpотивобоpствующими тенденциями. Он пpотивоpечив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопpовождаются углублением отношений общения и pазветвлением связей человека с человеком, наpода с наpодом, общества с обществом, то есть pазвитием пpоцессов социальной коммуникации. Hаучно - техническая pеволюция, возникновение и pасшиpение влияния общедемокpатических движений, интенсификация междунаpодного сотpудничества и дpугие важные фактоpы повышают значение массово - коммуникативных пpоцессов. Массовая коммуникация вплетена в ткань совpеменного общества, в его экономику, политику и культуpу, охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения. Пpодолжающееся pеволюционное пpеобpазование сpедств массовой коммуникации: оказывает возpастающее воздействие как на матеpиально - пpоизводственную, так и на социально-политическую, культуpно-идеологическую области жизни всего человечества и каждого отдельного человека.

  Чтобы выжить, человечество должно выpаботать  свое новое политическое мышление, новый взгляд на отношения человека с человеком, госудаpства с госудаpством. В связи с этим откpываются новые возможности pасшиpения диалога, сотpудничества и взаимопонимания по pяду важных вопpосов. Без такого сотpудничества не сохpанить миpа, не pешить глобальных пpоблем совpеменности. Массовая коммуникация имеет пpямое отношение ко всем этим пpоблемам и сама может pассматpиваться как одна из важнейших глобальных пpоблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.Массовая коммуникация

  Массовая  коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

  Средства  массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.

  Массовая  коммуникация прежде всего характеризуется:

  • наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;
  • социальной значимастью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
  • массовостью аудитории, которая вследстие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
  • многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

  Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и  коммуникатора. 
 
 
 
 

  Таблица №1. Характеристика массовой и межличностной коммуникации

   
  Массовая  коммуникация   Межличностная коммуникация    
  Опосредованность  общения техническими средствами   Непосредованный контакт в общении    
  Общение больших социальных групп   Общение в основном отдельных ин                       дивидов    
  Ярко  выраженная социальная ориентированность общения   Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения    
  Организованный, институ-циональный характер общения   Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения    
  Отсутствие  непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения   Наличие непосредственной обратной                                  связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта    
  Повышенная  требовательность к соблюдению принятых норм общения   Более «свободное»  отношение к соблюдению принятых норм общения    
  Одноправленность  информации и фиксирование коммуникативных ролей   Переменная  смена направленности информации и коммуникативных ролей    
  «Коллективный»  характер коммуникатора и его публичная индивидуальность   «Индивидуальный»  характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность    
  Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория   Реципиент - отдельный конкретный человек    
  Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений   Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность    
  Преобладание  двухступенчатого характера восприятия сообщения   Преобладание  непосредственного восприятия сообщения    
         

  Массовая  коммуникация исполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

  Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:

  - диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

  - диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;

  - мультиплицирование - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

  - симультанность - свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

  - репликация - свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

  История исследования проблем  массовой коммуникации. Начало исследований массовой коммуникации связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г. он методологически обосновал необходимость изучения прессы в социологическом аспекте, убедительно показав ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и ее влияние на формирование человека как члена социума. Он также сформулировал социальные требования, которые предъявляются к журналисту, обосновал метод анализа прессы.                                                              

  Огромное  значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.

  В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.

  Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:

   1) функция политического контроля,

  2) функция опосредованного духовного  контроля,

  3) культурологическая функция. Особое  место занимает теория «информационного общества», в рамках которой исследуется роль массовой коммуникации.          

  Рассмотрим  эти теории вкратце с тем, чтобы  выделить теоретические проблемы массовой коммуникации и подходы к их решению. В первой группе теорий, в которых массовая коммуникация трактуется как функция политического контроля, как выражение концентрации политической власти, выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на марксистском понимании СМК прежде всего как средств производства, которые в капиталистическом обществе являются частной собственностью.                         

  Теория  массового общества исходит из положения  о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМК оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения. При этом отмечается двоякая роль СМК: с одной стороны, они могут манипулировать общественным мнением, с другой - помогают людям выжить в трудных условиях. Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМК. Учитываются также политические факторы, поскольку СМК находятся в руках частных владельцев. Представителями этой теории являются английские социологи Г. Мердок и П. Голдинг. К политико-экономической теории относятся также экономико-социологическую традицию изучения массовой коммуникации и политико-социологическое направление.        

  Экономико-социологическая  традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений - продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования. Соответственно процессы регулирования взаимодействия СМК, общества и государства представители этого направления связывают с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.

  Ко  второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии.   Теория гегемонии СМК носит условное название, в котором слово «гегемония» интерпретируется как господствующая идеология. Импульсом для возникновения данной теории явилось положение критической теории о СМИ как мощном механизме, способном реализовать изменения в обществе. Наиболее последовательные представители этой теории - греческий социолог-политолог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Л. Альтюссер.     

  Во  второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма.    Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.

  Теории  «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:

Информация о работе Массовая информация и коммуникация в современном обществе