Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 08:18, контрольная работа
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что на сегодняшний день новейшие информационные технологии, СМИ многократно усилили возможности информационного воздействия на человека, население государства в целом. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т.д.).
Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур, приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного законодательства. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социально-экономического, политического и иного характера. Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации – основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.
1.МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ…………………................. 3
1.1.Общие методы обеспечения информационной безопасности… 3
1.2. Методы обеспечения информационной безопасности в различных сферах общественной деятельности・.......................
6
1.3. Методы и средства инженерно-технической защиты информации…………………………………………........................
15
2.Анализ Федерального закона от 27.07.2006г. в ред. от 28.07.2012г. № 149-ФЗ «Об информации, информатизации и информационных технологиях в РФ»….............................................................................................
20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 37
Основными мероприятиями в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере внутренней политики являются создание системы противодействия монополизации отечественными и зарубежными структурами составляющих информационной инфраструктуры, включая рынок информационных услуг и средства массовой информации, а также активизация контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России.
К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в сфере внешней политики относятся информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях; информационные ресурсы представительств федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации на территориях субъектов РФ; информационные ресурсы российских предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, реализующим внешнюю политику Российской Федерации, а также блокирование деятельности российских средств массовой информации по разъяснению зарубежной аудитории целей и основных направлений государственной политики Российской Федерации, ее мнения по социально значимым событиям российской и международной жизни. Из внешних угроз информационной безопасности в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют информационное воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации; распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации; нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом; попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях. Из внутренних угроз информационной безопасности в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях; информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации; недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Основными мероприятиями по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики являются:
– разработка основных направлений государственной политики в области совершенствования информационного обеспечения внешнеполитического курса Российской Федерации;
– разработка и реализация комплекса мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и организаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях;
– создание российским представительствам и организациям за рубежом условий для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней политике Российской Федерации;
– совершенствование информационного обеспечения работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;
– совершенствование информационного обеспечения субъектов РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию4.
Наиболее важными объектами обеспечения информационной безопасности в области науки и техники являются результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, потенциально важные для научно-технического, технологического и социально-экономического развития страны.
Реальный путь противодействия угрозам информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники — это совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в данной области, и механизмов его реализации.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни относятся достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова.
К основным направлениям обеспечения информационной безопасности в сфере духовной жизни следует отнести такие меры, как развитие в России основ гражданского общества; создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; выработка цивилизованных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу.
В данной сфере важным является проведение таких мер, как государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей Российской Федерации; разработка действенных организационно- правовых механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти и общественных объединений; разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки и др.
Основными объектами обеспечения информационной безопасности в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне, и конфиденциальную информацию; средства и системы информатизации, программные средства, автоматизированные системы управления, системы связи и передачи данных, осуществляющие прием, обработку, хранение и передачу информации ограниченного доступа, их информативные физические поля; технические средства и системы, обрабатывающие открытую информацию, но размещенные в помещениях, в которых обрабатывается информация ограниченного доступа, а также сами помещения, предназначенные для обработки такой информации; помещения, предназначенные для ведения закрытых переговоров, а также переговоров, в ходе которых оглашаются сведения ограниченного доступа.
Основными организационно-техническими мероприятиями по защите информации в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах являются: лицензирование деятельности организаций в области защиты информации; аттестация объектов информатизации по выполнению требований обеспечения защиты информации при проведении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну; сертификация средств защиты информации и контроля эффективности их использования, а также защищенности информации от утечки по техническим каналам систем и средств информатизации и связи; введение территориальных, частотных, энергетических, пространственных и временных ограничений в режимах использования технических средств, подлежащих защите; создание и применение информационных и автоматизированных систем управления в защищенном исполнении.
К объектам обеспечения информационной безопасности в сфере обороны относятся: информационная инфраструктура центральных органов военного управления и органов военного управления видов Вооруженных Сил РФ и родов войск, объединений, соединений, воинских частей и организаций, входящих в Вооруженные Силы РФ, научно-исследовательских учреждений Министерства обороны РФ; информационные ресурсы предприятий оборонного комплекса и научно-исследовательских учреждений, выполняющих государственные оборонные заказы либо занимающихся оборонной проблематикой; программно-технические средства автоматизированных и автоматических систем управления войсками и оружием, вооружения и военной техники, оснащенных средствами информатизации; информационные ресурсы, системы связи и информационная инфраструктура других войск, воинских формирований и органов.
Главными направлениями совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере обороны являются:
– систематическое выявление угроз и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач;
– проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления военного назначения и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники;
– постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения;
– совершенствование структуры функциональных органов системы обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и координация их взаимодействия;
– совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника;
– подготовка специалистов в области обеспечения информационной безопасности в сфере обороны.
К наиболее важным объектам обеспечения информационной безопасности в правоохранительной и судебной сферах относятся информационные ресурсы федеральных органов исполнительной власти, реализующих правоохранительные функции, судебных органов, их информационно-вычислительных центров
Методами и средствами обеспечения информационной
безопасности в правоохранительной и
судебной сферах являются создание защищенной
многоуровневой системы интегрированных
банков данных оперативно-розыскного,
справочного, криминалистического и статистического
характера на базе специализированных
информационно-
1.3 Методы и средства инженерно-технической защиты информации
Инженерно-техническая защита – это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации. Многообразие целей, задач, объектов защиты и проводимых мероприятий предполагает рассмотрение некоторой системы классификации средств по виду, ориентации и другим характеристикам.
Многообразие классификационных характеристик позволяет рассматривать инженерно-технические средства по объектам воздействия, характеру мероприятий, способам реализации, масштабу охвата, классу средств злоумышленников, которым оказывается противодействие со стороны службы безопасности.
По функциональному назначению средства инженерно-технической защиты делятся на следующие группы:
1. Физические методы защиты информации – это разнообразные устройства, приспособления, конструкции, аппараты, изделия, предназначенные для создания препятствий на пути движения злоумышленников. К физическим средствам относятся механические, электромеханические, электронные, электронно-оптические, радио– и радиотехнические и другие устройства для воспрещения несанкционированного доступа (входа, выхода), проноса (выноса) средств и материалов и других возможных видов преступных действий. Все физические средства защиты объектов можно разделить на три категории: средства предупреждения, средства обнаружения и системы ликвидации угроз. Охранная сигнализация и охранное телевидение, например, относятся к средствам обнаружения угроз; заборы вокруг объектов – это средства предупреждения несанкционированного проникновения на территорию, а усиленные двери, стены, потолки, решетки на окнах и другие меры служат защитой и от проникновения, и от других преступных действий (подслушивание, обстрел, бросание гранат и взрывпакетов и т.д.). Средства пожаротушения относятся к системам ликвидации угроз.
2. Аппаратные методы защиты информации.
К ним относятся самые различные по принципу действия, устройству и возможностям технические конструкции, обеспечивающие пресечение разглашения, защиту от утечки и противодействие несанкционированному доступу к источникам конфиденциальной информации. Программные методы защиты информации. Системы защиты компьютера от чужого вторжения весьма разнообразны и классифицируются, как:
1)средства собственной защиты, предусмотренные общим программным обеспечением;
2)средства защиты в составе вычислительной системы;
3)средства защиты с запросом информации;
4)средства активной защиты;
5)средства пассивной защиты и другие.
Защита информации от несанкционированного доступа. Для защиты от чужого вторжения обязательно предусматриваются определенные меры безопасности. Основные функции, которые должны осуществляться программными средствами, это:
1)идентификация субъектов и объектов;
2)разграничение (иногда и полная изоляция) доступа к вычислительным ресурсам и информации;
3)контроль и регистрация действий с информацией и программами.
Наиболее распространенным методом идентификации является парольная идентификация. Однако практика показывает, что парольная защита данных является слабым звеном, так как пароль можно подслушать или подсмотреть, перехватить или просто разгадать. Защита от копирования. Средства защиты от копирования предотвращают использование ворованных копий программного обеспечения и являются в настоящее время единственно надежным средством – как защищающим авторское право программистов-разработчиков, так и стимулирующих развитие рынка. Под средствами защиты от копирования понимаются средства, обеспечивающие выполнение программой своих функций только при опознании некоторого уникального некопируемого элемента. Защита программ и данных от компьютерных вирусов. Вредительские программы и, прежде всего, вирусы представляют очень серьезную опасность при хранении на ЭВМ конфиденциальной информации. Недооценка этой опасности может иметь серьезные последствия для информации пользователей. В настоящее время в мире насчитывается более 40 тысяч только зарегистрированных компьютерных вирусов. Так как подавляющее большинство современных вредительских программ обладают способностью к саморазмножению, то часто их относят к компьютерным вирусам. Самым надежным методом защиты от вирусов является использование аппаратно-программных антивирусных средств. Криптографические методы и средства защиты информацию Криптография как средство защиты (закрытия) информации приобретает все более важное значение в мире коммерческой деятельности. Криптография включает в себя несколько разделов современной математики, а также специальные отрасли физики, радиоэлектроники, связи и некоторых других смежных отраслей. Ее задачей является преобразование математическими методами передаваемого по каналам связи секретного сообщения, телефонного разговора или компьютерных данных таким образом, что они становятся совершенно непонятными для посторонних лиц. То есть криптография должна обеспечить такую защиту секретной (или любой другой) информации, что даже в случае ее перехвата посторонними лицами и обработки любыми способами с использованием самых быстродействующих ЭВМ и последних достижений науки и техники, она не должна быть дешифрована в течение нескольких десятков лет. Таким образом, предотвращение и ликвидация угроз информационной безопасности интересам и правам личности, общества, государства основывается на разработке и реализации комплекса средств и механизмов защиты. Это могут быть организационные, технические, программные, социальные, правовые и иные механизмы, обеспечивающие локализацию и предотвращение таких угроз. Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать следующие выводы о том, что интенсивная информатизация общества в настоящее время сопровождается возрастанием роли безопасности информации. Информационная инфраструктура различного рода подразделений представляет собой совокупность информационных ресурсов в системе формирования, распространения и использования информации. Динамичное развитие этой системы обусловлено необходимостью совершенствования механизмов регулирования технологических процессов в информационной сфере, включая правовые, организационные и технические аспекты, неотъемлемой составляющей которых является своевременное определение проблем и решение задач защиты информации