Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 02:30, реферат
Массовая коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Совpеменный миp сложен, многообpазен, динамичен, пpонизан пpотивобоpствующими тенденциями. Он пpотивоpечив, но взаимозависим, во многом целостен. Развитие общественных отношений сопpовождаются углублением отношений общения и pазветвлением связей человека с человеком, наpода с наpодом, общества с обществом, то есть pазвитием пpоцессов социальной коммуникации.
Введение
1. Массовая коммуникация
2. Понятие массовой информации и ее принципы
3. Массовая информация и коммуникация в современном обществе
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Будущее
важнее настоящего - опыт
доказывает, что если не заглядываешь
в даль своих проектов, туда, куда хочешь
их донести, век их будет не долог.
Массовая коммуникация – одно из тех важных явлений современного общества, которое заметно сказывается на развитии общественных отношений внутри каждой страны и между странами и народами.
Совpеменный
миp сложен, многообpазен, динамичен, пpонизан
пpотивобоpствующими
Чтобы
выжить, человечество должно выpаботать
свое новое политическое мышление,
новый взгляд на отношения человека с
человеком, госудаpства с госудаpством.
В связи с этим откpываются новые возможности
pасшиpения диалога, сотpудничества и взаимопонимания
по pяду важных вопpосов. Без такого сотpудничества
не сохpанить миpа, не pешить глобальных
пpоблем совpеменности. Массовая коммуникация
имеет пpямое отношение ко всем этим пpоблемам
и сама может pассматpиваться как одна
из важнейших глобальных пpоблем.
1.Массовая коммуникация
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Средства массовой коммуникации (СМК) - это специальные каналы и передатчики, благодаря которым проходит распространение информационных сообщений на большие территории.
Массовая коммуникация прежде всего характеризуется:
Главным
условием, определяющим массовую коммуникацию,
является специфика аудитории и
коммуникатора.
Таблица №1. Характеристика массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация | Межличностная коммуникация | |
Опосредованность общения техническими средствами | Непосредованный контакт в общении | |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных ин дивидов | |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения | |
Организованный, институ-циональный характер общения | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения | |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие
непосредственной обратной |
|
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения | |
Одноправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей | |
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность | «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность | |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент - отдельный конкретный человек | |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность | |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения | Преобладание непосредственного восприятия сообщения | |
Массовая коммуникация исполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.
Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими свойствами:
- диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;
- диатопность - коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство;
- мультиплицирование - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;
- симультанность - свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;
- репликация - свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.
История
исследования проблем
массовой коммуникации. Начало исследований
массовой коммуникации связывают с именем
немецкого социолога М. Вебера. В 1910 г.
он методологически обосновал необходимость
изучения прессы в социологическом аспекте,
убедительно показав ориентацию периодической
печати на различные социальные структуры
и ее влияние на формирование человека
как члена социума. Он также сформулировал
социальные требования, которые предъявляются
к журналисту, обосновал метод анализа
прессы.
Огромное значение для изучения массовой коммуникации сыграла работа У. Липпмана «Общественное мнение», вышедшая в свет в 1922 г. Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы. Сумма таких реакций, полученных из опыта предшествующей деятельности, формирует определенные стереотипы - иллюзорные конструкторы в сознании человека, заменяющие реальность. Поскольку большинство людей не имеют возможности самостоятельно исследовать и оценивать те или иные факты, их мышление основывается на стереотипах. Для формирования и закрепления стереотипов в создании людей достаточно поверхностных оценок различных явлений или событий. В современном мире именно СМК создают большинство стереотипов, формируя «псевдоокружающую среду», в которой живет большинство современных людей. Следовательно, по Липпману, исследуя комплексные процессы создания стереотипов, можно изучить и феномен массовой коммуникации.
В дальнейшем изучение массовой коммуникации проводилось в трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном.
Известные теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Несмотря на множество интерпретаций массовой коммуникации, эти теории можно объединить в три группы в соответствии с доминирующей функцией:
1) функция политического
2)
функция опосредованного
3)
культурологическая функция.
Рассмотрим
эти теории вкратце с тем, чтобы
выделить теоретические проблемы массовой
коммуникации и подходы к их решению. В
первой группе теорий, в которых массовая
коммуникация трактуется как функция
политического контроля, как выражение
концентрации политической власти, выделяются
две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим
фактором является материально-экономический,
во второй - идеологический. К первой подгруппе
относится теория массового общества
и варианты теории, основывающиеся на
марксистском понимании СМК прежде всего
как средств производства, которые в капиталистическом
обществе являются частной собственностью.
Теория
массового общества исходит из положения
о взаимодействии авторитетных и властных
институтов общества, в результате чего
СМК оказываются интегрированными в эти
институты и, как следствие, поддерживают
политико-экономический курс властных
структур. Эта теория особо подчеркивает
роль СМК в формировании общественного
мнения. При этом отмечается двоякая роль
СМК: с одной стороны, они могут манипулировать
общественным мнением, с другой - помогают
людям выжить в трудных условиях. Политико-
Экономико-социологическая традиция изучения массовой коммуникации (Ж. Веделл, Д. Маккуэйл, Д. Келлнер, Т. Вестергаард, К. Шродер) в процессе реализации социокультурных функций (информирование аудитории о событиях на локальном, национальном и мировом уровнях, развлечения, воспитание и просвещение) выделяет цели, связанные с формированием потребительского поведения, стереотипов восприятия экономической реальности и образа жизни, а также рассматривает процессы производства, распределения и потребления продуктов СМК (информации, развлечения и социокультурных образцов) в обществе как нематериальных общественных или частных благ. В этом контексте СМК являются «четвертой властью» в том смысле, что не зависят от традиционных трех, не сливаются с ними, но обладают собственной «властью» над умами людей. При этом государство может выступать как арбитром, задающим правила игры участникам рыночных отношений - продюсерам, телевизионным и радиоканалам, газетам и журналам, журналистам, рекламодателям, так и самостоятельным субъектом, участвующим от имени общества в процессе создания общественных благ, производимых СМК через общественные каналы массмедиа. Именно в этом контексте западными учеными проводится анализ тенденций коммерциализации СМК, их дерегуляции и намечающегося повторного усиления регулирования. Соответственно процессы регулирования взаимодействия СМК, общества и государства представители этого направления связывают с регулированием отношений и прав собственности на каналы массовой коммуникации.
Ко второй подгруппе относятся теория «гегемонии» и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии. Теория гегемонии СМК носит условное название, в котором слово «гегемония» интерпретируется как господствующая идеология. Импульсом для возникновения данной теории явилось положение критической теории о СМИ как мощном механизме, способном реализовать изменения в обществе. Наиболее последовательные представители этой теории - греческий социолог-политолог Н. Пулантзас, живший во Франции, и французский философ Л. Альтюссер.
Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. Для теорий третьей группы характерен социокультурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМК. В настоящее время этот подход явно набирает силу, что объясняется новой волной интереса к человеческой личности и общей тенденцией к гуманитаризации наук.
Теории «информационного общества» выделены в отдельную группу. Основой этих теорий является концепция постиндустриального общества, разработанная американским социологом Д. Беллом. Наиболее типичные постулаты этих теорий сводятся к следующему:
Информация о работе Массовая информация и коммуникация в современном обществе