Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 12:10, реферат
Распространение информации всегда связано с материальным носителем, то есть средой для её записи, хранения, передачи.
Носителем информации может быть:
• любой материальный предмет (бумага, камень, дерево, стол, классная доска, звездная пыль, мусор на полу);
• волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет, радиоволна), гравитационная (давление, притяжение);
• вещество в различных состояниях (жидкий раствор – информацией может быть, в частности, концентрация молекул; газ – информацией в этом случае могут являться его температура и давление).
Когда мы изучаем не отдельного человека, а группы людей – социальные системы, вряд ли имеет смысл разделять информацию, циркулирующую в такого рода системах, по способу ее восприятия отдельным человеком. В этом случае целесообразно рассматривать другие основания классификации. Например, можно распределить информацию на виды по степени значимости для общества, отдельных групп людей, отдельных индивидуумов.
Информация может быть:
• научная;
• производственная;
• техническая;
• управленческая;
• общественно-политическая (то, что мы получаем в основном из средств массовой информации);
• научно-популярная (научно осмысленный опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.);
• обыденная (которой мы обмениваемся в процессе повседневного общения);
• эстетическая (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).
Но выделенные виды информации вряд ли будут полезны, когда речь идет о технических или социотехнических системах. В этом случае интерес может представлять деление на виды в зависимости от формы представления информации.
Общение между людьми (да и любая коммуникация в общем случае) не мыслится без того, чтобы передаваемая информация была как-то выражена, зафиксирована с помощью знаков или сигналов, оформлена в соответствии с правилами, понятными всем субъектам общения.
Рассмотрим некоторые виды информации в зависимости от формы ее представления.
Текстовая информация: текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио.
Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена преимущественно в словесной, текстовой форме.
Числовая информация: таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда, статистические данные о населении страны и др.
В «чистом» виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
Вы получили телеграмму: «Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера». В данном тексте «двенадцатого» и «восемь» мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии.
Такая форма представления информации наиболее наглядна и доступна для восприятия и осознания, так как сразу передает необходимый образ, а словесная и числовая требует мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления часто не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемых данных. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, чисел и графических изображений.
При решении задач по геометрии мы одновременно используем чертёж (графика), пояснительный текст (текст), численные расчёты (числа и операции над ними).
Звуковая информация: речь, музыка, звуковые сигналы.
Данный вид информации также важен в процессе коммуникации. Звуковые сигналы привлекают наше внимание (звонок на перемену, вой сирены), пробуждают чувства (музыкальные произведения), создают определенный настрой (тембр голоса собеседника).
Некоторое представление о разнообразии подходов к выделению видов информации может дать определение информации, приведенное в энциклопедическом словаре, где говорится, что информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму.
В приведенном определении выделены четыре вида информации по различным способам (субъектам) обмена:
• социальная (человек – человек);
• техническая (человек – автомат, автомат – автомат);
• биологическая (информация в животном и растительном мире);
• генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Существуют и другие варианты классификации информации по видам:
• по сфере применения информации (экономическая, географическая, социологическая и пр.);
• по характеру источников информации (первичная, вторичная, обобщающая и пр.);
• по характеру носителя информации (информация, «зашифрованная» в молекулах ДНК или в длинах световых волн; информация на бумажном или магнитном носителе и пр.).
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Химики, физики, биологи используют классификацию по характеру носителя информации. В теории информации прежде всего рассматриваются источники информации. В социологии наиболее интересным является сфера применения и общественное значение информации.
Когда речь идет о компьютере, то наиболее часто выделяются виды информации в зависимости от формы ее представления.
Компьютер помогает человеку, хранить, передавать, преобразовывать информацию текстового, числового, звукового, графического и комбинированного вида.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации становится основной в вычислительной технике. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
3. Свойства информации
Информация нам нужна для того, чтобы ориентироваться в окружающей обстановке и принимать правильные решения. Но любая ли информация помогает нам в этом? Знание свойств информации может помочь человеку оценить в каждом конкретном случае, насколько решения, принятые на основе имеющейся информации, могут быть верными.
Свойства информации можно рассматривать и как ее качественные признаки.
1. Информация – это отражение внешнего мира, а он существует независимо от нашего сознания и желания. Поэтому в качестве важного свойства информации можно выделить ее объективность.
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 °С» – объективную (если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестает быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания, пристрастий конкретного субъекта.
2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.
Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Только достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
• преднамеренное искажение (дезинформация);
• искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
• в случае, когда значение реального факта приуменьшается или преувеличивается (слухи, «рыбацкие истории», реклама, политические дебаты).
3. Чтобы решить поставленную задачу, лучше иметь полную информацию.
Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения.
Мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, а воспоминания подвергаются искажению.
Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению. Не зря русская пословица гласит: «Недоученный хуже неученого».
Избыток информации может быть так же вреден при принятии решения, как и ее недостаток, поскольку для анализа и обработки дополнительной информации требуется время. А время для человека – один из самых дефицитных и дорогостоящих «ресурсов» его жизни, не говоря уже об экстремальных ситуациях,» когда от быстроты принятия решения может зависеть очень многое. Заметим, что самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.
4. Актуальность (своевременность) информации – важность, существенность её для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
Неактуальной информация может быть по трем причинам, когда она является:
• устаревшей (прошлогодняя газета);
• преждевременной (прогноз погоды на лето, данный в январе);
• незначимой, ненужной (например, сообщение в российской прессе о том, что в Италии снижены цены на проезд в транспорте на 5%).
5. Информация может быть полезной или бесполезной (ценность информации).
Но, так как четкой границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого.
Примем во внимание, что небольшой процент «бесполезной» информации в книгах даже полезен для читателя, так как он позволяет отдохнуть при чтении неинформативных участков текста.
С точки зрения техники свойство полезности рассматривать бессмысленно, так как задачи машине ставит человек.
6. Поскольку во многих подходах к определению понятия «информация» подчеркивается, что информация воспринимается, получается кем-то, то важным свойством информации является ее понятность. Даже самая актуальная и достоверная информация будет для вас бесполезной, если она выражена на незнакомом языке, то есть вам непонятна.
Любую информацию можно характеризовать с точки зрения ее объективности, достоверности, полноты, актуальности, полезности и понятности.
Социальная информация обладает еще и дополнительными свойствами.
Ø Социальная информация имеет семантический (смысловой) характер.
Как правило, содержание, смысл информации для человека важнее, чем форма её представления.
Ø Социальная информация имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например, изобразительного искусства).
Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) либо специальных языках.
Многие алгоритмы, встречающиеся в профессиональной деятельности экономистов, технологов и т.п., могут быть представлены в словесной форме, записаны на языке математики – в виде математических формул, либо на языке блок-схем.
Ø С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации (кумуляция – от латинского cumulatio – увеличение, скопление).
Ø Свойство старения информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю информацию.
Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Ø Логичность, компактность, удобная форма представления информации облегчает понимание и усвоение информации.
Грамотное, доказательное выступление, когда оратор логично переходит от одного вопроса (факта, предположения) к другому, воспринимается лучше, чем сумбурная речь.
Использование схем нередко лучше проясняет принцип работы технического устройства, чем многостраничные описания.
Ø При восприятии и понимании текстов человеком важным свойством информации оказывается ее определенность (однозначность).
«И вскрикнул внезапно ужаленный князь!» Внезапно вскрикнул или внезапно ужаленный? «Сережа встретил Свету на поляне с цветами». С цветами был Сережа или с цветами была Света? А, может быть, цветы росли на поляне?
Многозначность слов, фраз, жестов нередко затрудняют общение, приводят к недоразумениям и конфликтам. Заметим, что в художественных произведениях многозначность, «игра слов» часто используется как литературный прием, повышающий интерес читателей, будящий их воображение, позволяющий посмотреть на описываемую ситуацию с разных точек зрения.
Вывод
Информация всегда связана с материальным носителем.