Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:17, контрольная работа
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
1. Введение 3
2. Перспективы, проблемы, опыт использования образовательных Internet-ресурсов. 4
3. Заключение 14
4. Список литературы 15
Оглавление
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ общения. Новейшие достижения в технологии передачи данных с учетом последних изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и передаче массива данных практически в любую точку земного шара. Не вызывает сомнения предположение о том, что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств общения между людьми.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Традиционно в рамках Интернета
понятие "образовательный ресурс
Интернет" трактуют очень широко. Например,
на Всероссийский конкурс сетевых образовательных
ресурсов "Образование в Рунете"
(http://konkurs.auditorium.ru)
электронные библиотеки, каталоги, коллекции
для целей образования, а также образовательная
пресса; персональные сайты работников
сферы образования. Представленные в этом
списке ресурсы создавались разработчиками
различного профессионального уровня
при неодинаковой технической и финансовой
поддержке. Наряду с сайтами, созданными
энтузиастами, представлены работы, выполненные
профессиональными дизайн-студиями. С
одной стороны, Интернет-ресурс - это ресурс
глобальной компьютерной сети, следовательно,
имеется возможность передавать представленную
в цифровом формате информацию на большие
расстояния посредством сетевого оборудования.
К сожалению, скорость передачи информации
имеет физические ограничения, что влечёт
за собой ограничения на объём передаваемых
файлов.
Вместе с тем, развитая инфраструктура
Интернет предоставляет такие возможности,
как:
1. Охват широчайшей аудитории (не только
российской, но и международной).
2. Оперативное обновление информации.
3. Использование непосредственных ссылок
на другие ресурсы Интернет.
4. Широкое распространение информации
о существовании ресурса с помощью информационно-поисковых
систем сети Интернет.
Следует также подчеркнуть, что, говоря
об образовательных ресурсах сети Интернет,
имеются в виду веб-сайты (точнее, набор
гипертекстовых документов), грамотное
структурирование которых позволяет существенно
повысить эффективность работы с информацией,
поэтому:
1. Создание сетевых образовательных ресурсов
требует особого технического и концептуального
подхода. Способ их создания в корне отличается
от технологии создания прочих образовательных
ресурсов.
2. Любая информация, взятая из другого
вида ресурса, должна быть соответствующим
образом преобразована для включения
ее в информационный образовательный
ресурс сети Интернет.
Подключение образовательного учреждения к сети Интернет порождает ряд проблем, требующих немедленного разрешения. В их числе подготовка и переподготовка педагогов к осуществлению профессиональной деятельности с использованием телекоммуникаций, обеспечение системы образования качественными информационными ресурсами, опубликованными в сети Интернет, а также информирование педагогов и обучаемых о способах доступа к таким ресурсам. В этом направление сформирована система подготовки людей в области информатизации образования, созданы образовательные порталы, разработаны и опубликованы в сети электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы, создаваемые в сети Интернет, оказывают все большее влияние на повышение эффективности использования средств ИКТ. Отсутствие системного подхода к размещению информационных ресурсов в сети Интернет, а также отсутствие единообразия в решении психолого-педагогических, технологических, эстетических, эргономических и ряда других проблем при разработке и использовании образовательных информационных ресурсов приводит к практическому неиспользованию преимуществ телекоммуникационных средств в целях повышения качества образовательного процесса. Частично разрешение данной проблемы может быть осуществлено на основе разработки и внедрения комплексных информационных образовательных порталов (интегрированных Web-систем). В этом случае такие порталы, объединяя в себе основные информационные ресурсы, имеющие высокую образовательную ценность, могли бы стать «точкой входа» в современные телекоммуникационные системы для всех лиц, так или иначе связанных с образованием.
Используя порталы, многие
должны понимать, что выработка единой
политики в формировании портала, а тем
более в разработке предназначенных для
него информационных ресурсов является
сложнейшей проблемой, которая все еще
до сих пор не решена. Данная проблема
осложняется еще и тем, что формирование
порталов благодаря преимуществам современных
средств телекоммуникаций распределено
в пространстве и во времени: средства
ИКТ разрабатываются в разное время различными
творческими коллективами, после чего
готовая продукция интегрируется в портал
путем пересылки данных по телекоммуникационным
каналам. В результате педагоги и обучаемые,
являясь основными пользователями образовательных
порталов, теряются в большом количестве
неоднородной разнотипной информации,
в основе структуризации которой лежат
различные критерии, а принципы ее передачи,
обработки и представления подчинены
различным технологическим приемам. Нередки
случаи, когда участникам образовательного
процесса приходится ничем не оправданно
овладевать новыми дополнительными приемами
оперирования с компьютерной техникой
и программным обеспечением для каждого
отдельного информационного ресурса,
входящего в образовательный портал.
Использование аудио- и видеоинформации,
получаемой с помощью сети Интернет (с
использованием образовательных порталов
или без них) имеет свои особенности. В
некоторых случаях воспроизведение такой
информации может оказать вред здоровью
или привести к снижению эффективности
учебного процесса. Современные педагоги
должны знать и предвидеть негативные
моменты, возникающие при применении информационных
ресурсов, получаемых из Интернет. Часто
запутанные и сложные способы представления
могут стать причиной отвлечения от изучаемого
материала из-за различных несоответствий.
К тому же, нелинейная структура мультимедийной
информации в Интернет-ресурсах подвергает
пользователя «соблазну» следовать по
предлагаемым ссылкам, что может отвлечь
от основного русла изложения учебного
материала.
С каждым днем все больше людей начинает
заниматься собственными разработками
информационных ресурсов и других средств
ИКТ, многие из которых попадают в сеть
Интернет. Если даже человек и не занимается
собственными разработками, то он может
использовать уже созданные Интернет-ресурсы,
качество, педагогическая эффективность
и эргономика которых во многих случаях
не выдерживают никакой критики. И в том,
и в другом случае человек должны овладеть
основными требованиями, предъявляемыми
к образовательным Интернет-ресурсам
с точки зрения минимизации вреда, наносимого
здоровью и психике обучаемых.
Использование системы порталов позволяет
более эффективно организовать работу
педагогов, поскольку на порталах собраны
и систематизированы наиболее востребованные
ресурсы. Используя их, многие смогут получить
доступ к качественным учебным и методическим
материалам, сократить время на поиск
требуемой информации, изучить особенности
классификации информационных ресурсов
сети Интернет.
Полезными могут оказаться собранные
на порталах ссылки на ресурсы, содержащие
контактную информацию об учреждениях
образования и отдельных педагогах, новости
сферы образования. Большинство наиболее
качественных информационных ресурсов,
использование которых повысило бы эффективность
образования каталогизировано на образовательных
интернет-порталах. В настоящее время
в России уже выработана организационная
схема создания системы образовательных
порталов, имеющая свои особенности. В
организационную схему создания системы
образовательных порталов включаются:
горизонтальный портал «Российское образование»
(http://www.edu.ru/), профильные вертикальные
порталы по областям знаний: гуманитарный,
экономико-социальный, естественнонаучный,
инженерный, педагогический, медицинский,
сельскохозяйственный и др., специализированные
вертикальные порталы: книгоиздание, единый
экзамен, новости образования и др.
Горизонтальный
портал «Российское образование» обеспечивает: навигацию по
всем вертикальным порталам; поиск мультимедиа-информации
в области образования в Интернет; персонификацию
и персональную адаптацию интерфейса
как путем выбора пользователем собственной
категории (обучаемый, преподаватель,
администратор, разработчик портала) и
указанием уровня образования, так и путем
конструирования собственного интерфейса;
формирование и предоставление срезов
вертикальных порталов по уровням образования;
хранение и предоставление информации
в области образования (законодательство,
приказы, нормативные документы, стандарты,
перечни специальностей, федеральный
комплект учебников, база данных вузов
и др.); публикацию ежедневного обзора
прессы по вопросам образования; новостную
ленту в области образования; организацию
проведения форумов, дискуссионных групп,
списков рассылки.
Профильные вертикальные
порталы должны содержать материалы
для всех уровней образования: начальной
школы, средней школы, начального профессионального
образования, среднего профессионального
образования, высшего образования, дополнительного
образования, послевузовского образования.
Специализированные
вертикальные порталы должны обеспечивать инупспециальных
задач общ ероссийского
уровня. Для всех вертикальных порталов
должен быть предусмотрен единый интерфейс,
единые правила пополнения и ведения.
Вертикальные порталы в полной мере смогут
пользоваться справочной информацией,
располагающейся на верхнем горизонтальном
портале, его поисковой машиной, средствами
персонификации и адаптации интерфейса.
Распределенная система образовательных
порталов строится на множестве российских
порталов: горизонтальных, вертикальных
и корпоративных. Порталы разделяются
на общероссийские, межрегиональные и
региональные. Корпоративные порталы/сайты
подразделяются на коллективные порталы
образовательных организаций (ассоциаций,
консорциумов и т. п.) и порталы (чаще, сайты)
учебных заведений.
Таким образом, в формируемой российской
системе образовательных порталов возможно
выделение нескольких основных уровней.
Верхний уровень представлен ведущим
горизонтальным порталом «Российское
образование», предусматривающим систему
его полнофункциональных копий в федеральных
округах. Общая структура и сервисы портала
«Российское образование» и его копий
совпадают, но информационное содержание
может варьироваться за счет того, что
в копиях могут содержаться специфические
региональные компоненты и мультимедиа-ресурсы.
Наполнение этого портала осуществляется
объединенной редакцией под управлением
объединенного редакционного совета,
который осуществляет также общее методическое
руководство редакционными советами вертикальных
и горизонтальных порталов всех уровней.
К верхним портальным уровням принадлежат
также горизонтальные общероссийские
образовательные порталы, сформированные,
например, по уровням образования или
принадлежащие ассоциациям, или являющиеся
информационными срезами портала «Российское
образование». Образовательные горизонтальные
порталы всех уровней опираются на систему
вертикальных порталов: профильных и специализированных
порталов общего назначения. Профильные
порталы обслуживают отрасли знаний и,
как правило, формируются по ряду смежных
дисциплин. Специализированные порталы
ориентируются на выполнение определенных
функций (например, отраслевой новостной
портал или отраслевой портал для тестирования).
Вертикальные порталы или их компоненты
также могут копироваться на нижних уровнях.
Наполнение профильных порталов (в том
числе и включение в их состав мультимедиа-ресурсов)
осуществляется соответствующими профильными
редакциями под управлением соответствующих
редакционных советов. На следующем уровне
располагаются региональные образовательные
порталы, которые являются горизонтальными
и объединяют ресурсы нижних уровней —
порталы и сайты вузов, школ и других организаций.
Важными элементами в системе являются
порталы-спутники, связанные с образованием
и создаваемые в рамках крупных самостоятельных
коммерческих или некоммерческих проектов.
Описанный подход обеспечивает полноту
системы образовательных порталов, а также
доступ к ней при использовании информационных
ресурсов и информационного наполнения
на всех уровнях, начиная от федерального
и заканчивая персональным, что должно
учитываться в процессе построения, компоновки,
экспертизы и эксплуатации мультимедиа-ресурсов
в системе образовательных порталов.
Обеспечение всеобщего качественного
образования в настоящее время является
одной из важнейших задач государства.
Для решения задачи доступности образования
необходимо внедрение современных образовательных
технологий, в том числе разработка и размещение
в сети Интернет информационно-образовательных
и информационно-тематических ресурсов.
В течение ряда лет определенные усилия
Федеральной целевой программы развития
образования сосредотачивались на формировании
единого образовательного пространства
на территории всей страны, посредством
наполнения образовательных Интернет-ресурсов
и онлайнового доступа к ним учащихся
и преподавателей. Однако данная задача
так до конца и не решена. Создание единого
образовательного пространства более
важная и сложная работа, чем постановка
компьютеров или подключение учебных
заведений к Интернету. Развитие образовательных
и тематических порталов во многом влияет
на современную культуру и должно относиться
к числу наиболее значимых и приоритетных
в современной системе общечеловеческих
ценностей. Образовательный потенциал
Интернета напрямую связан с качеством
информации, находящейся в сети. Современные
тенденции развития образовательного
процесса и сети Интернет говорят о необходимости
активизации деятельности учебных заведений
в области разработки и продвижения образовательных
Интернет-ресурсов, которые могли бы формировать
новое мышление и повышать информационную
культуру как обучаемых, так и педагогов.
Одним из таких направлений этой деятельности
может быть разработка, поддержка, оптимизация
и продвижение учебно-методических, информационно-образовательных
и информационно-тематических Интернет-ресурсов
с целью формирования актуальных и качественных
баз знаний по предметам обучения. На сегодняшний
день образовательная тематика в российском
сегменте Интернета представлена весьма
скудно. Хотя в последние годы применение
современных технологий в образовательном
процессе, в том числе и с использованием
глобальной сети увеличивается. Это касается
в первую очередь развитие и наполнение
порталов высших учебных заведений и школ.
Однако в основном, такие порталы носят
чисто информативный (рекламный) характер.
Для оптимизации учебного процесса, влияние
преподавателей на самостоятельную работу
студентов необходимо широко использовать
учебно-методические, информационно-образовательные
и информационно-тематические порталы
или блоги. Их использование в значительной
степени в дальнейшем могут сократить
аудиторную нагрузку на учебное заведение.
Изучение некоторых разделов дисциплин,
или отдельных тем возможно с использованием
удаленного (дистанционного) способа,
применяя инструменты и технологии Интернет-ресурсов.
Одной из форм информационно-образовательной
деятельности могут служить блоги или
разработанные по их технологиям электронные
версии научных или тематических журналов.
Целью создания такого рода ресурсов является
размещение публикаций авторов, вовлечение
аудитории пользователей Интернета в
электронную журналистику, подборка для
использования в учебном процессе актуального
материала из практической деятельности
в той или иной области. Примером может
служить информационно-тематический
портал Обозник (oboznik.ru). Разработка данного ресурса
связана была с интересом администрации
портала к проблемам истории и современности
Тыла Вооруженных Сил нашей страны и зарубежных
государств. Информационно-тематический
портал разработан с использованием технологий
WordPress, наиболее широко применяемых для
создания блогов. Сейчас блог может позиционироваться
как средство общения, «домашняя страница»,
тематическое сообщество, ведомое интересами
людьми, система управления базой знаний,
посредством которой реализуется создание
и использование необходимой информации.
А все это открывает перспективы использования
блога в образовательной, научной (научно-исследовательской)
деятельности. Блоги создают знания, а
знания находят продолжение и развитие
в блогах. Также блоги могут быть использованы
как элементы информационно-образовательных
порталов. Примером служит раздел портала
Phaethon (faito.ru/blog). Блог-сервис дает возможность
преподавателю формировать свой блог
(индивидуальную страницу), предназначенную
для публикации учеб ных, консультативных
и научных материалов, презентаций в различной
форме.
Развитие образовательной
среды не исключает разработку и использование
закрытых Интернет-ресурсов, предназначенных
для использования в учебном процессе
конкретного учебного заведения. Сохранение
авторских прав, ограничение доступа к
опубликованным материалам,
использование форумов в целях обучения
с конкретным кругом лиц обеспечивается
закрытыми образовательными порталами.
Примером является информационно-образовательный
портал Финансового университета при
Правительстве Российской Федерации (portal.ufrf.ru), представляющий собой базу
знаний для преподавателей, студентов,
слушателей и сотрудников университета.
Целью разработки и начала работы данного
интернет-ресурса является доведение
до обучаемых учебных и учебно-методических
материалов, взаимодействие преподавателей
и студентов в часы самостоятельной работы,
расширение кругозора учащихся. Основными
разделами портала являются учебные планы
(основные и рабочие), расписания занятий
по группам, документарная база, форум,
Wiki, вспомогательные ссылки, позволяющие
работать пользователям Интернет-ресурса.
Основным разделом является документарная
база, представляющее собой библиотеку
электронных изданий учебных и учебно-методических
материалов по предметам обучения. В ней
же включены учебные материалы для повышения
квалификации преподавателей, фрагменты
обращения заведующих кафедр (видео) и
другие материалы. Раздел Wiki позволяет
публиковать дополнительные учебные материалы:
таблицы, презентации, справочные данные,
понятия и формулировки, публикации по
изучаемым темам. При этом допускается
вовлечение широкой аудитории к работе
с базой Wiki, т.е создание свободной учебной
энциклопедии, по примеру общедоступных
ресурсов (Википедия и пр.). Применение
образовательных Интернет-ресурсов позволяет
достичь одного из важнейших принципов
образовательного процесса – открытости
образования. Это понятие широко обсуждается
в различных источника и порой натыкается
на препятствия, сопряженные с борьбой
за авторские права конкретных авторов.
Однако, по мнению автора, рассмотрение
вопросов авторского права не должны влиять
на принцип открытости образования. В
этом случае использование Интернет-ресурсов
в образовательном процессе, доступ широких
слоев пользователей к информации должны
стоять на первом месте. Образовательные
Интернет-ресурсы являются мощным инструментом
коммуникации, поэтому они не могут являться
статичной структурой. Наращивание актуального
и качественного образовательного контента
на нем должно происходить постоянно.
А современные тенденции развития технологий
требуют наличия определенных сервисов
для его аудитории. Создание, поддержка
и продвижение информационно-образовательных,
информационно-тематических и учебно-методических
порталов как активных и действенных инструментов
в обучении специалистов расширит методику
преподавания. Это позволит сократить
участникам учебного процесса время на
поиск необходимой информации, формировать
у них новое мышление и повышать информационную
культуру, обеспечит прямое общение преподавателя
и обучаемого в режиме реального времени
вне аудитории. В конечном итоге этот процесс
будет способствовать развитию информационно-образовательной
среды российского сегмента сети Интернет.
Учитывая важность вопросов минимизации
вреда, наносимого психике учеников, следует
учитывать, что при разработке и использовании
образовательных интернет-ресурсов недопустимо
использование элементов, которые могут
привести к неоднозначному толкованию,
агрессивных, шокирующих, провокационных
визуальных и звуковых рядов. Оформление
интернет-ресурсов должно быть выполнено
с учетом того, что при обучении такие
ресурсы используются как учителем, так
и школьниками. При необходимости в составе
образовательных интернет-ресурсов должны
быть выделены разделы, оформление которых
ориентировано восприятие с учетом возрастной
группы, которая будет работать с данным
изданием.
Важно, чтобы оформление интернет-ресурсов
обеспечивало максимально эффективное
восприятие текстовой и графической информации,
являющейся основным содержанием данного
электронного издания. При разработке
оформления информационных страниц следует
избегать цветовых и графических решений,
затрудняющих чтение текстовой информации.
Набор гарнитур, используемых для отображения
основной текстовой информации, должен
быть ограничен шрифтами, обеспечивающими
более легкое восприятие при чтении с
экрана. Начертание шрифтов должно обеспечивать
одновременно и легкое распознавание
полного набора символов как множества
отдельных элементов, и восприятие любого
слова или текстового блока как единого
визуального образа.
С точки зрения формирования единого здоровьесберегающего
пространства школы, включающего, в том
числе, и минимизацию отличий образовательных
электронных ресурсов и обычных учебных
книг, важно, чтобы верстка текстовых образовательных
Интернет-ресурсов была выполнена в соответствии
с правилами, принятыми в полиграфии.
1. Кулик А. Ресурсы Интернета для развития
системы образования и науки в регионах
(на примере политологии) // http://www.prof.msu.ru/publ/
2. Образовательные ресурсы сети Интернет:
Каталог / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006.
3. Полонский В.М. Образовательные ресурсы
и возможности сети
Информация о работе Перспективы, проблемы, опыт использования образовательных Internet-ресурсов