Определение жизненного цикла информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 12:33, контрольная работа

Краткое описание

Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. В общем случае жизненный цикл можно в свою очередь разбить на ряд стадий. В принципе, это деление на стадии достаточно произвольно. Мы рассмотрим один из вариантов такого деления, предлагаемый корпорацией Rational Software - одной из ведущих фирм на рынке программного обеспечения средств разработки информационных систем (среди которых большой популярностью заслуженно пользуется универсальное CASE-средство Rational Rose).

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 29.01 Кб (Скачать файл)

Изделие постепенно теряет свои свойства - наступает его частичный  износ. Скорость и степень износа определяются интенсивностью влияния  разрушающих факторов, с одной  стороны, и активностью обслуживания и ремонтных мероприятий - с другой. Однако наступает такое состояние  изделия, когда ремонт уже не в  состоянии вернуть ему его  свойства - это полный износ. В этих случаях требуется замена изделия.

На ремонтные работы затрачиваются  ресурсы: рабочее время, материалы  и комплектующие. При нарастании проявлений износа требуется увеличить  объем работ по его устранению и затраты на обслуживание. При  достижении определенного состояния  изношенности дальнейшее использование  изделия станет неэффективным или даже убыточным и изделие следует заменить, что тоже потребует затрат. Физический износ I рода проявляется в снижении надежности, II рода - в снижении годовых эффективных фондов времени. Проведение планового технического обслуживания может давать заметное повышение надежности и тем самым снижение числа аварийных ситуаций и объема соответствующих ремонтных работ.

Наряду с физическим имеет место и моральный износ, также I и II рода. Износ I рода проявляется тогда, когда себестоимость производства такого же изделия снижается и оно может быть приобретено дешевле, чем используемое в настоящее время (см. динамику цен на микропроцессоры в главе 9). Моральный износ II рода обусловлен научно-техническим прогрессом и появлением новых, более производительных и совершенных средств, имеющих лучшие пользовательские качества. Это приводит к изменениям в технике, технологии производства работ и в организации использования СИ. В последние годы во всех новых поколениях средств ОИ существенно улучшается показатель «цена/производительность». В связи с этим использование морально устаревших средств невыгодно.

Это еще раз показывает, что простои средств обработки  информации всегда невыгодны: даже будучи в хорошем техническом состоянии, они не дадут их владельцу возможности  выстоять в конкурентной борьбе и, более  того, они будут прямо или косвенно приносить владельцу убытки.

Обобщая сказанное, можно  заметить, что в сложных системах, состоящих из множества разнородных  элементов, проявление износа их частей может быть различным: одни могут  быть совершенно новыми и самого высокого на данный момент уровня, другие - изношенными  и устаревшими, третьи - новыми, но устаревших моделей и т.д.

Организация системы - одно из ее качеств; она тоже может устаревать и становиться неэффективной. В  связи с этим для характеристики степени износа сложных систем в  целом более подходящим представляется понятие деградация. В качестве меры деградации можно понимать соотношение  качеств и свойств рассматриваемой  системы как в целом, так и по составляющим ее элементам с достигнутым на данный момент уровнем этих свойств и качеств, идеальным гли реализованным в каких-либо известных вариантах систем, которые могут приниматься за эталон или за идеал.

Оценка степени износа или деградации системы - проблема не из простых. Для определения степени как физического, так и морального износа могут привлекаться экспертные оценки. В то же время могут использоваться и сведения о средних сроках службы, объемах выпуска новых поколений аналогичных средств, тенденциях применения тех или иных средств конкурирующими фирмами. Весьма информативными могут быть также данные о росте затрат на обслуживание: для планово-профилактических мероприятий и для устранения сбоев, отказов и аварийных ситуаций.

Обслуживание систем. Обслуживание ИС требует организации контроля их состояния. Однако характер контроля в ИС имеет существенные особенности. В классической постановке контрольные мероприятия ориентированы на результат деятельности, здесь первичной является ориентация на поставленную конечную цель. В соответствии с этим при организации контроля в ИС необходимо задать следующее: механизм образования системы целей для ОИ, принципы структурирования информационных и коммуникационных систем, направления развития требований к измерениям характеристик состояния системы, способы формирования модели контроля.

При таком методическом обеспечении  может осуществляться проверка ИС или  системы ОИ как часть общего комплекса  контрольных мероприятий и проверок на предприятии. Сложность объекта  проверки требует создания подходящих инструментальных (технических и  программных) средств, например специальных  утилит, экспертных систем и т.д. В  интересах контроля применяются  различные методы получения данных: анализ документов, устные опросы, письменные отчеты, тестирование прикладных систем, специальные испытательные системы  и технологии и др.

Все шире внедряется дистанционное  обслуживание ЭВМ и других технических  средств. Восстановление вычислительного  процесса после сбоев и сохранение и восстановление баз данных во многом обеспечиваются операционными системами. Организацию обслуживания обеспечивают ведение журнала эксплуатации ЭВМ и другая эксплуатационная документация.

Как объект обслуживания ИС имеет, определенные специфические эксплуатационные свойства. В ИС сложно назначить нормы эксплуатационных показателей: нормы долговечности и технологического обслуживания, распределение норм надежности по компонентам системы. Однако можно построить систему технического обслуживания в составе подсистем профилактики и восстановления; на основе теории надежности могут быть определены нормы запасных элементов из условия достаточности, а также выполнен расчет экономически оптимальных норм запасных элементов.


Информация о работе Определение жизненного цикла информационных систем