Обработка информации в электронных таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2015 в 18:51, реферат

Краткое описание

Вычислительные возможности электронных таблиц, установленных на персональных компьютерах, значительно возросли по сравнению с 1970 годом. Почти сразу же после появления электронных таблиц к ним были добавлены графические возможности, существенно улучшенные впоследствии. Чтобы ускорить процесс вычисления, электронные таблицы были усовершенствованы встроенными функциями. Кроме того, скорость вычислений и емкость запоминающих устройств персональных компьютеров возросла до такой степени, что с помощью одного персонального компьютера, оснащенного хорошими программами (включая такие электронные таблицы, как Excel, но, не ограничиваясь ими), можно справиться с большей частью повседневных инженерных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Обработка информации в электронных таблицах.docx

— 76.21 Кб (Скачать файл)

Я предлагаю использовать лекционные и практические формы обучения. Учитывая, что данный курс проходят в старших классах вполне целесообразно проводить уроки – лекции. Такая форма урока позволяет дать большое количество информации за сжатый промежуток времени. Кроме того, такие занятия готовят старшеклассников к обучению в университете, и приучает к самостоятельному разбору материала, если они не поняли каких-либо моментов на лекции.

Для успешного освоения данного курса необходимы определенные базовые знания и навыки работы с персональным компьютером. Эти знания помогут быстрее разобраться с данной темой и не останавливаться на элементарных вещах, которые должны быть усвоены заблаговременно при прохождении предыдущих тем:

-знать три основные  операции работы с мышью (одиночный  щелчок, двойной щелчок и перемещение);

-уметь запускать Windows и завершать работу с Windows;

-знать, что указатель  мыши меняет свою форму в  зависимости от выполняемых действий;

-уметь запускать и  завершать программу;

-знать три варианта  представления окна (пиктограмма, окно  нормального размера, полноэкранное  окно). Уметь пользоваться соответствующими  кнопками;

-уметь перемещать окно;

-уметь выбирать пункты  горизонтального меню и команды  ниспадающего меню;

-знать основные элементы  диалогового окна (командные кнопки, переключатели, поля выбора, списки, поля ввода и т.д.) и уметь  с ними работать;

-знать, как выглядит текстовый  курсор, и уметь устанавливать  его вместо ввода текста при  помощи мыши (подвести указатель  мыши к нужному месту, убедится, что он принял форму текстового курсора и нажать левую клавишу мыши);

-уметь пользоваться клавишами  Delete и Backspace;

-уметь пользоваться полосами  прокрутки;

-уметь выбирать инструменты  панели инструментов (на примере  Paintbrush) и применять их для рисования фигур, выбора типа линии и заливки.

Занятия должны проводиться в компьютерном классе. Эти занятия имеют свои некоторые особенности:

  • учитель говорит и показывает на компьютере, что должны сделать ученики, а они повторяют за ним;
  • учитель может спрашивать учеников, они должны отвечать на поставленные вопросы;
  • учитель помогает решить возникшие проблемы, не откладывая на потом;
  • возможность самостоятельной работы учеников;
  • проверка правильности выполнения задания учителем проводится непосредственно на занятии.

Такая форма проведения урока позволяет:

  • провести фронтальный опрос;
  • получить практические навыки работы на ЭВМ;
  • закрепить полученные навыки на практике;
  • преодолеть возможные трудности и выяснить пробелы в знаниях учеников;
  • индивидуально работать со слабыми учениками;
  • самостоятельно работать сильным ученикам.

На начальном этапе целесообразным считается предоставление готового «бланка» решения задачи, при работе с которым учащиеся развивают навыки работы с ЭТ. При этом работа в классе проходит фронтально: учитель просит открыть уже созданный файл, затем дает микрокоманды по перемещению по таблице, объясняет назначение и способы работы с основными элементами рабочей таблицы (строка, столбец, ячейка, лист, строка формул…). Далее на примере этой таблицы показывается возможность ввода и редактирования данных в ячейке.

Вначале изучения какой-либо темы готовые файлы, предназначенные для редактирования, не вызывают такой неуверенности у учеников, как если бы работа начиналась «с чистого листа». Они видят плоды работы учителя, подготовившего для них этот файл, и, по крайней мере, представляют, что такое электронная таблица, какие данные можно вносить в ячейки и т. д. Кроме того, готовые файлы целесообразно использовать при изучении таких тем, как автофильтры и сортировка, удобно использовать уже готовые данные для построения диаграмм.

Для такого задания лучше всего подобрать несложную таблицу с «популярными» данными: сведения об успеваемости, продажи и поставки магазина и т. д.

Еще одним способом постановки задачи является раздача таблиц на бумаге с последующим перенесением данных в электронный вариант, подстановкой формул и форматированием таблицы. Такие задания удобны в сочетании с дифференцированным подходом при закреплении каких-либо знаний, умений, навыков. Дифференциация может осуществляться по-разному: более слабым ученикам в конце задания могут быть записаны ценные указания для работы с таблицей; задания таких учеников могут быть проще (содержать меньше формул или быть менее объемными). Для более сильных учеников, после того как они выполнят основное задание, можно сделать переформулировку задачи, предусматривающую творческий подход к решению и нестандартность мышления учащегося.

Среди методов обучения можно отметить демонстрацию образца деятельности, усвоение опыта этой деятельности через воспроизведение и постепенную модификацию. Действуя подобным образом, учащийся плавно втягивается в этот материал, переходит от работы «по образцу» к самостоятельному решению, а затем и формулировке задач.

Значительно повышает уверенность и результативность ученика наличие уже готового «бланка» в электронных таблицах, наполненного примерами формул, заголовками, логически связанными данным.

Среди методов контроля отметим опору на здравый смысл учащегося. Самоконтроль выполняется при просмотре формул, фактически введённых в клетки. Редко с первой попытки формулы правильно настраиваются, обычно требуется их корректировать. Правильность всей системы формул нужно проверить на простых тестах.

В целом электронные таблицы ориентируют именно на самоконтроль из-за преимущественно диалогового режима работы с немедленным предъявлением результатов: рефлексия изучаемого развивается почти автоматически, если он не просто «гоняет варианты», а задумывается над смыслом или хотя бы над правдоподобностью получаемых результатов.

Контролируемыми результатами обучения могут быть:

1)демонстрируемое обучаемым, найденное опытным путём оптимальное распределение значений по клеткам для готовой системы формул;

2)построенная и введённая учащимися система формул;

3)просто числовое значение.

Основной организационной формой обучения является все же фронтальная самостоятельная работа. Ввиду многообразия материала желательно, чтобы задача на самостоятельную разработку была общей и выполнялась вначале тоже фронтально.

Наиболее удачным урок получиться с использование надлежащего оборудования – проектора, который дает возможность наглядно излагать и демонстрировать новый материал на примерах. Так же положительной стороной использования проектора является то, что ученики не будут толпиться возле одного компьютера, а спокойно сидя на местах, будут наблюдать объяснение нового материала. Тем более изучение функций и способов построения диаграмм нельзя себе представить без использования программы Excel.

Задания

  1. Кроссворд.

В качестве контроля знаний у учащихся по пройденной теме я предлагаю решить кроссворд всем классом на доске или при помощи проектора. Это позволит ещё раз вспомнить пройденный материал. И при помощи зашифрованной фразы ученики необычном способом узнают новую тему урока.

Кроссворд «Электронная таблица Microsoft Excel»


 

Примечания: кроссворд состоит из 12 слов. Буквам, заключенным в окружность, сопоставляется код в виде числа (оно оформлено жирным начертанием). Этими числами в отдельной табличке зашифрована некоторая фраза, связанная с темой урока. Ее также нужно получить.

Вопросы к кроссворду:

По горизонтали:

4.Так называется ссылка, которая не меняется при копировании или перемещении формулы.

6.Значение этой функции Microsoft Excel примерно равно 3,141593.

7.Элемент электронной таблицы.

9.Имя функции, определяющей среднее арифметическое значение чисел в заданном диапазоне ячеек.

10.Имя функции, определяющей сумму значений чисел в заданном диапазоне ячеек.

12.Этот специализированный формат удобен для бухгалтерских расчетов.

По вертикали:

1.Так называют специалиста, достигшего высокого искусства в своем деле, а также встроенные средства программы Microsoft Excel, например, средство для ввода функций.

2.При перемещении или копировании формулы из активной ячейки эта ссылка автоматически обновляется в зависимости от положения ячейки с новой формулой.

3.Имя функции, определяющей максимальное значение в заданном диапазоне ячеек.

5.В алгебре она может быть f(x), а в Microsoft Excel это встроенная программа с уникальным именем, используемая для расчетов, сравнений, работы с текстом и т.п.

8. Так называют 20 для функции  КОРЕНЬ(20).

11.Имя функции, определяющей минимальное значение в заданном диапазоне ячеек.

Ответы к кроссворду

По горизонтали:4. Абсолютная. 6. Пи. 7. Ячейка. 9. СРЗНАЧ. 10. СУММ. 12. Денежный.

По вертикали: 1. Мастер. 2. Относительная.

3. МАКС. 5. Функция. 8. Аргумент. 11. МИН.

 

Зашифрованная фраза:

  1. Тест

Чтобы подготовить учеников к самостоятельной или контрольной работе можно выполнить тест с обсуждениями в классе. Или же можно использовать данный тест в качестве  проверки домашнего задания.

  1. Формула в  электронных таблицах начинается......
  1. с логической величины
  1. с адреса ячейки
  2. со знака равенства
  3. с функции
  1. В формулах могут использоваться............
  1. функции;
  2. адреса ячейки;
  3. константы;
  4. все вышеперечисленные  ответы верны;
  1. Для того, чтобы вставить функцию в формулу, необходимо выполнить команды.....
  1. Вставка – Функция
  2. Вставка - Имя – Присвоить
  3. Вставка – Объект
  4. Вид - Представление;
  1. Формула может ссылаться на .....
  1. лист;
  2. диапазон;
  3. другие рабочие книги;
  4. все вышеперечисленные  ответы верны;
  1. При копировании формулы = В2+С1 из ячейки D3 в ячейку D5 она примет вид:
  1. = В4+С3;
  2. = В3+С3;
  3. = D4+С3;
  4. все вышеперечисленные ответы верны;
  1. Абсолютной является следующая из ссылок:
  1. А1;
  2. $А1;
  3. $А$1;
  4. все вышеперечисленные ответы верны;
  1. Microsoft Excel  предназначен для создания:
  1. баз данных;
  2. документов;
  3. таблиц;
  4. все вышеперечисленные ответы верны;
  5. Для того чтобы вставить в книгу новый рабочий лист, необходимо выполнить команду:
  6. Вставка-Лист;
  7. Формат-Лист;
  8. Файл-Создать;
  9. Все вышеперечисленные ответы верны;
  1. Для того чтобы изменить шрифт текста в ячейке, необходимо выполнить команду:
  1. Формат-Шрифт;
  2. Формат-Ячейки;
  3. Формат-Строка;
  4. Все выше перечисленные ответы верны;
  1. Какие ячейки на рисунке являются выделенными?
  1. B2:C2;
  2. B2:B4; C3:C4;
  3. B2:B4; C2:C4;
  4. B2; C4;

Информация о работе Обработка информации в электронных таблицах