Поисковые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 15:30, доклад

Краткое описание

Задачу поиска информации на серверах в пределах отдельных стран выполняют локальные машины, специально адаптированные к особенностям конкретных языков. Подобные поисковые средства существуют и в России. Все они специально предназначены для работы с русскоязычными документами и обладают мощным морфологическим аппаратом. К лидирующей группе российских поисковых средств в настоящее время относятся Яндекс, Rambler и Апорт.

Вложенные файлы: 1 файл

Поисковые системы глобального масштаба свое основное внимание концентрируют на зарубежных ресурсах Сети.docx

— 1.31 Мб (Скачать файл)

Поисковые системы глобального  масштаба свое основное внимание концентрируют  на зарубежных ресурсах Сети. Задачу поиска информации на серверах в пределах отдельных стран выполняют локальные  машины, специально адаптированные к  особенностям конкретных языков. Подобные поисковые средства существуют и  в России. Все они специально предназначены  для работы с русскоязычными документами  и обладают мощным морфологическим  аппаратом. К лидирующей группе российских поисковых средств в настоящее  время относятся Яндекс, Rambler и Апорт.

Яндекс (http://www.yandex.ru)

Запущен в сентябре 1997 года. В настоящее время - признанный лидер российского поискового сервиса. Демонстрирует высокие показатели, как по объему проиндексированных документов, так и по релевантности поиска. На начало августа 2004 года Яндексом проиндексировано свыше 1 миллиона 150 тысяч российских и зарубежных русскоязычных серверов, а также серверов на территории СНГ (всего учтено порядка 180 миллионов оригинальных документов). Актуализация базы осуществляется еженедельно. Кроме того, Яндекс - пока единственная российская поисковая система, индексирующая документы в форматах PDF, RTF и DOC.

Интерфейс максимально прост - состоит из единственной строки ввода. За счет встроенной системы морфологической  обработки терминов Яндекс приспособлен для формирования запросов на естественном русском языке. Мощнейшая лингвистика позволяет учесть практически все возможные оттенки употребления ключевых слов и составить поисковое предписание в высшей степени широко, охватив все возможные сочетания терминов. В процессе обработки запроса поисковый механизм самостоятельно производит расширения, исключает стоп-слова, анализирует расстояние терминов друг от друга и пр. Типичный запрос в этом случае задается путем ввода отдельных терминов или целой фразы в поисковую строку.

Для формирования более точного  запроса целесообразно обратиться к "Расширенному поиску" (пункт в нижней части титульной страницы). С помощью структурированного меню можно легко задать ограничения по различным сочетаниям ключевых слов, местоположению термина в документе, времени и языку публикации, месте на сайте.

Максимально детализированный запрос можно создать также и  в простой форме с использованием языка запросов Яндекс, который включает множество специальных символов: ~, &, /, "", (), |, $, #. Их употребление подробно описано в файле "Синтаксис языка запросов" (http://www.yandex.ru/info/syntax.html). Снабженные этими символами ключевые слова, вводятся в ту же поисковую строку, что и в первом случае.

Безусловным достоинством Яндекс является модуль ранжирования результатов поиска. В его основе лежит алгоритм анализа местоположения и повторяемости термина в документе и анализ внешних ссылок на страницу. Система производит группировку найденных страниц по сайтам на этапе формирования списка результатов и выдает по одному документу с сервера, который, по ее мнению, наиболее соответствует запросу. При этом в ссылке указывается общее число документов с данного сервера, также содержащих искомый термин. Яндекс показывает найденные термины в окружающем словарном контексте, что позволяет сразу же установить степень соответствия найденного документа информационной потребности пользователя.

Среди сервисных функций  Яндекс поиск в новостях, собственном каталоге ресурсов Интернет и перечне товаров из электронных магазинов, включая книжные магазины.

Rambler (http://www.rambler.ru)

Запущен в октябре 1996 года и изначально предназначался для  выявления материалов на серверах в  пределах бывшего СССР. К началу нового тысячелетия Rambler на время утратил лидирующие позиции, устарев практически по всем показателям. Однако проведенная в декабре 2002 коренная модернизации всей программно-аппаратной части позволила поисковой системе вновь обрести былой авторитет. По результатам тестов, Rambler занимает второе место после Яндекса по величине базы данных. Производительность поискового робота декларируется в объеме 6,9 миллионов страниц в сутки. Rambler также усовершенствовал поиск по новостям, присылая робота на ведущие новостные сайты России каждые два часа.

 

Система обладает обычной  и расширенной ("Расширенный поиск") формами ввода запроса. При серьезных  разысканиях лучше обратиться к  последней, которая предоставляет дополнительные возможности в ограничении запроса различными параметрами, задании критерия сортировки результатов и степени развернутости выводимых результатов. По умолчанию результаты поиска группируются по сайтам, что весьма логично, поскольку на одном сайте термин используется, как правило, в едином контексте. Всегда четко указывается дата создания документа и дата его последнего индексирования поисковым роботом.

Каждая найденная ссылка снабжена функциями "Восстановить текст", "Все документы с сайта" и "Найти похожие". Все функции  работают очень надежно. Особенно впечатляет последняя, демонстрирующая анализ именно содержания документа, а не его местоположения. Ее применение помогает, в частности, выявлять аспекты применения искомого термина в контексте, который крайне трудно было предположить при начальном поиске.

Помимо наличия и местоположения ключевых слов, механизм выдачи результатов  Rambler учитывает также популярность ресурса, которая определяется его посещаемостью (в случае, если на странице установлен счетчик Rambler Top100) и количеством внешних ссылок на данную страницу. Достоинством модуля выдачи результатов Rambler также является отсев нерелевантных документов и система защиты от сайтов-двойников.

Апорт (http://www.aport.ru)Поисковая система, запущенная в феврале 1996 года, ныне замыкает группу лидеров отечественных навигационных сервисов. Объем ее индексного файла на начало августа 2004 года составляет порядка 68 миллионов документов. По этому показателю Апорт уступает даже зарубежному Google. Особенностью Апорт является то, что он не ограничивает своих роботов пределами доменов России и СНГ - в перечне результатов можно встретить ссылки на многие зарубежные сервера. Апорт снабжен массой различных возможностей, заставляющих отнести его к числу самых удобных для пользователя. Именно в нем одним из первых в российской практике был применен сложный язык запросов (http://aport.ru/help.htm), позволяющий максимально детализировать поисковое предписание и избавить пользователя от информационного шума, возникающего при случайном сочетании ключевых слов. Апорт на достаточно высоком уровне осуществляет поиск MP3-файлов и на настоящее время является, фактически, единственной системой, с помощью которой можно вести разыскание аудиофайлов на российских серверах.

Список результатов содержит сведения об адресе, дате опубликования  и последней проверке документа. Документы с одного сайта сгруппированы  вместе. Доступна, ставшая уже привычной, функция реконструкции текста без  обращения к исходному документу. Положительным моментом является то, что найденные ключевые слова  выводятся в окружающем контексте  из любой части документа, а не только из его начала, что позволяет  точно определить соответствие страницы запросу уже на этапе просмотра  ссылок.

Помимо поисковой системы, пользователей Апорт привлекают возможности одноименного справочника  ресурсов, являющего на сегодня наиболее объемным каталогом в России.

Кроме перечисленных, в российском сегменте Сети существует еще несколько  поисковых машин, которые не отличаются высокими показателями работы, но также  могут быть применены в случаях, когда лидеры не дают результатов. К  их числу относятся: КМ-поиск (go.km.ru), Лупа (www.lupa.ru) и Tela Textorum (tela.dux.ru).

В российском сегменте Интернет представлены также и мета-поисковые системы, рассылающие запросы, как в российские, так и глобальные поисковые системы. К этой разновидности относятся Punto (http://Punto.ru) и MetaBot (http://www.metabot.ru). Оба сервиса являются малоизвестными и не отмечены особыми достоинствами. Главное отличие их друг от друга заключается в том, что MetaBot обладает способностью объединять результаты, добытые из разных поисковых машин, а Punto не обеспечивает такое суммирование, фактически лишь транслируя результаты исходных поисковых средств. Punto также осуществляет поиск на новостных сайтах, словарях и разыскание иллюстраций, а MetaBot позволяет производить разыскания файлов на FTP-серверах.

На основе анализа представленных поисковых систем можно сделать  вывод о том, что лучшей русскоязычной системой является Яндекс. Я пользуюсь Яндексом, так как считаю, что качество поиска находится на высоком уровне.

 

 


Информация о работе Поисковые системы