МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО – ЮРИДИЧЕСКАЯ
АКАДЕМИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
ДИСЦИПЛИНА
«ПРАВОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»
РЕФЕРАТ
ТЕМА: «НОРМАТИВНАЯ, НЕНОРМАТИВНАЯ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ»
Выполнил: студент группы 26
ЮРк 4110
Слоквич В.О.
Проверил: Бастриков М.В.
Калининград
2012
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Нормативная правовая
информация.……...………………………….……………..5
3. Ненормативная правовая информация
…………………..........................................9
4. Заключение…………………………………………………….……………….…….11
5. Список литературы…………………………………………………………….…….12
Введение.
В настоящее время в юридической
деятельности широко используются новые
информационные технологии для решения
задач, стоящих перед юристами. Профессиональный
уровень юриста в определяющей степени
зависит от того, насколько свободно он
владеет программными и аппаратными средствами,
умеет применять в практической деятельности
средства вычислительной техники. Высококвалифицированная
профессиональная деятельность в области
юридической теории и практики требует
сегодня систематического использования
современных средств информатики, информационных
технологий на базе компьютеров и телекоммуникационного
оборудования. Компьютерные технологии
все шире применяются в повседневной работе
юристов для подготовки, обработки, рассылки,
хранения документов в автоматизированных
информационных, информационно – поисковых
и справочных правовых системах; в следственной,
оперативно – розыскной и экспертной
деятельности: для ведения баз криминалистических
и правоохранительных данных и статистической
обработки этих данных.
Сегодня мы стоим на пороге
качественно нового общества - информационного.
И естественно, что жизнь и практическая
деятельность в нем неразрывно связаны
с освоением и использованием современных
информационных технологий. В этой связи
правовая информатика как часть общей
информатики дает знание и умение использовать
те информационные средства и методы,
которые необходимы любому полноценному
члену информационного общества. Она формирует
теоретические знания и практические
умения по использованию компьютерных
систем и сетей как основного инструмента
по переработке информации.
Правовая информация – это
сведения о фактах, событиях, предметах,
лицах, явлениях, протекающих в правовой
сфере жизни общества, содержащихся как
в нормах права, так и в других источниках,
и используемая при решении правовых задач.
Специфика правовой информации заключается
в том, что независимо от своего содержания,
она всегда обладает определенной социальной
значимостью. Правовая информация регулирует
отдельные стороны хозяйственной и социально-культурной
деятельности общества, что и определяет
ее особый, прагматичный характер. Среди
правовых задач отмечаются задачи, решаемые
при осуществлении правотворческой, правоприменительной
и правоохранительной деятельности.
Информация, находящаяся в тексте
правового акта и содержащая правовые
нормы называется нормативной. Законодательство
- наиболее значимый вид правовой информации,
основу которого составляют: нормативные
правовые акты России и сопутствующие
им документы - официальные разъяснения
правовых актов, сопроводительные документы,
распоряжения органов государственной
власти и должностных лиц и некоторые
другие, а также акты международного права,
действующие на территории России. Иная
правовая информация называется ненормативной.
В процессе написания данной
работы будут рассмотрены понятия нормативной
и ненормативной правовой информации,
их структура и место в юридической деятельности.
Нормативная
правовая информация.
Нормативная правовая информация
касается сведений о нормах права в правовых
институтах, правоположениях, санкциях,
видах и формах юридической ответственности.
Нормативная часть правовой информации,
составляющая ее ядро, - это совокупность
нормативных правовых актов во всем их
многообразии и динамике.
Нормативный правовой акт -
это письменный официальный документ,
принятый (изданный) в определенной форме
правотворческим органом в пределах его
компетенции и направленный на установление,
изменение и отмену правовых норм. Нормативным
правовым актом может быть как постоянно
действующий, так и временный акт, рассчитанный
на четко установленный срок, определяемый
конкретной датой или наступлением того
или иного события. В свою очередь, под
правовой нормой принято понимать общеобязательное
государственное предписание постоянного
или временного характера, рассчитанное
на многократное применение (Постановление
Государственной Думы Федерального Собрания
РФ от 11.11.96 N 781-II ГД). Таким образом, норма
права рассчитана не на какой-то конкретный
случай или обстоятельство, а на тот или
иной вид случаев, обстоятельств, определяемых
каким-либо общим признаком, и тем самым
норма права рассчитана на определенную
категорию, вид общественных отношений.
Нормы права представляют собой общие,
типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических
предписаний ненормативного характера
следующие конкретные признаки:
1) неоднократность применения
(то есть норма права не теряет
силу после однократного применения,
а действует постоянно и рассчитана
на реализацию всякий раз, когда
налицо обстоятельства, предусмотренные
данной нормой. Она не исчерпывается
однократным применением);
2) неперсонифицированность
(то есть норма распространяет свое действие
не на индивидуально определенные субъекты,
а, как правило, на круг лиц, органов, организаций,
объединенных каким-то общим признаком
(род занятий, пол, жительство на определенной
территории и т.д.)).
Оба признака правовой нормы
следует брать в единстве, причем первый
признак имеет основное значение, поскольку
он прямо отражает направленность нормы
на регулирование определенного вида
отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
а) круга государственных органов,
организаций, учреждений;
б) круга должностных лиц;
в) всех граждан или некоторой
их категории, определяемой тем или иным
общим признаком (военнослужащие, пенсионеры,
работники какой-либо отрасли хозяйства
и т.д.);
г) того или иного конкретного
государственного органа, учреждения,
организации независимо от их персонального
состава (определение общих полномочий);
д) конкретного должностного
лица (Президента РФ, Генерального прокурора
РФ и т.д.) независимо от того, кто персонально
занимает соответствующую должность.
Юридическая сила нормативного
правового акта - это свойство акта порождать
определенные правовые последствия. Юридическая
сила акта указывает на место акта в системе
правовых актов и зависит от положения
и компетенции органа, издавшего акт.
Характерная черта системы
правовых актов - ее иерархическое строение,
в соответствии с которым каждый акт занимает
свою ступеньку на иерархической лестнице,
находится в соподчиненности с другими
актами, то есть соотношение актов характеризуется
верховенством одних актов над другими.
Акты обладают неодинаковой юридической
силой, зависящей от места органа, его
издавшего, в системе органов государства
и его компетенции. Акты вышестоящих органов
обладают большей юридической силой, акты
нижестоящих органов должны издаваться
в соответствии с ними, так как обладают
меньшей юридической силой.
В соответствии с юридической
силой нормативные правовые акты подразделяются
на законы (законы РФ и законы субъектов
РФ), подзаконные акты, международные договоры
и соглашения, внутригосударственные
договоры.
Нормативная правовая информация
имеет четыре уровня:
- международно
– правовая информация – это сведения,
которые содержатся в международных договорах,
соглашениях, конвенциях, выражающие взаимосвязи
народов, а также отношения по поводу прав
и свобод человека. Международный договор
- нормативный правовой акт, регулирующий
отношения Российской Федерации с иностранным
государством или международной организацией.
В соответствии
с Конституцией РФ международные договоры
Российской Федерации являются составной
частью ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
- правовая информация
федерального уровня, которая содержится
в Конституции, в федеральных законах,
нормативных указах президента, постановлениях
правительства. Законы Российской Федерации
- нормативные правовые акты, принимаемые
путем референдума или законодательным
органом Российской Федерации и регулирующие
наиболее значимые общественные отношения.
Высшую юридическую силу имеет
Конституция Российской Федерации, принятая
всенародным голосованием. Являясь законом,
Конституция Российской Федерации - правовая
основа законодательства Российской Федерации.
Все остальные законы и иные правовые
акты, принимаемые в Российской Федерации,
не должны противоречить Конституции
Российской Федерации.
Законы Российской Федерации
принимаются в виде:
- законов Российской Федерации
о поправках к Конституции РФ;
- федеральных конституционных
законов;
- федеральных законов (в
том числе кодексов).
Федеральные конституционные
законы не могут противоречить Конституции
Российской Федерации. Федеральные законы
не могут противоречить не только Конституции
Российской Федерации, но и федеральным
конституционным законам. К числу законов
относятся также конституции республик,
входящих в состав Российской Федерации,
уставы иных субъектов РФ, а также законы,
принимаемые законодательными органами
субъектов Российской Федерации.
Подзаконные
акты - это нормативные правовые акты,
издаваемые на основе и во исполнение
законов. Они могут конкретизировать нормы
законов, толковать их или устанавливать
новые нормы, но при этом должны соответствовать
и не противоречить законам. Подзаконные
акты являются средством реализации законодательных
норм. Они, в свою очередь, также подразделяются
на несколько видов в зависимости от положения
и компетенции органа, издавшего подзаконный
акт, и также имеют иерархическую структуру.
Ведущая роль в системе подзаконных актов
Российской Федерации принадлежит актам
Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются
в форме указов и распоряжений и не могут
противоречить Конституции Российской
Федерации и законам Российской Федерации.
Нормативные правовые акты Президента
принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства Российской Федерации
принимаются в форме постановлений и распоряжений,
которые не могут противоречить Конституции
Российской Федерации, законам РФ, актам
Президента РФ. Акты Правительства Российской
Федерации имеют большую силу по отношению
к актам федеральных органов исполнительной
власти и актам местных органов. Нормативные
правовые акты Правительства принимаются,
как правило, в форме постановлений. Акты
федеральных органов исполнительной власти
(так называемые ведомственные акты) издаются
на основе и во исполнение не только Конституции
Российской Федерации, законов РФ, указов
Президента, но и постановлений Правительства
Российской Федерации.
- правовая
информация субъекта Российской
Федерации, то есть региональная,
включающая в себя акты представителя
законодательной власти, органов
исполнительной и судебной власти.
Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою
иерархическую структуру и распространяются
на все лица и иные субъекты права, находящиеся
на территории соответствующего субъекта
РФ. Внутригосударственный договор - нормативный
правовой акт, регулирующий отношения
между Российской Федерацией и субъектами
РФ, а также между различными субъектами
РФ по вопросам, представляющим для сторон
взаимный интерес (разграничение предметов
ведения и полномочий между Российской
Федерацией и субъектами РФ, совместная
деятельность в экономической области
и т.п.).
- акты местного самоуправления,
включающие в себя акты местных представительных
органов местной администрации, органов
территориального общественного самоуправления. Органами местного самоуправления
являются органы, избираемые непосредственно
населением и (или) образуемые представительным
органом муниципального образования,
наделенные собственными полномочиями
по решению вопросов местного значения.
Ненормативная
правовая информация.
Ненормативная правовая информация
используется для информирования граждан
всех общественных структур о наиболее
актуальных фактах и проблемах в правовой
сфере.
К ненормативной правовой информации
относится также огромный массив неофициальной
информации правового характера судебных
органов (официально опубликованные обобщения
и обзоры судебной практики). Такая информация
относится к правовой в силу того, что
она обобщает официально принятые акты
правосудия, ориентирует судебные и иные
правоприменительные органы на наиболее
правильную правовую квалификацию многочисленных
жизненных обстоятельств, т.е. правильное
применение действующего законодательства.
Кроме того, к ненормативной правовой
информации относятся сообщения (документы)
о результатах юридической деятельности
правоохранительных органов, которые
имеют правовое значение (в которых дается
правовая оценка действий и деятельности
субъектов права) в существующей действительности
или в будущем времени. Это могут быть
постановления правоохранительных органов,
в которых дается правовая оценка событий
жизни. Например, при вынесении постановления
об отказе в возбуждении уголовного или
административного производства, когда
признается факт деяния и усматривается
вина субъекта, однако в силу малозначительности
причиненного вреда лицо освобождается
от уголовного или административного
преследования. Такие постановления могут
иметь правовое значение в случае их использования,
например, в гражданском судопроизводстве
при решении вопроса о возмещении материального
или морального вреда. К ненормативной
правовой информации могут относиться
официальные (документально оформленные)
заключения экспертов и специалистов,
а также другие доказательства, допустимые
в процессуальной деятельности судебных
органов, а также доктринальные заключения
и иные процессуально-оформленные или
официальные сообщения ученых и научных
учреждений по различным проблемам общественной
жизни.