Организация проблемного обучения на уроках информатики и его роль в формировании информационной культуры учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 22:42, доклад

Краткое описание

Целью данного доклада является теоретическое обоснование эффективности применения проблемного обучения на уроках информатики.
В настоящее время информатика один из немногих инновационных и востребованных предметов, делающих школу современной, приближенной к жизни и запросам общества.
Содержание обучения информатики не ограничивается на самом деле только информационными технологиями, а несет в себе большой потенциал, присущий данному предмету.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад.docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)
   Что такое информационная модель?    Можно ли эту модель назвать информационной?
   Какие действия можно выполнять над  папками?    Какие действия можно выполнять над  папками, но нельзя над файлами (или  наоборот)?
   Что такое чип?    Чип –  это микропроцессор?
   Назовите  основные устройства компьютера.    Мышь  является основным устройством компьютера?

 

   Эти вопросы  уже являются проблемными. Их основная особенность состоит в том, что  они вызывают у субъекта, школьника  состояние осознаваемого им противоречия между знанием и незнанием, выходом  из которого может стать только поиск  ответа на вопрос. Это состояние  и есть проблемная ситуация.

   3) Вопросы  при отработке и закреплении  материала.

    Завершая  изучение темы «Редактирование  текстовых документов» можно дать учащимся задание: отредактировать текст в файле, который мы «скачали» с Интернета – убрать лишние пробелы, пустые строки и т.д., но сделать это нужно быстро. Каким образом? После некоторого рассуждения дети приходят к мнению, что нужно использовать команду меню ПравкаàЗаменить, где два пробела заменяются на один во всем документе сразу.

   Проблемная  задача, в отличие от проблемного вопроса предполагает уже ряд действий и учащимся необходимо самостоятельно провести частичный поиск способа действий или недостаточных данных. Выделяют проблемные задачи с неопределённостью условий, с разными противоречивыми, неожиданными способами решения, с противоречивыми, недостающими данными, избыточными, или частично неверными данными.

   Одна  и та же задача может являться или  не являться проблемной, в зависимости, в первую очередь, от уровня развития учащихся. Задача становится проблемной, если она носит познавательный, а  не закрепляющий, тренировочный характер.

   1) Вашему  вниманию предлагается проблемная  задача с противоречивым способом  решения.

   Изучая  тему «Виды адресации в электронной  таблице MS Excel» (8 класс), предложим задачу по суммированию чисел из двух столбцов. Непременное требование задачи – формулу суммы обязательно копировать. Решение задачи проходит без видимых проблем с использованием функции автозаполнения.

   Далее предлагаем решить задачу по формированию прайс-листа туристической фирмы. Для этого используем жизненную ситуацию. Ученица 11 класса выиграла олимпиаду, проводимую спонсором, который предложил ей выбрать путевку. Задача учащихся – помочь ей определить стоимость путевки в рублях. Условие копирования формулы сохраняется.

   Для решения  задачи ученики пишут формулу =B3*C1.

   При копировании  формулы в столбце С будут получаться самые неожиданные результаты. При помощи вопросов (что у вас получается в столбце С? Что должно получаться? Почему вы не получаете то, что нужно?) разговор подводится к понятию «абсолютная адресация».

   Таким образом, данная задача создаёт проблемную ситуацию, которая была выстроена целенаправленно.

   Данная  задача это демонстрация частично-поискового метода, так как вызывает поисковую  деятельность и приводит к активному  усвоению новых знаний.

   Использован приём столкновения учащихся с неоднозначным  способом решения.

   2) Как  пример проблемной задачи, которая  требует творческой, а не репродуктивной деятельности учащихся и является приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности учащихся, можно предложить следующую:

   При изучении темы «Программирование на языке  Pascal ABC» в начале урока предлагаем следующую задачу: Найти наибольшее число из трех заданных чисел. На доске записываю несколько троек чисел: 568, 742, 390.

   Учащиеся  называют максимальное число: 742. Задаем вопрос: “Каким образом вы определили, что данное число максимальное?” (сравнили числа друг с другом). Ставим проблему: “А как компьютер сравнит три числа?” Обращаю внимание ребят, что машина может сравнивать только два числа. Предлагаю обозначить одно число буквой А, второе число буквой B, третье число – буквой С.

   Учащиеся  предлагают такой вариант решения проблемы: надо сравнивать первые два числа, а затем, большее из них с третьим числом. Составляют программу и проверяют правильность работы программы, вводят заданные числа и проверяют результат.

   Ставим следующий проблемный вопрос: А может ли измениться исходное значение переменной А в процессе работы программы? Как? Ответ обоснуйте.

   Задаю вопрос: Как вы думаете, можно ли решить задачу другими способами?

   Учащиеся  продолжают поиск решения задачи.

   Предполагаемые  решения учащихся:

   2 способ. При решении задачи можно проверить, является ли первое число A максимальным и если не является, то сравниваем второе и третье число B и C.

   3 способ. Можно решить задачу, сравнивая попарно все числа.

   Следующая проблема: А можно написать программу, чтобы она выстраивала числа  в порядке возрастания или  убывания?

   Таким образом, данная задача создает проблемную ситуацию, следствием которой будет  столкновение учащихся с неопределенностью, интеграция с математикой, то есть через  содержание, через прием сопоставления  фактов, рассмотрение задачи с различных  позиций.

   Метод данной задачи частично-поисковый, так как учащимся нужно решить несколько проблем – определить измениться ли исходное значение переменной А в процессе работы программы и как, находят другие способы решения задачи, выстраивают числа в порядке возрастания или убывания.

   Для большей  наглядности приведем еще несколько примеров проблемных ситуаций при изучении отдельных тем курса информатики:

   1. Информационные технологии: текстовый  процессор Word.

   Тема “Текстовый процессор: общий вид, назначение, основные функции”

   Каждая  программа обладает определенным назначением. У каждой программы есть свои определенные функции. Встает вопрос: “Как или откуда Вы можете узнать об этих функциях?”

   Выслушиваем варианты ответов учащихся (учащиеся работают в парах). Из предлагаемых ответов учащимся дается задание самим сформулировать функции текстового процессора (проблемная ситуация: учащиеся еще не знают функций текстового процессора), при этом раздаются карточки каждой паре и представляется задание в электронном виде, в которое нужно внести коррективы и отобразить на странице исправленный текст несколько раз:

   В процессе выполнения практического задания  учащиеся самостоятельно записывают функции  в карточки.

   После выполнения практического задания  у учителя есть возможность показать те функции текстового процессора, которые не были раскрыты учащимися, а учащиеся пытаются сформулировать их самостоятельно (проблемная ситуация).

 

   2. Информационные технологии: табличный  процессор Excel.

   Тема “Построение диаграмм в табличном процессоре Excel”

   Изучая  эту тему,  учащиеся уже знакомы с понятием ячейки, диапазоном ячеек, с принципом “выделить и обработать”.

   Учащимся  предлагается для построения диаграмм следующая таблица:

   Автомобили
   Сколько зарегистрировано  легковых автомобилей, млн.
   Страна    10 лет  назад    Сегодня
   Россия    6,7    14,3
   Белоруссия    0,4    0,8
   Бразилия    9,5    12,1
   Великобритания    17,7    21,9
   США    132    168
   Украина    2,4    4,3
   Франция    21,1    24,4
   Швейцария    2,6    3,0
   Швеция    3,2    3,6

   Формулировка  проблемной ситуации: учащиеся должны представить числовые данные, приведенные  в таблице, в графическом виде. Что для этого следует сделать? Как правильно выбрать тот  или иной путь решении для построения?

   Для этого  учащиеся выбирают различные типы диаграмм, представляют в готовом виде, сравнивают, какой путь решения самый подходящий.

   Списки  заданий можно варьировать, добавляя другие типы диаграмм. Главное, чтобы  дети научились выбирать данные из таблицы для диаграмм различных  видов (гистограмма, круговая диаграмма, график и так далее).

 

   3. Аппаратные и программные средства информатизации.

   Тема “Начальные сведения об операционной системе” 

   В ходе урока учитель знакомит учащихся с понятием операционной системы, какие  программы, служебные, прикладные, входят в операционную систему.

   Далее учащиеся знакомятся с этапами загрузки операционной системы: сначала изучается  теория вопроса, затем с помощью  проектора они визуально наблюдают  за этапами загрузки операционной системы  с комментарием учителя. После чего проделывают то же самое, но парами, сидя на рабочих местах за персональными  компьютерами.

   Следующий этап урока заключается во фронтальном  опросе учащихся по основным устройствам  компьютера (к этому моменту изучена  тема “Функциональная схема компьютера”): для чего служат устройства компьютера?

   Проблемная  ситуация: Как можно назвать одним  словом все то, что было перечислено? И имеет ли операционная система  “это”? 
Учащиеся должны прийти к понятию “функции”. Учитель подводит учащихся к этому понятию. Как и любой другой объект, предмет или явление операционная система то же имеет ряд конкретных функций.

   Далее учащиеся с наглядным показом  учителя (учитель не называет эти  функции) пытаются сами сформулировать эти функции операционной системы (ряд проблемных ситуаций: учитель  создает – учащиеся разрешают).

 

   В заключении хотелось бы отметить, что проблемное обучение не следует рассматривать  как самодостаточную педагогическую технологию: это комплекс методов, подход к организации обучения, не исключающий  применение и других методов: от традиционных до суггестивных, от развивающего обучения до технологии укрупнения дидактических  единиц.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баксанский О. Е. Проблемное обучение: обоснование и реализация // Наука и школа. - 2000 г. - 1 - с.19-25.
  2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации.- М.,- 1985- с.356
  3. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов / М.П Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей редакцией М.П. Лапчика. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр Академия, 2005. 624 с.
  4. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. - 2003. - 1.
  5. Лернер И. Л. Проблемное обучение.- М., 1974 г.- с.267
  6. http://www.rusedu.info/ Дуденгефер А. А. Применение проблемного обучения при изучении информатики.
  7. http://www.allsoch.ru/ Куликова Л. Г. Проблемный метод обучения в процессе подготовки учителя.

    


Информация о работе Организация проблемного обучения на уроках информатики и его роль в формировании информационной культуры учащихся