Особенности сферы информационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 21:08, реферат

Краткое описание

Каждый из нас в настоящем, прошлом или будущем -- часть той или иной организации, мы проводим, проживаем в ней значительную часть жизни. Наши настроение и самочувствие, достижения и разочарования во многом связаны с организациями, в которых мы работаем, учимся, находимся. Наверное, не случайно японцы одним и тем же словом "учи" называют и свою семью, и свою организацию, а в РФ говорят: "Работа -- второй дом".

Вложенные файлы: 1 файл

ведение.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

ведение


Мы живем и действуем  в мире организаций. Умение профессионально  руководить организацией, действенно строить свои отношения с подчиненными, начальниками, другими сотрудниками организации или более того просто чувствовать себя в ней комфортно  требует определенного набора знаний и практических навыков. При этом надобно учитывать, что каждая организация  в чем-то индивидуальна, имеет свою специфику, традиции, права и обязанности, биографию, менталитет, культуру и т.д. Свои особенности есть и у каждого  человека, работающего в организации. В то же час есть и много общего в особенностях поведения людей  в определенных видах деятельности, так же как есть и общие черты  психологии, поведения у сотрудников  одной организации. 
 
Каждый из нас в настоящем, прошлом или будущем -- часть той или иной организации, мы проводим, проживаем в ней значительную часть жизни. Наши настроение и самочувствие, достижения и разочарования во многом связаны с организациями, в которых мы работаем, учимся, находимся. Наверное, не случайно японцы одним и тем же словом "учи" называют и свою семью, и свою организацию, а в РФ говорят: "Работа -- второй дом". 
 
Потребность в изучении и учете в практической деятельности проблем, связанных с индивидуальными и групповыми особенностями поведения сотрудников в организациях, ощущается большинством современных руководителей, менеджеров, специалистов в области связи с общественностью и менеджмента персоналом. Поведение человека в организации определяется определяться не только его индивидуальными особенностями, но и также спецификой группы, в которую он включен, организации, в которой он работает. Таким образом, существует объективная необходимость изучения проблем организационного поведения персонала, в частности, малоизученной специфики поведения сотрудников в области информационных технологий.

 

1. Общее понятие организационного  поведения


В энциклопедическом словаре "Управление персоналом" под организационным  поведением понимается "совокупность действий и поступков" индивида по его адаптации к условиям и  требованиям окружения Управление персоналом // Энциклопедический словарь. -- М., 1998. С. 218.. Действительно, в целом можно согласиться с этим определением, но вряд ли следует сводить все многообразие поведения человека к его приспособлению (адаптации) к чему-либо. При таком подходе очевидно занижаются (если вообще учитываются) роль собственной активности человека, его свобода воли, право выбора, возможности развития и самореализации личности. Кроме того, не определено, что понимается под окружением и как это связано с организацией. 
 
По мнению И.А. Скопылатова и О.Ю. Ефремова Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Теоретические подходы к курсу "Организационное поведение". -- М.: 2007. С. 8., организационное поведение наряду с поведением кого-либо (отдельного человека и групп людей) подразумевает и поведение, жизнедеятельность, функционирование в целом организации как некой системы, включающей в себя отдельных людей и их группы в качестве элементов, но не ограничивающейся ими, а на основе взаимодействия элементов получающей новое качественное состояние. 
 
Научную дисциплину "Организационное поведение" можно определить как междисциплинарную отрасль знаний, изучающую закономерности взаимодействия и активности сотрудников, рабочих групп, обусловленные индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями сотрудников и организации в целом. 
 
Объектом изучения организационного поведения является организация, предметом -- активность сотрудников и организации в целом, обусловленная их индивидуальными и групповыми (психологическими, социально-психологическими, профессиональными, педагогическими, управленческими) особенностями. При этом надобно учитывать, что данные особенности во многом обусловлены вхождением человека в организацию, взаимодействием в ней с другими сотрудниками и оказывают существенное и многообразное влияние на развитие и функционирование организации, эффективность деятельности и психологическое состояние персонала. 
 
Значительное место при изучении организационного поведения занимают такие вопросы, как психологическая структура и личностные качества работников, отношение к труду, мотивация, социально- психологические особенности и закономерности рабочих групп, межличностное, внутригрупповое и межгрупповое взаимодействие, конфликты, менеджмент и принятие решений, лидерство и верх, организационная культура, менеджмент поведением организации и ее развитие. 
 

2. Особенности сферы информационных  технологий


Под информационными технологиями понимается совокупность средств и  приемов работы с информацией  Дьяконов В.П. и др. Новые информационные технологии. -- М.: СОЛОН-Пресс, 2005. -- С. 21..К ним относятся как традиционные технологии обмена информацией (книгоиздание, библиотечное дело, обычные справочные службы, почта, телефон, телеграф и др.), так и современные методы, связанные с компьютеризацией общества. Под информационными технологиями в нашей работе мы понимаем технические и программные средства, с помощью которых выполняются разнообразные действия по автоматизированной обработке информации во всех сферах человеческой деятельности с помощью компьютеров. Рынок ИТ динамично развивается, повышается зрелость заказчиков, их подготовленность к внедрению сложных инфраструктурных решений, требующих значительной технической поддержки, дополнительного обучения, специализированных знаний и т.п. Следовательно есть все потенциалы для эффективного использования современных ИТ в работе организаций: есть спрос, есть предложение, есть квалифицированные человеческие ресурсы. 
 
Сегодня лидируют те ИТ-направления, которые так или иначе связаны с финансами. К перспективам ИТ-рынка можно отнести следующее: 
 
ѕ все большее укрупнение;  
 
ѕ формирование когорты ИТ-лидеров, которые озаботились созданием собственного механизма контроля качества;  
 
ѕ формирование когорты профессиональных заказчиков, которые будут инвестировать в собственный персонал;  
 
ѕ вывод многих ИТ-подразделений крупных компаний на аутсорсинг;  
 
ѕ зарубежные инвестиции в ИТ, то есть выход на биржевые рынки, венчурные инвесторы и т. д. 
 
Поскольку уже в данный момент информационные технологии делятся на большое количество направлений (аппаратное обеспечение, программное обеспечение, телекоммуникации и т. д.), руководителям компаний надобно очень аккуратно подходить к выбору необходимых технологий, тщательно подбирая специалистов для решения тех или иных задач, обращать внимательность на рекомендации экспертов в конкретных областях информационных технологий. 
 

3. Направления и особенности  работы ИТ-специалистов


ИТ-персонал сегодня -- это многочисленная группа работников, выполняющая важнейшие экономические и другие функции. В 2004 г. во всех ИТ-компаниях, занимающихся в РФ разработкой программного обеспечения (ПО), трудилось приблизительно 40 тыс. программистов Шалманов С. Неурожай умов // CNews. -- Июль 2005. -- №4. -- С. 28-30.. Всего в российской ИТ-сфере занято приблизительно 225 тыс. человек. В настоящее час на российском ИТ-рынке пользуются активным спросом следующие ИТ-профессии Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. -- СПБ.: Питер, 2004.: 1) программист; 2) web-дизайнер; 3) оператор ЭВМ; 4) системный администратор; 5) техник по компьютеру. Несмотря на значительное многообразие ИТ-профессий, профессия программиста в ИТ-отрасли является базовой. В основе работы компьютеризированных систем лежит процесс программирования. Информационные компьютерные технологии породили только одну, ранее не существующую массовую специальность -- программист. Нужно отметить тенденцию "размывания" специалистов. К примеру, на российской рынке труда в данный момент рынке большое количество людей, позиционирующих себя именно как "программисты", однако знания их, по большому счету, -- чистая теория, ещё не примененная на практике. Особенности представителей других компьютерных профессий обуславливаются, в первую очередь, образованием и культурой, сформировавшимися в рамках специального, профессионального образования. В целом понятием "ИТ-специалист" можно обозначить работника сферы информационных технологий, использующего в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей знания и навыки программирования. Поэтому мы употребляли слово "программист" в качестве его синонима. Все вышеперечисленные профессии предполагают наличие у специалистов довольно разнообразных и глубоких профессиональных знаний, формирующих кругозор для решения разнообразных специализированных задач. Однако потребность в ИТ-профессионалах в современных российских организациях немаловажно превосходит мощности высших учебных заведений. Поэтому в процессе приема на работу требования к кандидатам на вакантные должности часто ограничиваются способностью решения текущих технических проблем. Следствием подобной практики является приток в ряды ИТ-специалистов молодежи и представителей других профессий, уровень ИТ-подготовки которых оставляет стремиться лучшего. Текущая ситуация на рынке ИТ-специалистов характеризуется существенным превышением спроса над предложением. Поиск необходимых узконаправленных специалистов может продолжаться месяцами, что влечет за собой ущерб (порой весьма значительные) из-за вынужденных простоев или не выполненных бизнес-обязательств. Но, более того найдя необходимого специалиста, нет уверенности в том, что он оправдает ожидания фирмы. 
 
Статистика неумолимо показывает -- лишь 40% подчиненных устраивает своих руководителей. В отношении ИТ-менеджеров среднего звена тот самый процент ещё ниже. 
 
Существует такая тенденция, как отношение со стороны владельцев или руководителей бизнеса к ИТ-технологиям (особенно в малом и среднем секторе) как к второстепенной (или более того необязательной) составляющей бизнес-процессов. 
 
В в данный момент многие недооценивают роль грамотного менеджмента ИТ-персоналом, и в скором времени именно это направление выйдет на первый план. Организация работы и использование потенциала ИТ-специалистов -- сложная, но решаемая проблема кадровой работы на предприятии. 
 
Если ИТ оперативно следуют за изменениями бизнеса, то важно, чтобы кто-то отвечал за соответствие ИТ-персонала потребностям бизнеса. 
 
Чтобы поведение персонала менялось, в реальном времени должно происходить менеджмент корпоративными знаниями. То есть надобно описать, как должен работать ИТ-отдел. Наиболее действенный инструмент обеспечения непрерывности кадрового резерва -- план развития персонала. 
 
Многие фирмы идут по принципу "выращивания" нужных компетенций из числа уже имеющихся сотрудников. 
 
Развитие персонала надобно не только в случае "комплектации" кадров, но и для мотивации наиболее ценных ИТ-специалистов, повышения их лояльности к фирмы. 
 
Анализ результативности работы персонала ИТ требует умения учитывать и личностные факторы, и уровень образования, и мотивированность сотрудников и пр. Разработка действенной системы показателей, которая бы предельно четко сигнализировала о положении дел, -- проблема непростая, порой требующая настоящего мастерства. Нацеленность персонала на общий позитивный результат, уровень мотивации, обучение -- вот вдали не все показатели, характеризующие эффективность персонала. Первый показатель дает представление об уровне заинтересованности и участия персонала ИТ-подразделения в решении и оптимизации задач автоматизации предприятия.

4. Мотивация и другие  характеристики сотрудников ИТ


Уровень мотивации определяется показателями, которые отражают систему  поощрений и уровень отдачи. Здесь  же рассматриваются уровень и  причины ротации кадров в отделе. Уровень отдачи от проведенных мероприятий  по обучению можно рассчитывать с  помощью показателей, характеризующих  снова открытые направления в  работе ИТ-отдела после проведения обучения, возросшее число обслуженных  процессов и инноваций и пр. Как и у других групп работников, мотивация ИТ-персонала базируется на потребностях и ценностях, довольно сильно изученных в обширной научной  литературе по проблемам трудовой мотивации. В то же час имеет место определенная, а подчас -- весьма значительная специфика, обусловленная особенностями менталитета, ценностных ориентации и установок ИТ-специалистов. На основании исследования 15000 ИТ-профессионалов зарубежными учеными были выделены следующие черты характера и особенности поведения современного преуспевающего профессионального работника в области ИТ Thomsett R. Out of the Pit // http://www.thomsett.com.au/main/articles/hot/hotoutofpit.htm: 1) степень общительности -- как у всех людей, которые многим интересуются; 2) большая мотивированность значимостью своей работы; 3) большие сложности в понимании организационных вопросов, таких как обязательный приход на работу в определенное час, ношение пиджаков и галстуков и др.; 4) повышенная степень интеллигентности; 5) очень большое стремление к обучению и профессиональному росту, но, несмотря на это, меньшая, чем в других профессиях, потребность в карьерном росте; 6) повышенная степень беспокойства, нетерпеливости и требовательности по отношению к себе. Один из создателей обширно используемого в настоящее час языка программирования "Перл" ("Perl") Рэндел Шварц (Randal Schwartz) на основании собственных исследований пришел к выводу, что в обязательный набор личных качеств программиста высшего класса, входят Dickerson С. In praise of laziness // http://www.infoworld.com/article/02/02/15/020218opconnection l.html: 1) "лень"; 2) нетерпение; 3) самоуверенность. Под "ленью" подразумевается такое времяпрепровождение, которая порождает инновации, а не полное безделье. "Ленивый" персонал мотивирован к систематическому изучению корней проблемы с поставленной задачей ее подробного документирования и кардинального решения раз и навсегда. "Ленивый" ИТ-сотрудник должен быть ещё и нетерпеливым, чтобы создавать системы, предсказывающие появление проблем ещё до того, как они возникают. Нетерпение является следствием ощущения ими понимания того, что в в данный момент к решению задачи применен не оптимальный подход. Программисты должны быть также более самоуверенными, чем другие специалисты, чтобы испытывать чувство гордости за созданные и поддерживаемые системы, о которых никто не сможет сообщить ничего плохого. Если все компоненты разработанной специалистом системы работают должным образом, он чрезмерно гордится своим детищем и несет за него ответственность. В реальности ИТ-специалисты обладают разнообразными личностными и профессиональными качествами. Тем не менее, для персонала ИТ-отрасли характерны некоторые особенности, берущие начало в комплексе профессиональных ценностей и неписанных правил поведения, сложившихся за сравнительно небольшой 50-летний срок существования ИТ-отрасли. Такие ценности и образцы поведения передаются ведущими ИТ-специалистами их преемникам через установки профессиональной деятельности, алгоритмы мышления, отдельные поступки и технологические действия и т.д. Некоторые из рецептов и правил профессионального выживания могут препятствовать росту производительности труда и работе организации в целом. Так, например, одно из правил, передаваемых опытными сотрудниками многим начинающим программистам, гласит: "Сроки выполнения работ определяются посредством удвоения предложенного срока и добавления к результату ещё 30% времени на любой случай" Thomsett R. Clients and computing professionals: An evolutionary perspective // Professional Computing. Australian Computer Society. -- July 1992.. Это правило во многом является следствием недостаточной подготовленности менеджеров, зачастую не умеющих правильно установить период решения задач для специалистов и создать атмосферу взаимного доверия и уважения. На основе анализа имеющихся источников можно выделить следующие особенности работы ИТ-специалистов и их образа жизни: ѕ на их мотивацию больше, чем в организациях других отраслей экономики (с меньшей долей работников интеллектуального труда, чем в ИТ-сфере), влияет обстановка и отношение к работе, сложившиеся в рабочей группе; ѕ они обладают большим набором недокументированных ценностей, которые передаются молодым членам команды; ѕ их больше стимулирует перспектива профессионального роста и ее подневольность от личных усилий, чем размер зарплаты или должность; ѕ программисты обладают склонностью к поиску и созданию факторов собственной мотивации; ѕ они обладают большой потребностью в творчестве; ѕ их степень общительности такая же, как у всех нормальных людей, которые многим интересуются; ѕ они сильнее мотивированны значимостью своей работы для всего проекта и тем, что дает технология клиентам, нежели самой технологией, однако в отношениях с заказчиком они склонны ориентироваться на материально-техническое развитие ИТ-отрасли; ѕ они обладают низкой компетентностью в вопросах этики; ѕ они обладают повышенной степенью интеллигентности; ѕ им присуще большое стремление к обучению и профессиональному росту, но, несмотря на это, меньшая, чем в других профессиях, потребность в карьерном росте. 
 
Рынок ИТ развивается так быстро, что постоянной проблемой является невысокий уровень подготовленности персонала. Скорость подготовки квалифицированных кадров не соответствует скорости развития информационных технологий. Последние развиваются немаловажно быстрее. Все это показывает необходимость постоянного обучения персонала ИТ. 
 

5. Особенности обучения  сотрудников в области ИТ


Важность обучения персонала  в области информационных технологий уже никем не ставится под сомнение. Если 10 лет назад российские руководители могли себе позволить политику "не знаешь -- уволим, возьмём того, кто всё знает", то в данный момент сторонники такого подхода рискуют просто разорить фирму. Знания в области IT-технологий устаревают в течение 3-5 лет Гудзенко Д. Оценка эффективности обучения персонала в области информационных технологий // Управление персоналом, 2007, № 
11. С. 72.. Квалифицированных специалистов в несколько раз меньше, чем рабочих мест. Найти знающего всю специфику конкретного бизнеса человека, готового практически сразу осуществлять сложные специфические бизнес-задачи, трудно, а обучать специфике в процессе работы нового сотрудника для фирмы крайне затратно. С увеличением конкуренции и усилением борьбы за сокращение бюджетов пришло понимание необходимости оценки квалификации и тщательного планирования и анализа затрат на обучение. 
 
Как правило, система фирменного обучения включает в себя набор курсов, дающих знания различной полноты и глубины, требования к преподавателям и систему тестов для проверки знаний.

6. Проблема использования  служебных компьютеров в личных  целях


Всем понятно, что человек  не может концентрироваться на работе в течение всего рабочего дня, не секрет также, что большинство сотрудников тратят то или иное количество рабочего времени на решение личных вопросов. Как показывают исследования исследования Исследование поведения сотрудников в рабочее час // Маркетинговые исследования в Украине, №6, 2006. С. 77., проводимые компаниями GMI (Global Market Insite, Inc.) и Cisco Systems, что почти две трети сотрудников ИТ (65 %) проводит весь рабочий день за компьютером, поэтому везде (кроме Индии и Китая) все "личное", как правило, связано с использованием сети Интернет. 
 
К примеру, приблизительно половины используют рабочие компьютеры для покупок через Интернет. Так, в Великобритании использование служебных компьютеров в личных целях допускает лишь 27% опрошенных, но зато почти вдвое больше -- 53% признались, что совершают таким образом покупки в Интернете. Больше половины участников опроса (55%) заказывают через интернет канцелярские товары; 49 процент(ов) -- готовую еду; более 45 процент(ов) респондентов покупают авиабилеты, компьютеры, комплектующие и книги. Популярны также покупки подарков (41 %), билетов на мероприятия (40), сотовых телефонов (37), аудиовидеодисков ( 33 %). Реже всего через интернет покупают предметы искусства (0,41), автомобили (0,83), а также животных и растения (2,07%). 
 
5 наиболее характерных высказываний в своё оправдание: "Компании нет до этого дела", "У меня для этого нет другого времени, кроме рабочего", "Сомневаюсь, что мою фирму это волнует", "Покупки через Интернет не создают проблем для безопасности", "Думаю, мой служебный компьютер надёжнее домашнего". 21% всех опрошенных удалённых сотрудников позволяет друзьям, домочадцам и прочим посторонним лицам использовать свой служебный компьютер для доступа в Интернет. В Китае в этом признались 42% опрошенных. В Японии же, например, процент тех, кто предоставляет посторонним доступ к своему рабочему компьютеру -- 13%, выше доли сотрудников, использующих его сугубо для своих личных целей (12%). 
 
Каждый четвёртый опрошенный удалённый сотрудник рассказал, что открывает электронные письма от неизвестных адресатов при работе за служебным компьютером. В Китае так поступает более половины респондентов -- 57%. В Индии 20% опрошенных удалённых сотрудников рассказали, что открывают и электронные письма, и прикреплённые файлы от неизвестных адресатов. В Бразилии так поступает 12% опрошенных. 
 
Тайное подключение к чужой беспроводной сети и предоставление посторонним доступа к служебным компьютерам создают серьёзный опасность для специалистов по информационным технологиям во всём мире. Например, в Соедененные(ых) Штаты(ах) Америки неосторожное поведение удалённых сотрудников фирмы может полностью вывести из строя корпоративную сеть, побудить утечку конфиденциальной информации и персональных данных. К этому приводит всего одна брешь в системе безопасности. Крупные предприятия, насчитывающие десятки тысяч сотрудников, особенно те, где работают люди из разных стран мира с разной корпоративной культурой, подвергаются ещё большему риску. У 81 процент(ов) опрошенных есть вероятность рассматривать на работе развлекательные сайты. Традиционной популярностью пользуются сайты знакомств, анекдоты и эротика. При этом лишь приблизительно 20 процент(ов) работодателей пытаются ограничить подобную активность; в остальных случаях ограничения связаны лишь с необходимостью совершать основную работу. 
 
Последствия активного веб-серфинга таковы: 30 процент(ов) сотрудников офисов каждый день, а 25 процент(ов) почти каждый день обмениваются интернет-ссылками на не относящиеся к работе темы со своими друзьями и знакомыми. Делают это редко или не делают вообще лишь 16 процент(ов) респондентов. При этом примерно треть сотрудников посылает знакомым от 1 до 5 ссылок каждый день, получая тот же объем "входящего трафика". 
 
Огромной популярностью пользуется общение в сети. Так, 82 процент(ов) офисных сотрудников просматривают на работе бесплатный почтовый ящик (для сравнения, корпоративной почтой пользуется 74 %). Программы обмена мгновенными сообщениями (ICQ, Miranda и т.д.) отрывают от работы 11% опрошенных; форумы и чаты в интернете посещают в рабочее час 45 процент(ов) сотрудников ИТ. 
 
Остается удивляться, как у народа остается час на paботу... 
 

 

Заключительные выводы


Прогресс информационного  общества XXI века во многом определяется прогрессом информационных технологий. Именно с их помощью разрабатываются системы, позволяющие реально общаться многим людям в удаленных частях нашей планеты, а также создаются сложнейшие программные комплексы, обеспечивающие слаженную работу большого числа промышленных производственных цепей, которые тем самых оказываются способны сменить труд многих тысяч рабочих. Особенности поведения сотрудников ИТ играет первостепенную роль в успешной деятельности любой современной организации. Это определяется сложностью мотивации специалистов сферы информационных технологий, которая обусловлена прежде всего особенностями их труда. Он, в высочайшей степени творческий, связан с созданием нового продукта и поэтому требует максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов. Его трудно измерить и планировать, он почти не поддается текущему внешнему контролю, традиционному денежному стимулированию. Результаты труда и, прежде всего, его качество, в большей степени, чем в других отраслях экономики, зависят от сознательности сотрудников, их внутреннего желания действенно работать, создавать столь важную для информационного общества продукцию. На нынешнем этапе развития рынка информационных технологий произошел переход от преимущественно индивидуального изготовления программного обеспечения к его массовому производству. В этих условиях доля вклада отдельного исполнителя в трудозатратах на весь проект уменьшается. Это приводит к снижению значимости усилий отдельных специалистов для общего успеха и, как следствие, ослаблению чувства личной сопричастности к коллективным результатам. Однако последствия от одиночных ошибок могут быть весьма ощутимыми для всей организации. В целом можно сделать вывод, что успешная работа современной организации очень сильно зависит от эффективной и слаженной работы сотрудников информационных технологий, при максимальных отдачах от каждого члена ИТ-команды, его высокой мотивированности.


Информация о работе Особенности сферы информационных технологий