Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:26, курсовая работа
Агент — нечто, способное воспринимать свое окружение через сенсоры и изменять его своими действиями.
Современный подход к искусственному интеллекту основан на понятии рационального агента, который всегда старается оптимизировать соответствующую меру полезности своих действий. Например, люди могут рассматриваться как агенты с глазами в качестве сенсоров и способные что-то делать при помощи рук.
Введение
1.Основные понятия
2.Рациональный агент
3. Структура мультиагентной системы принятий решений для оценки деятельности предприятия
Заключение
Список литературы
В зависимости от природы задачи, мир может быть дискретным или непрерывным. Дискретный мир характеризуется конечным числом состояний. Примером может служить игра в шахматы. С другой стороны примером непрерывного мира может служить мобильный робот, который может свободно передвигаться в декартовой системе координат. Большинство из существующих технологий искусственного интеллекта созданы для дискретного мира, поэтому мы будем в дальнейшем рассматривать именно его.
Наблюдаемость
Важное свойство, характеризующее
мир с точки зрения агента, связано с восприятием.
Мы будем говорить, что мир полностью наблюдаем,
если текущее восприятие агента ot полностью описывает состояние
мира st. В противоположность этому,
в частично наблюдаемом мире текущее восприятие ot описывает лишь часть информации
о состоянии мира, задающую вероятностное
распределение P(st | ot) межд
Свойство Маркова
Рассмотрим снова
Про такое состояние мира, которое содержит всю важную информацию о прошлом в конкретной задаче, говорят, что оно является марковским или обладает свойством Маркова.
Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что в марковском мире агент может безопасно использовать стратегию без памяти для принятия решения вместо теоретически оптимальной стратегии, которая может требовать много памяти.
До сих пор мы рассматривали, как стратегия агента может зависеть от последнего события и отдельных характеристик окружения. Однако, как мы обсуждали вначале, принятие оптимального решения может также зависеть от оценки будущего.
Стохастические переходы
В каждый момент времени t агент выбирает действие at из конечного множества действий A. После выбора агентом действия мир меняется как его следствие. Модель перехода (иногда называют моделью мира) определят, как меняется мир после совершения действия. Если текущее состояние мира st и агент совершает действие at, мы можем выделить два случая.
Как мы могли заметить, иногда частичная обозреваемость является следствием неточности восприятия агентом его окружения. Здесь мы видим другой пример, где важна неточность, а именно, мир меняется, когда совершается действие. В стохастическом мире эффект действия агента не известен заранее. Вместо этого есть случайный элемент, который определяет, как меняется мир вследствие действия. Ясно, что стохастичность при переходе из одного состояния в другое вносит дополнительные сложности в задаче принятия оптимального решения агентом.
Для классического искусственного
интеллекта целью отдельной задачи
является желаемое состояние мира.
Таким образом,планирование опр
Принятие решения в стохастическом мире
Теперь возникает вопрос, как агент может эффективно использовать функции полезности для принятия решения. Предположим, что у нас мир стохастический с моделью перехода P(st + 1 | st, at), находящийся в состоянии st до тех пор, пока агент обдумывает, какое действие ему совершить. Пусть U(s) — функция полезности состояния какого-то агента. Предположим, что у нас только один агент. Тогда принятие решения основано на предположении, что оптимальное действие агента должно быть максимумом полезности, т.е.
a*t = max∑P(st + 1 | st, at)·U(st + 1),
где суммирование выполняется по всевозможным состояниям st + 1. Чтобы увидеть, насколько полезно действие, агент должен умножить полезность каждого возможного конечного состояния на вероятность попадания в это состояние, и потом просуммировать полученный результат. Тогда агент может выбрать действие a*t с максимальной суммой. Если каждое состояние мира имеет величину полезности, агент может произвести вычисления и выбрать оптимальное действие для каждого возможного состояния. Тогда агент со стратегией может оптимально переводить состояние в действие.
Интеллектуальные
Общая схема принятия решений включает следующие этапы:
1) спецификация требований;
2) генерация решений;
3) оценка альтернатив;
4) выбор эффективного решения.
Оценку решений проводит рабочая группа, состоящая из руководителя, аналитика и экспертов.
Руководитель формирует
набор показателей, которые будут
использоваться для оценки проектов;
подбирает состав группы экспертов;
составляет персональный график выполнения
задач экспертами. Каждый эксперт
работает по индивидуальному сценарию.
Аналитик высказывает свое мнение о
результатах проведенной
Для поддержки группового процесса принятия решений используется программная реализация метода анализа иерархий:
На каждом этапе предусмотрены процедуры согласования экспертных мнений.
Ядром мультиагентной системы является менеджер знаний, использующий три внешних компонента:
Для координации работы коллектива экспертов используется двухуровневый механизм согласования. Каждый из экспертов представлен агентом, в задачу которого входит оценка предлагаемых руководителем альтернатив по заданному набору показателей качества. С помощью редактора знаний руководитель формирует задания экспертам и проводит анализ полученной от них информации. Задача координации поведения агентов возложена на агента-координатора. Результатом работы системы являются согласованные экспертные оценки, на основании которых производится многокритериальное ранжирование альтернатив.
Основные функции агентов в системе:
Агент-руководитель:
Агент-координатор:
Агент-эксперт:
Работа агентов осуществляется следующим образом. Руководитель формирует задания, оперируя справочниками, содержащими знания об экспертах, показателях качества и решениях, требующих рассмотрения. Задание в виде входного сообщения поступает агенту-координатору, определяющему состав изменений, которые необходимо сделать в базах данных на локальном уровне. Координатор с помощью предоставленного ему набора функций готовит информацию для всех агентов-экспертов рабочей группы. Агенты-эксперты выполняют задания, предназначенные для своих пользователей, анализируя поступившие от координатора сообщения, и отсылают ему ответные сообщения.
Агент-координатор собирает сообщения о готовности выполненных заданий от всех членов группы. При выполнении всего пакета заданий его состояние изменяется, и посылается сообщение агенту руководителя.
Руководитель может выполнять
проверку согласованности экспертных
суждений либо на основе вычислений, либо
с помощью логического анализа
предоставленной ему
Заключение
Итак, многоагентная система (МАС, англ. Multi-agent system) — это система, образованная несколькими взаимодействующими интеллектуальными агентами. Многоагентные системы могут быть использованы для решения таких проблем, которые сложно или невозможно решить с помощью одного агента или монолитной системы (англ.). Примерами таких задач являются онлайн-торговля, ликвидация чрезвычайных ситуаций, и моделирование социальных структур.
В многоагентной системе агенты имеют несколько важных характеристик:
Обычно в многоагентных системах исследуются программные агенты. Тем не менее, составляющими мультиагентной системы могут также быть роботы, люди или команды людей. Также, многоагентные системы могут содержать и смешанные команды.