Метод проектов
Что такое метод
проектов?
Метод проектов не
является принципиально новым
в мировой педагогике. Он возник
еще в 20-е годы нынешнего
столетия в США. Его называли
также методом проблем и связывали
с идеями гуманистического направления
в философии и образовании,
разработанными американским философом
и педагогом Дж. Дьюи, а также его
учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал
строить обучение на активной основе,
через целесообразную деятельность ученика,
сообразуясь с его личным интересом именно
в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно
было показать детям их личную заинтересованность
в приобретаемых знаниях, которые могут
и должны пригодиться им в жизни. Но для
чего, когда? Вот тут-то и важна проблема,
взятая из реальной жизни, знакомая и значимая
для ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания, новые знания,
которые еще предстоит приобрести. Где,
каким образом? Учитель может подсказать
новые источники информации, а может просто
направить мысль учеников в нужном направлении
для самостоятельного поиска. Но в результате
ученики должны самостоятельно и в совместных
усилиях решить проблему, применив необходимые
знания подчас из разных областей, получить
реальный и ощутимый результат. Вся проблема,
таким образом, приобретает контуры проектной
деятельности. Разумеется, со временем
идея метода проектов претерпела некоторую
эволюцию. Родившись из идеи свободного
воспитания, в настоящее время она становится
интегрированным компонентом вполне разработанной
и структурированной системы образования.
Но суть ее остается
прежней стимулировать интерес
ребят к определенным проблемам,
предполагающим владение определенной
суммой знаний, и через проектную
деятельность, предусматривающую решение
одной или целого ряда проблем,
показать практическое применение
полученных знаний. другими словами,
от теории к практике; соединение академических
знаний с прагматическими и соблюдением
соответствующего баланса на каждом этапе
обучения.
Метод проектов привлек
внимание русских педагогов еще
в начале ХХ века. Идеи проектного
обучения возникли в России
практически параллельно с разработками
американских педагогов. В 1905
году под руководством русского
педагога С.Т. Шацкого была организована
небольшая группа сотрудников, пытавшихся
активно использовать проектные методы
в практике преподавания.
Позднее, уже при
советской власти, эти идеи стали
довольно широко внедряться в
школу, но недостаточно продуманно
и последовательно, и постановлением
ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был
осужден. С тех пор в России больше не предпринималось
сколько-нибудь серьезных попыток возродить
этот метод в школьной практике. Вместе
с тем в зарубежной школе он развивался
активно и весьма успешно. В США, Великобритании,
Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии,
Италии, Бразилии, Нидерландах и многих
других странах идеи гуманистического
подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод
проектов нашли широкое распространение
и приобрели большую популярность в силу
рационального сочетания теоретических
знаний и их практического применения
для решения конкретных проблем окружающей
действительности в совместной деятельности
школьников. Все, что я познаю, я знаю, для
чего это мне надо и где и как я могу эти
знания применить, — вот основной тезис
современного понимания метода проектов,
который и привлекает многие образовательные
системы, стремящиеся найти разумный баланс
между академическими знаниями и прагматическими
умениями.
В основе метода
проектов лежит развитие познавательных
навыков учащихся, умений самостоятельно
конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном
пространстве, развитие критического
мышления. Метод проектов всегда
ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся — индивидуальную,
парную или групповую, которую
учащиеся выполняют в течение
определенного отрезка времени.
Этот подход органично сочетается
с групповым (соорегаtive lеаrning) подходом
к обучению. Метод проектов всегда предполагает
решение какой-то проблемы, предусматривающей,
с одной стороны, использование разнообразных
методов, средств обучения, а с другой
— интегрирование знаний, умений из различных
областей на уки, техники, технологии,
творческих областей. Результаты выполненных
проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми», т.е. если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если
практическая — конкретный результат,
готовый к внедрению. В последнее время
метод проектов становится не просто популярным
в нашей стране, но и “модным” что вселяет
вполне не определенные опасения, ибо
где начинается диктат моды, там часто
отключается разум. Теперь часто приходится
слышать о широком применении этого метода
м практике обучения, хотя на поверку выходит,
что речь идет о работе над той или иной
темой, просто о групповой работе, о каком-то
внеклассном мероприятии. И все это называют
проектом. На самом деле метод проектов
может быть индивидуальным или групповым,
если это метод, то он предполагает определенную
совокупность учебно-познавательных приемов,
которые позволяют решить ту или иную
проблему в результате самостоятельных
действий учащихся и предполагают презентацию
этих результатов. Если же говорить о методе
проектов как о педагогической технологии,
то эта технология предполагает совокупность
исследовательских поисковых, проблемных
методов, творческих по самой своей сути.
Умение пользоваться
методом проектов — показатель
высокой квалификации преподавателя,
его прогрессивной методики обучения
и развития учащихся. Недаром
эти технологии относят к технологиям
ХХI века, предусматривающим прежде всего
умение адаптироваться к стремительно
изменяющимся условиям жизни человека
постиндустриального общества.
Основные требования
к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в
исследовательском, творческом плане
проблемы/задачи, требующей интегрированного
знания, исследовательского поиска
для ее решения (на пример, исследование
демографической проблемы в разных регионах
мира; создание серии репортажей из разных
концов земного шара по одной проблеме;
проблема влияния кислотных дождей на
окружающую среду и др.).
2. Практическая, теоретическая,
познавательная значимость предполагаемых
результатов (например, доклад в
соответствующие службы о демографическом
состоянии данного региона, факторах,
влияющих на это состояние,
тенденциях, прослеживающихся в развитии
данной проблемы; совместный выпуск газеты,
альманаха с репортажами с места событий;
охрана леса в разных местностях, план
мероприятий и др.).
З. Самостоятельная
(индивидуальная, парная, групповая)
деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной
части проекта (с указанием
поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских
методов: определение проблемы, вытекающих
из нее задач исследования, выдвижение
гипотезы их решения, обсуждение
методов исследования, оформление
конечных результатов, анализ
полученных данных, подведение итогов,
корректировка, выводы (использование
в ходе совместного исследования
метода «мозговой атаки», «круглого
стола», статистических методов
творческих отчетов, просмотров
и др.).
Выбор тематики проектов
в разных ситуациях может быть
различным. В одних случаях
эта тематика может формулироваться
специалистами органов образования
в рамках утвержденных программ.
В других — выдвигаться учителями
с учетом учебной ситуации
по своему предмету, естественных
профессиональных интересов, интересов
и способностей учащихся. В-третьих,
тематика проектов может предлагаться
и самими учащимися, которые,
естественно, ориентируются при
этом на собственные интересы,
не только чисто познавательные,
но и творческие, прикладные.
Тематика проектов
может касаться какого-то теоретического
вопроса школьной программы с
целью углубить знания отдельных
учеников по этому вопросу,
дифференцировать процесс обучения.
Чаще, однако, темы проектов относятся
к какому-то практическому вопросу,
актуальному для практической
жизни и вместе с тем требующему
привлечения знаний учащихся
не по одному предмету, а из
разных областей, их творческого
мышления, исследовательских навыков.
Таким образом достигается
вполне естественная интеграция знаний.
Например, очень острая проблема городов
— загрязнение окружающей среды отходами
быта. Проблема: как добиться полной переработки
всех отходов? Тут нужна информация из
экологии, химии, биологии, социологии,
физики. Или такая проблема: отечественные
войны 1812 и 1941 — 1945 годов: проблема патриотизма
народа и ответственность власти. Здесь,
требуется знание не только истории, но
и политики, и этики. Или: проблема государственного
устройства США, Рос сии, Швейцарии, Великобритании
с позиции демократического устройства
общества. Тут потребуются знания из области
государства и права, международного права,
географии, демографии, этноса и др. А такая
увлекательная тема: Золушка, Белоснежка
и Царевна-Лебедь в сказках народов мира.
Чем они похожи и в чем их отличие? Ее осилят
младшие школьники, но им будет необходимо
проявить много смекалки и творчества.
Тем для проектов — неисчерпаемое множество,
и перечислить хотя бы наиболее, так сказать,
«целесообразные» — дело совершенно безнадежное,
поскольку это живой процесс, который
нельзя никак регламентировать.
Результаты выполненных
проектов должны быть материальны, т. е.
соответственно оформлены (видеофильм,
альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная
газета, альманах и т. д.).
Типология проектов. Их структурирование
Мы знаем, что такое
метод проектов, что такое проект,
в чем его суть. Метод проектов
можно применять как в обычном
классе в виде самостоятельной
индивидуальной, групповой работы
учащихся в течение различного
по продолжительности времени,
так и с использованием современных
средств информационных технологий,
в частности, компьютерных телекоммуникаций
(но об этом поговорим далее,
во второй части нашей книги).
Какие бывают проекты
и как их следует структурировать? Это
чрезвычайно важно не только для общего
пони мания проблемы, но также и для того,
чтобы вы, разрабатывая проект вместе
со своими учениками, готовясь к нему,
подбирая необходимые материалы, могли
четко осознавать его особенности и соответственно
планировать работу. Поэтому, приступая
к работе над проектами, важно ознакомиться
с типологией проектов.
Метод проектов, обучение
в сотрудничестве (cooperative leaming) находят
все большее распространение в системах
образования разных стран мира. Причин
тому несколько, и корни их не только в
сфере собственно педагогики, но, главным
образом,в сфере социальной;
- необходимость не столько
передавать ученикам сумму тех
или иных знаний,. сколько научить
приобретать эти знания самостоятельно,
уметь пользоваться приобретенными знаниями
для решения, новых познавательных и практических
задач;
- актуальность приобретения
коммуникативных навыков и умений,
т.е. умений работать в разнообразных
группах, исполняя разные социальные
роли (лидера, исполнителя, посредника
и др,);
- актуальность широких
человеческих контактов, знакомства
с разными культурами, разными
точками зрения на одну проблему;
- значимость для развития
человека умения пользоваться
исследовательскими методами: собирать
необходимую информацию, факты; уметь
их анализировать с разных
точек зрения, выдвигать гипотезы,
делать выводы и заключения.
Если выпускник школы
приобретает указанные выше навыки
и умения, он оказывается более
приспособленным к жизни, умеющим
адаптироваться к изменяющимся
условиям, ориентироваться в разнообразных
ситуациях, работать совместно
в различных коллективах.
Для того чтобы овладеть
методом проектов, необходимо прежде
всего знать, что проекты могут
быть разными и использование
их в учебном процессе требует
от учителя серьезной подготовительной
работы. Давайте разберемся с
самими проектами, их типологией.
Типология проектов
Прежде всего определимся
с типологическими признаками.
1. Метод, доминирующий
в проекте (исследовательский,
творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный
и др.).
2. Характер координации проекта:
непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый
(неявный, имитирующий участника проекта).
3"Характер контактов
(среди участников одной школы
,класса, города, региона, стран;ы, разных
стран мира).
4. Количество участников
проекта.
5. Продолжительность проекта.
В соответствии с
первым признаком доминирующего
метода- различают следующие типы проектов.
Исследовательские
Такие проекты требуют
хорошо продуманной структуры,
обозначенных целей, актуальности
предмета исследования для всех
участников, социальной значимости,
продуманных методов, в том
числе экспериментальных, опытных
работ, методов обработки результатов.
Такие проекты полностью подчинены логике
исследования и имеют структуру, приближенную
или полностью совпадающую с подлинным
научным исследованием: аргументация
актуальности принятой для исследования
темы, определение проблемы исследования,
его предмета и объекта, обозначение задач
исследования в последовательности принятой
логики, определение методов исследования,
источников информации, определение методологии
исследования, выдвижение гипотез решения
обозначенной проблемы, определение путей
ее решения, в том числе экспериментальных,
опытных, обсуждение полученных результатов,
выводы, оформление результатов исследования,
обозначение Новых проблем на дальнейший
ход исследования.
Творческие
Такие проекты, как
правило, . не имеют детально проработанной
структуры совместной деятельности участников,
она только намечается и далее развивается,
подчиняясь жанру конечного результата,
обусловленной этим жанром и принятой
группой логике совместной деятельности,
интересам участников проекта. В данном
случае следует договориться о планируемых
результатах и форме их представления
(совместной газете, сочинении, видеофильме,
драматизации, спортивной игре, празднике,
экспедиции и др.). Однако оформление результатов
проекта требует четко продуманной структуры
в виде сценария видеофильма, драматизации,
программы праздника и пр., плана сочинения,
статьи, репортажа и пр., дизайна и рубрик
газеты, альманаха, альбома и т.п.
Приключенческие, игровые
В таких проектах
структура также только намечается
и остается открытой до окончания
проекта. Участники принимают
на себя определенные роли, обусловленные
характером и содержанием проекта.
Это могут быть литературные
персонажи или выдуманные герои,
имитирующие социальные или деловые
отношения, Осложняемые придуманными
участниками ситуациями. Результаты
таких проектов могут намечаться
в начале проекта, а могут
вырисовываться лишь к его
концу. Степень творчества эдесь
очень высокая, но доминирующим видом
деятельности все-таки является ролево-игровая,
приключенческая.