Моделирование бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:37, лекция

Краткое описание

Компания рассматривается как целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.). Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия.
Построение бизнес–модели компании начинается с описания модели ее взаимодействия с внешней средой по закону единства и борьбы противоположностей, то есть с определения миссии компании.

Содержание

Основные понятия моделирования бизнес-процессов.
Статическое описание компании.
Динамическое описание компании.
Полная бизнес-модель компании.

Вложенные файлы: 1 файл

Lektsia_4.docx

— 264.19 Кб (Скачать файл)

Лекция 4. Моделирование  бизнес-процессов 

  1. Основные понятия моделирования бизнес-процессов.
  2. Статическое описание компании.
  3. Динамическое описание компании.
  4. Полная бизнес-модель компании.

 

Основные  понятия моделирования бизнес-процессов

Бизнес-процесс  — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определенного продукта или услуги для потребителей. Для наглядности бизнес-процессы визуализируют блок-схемами, определяемыми соответствующей методологией (IDEF0, UML или DFD).

Бизнес-моделирование (деловое моделирование)  — деятельность по формированию моделей организаций, включающая описание деловых объектов (подразделений, должностей, ресурсов, ролей, процессов, операций, информационных систем, носителей информации и т. д.) и указание связей между ними.

Компания рассматривается как целевая, открытая, социально-экономическая система, принадлежащая иерархической совокупности открытых внешних надсистем (рынок, государственные учреждения и пр.) и внутренних подсистем (отделы, цеха, бригады и пр.). Возможности компании определяются характеристиками ее структурных подразделений и организацией их взаимодействия.

Построение  бизнес–модели  компании начинается с описания модели ее взаимодействия с внешней средой по закону единства и борьбы противоположностей, то есть с определения миссии компании.


 

 

 

 

 

 

 

Миссия [ISO-15704] -это деятельность, осуществляемая предприятием для того, чтобы выполнить функцию, для которой оно было учреждено, - предоставления заказчикам продукта или услуги.

Определение миссии позволяет сформировать дерево целей компании.

Дерево  целей формирует дерево стратегий - иерархические списки уточнения  и детализации достижения целей, например, на корпоративном уровне разрабатываются стратегии роста, интеграции и инвестиции бизнесов.

2   Статическое описание компании

Бизнес-потенциал  компании - набор видов коммерческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей конкретных сегментов рынка.

Здесь формируется первоначальное представление об организационной структуре компании (определяются центры коммерческой ответственности), возникает понимание основных ресурсов, необходимых для воспроизводства товарной номенклатуры.

Бизнес-потенциал  определяет функционал компании - перечень бизнес-функций, функций менеджмента и функций обеспечения, требуемых для поддержания всех видов коммерческой деятельности.

Здесь уточняются необходимые для этого  ресурсы (материальные, человеческие, информационные) и структура компании.

Определение бизнес-потенциала и функционала компании позволяет с помощью матрицы проекций определить зоны ответственности менеджмента.



 


 

 


 

 

Матрица коммерческой ответственности определяет ответственность структурных подразделений за получение дохода в компании от реализации коммерческой деятельности.

Детализация матрицы коммерческой ответственности (путем выделения центров финансовой ответственности) обеспечивает построение финансовой модели компании.

Матрица функциональной ответственности определяет ответственность структурных звеньев (и отдельных специалистов) за выполнение бизнес-функций в коммерческой деятельности (закупка, производство, сбыт), а также функций менеджмента, связанных с управлением этими процессами (пла-нирование, учет, контроль в области маркетинга, финансов, упр. персоналом).

Детализация матрицы (до уровня ответственности  отдельных сотрудников) позволит получить функциональные обязанности персонала, что в совокупности с описанием  прав, обязанностей, полномочий составляет пакет должностных инструкций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Динамическое описание компании

Дальнейшее  развитие (детализация) бизнес-модели происходит на этапе динамического описания компании на уровне процессных потоковых моделей.

Процессные  потоковые модели - это модели, описывающие процесс последовательного во времени преобразования материальных и информационных потоков компании в ходе реализации какой-либо бизнес-функции или функции менеджмента.

Объединение классификаторов в функциональные группы и закреплении между собой элементов различных классификаторов с помощью матричных проекций является основой для полной бизнес-модель компании.

Такой подход позволяет описать деятельность компании с помощью универсального множества управленческих регистров (цели, стратегии, продукты, функции, организационные  звенья и др.).

Завершается организационное бизнес-моделирование разработкой моделей структуры данных.

Модель  структуры данных определяет перечень и форматы документов, сопровождающие процессы в компании, а также задает форматы описания объектов внешней среды, компонентов и регламентов самой компании.

Здесь создается система справочников, на основании которых получают пакеты необходимых документов и отчетов.

4  Полная бизнес-модель компании

Полная  бизнес-модель компании - это совокупность функционально ориентированных информационных моделей, обеспечивающая взаимосвязанные ответы на следующие вопросы: "зачем" - "что" - "где" - "кто" - "сколько" - "как" - "когда" - "кому».

Комплекс  взаимосвязанных  информационных моделей компании:

  1. Стратегическая модель целеполага-ния (зачем компания занимается именно этим бизнесом?, почему предполагает быть конкурентоспособной?, какие цели и стратегии для этого необходимо реализовать?);
  2. Организационно-функциональная модель (кто, что делает в компании? и кто за что отвечает?);
  3. Функционально-технологическая модель (что, и как реализуется в компании?);
  4. Процессно-ролевая модель (кто-что-как-кому?);
  5. Количественная модель (сколько необходимо ресурсов?);
  6. Модель структуры данных (в каком виде описываются регламенты компании и объекты внешнего окружения?).

 

 

Полная бизнес-модель компании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шаблоны моделирования  бизнес-процессов

Технология моделирования бизнес-процессов  предполагает использование типовых  шаблонных техник описания компании.

Для построения модели взаимодействия компании с внешней  средой (определение миссии компании на рынке) необходимо:

  1. идентифицировать рынок (надсистему), частью которого является компания;
  2. определить свойства (потребности) рынка;
  3. определить предназначение (миссию) компании, исходя из ее роли на рынке.

Миссия - это компромисс между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желанием компании удовлетворить эти интересы, с другой.

Миссия представляет собой основную деловую концепцию компании, изложенную в виде восьми положений, определяющих взаимоотношения компании с другими субъектами:

    1. что получит Заказчик в части удовлетворения своих потребнос-тей;
    2. кто, для чего и как может выступать в качестве партнера компании;
    3. на какой основе предполагается строить отношения с конкурентами (какова, в частности, готовность пойти на временные компромиссы);
    4. что получит собственник и акционеры от бизнеса;
    5. что получат от бизнеса компании менеджеры;
    6. что получит от компании пер-сонал;
    7. в чем может заключаться сотрудничество с общественными организациями;
    8. как будут строиться отношения компании с государством (в частности, возможное участие в поддержке государственных программ).


 

    Шаблон разработки миссии компании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определяется базовый рынок и  базовый продукт, детализация которых  формирует предложения компании глазами покупателей (товарные группы) и однородные по отношению к продуктам  компании группы покупателей (сегменты рынка).

 

С помощью  матричной проекции устанавливается  соответствие между сформированными  товарными группами и сегментами рынка и определяется список бизнесов компании (на пересечении строк и  столбцов находятся бизнесы компании).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании списка бизнесов, с  помощью матричной проекции формируется  классификатор бизнес-функций компании

Шаблон  формирования функционала компании (основных бизнес-функций)

 

 

 

 

 

 

 

Шаблон  формирования основных функций менеджмента


Для формирования основных функций менеджмента  компании разрабатываются два базовых  классификатора - "Компоненты менеджмента" (перечень используемых на предприятии инструментов/контуров управления) и "Этапы управленческого цикла" (технологическая цепочка операций, последовательно реализуемых менеджерами).

 

 

Формирование зон ответственности  за функционал компании выполняется  с помощью матрицы организационных  проекций.

Шаблон  распределения функций по звеньям

Матрица организационных проекций представляет собой таблицу, в строках которой  расположен список исполнительных звеньев, в столбцах - список функций, выполняемых в компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример  для торгового предприятия



Информация о работе Моделирование бизнес-процессов