Понятие защиты информации. Уровни защиты информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных. Так постепенно защита экономической информации становится обязательной: разрабатываются всевозможные документы по защите информации; формируются рекомендации по защите информации; даже проводится ФЗ о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные вопросы защиты информации.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат готовый.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Волгоградский филиал

Московский  финансово-юридический университет

Информационные технологии в юридической деятельности

Реферат на тему:

«Понятие защиты информации. Уровни защиты информации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:ст. гр. ЮР6310

Олейникова Е.П.

                                                                                                 Проверил: Лахненко Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

Понятие защиты информации. Уровни защиты информации.

 

Защита информации – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Появление новых информационных технологий и развитие мощных компьютерных систем хранения и обработки информации повысили уровни защиты информации и  вызвали необходимость в том, чтобы эффективность защиты информации росла вместе со сложностью архитектуры хранения данных. Так постепенно защита экономической информации становится обязательной: разрабатываются всевозможные документы по защите информации; формируются рекомендации по защите информации; даже проводится ФЗ о защите информации, который рассматривает проблемы защиты информации и задачи защиты информации, а также решает некоторые уникальные вопросы защиты информации.

Согласно Федеральному Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» №149-ФЗ от  27 июля 2006г, защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:

1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа,

3) реализацию права на доступ к информации.

 Государственное  регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ст.4 №149-ФЗ от  27 июля 2006г обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение  несанкционированного доступа к  информации и (или) передачи  ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное  обнаружение фактов несанкционированного  доступа к информации;

3) предупреждение  возможности неблагоприятных последствий  нарушения порядка доступа к  информации;

4) недопущение  воздействия на технические средства  обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность  незамедлительного восстановления  информации, модифицированной или  уничтоженной вследствие несанкционированного  доступа к ней;

6) постоянный  контроль за обеспечением уровня защищенности информации.

Защита информации включает в себя определенный набор методов, средств и мероприятий, однако ограничивать способ реализации только этим было бы неверно. Защита информации должна быть системной, а в систему помимо методов, средств и мероприятий входят и другие компоненты: объекты защиты, органы защиты, пользователи информации. При этом защита не должна представлять собой нечто статичное, а являться непрерывным процессом. Но этот процесс не осуществляется сам по себе, а происходит в результате деятельности людей. Деятельность же, по определению, включает в себя не только процесс, но и цели, средства и результат. Защита информации не может быть бесцельной, безрезультатной и осуществляться без помощи определенных средств. Поэтому именно деятельность и должна быть способом реализации содержательной части защиты.

Статистика показывает, что во всех странах убытки от злонамеренных  действий непрерывно возрастают. Причем, основные причины убытков связаны  не столько с недостаточностью средств безопасности как таковых, сколько с отсутствием взаимосвязи между ними, т.е. с нереализованностью системного подхода. Поэтому необходимо опережающими темпами совершенствовать комплексные средства защиты.

Таким образом, угроза защиты информации сделала средства обеспечения информационной безопасности одной из обязательных характеристик информационной системы.

На сегодняшний день существует широкий круг систем хранения и обработки информации, где в  процессе их проектирования фактор информационной безопасности Российской Федерации хранения конфиденциальной информации имеет особое значение. К таким информационным системам можно отнести, например, банковские или юридические системы безопасного документооборота и другие информационные системы, для которых обеспечение защиты информации является жизненно важным для защиты информации в информационных системах.

Утечка конфиденциальной информации – это проблема информационной безопасности, неподконтрольная владельцу, которая предполагает, что политика информационной безопасности допускает выход данных за пределы информационных систем или лиц, которые по долгу службы имеют доступ к данной информации.

Утечка информации может  быть следствием разглашения конфиденциальной информации (защита информации от утечки путем жесткой политики информационной безопасности и правовой защиты информации по отношению к персоналу), уходом данных по техническим каналам (проблемы информационной безопасности решаются с помощью политики информационной безопасности, направленной на повышение уровня компьютерной безопасности, а также защита информации от утечки обеспечивается здесь аппаратной защитой информации и технической защитой информации, обеспечивающие безопасное надежное взаимодействие баз данных и компьютерных сетей), несанкционированного доступа к комплексной системе защиты информации и конфиденциальным данным.

Несанкционированный доступ – это противоправное осознанное приобретение секретными данными лицами, не имеющими права доступа к данным. В этом случае обеспечение защиты информации (курсовая работа) лежит на плечах закона о защите информации.

Первый уровень правовой основы защиты информации

Первый уровень правовой охраны информации и защиты состоит  из международных договоров о  защите информации и государственной  тайны, к которым присоединилась и Российская Федерация с целью обеспечения надежной информационной безопасности РФ. Кроме того, существует Доктрина информационной безопасности РФ. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина служит основой для:

– формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

– подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

– разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Настоящая Доктрина развивает  Концепцию национальной безопасности Российской Федерации применительно  к информационной сфере.

1. Национальные интересы  Российской Федерации в информационной  сфере и их обеспечение.

2. Виды угроз информационной  безопасности Российской Федерации

3. Источники угроз  информационной безопасности Российской  Федерации

4. Состояние информационной  безопасности Российской Федерации  и основные задачи по ее  обеспечению

5. Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации

6. Особенности обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в различных сферах  общественной жизни

7. Международное сотрудничество  Российской Федерации в области  обеспечения информационной безопасности и др.

Правовое обеспечение  информационной безопасности РФ:

  • Международные конвенции об охране информационной собственности, промышленной собственности и авторском праве защиты информации в интернете;
  • Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. (ст. 23 определяет право граждан на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений);
  • Гражданский кодекс РФ (в ст. 139 устанавливается право на возмещение убытков от утечки с помощью незаконных методов информации, относящейся к служебной и коммерческой тай¬не);
  • Уголовный кодекс РФ (ст. 272 устанавливает ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, ст. 273 — за создание, использование и распространение вредоносных про¬грамм для ЭВМ, ст. 274 — за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем и сетей);
  • Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.95 № 24-ФЗ (ст. 10 устанавливает разнесение информационных ресурсов по категориям доступа: открытая информация, государственная тайна, конфиденциальная информация, ст. 21 определяет порядок защиты информации);
  • Федеральный закон «О государственной тайне» от 21.07.93 № 5485-1 (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 № 131-ФЗ, от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 11.11.2003 № 153-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 № 8-П, определениями Конституционного Суда РФ от 10.11.2002 № 293-О, от 10.11.2002 № 314-О) (ст. 5 устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну; ст. 8 — степени секретности сведений и грифы секретности их носителей: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно»; ст. 20 — органы по защите государственной тайны, межведомственную комиссию по защите государственной тайны для координации деятельности этих органов; ст. 28 — порядок сертификации средств защиты информации, относящейся к государственной тайне); Защита информации курсовая работа.
  • Федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ, «О связи» от 16.02.95 № 15-ФЗ, «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.02 № 1-ФЗ, «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1, «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23.09.92 № 3523-1 (ст. 4 определяет условие признания авторского права — знак © с указанием правообладателя и года первого выпуска продукта в свет; ст. 18 — защиту прав на программы для ЭВМ и базы данных путем выплаты компенсации в размере от 5000 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда при нарушении этих прав с целью извлечения прибыли или путем возмещения причиненных убытков, в сумму которых включаются полученные нарушителем доходы).

Правовое обеспечение информационной безопасности весьма на высоком уровне, и многие компании могут рассчитывать на полную экономическую информационную безопасность и правовую охрану информации и защиту, благодаря ФЗ о защите информации.

Второй уровень правовой защиты информации

На втором уровне правовой охраны информации и защиты (ФЗ о  защите информации) – это подзаконные акты: указы Президента РФ и постановления Правительства, письма Высшего Арбитражного Суда и постановления пленумов ВС РФ.

Третий уровень правового  обеспечения системы защиты экономической  информации.

К данному уровню обеспечения  правовой защиты информации (реферат) относятся ГОСТы безопасности информационных технологий и обеспечения безопасности информационных систем.

Также на третьем уровне безопасности информационных технологий присутствуют руководящие документы, нормы, методы информационной безопасности и классификаторы, разрабатывающиеся государственными органами.

Четвертый уровень стандарта  информационной безопасности

Четвертый уровень стандарта  информационной безопасности защиты конфиденциальной информации образуют локальные нормативные акты, инструкции, положения и методы информационной безопасности и документация по комплексной правовой защите информации рефераты по которым часто пишут студенты, изучающие технологии защиты информации, компьютерную безопасность и правовую защиту информации.

Итак, защита информации включает в себя определенный набор методов, средств и мероприятий, однако ограничивать способ реализации только этим было бы неверно. Защита информации должна быть системной, а в систему помимо методов, средств и мероприятий входят и другие компоненты: объекты защиты, органы защиты, пользователи информации. При этом защита не должна представлять собой нечто статичное, а являться непрерывным процессом. Но этот процесс не осуществляется сам по себе, а происходит в результате деятельности людей. Деятельность же, по определению, включает в себя не только процесс, но и цели, средства и результат. Защита информации не может быть бесцельной, безрезультатной и осуществляться без помощи определенных средств. Поэтому именно деятельность и должна быть способом реализации содержательной части защиты.

Статистика показывает, что во всех странах убытки от злонамеренных  действий непрерывно возрастают. Причем, основные причины убытков связаны  не столько с недостаточностью средств  безопасности как таковых, сколько с отсутствием взаимосвязи между ними, т.е. с нереализованностью системного подхода. Поэтому необходимо опережающими темпами совершенствовать комплексные средства защиты.

Информация о работе Понятие защиты информации. Уровни защиты информации