Организация разработки информационных систем (ИС)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:30, лекция

Краткое описание

Каноническое проектирование ИС Организация канонического проектирования ИС ориентирована на использование главным образом каскадной модели жизненного цикла ИС. Стадии и этапы работы описаны в стандарте ГОСТ 34.601-90.
В зависимости от сложности объекта автоматизации и набора задач, требующих решения при создании конкретной ИС, стадии и этапы работ могут иметь различную трудоемкость. Допускается объединять последовательные этапы и даже исключать некоторые из них на любой стадии проекта. Допускается также начинать выполнение работ следующей стадии до окончания предыдущей.
Стадии и этапы создания ИС, выполняемые организациями участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ.doc

— 962.00 Кб (Скачать файл)
  •  
    процесс приобретения определяет действия предприятия-покупателя, которое приобретает информационную систему, программный продукт или службу программного обеспечения;
  •  
    процесс поставки определяет действия предприятия-поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой программного обеспечения;
  •  
    процесс разработки определяет действия предприятия-разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт;
  •  
    процесс функционирования определяет действия предприятия-оператора, которое обеспечивает обслуживание системы в целом (а не только программного обеспечения) в процессе ее функционирования в интересах пользователей. В отличие от действий, которые определяются разработчиком в .инструкциях по эксплуатации (эта деятельность разработчика предусмотрена во всех трех рассматриваемых стандартах), определяются действия оператора по консультированию пользователей, получению обратной связи и др., которые он планирует сам и берет на себя соответствующие обязанности;
  •  
    процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта, то есть управление модификациями программного продукта, поддержку его текущего состояния и функциональной пригодности; сюда же относятся установка программного изделия на вычислительной системе и его удаление.

 
Кроме основных, стандарт ISO 12207 оговаривает 8 вспомогательных процессов, которые являются неотъемлемой частью всего жизненного цикла программного изделия и обеспечивают должное качество проекта программного обеспечения. 
 
К вспомогательным процессам относятся:

  •  
    процесс решения проблем;
  •  
    процесс документирования;
  •  
    процесс управления конфигурацией;
  •  
    процесс обеспечения качества;
  •  
    процесс верификации;
  •  
    процесс аттестации;
  •  
    процесс совместной оценки;
  •  
    процесс аудита.

 
В стандарте ISO 12207 также определяются четыре организационных процесса:

  •  
    процесс управления;
  •  
    процесс создания инфраструктуры;
  •  
    процесс усовершенствования;
  •  
    процесс обучения.

 
примечание 
 
Под процессом усовершенствования в стандарте ISO 12207 понимается не усовершенствование информационной системы или программного обеспечения, а улучшение самих процессов приобретения, разработки, обеспечения качества и т. д., реально осуществляемых в организации. 
 
И наконец, в стандарте ISO 12207 определен один особый процесс, называемый процессом адаптации, который определяет основные действия, необходимые для адаптации этого стандарта к условиям конкретного проекта. 
 
^ Особенности стандарта ISO 12207 
 
Все сказанное выше позволяет сформулировать следующие особенности стандарта ISO 12207.

  •  
    Стандарт ISO 12207 имеет динамический характер, обусловленный способом определения последовательности выполнения процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или его часть. Такой характер позволяет реализовать любую модель жизненного цикла.

 
примечание 
 
Согласно стандарту ISO 12207, модель жизненного цикла — это структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни систеы, от определения требований до завершения ее использования.

  •  
    Стандарт ISO 12207 обеспечивает максимальную степень адаптивности. Множество процессов и задач сконструировано так, что возможна их адаптация в соответствии с конкретными проектами информационных систем. Эта адаптация сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, неприменимых в конкретном проекте.

 
примечание 
 
Согласно ISO 12207, добавление уникальных или специфических процессов, действий и задач должно быть оговорено в контракте между сторонами. Причем «контракт» понимается в самом широком смысле — от юридически оформленного документа до неформального соглашения. Это соглашение может быть определено даже единственной стороной — как задача, поставленная самому себе.

  •  
    Стандарт принципиально не содержит описания конкретных методов действий, а тем более — заготовок решений или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов жизненного цикла программного обеспечения, но не конкретизирует в деталях, как реализовывать или выполнять услуги и задачи, включённые в процессы. Данный стандарт не предписывает имена, форматы или точное содержание получаемой документации. Решения такого типа принимаются сторонами, использующими стандарт.
  •  
    Обеспечение качества разными процессами выполняется с разной предусмотренной степенью организационной независимости контролирующей деятельности вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющею персонала от какой-либо прямой ответственности за проверяемые объекты. В отличие от CDM контроль этого вида предусмотрен на самых ранних шагах разработки, начиная с анализа системных требований посредством их проверок на соответствие потребностям приобретения.
  •  
    Степень обязательности рассматриваемого стандарта следующая: после решения организации о применении ISO 12207 в качестве условия торговых отношений является ее ответственность за указание минимального набора требуемых процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с этим стандартом.
  •  
    Стандарт содержит предельно мало описаний, направленных на проектирование базы данных. Это можно считать оправданным, так как разные системы и разные прикладные комплексы программного обеспечения могут не только использовать весьма специфические типы баз данных, но и вообще не использовать базу данных.

 
Ценность стандарта ISO 12207 в том, что он содержит наборы задач, характеристик качества, критериев оценки и т. п., дающие всесторонний охват проектных ситуаций. Например, при выполнении анализа требований к системе предусматривается, что:

  •  
    рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;
  •  
    спецификация требований системы должна описывать функции и возможности системы, области применения системы, организационные требования и требования пользователя, безопасность, защищенность, человеческие факторы, эргономику, связи, операции и требования сопровождения; проектные ограничения и квалификационные требования,

 
Далее, при выполнении анализа требований к программному обеспечению предусмотрено 11 классов характеристик качества, которые используются позже при обеспечении качества. 
 
При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к программному обеспечению следующие спецификации и характеристики:

  •  
    функциональные и возможные спецификации, включая исполнение, физические характеристики и условия среды эксплуатации, при которых единица программного обеспечения должна быть выполнена;
  •  
    внешние связи (интерфейсы) с единицей программного обеспечения;
  •  
    требования квалификации;
  •  
    спецификации надежности, включая спецификации, связанные с методами функционирования и сопровождения, воздействия окружающей среды и вероятностью травмы персонала;
  •  
    спецификации защищенности, включая спецификации, связанные с компрометацией точности информации;
  •  
    человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии (эргономике), включая связанные с ручным управлением, взаимодействием человека и оборудования, ограничениями на персонал и областями, нуждающимися в концентрированном человеческом внимании, которые являются чувствительными к ошибкам человека и обучению;
  •  
    определение данных и требований к базе данных;
  •  
    установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);
  •  
    документацию пользователя;
  •  
    работа пользователя и требования выполнения;
  •  
    требования сервиса пользователя.

 
примечание 
 
Согласно стандарту IS012207, требование квалификации — это набор критериев или условий (квалификационные требования), которые должны быть удовлетворены для того, чтобы квалифицировать программный продукт как подчиняющийся (удовлетворяющий условиям) его спецификациям и готовый для использования в целевой окружающей среде. 
 
Хотя стандарт не предписывает конкретной модели жизненного цикла или метода разработки, он определяет, что стороны-участники при использовании стандарта ответственны за следующее:

  •  
    выбор модели жизненного цикла для разрабатываемого проекта;
  •  
    адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели;
  •  
    выбор и применение методов разработки программного обеспечения;
  •  
    выполнение действий и задач, подходящих для проекта программного обеспечения.

 


Информация о работе Организация разработки информационных систем (ИС)