Методика обучения работе со свободным программным обеспечением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в том что бы изучить особенности свободного программного обеспечения в школе.
Задачи :
• Изучить литературу по теме исследования
• Рассмотреть типы лицензий свободного программного обеспечения.
• Изучить программу Hot Potatoes как одну из программ со свободным программным обеспечением

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ СПО В ШКОЛУ
1.1РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СПО В ШКОЛУ…………………………...6
1.2 ТИПЫ ЛИЦЕНЗИЙ СПО…………………………………………………...14
2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ HOT POTATOES В ШКОЛЕ
2.1 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ С ПОМОЩЬЮ HOT POTATOES ………… .18
2.2 СОСТАВЛЕНИЕ КРОСВОРДА С ПОМОЩЬЮ HOTPOTATOES……....28
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по информатикеДокумент Microsoft Office Word.docx

— 1.01 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..……3

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ  СПО В ШКОЛУ

1.1РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ  СПО В ШКОЛУ…………………………...6

1.2 ТИПЫ ЛИЦЕНЗИЙ СПО…………………………………………………...14

2.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ HOT POTATOES В ШКОЛЕ

2.1 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕСТОВ С ПОМОЩЬЮ HOT POTATOES ………… .18

2.2 СОСТАВЛЕНИЕ КРОСВОРДА С ПОМОЩЬЮ HOTPOTATOES……....28

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...…..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Есть причины, по которым все  пользователи компьютеров должны придерживаться использования свободных программ. Компьютер под управлением проприетарных программ делает то, что хочет их разработчик, а не вы — пользователь. Свободные программы (free software) дают пользователю свободу контролировать свой компьютер, они предоставляют свободу для взаимодействия пользователей: вы можете помогать другим людям и вести честную жизнь. Данные причины применимы для школ также как и для любого человека.

Но существуют причины, характерные  только для школ. Они и являются предметом исследования данной статьи.

Во-первых, свободное ПО (программное  обеспечение) может помочь школам экономить  деньги. Даже в самых богатых странах школам не хватает денег. Свободное ПО дает образовательным учреждениям, так же как и другим пользователям, свободу копировать и распространять компьютерные программы. Таким образом, школа может сделать копии свободной программы и установить её на все компьютеры, которые у неё имеются. В бедных странах это может помочь решить проблемы с финансированием использования высоких технологий в образовании.

Наиболее очевидные основания  для использования свободных  программ, хоть и важны, но не очень  убедительны. Разработчики проприетарных программ могут пожертвовать копии своих творений школам. (Берегитесь! — школа, принимающая подобное предложение может быть вынуждена платить за последующие обновления.) Давайте рассмотрим проблему глубже. Школы должны учить учеников стилю жизни, от которого выигрывает всё общество. Они должны поддерживать использование свободных компьютерных программ так же как они поддерживают охрану окружающей среды. Если школы обучают людей использовать свободные программы, то люди будут использовать свободные программы после того как закончат школу. Это поможет всему обществу избежать ситуации, в которой доминирующую роль в нём будут играть мегакорпорации, частенько промышляющие мошенничеством и обманом. Такие корпорации предлагают бесплатные образцы своих программ по тем же причинам, что и табачные компании распространяют бесплатные сигареты: сделать детей зависимыми 1. Они не сделают ученикам скидку, когда они вырастут и закончат школу.

Свободные компьютерные программы  позволяют ученикам узнать как работает программное обеспечение. Когда учащиеся достигают возраста 13 - 19 лет, некоторые из них хотят узнать и изучить всё, что связано с их компьютером и программным обеспечением для него. Это возраст, когда люди, которые будут хорошими программистами, начинают постигать своё ремесло. Для того, чтобы научиться писать качественные программы, ученики должны читать много кода и писать много кода. Им нужно читать и понимать настоящие программы, которые люди действительно используют. Ученикам будет крайне любопытно читать исходный код программ, которые они используют каждый день.

Проприетраное ПО отвергает жажду учащихся к познанию, оно говорит: «Знание, которое ты хочешь — секретно, изучение запрещено!» Свободные программы поощряют учёбу каждого. Сообщество пользователей и разработчиков свободных программ отвергает «священство технологии», которое держит широкую общественность в неведении того, как работают технологии; мы поощряем учащихся любого возраста и положения читать исходный код и учиться столько сколько им хочется. Образовательные учреждения, которые использую свободные программы позволят развиваться одарённым программистам среди учеников.

Следующее основание для использования  свободных программ ещё более  неочевидно. Мы ожидаем, что в образовательных  учреждениях будут изучать важные факты и получать полезные навыки, но это не все задачи школ. Их фундаментальная  миссия заключается в том, чтобы  учить людей быть добропорядочными гражданами, добрыми соседями —  помогать другим людям, когда им нужна помощь. В компьютерной сфере это означает обучение умению делиться программами. Начальные школы прежде всего должны говорить учащимся, «Если ты приносишь в школу компьютерную программу, ты должен поделиться ею с другими детьми». Разумеется, чтобы слова не расходились с делом, в образовательных учреждениях должны быть установлены программы, которые ученики смогут копировать, брать домой, распространять далее.

Цель курсовой работы состоит в  том что бы изучить особенности свободного программного обеспечения в школе.

Задачи :

    • Изучить литературу по теме исследования
    • Рассмотреть типы лицензий свободного программного обеспечения.
    • Изучить программу Hot Potatoes как одну из программ со свободным программным обеспечением

Обучение людей использованию  свободных программ и участию  в сообществе разработчиков и  пользователей свободных программ — это практическое обучение гражданственности. Это также учит людей ролевой  модели общественно полезной деятельности и взаимопомощи, а не модели пренебрежения  окружающими, характерной для промышленных и финансовых магнатов. Все образовательные  учреждения должны использовать свободные  компьютерные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ВВЕДЕНИЯ СПО В ШКОЛУ

 

1.1 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СВОБОДНОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ШКОЛУ

На сегодня в школе, как и в некоторых других сегментах  рынка, преобладают закрытые операционные системы и платформы (MS-DOS, Windows), и прикладные программные продукты (Microsoft Office, Photoshop, CorelDraw и др.) Однако данное программное обеспечение требует значительных денежных средств на их приобретение. В связи с этим, в настоящее время разрабатывается концепция перевода учебно- воспитательного процесса школы на свободное программное обеспечение, которое практически ни в чем не уступает по своим функциональным возможностям проприетарному программному обеспечению (ПО), а в некоторых аспектах и превосходит его.

Для решения задач полноценной  организации сетевого информационного  пространства общеобразовательного учреждения, его взаимосвязи с другими  образовательными учреждениями необходимо создание принципиально новых программных  продуктов, основанных на свободных  решениях и открытых стандартах, не имеющих каких бы то ни было ограничений срока использования.

В 2007 году в рамках объявленного Федеральным агентством по образованию  государственного конкурса Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007–08 годах был разработан отечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО), адаптированный для образовательных учреждений. Комплект программного обеспечения, включенный в ПСПО, полностью покрывает преподавание информатики в общеобразовательном учреждении. Кроме того, были разработаны 4 дистрибутива для различных аппаратных конфигураций, в том числе для очень слабых компьютеров.

Основными параметрами для  выбора дистрибутива являются объём  оперативной памяти (ОЗУ) компьютера и тип привода оптических дисков (CD или DVD).

Учитывая тот факт, что  школьное образование в целом  предназначено для того, чтобы  прививать базовые основы работы на ЭВМ и способность к самообучению, самообразованию, а не простое запоминание  принципов работы в конкретном программном  продукте, данный переход не отразится  на требованиях к обязательному  минимуму содержания образования по информатике [4].

Использование свободного программного обеспечения в образовательных  учреждениях. Мининформсвязи России совместно с Рособразованием предложили в рамках конкурса Мининформсвязи России совместно с Рособразованием предложили в рамках конкурса «Разработка и апробация в субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007–08 годах» путем отбора лучших свободных программных решений, их адаптации под нужды отечественных ОУ и должной локализации разработать отечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) и провести его внедрение в пилотных субъектах Российской Федерации. Разработка и апробация в пилотных субъектах Российской Федерации пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях (ОУ) Российской Федерации в 2007–08 годах путем отбора лучших свободных программных решений, их адаптации под нужды отечественных ОУ и должной локализации разработать отечественный пакет свободного программного обеспечения (ПСПО) и провести его внедрение в пилотных субъектах Российской Федерации, а в 2009 году обеспечить установку данного решения на всех ПК, используемых в ОУ, в качестве альтернативы зарубежным коммерческим лицензионным программным продуктам.

Однако создание и внедрение  ПСПО решает задачи обеспечения образовательного учреждения (ОУ) современным программным  обеспечением, свободным от лицензионных отчислений, лишь частично. Для решения  задач полноценной организации  сетевого информационного пространства общеобразовательного учреждения, его  взаимосвязи с другими образовательными учреждениями необходимо создание принципиально  новых программных продуктов, основанных на свободных решениях и открытых стандартах, не имеющих каких бы то ни было ограничений срока использования.

На сегодняшний день задача организации информационного пространства ОУ решается путем внедрения разнородных  программных продуктов, работающих под управлением семейства операционных систем MS Windows, что требует значительных затрат на приобретение лицензий как на сами программные продукты, так и на технологическую платформу. Многие применяемые сегодня программные продукты используют принципиально устаревшую файл-серверную технологию для организации сетевой работы, реализация которой в школе приводит не только к сложности обслуживания, но и к нарушению информационной безопасности. Отсутствие доступных современных средств организации обмена образовательной информацией резко снижает значимость использования средств вычислительной техники в образовательном процессе [1].

Целью внедрения ПСПО является разработка современного комплекса  программного обеспечения для создания информационного пространства общеобразовательного учреждения, свободного от лицензионных или иных отчислений, функционирующего на свободной программной платформе  и использующего для информационного  обмена открытые стандарты.

Для реализации цели внедрения  свободного ПО необходимо решение следующих  задач.

– разработка технологической  платформы для функционирования информационной системы автоматизации  деятельности общеобразовательного учреждения;

–разработка модульной объектно-ориентированной  динамической учебной среды, ориентированной  на организацию взаимодействия между  преподавателем и учениками, для  организации дистанционных курсов и поддержки очного обучения;

– разработка управляемой web-среды  для организации взаимодействия участников учебного процесса.

Школьный Сервер на базе свободного ПО представляет собой современный комплекс программного обеспечения для создания информационного пространства общеобразовательного учреждения. В дистрибутив включены компоненты, автоматизирующие эту деятельность. Управление всеми основными серверами и службами технологической платформы осуществляется с помощью единого веб-интерфейса.

Интерфейс Школьного Сервера  позволяет легко управлять: межсетевым экраном (с помощью упрощенного  или расширенного интерфейса); почтовым сервером с поддержкой средств борьбы с вирусами и спамом; прокси-сервером (с поддержкой вывода статистики доступа); серверами файлов (организация доступа  к каталогам, доступным по протоколу  Samba и FTP) и печати (CUPS); обновлениями системы (включая настройку источников обновлений); подсистемой авторизации и персональных данных (LDAP-сервер); сетевыми интерфейсами; созданием локальных зеркал репозиториев; резервным копированием; синхронизацией времени на сервере; выделением IP-адресов для локальной сети (DHCP-сервер); веб-ориентированными приложениями (Moodle и MediaWiki) [7].

Аппаратные требования для  установки свободного ПО

Около трети школ имеют  компьютеры с объемом оперативной  памяти менее 128 Мб, что примерно соответствует  уровню десятилетней давности, поэтому аппаратным требованиям дистрибутива было уделено особое внимание.

Аппаратные требования:

– привод CD;

– процессор совместимый с Pentium III архитектуры от 500 МГц;

– объём оперативной памяти от 128 Мб.

– свободное место на жёстком диске от 4 Гб.

Необходимое место для  хранения пользовательских данных, зеркал дистрибутивов и прочих потенциально объёмных данных может сильно варьироваться, поэтому пользователю необходимо позаботиться о наличии достаточного резерва  дополнительно к указанным величинам;

– сетевой адаптер 10/100 Мбит;

– видеокарта (особых требований нет)

Разработка и апробация  пакета свободного программного обеспечения  для общеобразовательных учреждений РФ проводится для обеспечения лицензионной поддержкой стандартного (базового) коммерческого  пакета программного обеспечения всех общеобразовательных учреждений РФ до 2010 года и проведение апробации  использования пакета свободного программного обеспечения (ПСПО) в общеобразовательных  учреждениях 3 субъектов РФ (Республика Татарстан, Пермский край и Томская  область) [3].

Правовые аспекты применения свободного программного обеспечения  в Российской Федерации

Распространение свободного программного обеспечения (СПО) на мировом  рынке вызывает необходимость в  оценке соответствия лицензионных условий  использования подобных программных  продуктов действующему российскому  законодательству.

СПО отличается четырьмя ключевыми  свободами - правами на запуск программы  в любых целях, ее изучение (адаптацию), распространение и совершенствование (модификацию).

Информация о работе Методика обучения работе со свободным программным обеспечением