Место и роль информационных технологий в жизни современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 12:43, реферат

Краткое описание

Благодаря простоте и компактности устройства, удобству манипуляций при передаче и приёме и, главное, быстродействию телеграф Морзе в течение полустолетия был наиболее распространённой системой телеграфа, применявшейся во многих странах. Передача на расстояние неподвижных изображений осуществил в 1855 году итальянский физик Дж. Казелли. Сконструированный им аппарат мог передавать изображение текста, предварительно нанесённого на фольгу. С открытием электромагнитных волн Максвелом и экспериментальным установлением их существования Герцем началась эпоха развития радио. Русский учёный Попов сумел впервые передать по радиосвязи сообщение в 1895 году. В 1911 г. русский учёный Розинг осуществил первую в мировой практике телевизионную передачу.

Содержание

Введение
1.Современные тенденции информатизации
1.1. Информационное общество
1.2. Взгляд на современные тенденции
2. Факторы тормозящие развитие информационного общества
2.1 Проблема «цифрового неравенства»
2.2. Правовое регулирование
2.3 Личность в условиях информатизации
2.4 Информация как оружие. Информационные войны.
3. Перспективы развития информационного общества
3.1 Информационный мир
3.2 Основные модели развития информационного общества
3.3 Возможные направления развития информационного общества
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Sam_Referat.docx

— 54.57 Кб (Скачать файл)

Наконец, говоря о воздействии на личность, можно упомянуть и физический аспект. Малоподвижный образ жизни, не способствует физическому и духовному здоровью, а, в конечном счете, сказывается и на производительности умственного труда.

 

 

5.4 Информация  как оружие. Информационные войны.

Последнее время все большую популярность получает термин  «информационная война». В общем смысле информационная война – это  любая деятельность в информационном пространстве в рамках некоторых антагонистических целей (материальное превосходство; решение, принимаемое человеком или группой людей и пр.). Следует отметить, что сама по себе идея информационного противоборства существовала всегда. Информация использовалась как оружие в войнах и инструмент политической борьбы (сбор секретных сведений, агитация, дезинформация, пропаганда т.д.). Однако в конце  XX века в условиях формирования глобального информационного пространства идея информационного противоборства выходит на новый уровень. Появляется  новый тип войны – информационная война. Эта война ведется не обычным оружием, и в ней даже может не быть человеческих жертв. Однако в противостоянии  государств эта война может быть куда более эффективна. Бывший директор ФАПСИ Александр Старовойтов определял информационное оружие как совокупность средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Информационная атака грозит выведением из строя всех электронных систем управления страной, ее вооруженными силами, государственной инфраструктурой и т.д. Разрушатся транспортная и энергетическая (в том числе атомная) системы. Армия и флот будут беспомощны в отражении агрессии. Руководители страны окажутся не в состоянии получать необходимую информацию, принимать и реализовывать какие-либо решения. Использование такого оружия по своим катастрофическим последствиям вполне сопоставимо с применением средств массового поражения. Однако, информационное оружие, прежде всего,  может быть направлено не только на разрушение государственной инфраструктуры, экономики и прочего. Оно может быть направлено непосредственно на людей. Посредством различных рекламных акций, пропаганды, дезинформации и т.п. формируется общественное мнение, меняются ценностные ориентиры. Воздействие различной информации через телевидение, Интернет и другие средства  на подсознание может быть столько велико, что его можно сравнить с «зомбированием» людей.  А это приводит к тому, что война в классическом понимании вообще не будет иметь смысла[5]. В качестве одного из первых ярких примеров информационной войны обычно приводят противостояние СССР и США в период холодной войны, в частности программу Стратегической Оборонной Инициативы (известной как «Звездные войны»), о которой президент США Р. Рейган объявил  23 марта 1983 года. Значительно позже стало ясно, что  программа представляла собой не более, чем мистификацию – на тот момент США не имели ни технических, ни финансовых возможностей ее реализации. Однако, военным руководством СССР идея СОИ была воспринята всерьез, и в определенных кругах возникло представление о существенном технологическом отставании СССР, что, по мнению ряда экспертов,  в дальнейшем  негативно сказалось на развитии страны и, в конечном счете,  способствовало краху государственно системы на рубеже  90-х годов [1].

За последние 20 лет информационные войны (часто  связанные с «правильным» освещением в СМИ каких-либо событий, яркий пример – война в Южной Осетии летом 2008 года) стали обычным явлением. Однако, важным моментом является то, что информационные войны – не всегда могут быть только  инструментом политической борьбы.  Часто к подобным методам прибегают и в сфере бизнеса, чтобы заполучить лидерство на рынке, устранить конкурентов и т.п.

 

 

 

 

 

3. Перспективы развития информационного  общества

 

3.1 Информационный  мир

 

Информационная революция, основу которой составляет бурное развитие вычислительной техники и новых информационно-коммуникационных технологий, все больше становится причиной перемен в политической, экономической, социально-культурной сферах. Появление глобальных информационных сетей существенно меняет традиционные модели экономики и бизнеса; процесс конвергенции стирает технологические, экономические и правовые границы. Происходит становление «новой экономики», которое характеризуется значительным увеличением производительности труда инноваций. Все большее значение для успешного экономического развития приобретает «электронная готовность» государства к участию в глобальных информационных сетях. При этом страны, соответствующий показатель которых является относительно низким, оказываются в заведомо проигрышной ситуации. Подобное положение дел привело к вынужденному изменению направления политической мысли. Возникает необходимость планирования предстоящего развития новых информационно-телекоммуникационных технологий, которые в силу своих особенностей могут оказывать и позитивное, и негативное влияние на общество как в рамках той или иной страны, так и в рамках международной системы. В частности, важно не допустить расширения в информационной среде конфронтации и противоборства, а также дальнейшего обострения «цифрового неравенства» между развитыми странами и остальным миром. А такие угрозы, надо признать, реальны. По мнению, например,  А. А. Чернова,  именно государство в процессе становления информационного общества должно играть роль координатора деятельности различных субъектов общества и целенаправленной политикой способствовать интеграции граждан в глобальное информационное общество, отстаивая при этом свои интересы в мировом информационном пространстве. В последние годы многие страны, а также международные организации в качестве приоритетной задачи выделили реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. При этом преследуются как государственные интересы  (лидерство в мировом сообществе), так и повышение качества жизни людей [3].

 

3.2 Основные модели  развития информационного общества

 

  

Условно выделяют две основные модели развития информационного общества: западную и восточную. Причем в рамках западной модели следует отделить путь, выбранный Европой, от американского пути, а в рамках восточной особое место в этом плане занимает Китай (КНР). Основной чертой политики европейских стран  служит поиск определенного баланса между полным контролем со стороны государства и законами рынка, другими словами, сочетание правительственных и рыночных сил с учетом того, что роль каждой из них может меняться в зависимости от сложившейся ситуации. При этом в целом в Европе превалирует мнение, что в первую очередь необходимо развивать сферу услуг. Однако существуют и  альтернативные мнения, согласно которым строительство информационной инфраструктуры (сетей) является движущим фактором развития сферы услуг. Серьезную озабоченность стран Евросоюза вызывает проблема неравенства в информационном обществе, когда значительная  часть населения может просто оказаться за его бортом. Учет национальных и культурных особенностей также играет значимую роль.

 

         Американский путь формирования информационного общества определяется общей моделью социально-экономического развития, в которой функции государства сводятся к минимуму, а деятельность частных лиц - к максимуму. Главное в этом подходе - оставить все в руках частного сектора и сил рынка, полная либерализация рынка информационно-телекоммуникационных технологий. В США основной упор делается на дальнейшее развитие с помощью новых информационных технологий «домашних развлечений», в Великобритании же спрос на  подобную продукцию не является определяющим.

 

         В основе восточной (Япония, Китай и др. страны) модели развития информационного общества лежат сотрудничество государства и рынка, попытка установить связь между культурными ценностями и происходящими социальными изменениями. Философские постулаты сосуществования и сопроцветания, а также содействие государства в реализации этих принципов на уровне отдельной организации является, по мнению азиатских политиков, залогом успеха.

Профессором      Ф.Й. Радермахером были сформулированы некоторые  принципы, которые лежат в основе европейского понимания перспектив развития информационного общества:

-     активная роль правительств в корректировке рыночных процессов развития информационного общества, в том числе – политика либерализации рынка телекоммуникационных услуг;

-     обеспечение для каждого гражданина Европы дешевого доступа к универсальному телекоммуникационному обеспечению на основе открытой системы услуг, сочетающейся со строгим соблюдением стандартов;

-     постоянное внимание к таким социальным аспектам устойчивости, как:

-     справедливость,

-     всеобщая включенность в информационное общество,

-     сопротивление социальной разобщенности,

-     избежание разделения на имущих и неимущих в сфере компетенции и доступа к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ),

-     партнерские отношения между государственными и частными организациями,

-     инвестиции в крупные международные проекты развития ИКТ,

-     создание новых рабочих мест,

-     доступ к образованию, профессиональной подготовке и обучению в любом возрасте,

-     политика социального согласия между всеми регионами;

-     культурное и лингвистическое разнообразие;

-     большое внимание экологическим аспектам устойчивости: инвестиции в развитие ИКТ, снижающих нагрузку на окружающую среду;

-     соблюдение гражданских прав: защита потребителя, охрана интеллектуальной собственности, защита персональных данных, безопасность и интегрированность в электронной коммерции;

-     развитие международных механизмов координации в технической, коммерческой и правовой сферах;

-     развитие систем обучения на распределенной мультимедийной основе;

-     развитие систем профессиональной подготовки для новых сфер деятельности.

Среди прочих международных документов можно документ «Окинавская Хартия Глобального информационного общества», определяющий цели и перспективы развития глобального информационного общества.

 

3.3 Возможные направления  развития информационного общества

 

Важными перспективными направлениями развития информационного общества обычно называют интеллектуализацию, создание и внедрение новых социальных технологий, основанных на эффективном использовании главного стратегического ресурса общества – знаний; создание единых универсальных программно-инструментальных средств для упрощения описания, интегрирования, идентифицирования знаний в различных предметных областях; формирование новой системы образования и воспитания будущих поколений людей, учитывающей и использующей особенности и новые возможности информационного общества для формирования творческой, гармонично развитой и гуманистически ориентированной личности; разработка новых методов, которые должны позволить человеку не только правильно понять и исследовать открывающуюся перед ним новую высокодинамичную информационную картину мира, но и, постигнув единство законов информационного обмена в природе и обществе, научится целенаправленно формировать эту картину во имя своего будущего. Несмотря на все вышесказанное, приходится признать, что перспективы развития информационного общества весьма неоднозначны. Можно говорить о том, что теоретические концепции  и планы в части гуманистических идей в некоторой степени утопичны. В реальности технические и экономические аспекты информатизации выходят на первый план, в то время как социальные и политические изменения общественных институтов пока либо не происходят, либо происходят не в том направлении, как изначально предполагалось. Роль информации в обществе, новые механизмы коммуникации, превращение информации в коммерческий продукт, сетевые принципы организации, повсеместное внедрение информационных технологий в экономику, политику, культуру, социальные отношения  и другие описанные теоретиками элементы информационного общества в настоящее время присутствуют и постоянно развиваются. Однако, то вышеописанное информационное общество, которое позиционировалось как высокоинтеллектуальное  демократическое общество с  равными возможностями  доступа к знаниям, образования, сохранения культуры и т.п. в настоящее время не состоялось, и вызывает сомнение возможность скорого появления его в будущем. Прогнозы теоретиков оказались несостоятельны в первую очередь потому, что их авторы отождествляют информацию и знание. Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, но отсюда вовсе следует, что в современном обществе знание – сила. Тиражирование интеллектуального продукта, передача сведений о нем посредством различных коммуникаций – вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. За словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание [6]. Кроме того, воплощение вышеописанных идей зачастую идет вразрез с интересами бизнеса и невозможно при существующих капиталистических отношениях. Более того, оказывается, что информатизация помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая проблемы,  перспективы разрешения которых достаточно туманны. Так, например, информационное воздействие со стороны определенных заинтересованных групп лиц ведет к дестабилизации общества, а, попытки, поддержания порядка и стабильности зачастую означают  деградацию демократических принципов и свобод. Капиталистические отношения накладывают ограничения на идею равного доступа к информационным ресурсам, а неконтролируемые потоки информации вызывают проблемы психологического и морально-этического характера. Таким образом информатизация порождает совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать.

Безусловно, правительствами государств и различными общественными организациями прилагаются определенные усилия по развитию информационного общества, реформированию социальных, политических и экономических  институтов, сглаживанию возникающих проблем,  однако, на мой взгляд, в обозримом будущем  не следует связывать слишком больших надежд на улучшение качества жизни людей  с развитием информационного общества в том виде, в котором это предсказывали и предсказывают авторы теоретических концепций.

Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно сделать несколько выводов о возможных тенденциях развития информационного общества:

1)Изменение структуры экономики и структуры труда:

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволить ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

2)Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный {в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.

 

3)Изменения в сфере образования

Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием, - сделать его более доступным для каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного, на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.

Информация о работе Место и роль информационных технологий в жизни современного общества