Понятие информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:07, реферат

Краткое описание

В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы и технологии как средство повышения производительности и эффективности работы людей. Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Глава I. Понятие информационной системы…………………………….……..4
Глава II. Исторические этапы развития информационных технологий…….…6
Глава III. Особенности исторических этапов развития коммуникационных технологий………………………………………………………..………………..9
Глава IV. Развитие современных информационных технологий……………13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список источников и литературы…………………………………..…………..18

Вложенные файлы: 1 файл

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ.docx

— 35.56 Кб (Скачать файл)

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….…. 3

Глава I.  Понятие информационной системы…………………………….……..4

Глава II. Исторические этапы развития информационных технологий…….…6

Глава III. Особенности исторических этапов развития коммуникационных технологий………………………………………………………..………………..9

Глава IV.  Развитие современных информационных технологий……………13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список источников и литературы…………………………………..…………..18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Введение 

     В прошлом информация считалась сферой бюрократической работы и ограниченным инструментом для принятия решений. Сегодня информацию рассматривают  как один из основных ресурсов развития общества, а информационные системы  и технологии как средство повышения  производительности и эффективности работы людей. Наиболее широко информационные системы и технологии используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности, хотя начались подвижки в сознании людей, занятых и в других сферах, относительно необходимости их внедрения и активного применения. Это определило угол зрения, под которым будут рассмотрены основные области их применения. 
Главное внимание уделяется рассмотрению информационных систем и технологий с позиций использования их возможностей для повышения эффективности труда работников информационной сферы производства и поддержки принятия решений в организациях (фирмах). 
 Цель главы - изложить основные идеи, связанные с использованием информационных систем и информационных технологий, познакомить с существующим разнообразием типов систем, определяющих соответствующую информационную технологию работы на персональном компьютере в целях поддержки принятия решений.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Глава I. Понятие информационной системы

 
  Производственные и хозяйственные предприятия, организации, фирмы, корпорации, банки представляют собой сложные системы. Под системой понимается совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов, функционирование которых направлено на реализацию конкретной цели или достижение полезного результата. В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект (организацию) или его часть можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению поставленной цели. 
Для системы характерны следующие основные свойства: сложность, делимость, целостность, многообразие элементов, различие их природы, структурированность. 
 Сложность системы зависит от множества входящих в нее элементов, их структурного взаимодействия, а также от сложности внутренних и внешних связей и динамичности. Служба маркетинга предприятия или организации является примером такого элемента, реализующего сложные внутренние и внешние связи. Деятельность этой службы обеспечивает изучение рынка, выявление условий осуществления сделок по купле-продаже товаров и услуг, находит наилучшие способы достижения цели организации и удовлетворения спроса потребителей. Делимость системы означает, что она состоит из ряда подсистем, выделенных по определенному признаку, отвечающему конкретным целям и задачам. Это свойство особенно важно при анализе особенностей работы экономических объектов, организации их управленческой деятельности; формирования и движения документопотоков; функционирования центров переработки информации и т.п. 
 Целостность системы означает, что функционирование множества элементов системы подчинено единой цели, чем достигается желаемая и определяемая в процессе моделирования результативность деятельности конкретного экономического объекта. Многообразие элементов системы и различия их природы связаны с функциональной специфичностью и автономностью элементов. Например, в материальной системе объекта могут быть выделены такие элементы, как сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, готовая продукция, трудовые и денежные ресурсы. Для системы маркетинга элементами являются товары, услуги, цены, трудовые и материальные ресурсы и т.п. 
 Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия для формирования движения материальных, денежных и информационных потоков. Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. Системы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В информатике понятие «система» широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой может также считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами. 
 Добавление к понятию «система» слова «информационная» отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.
 
 
 

     Глава II. Исторические этапы развития информационных технологий

 

     Первые  информационные технологии возникли на земле уже несколько миллионов  лет назад вместе с робкими  попытками общения людей между  собою с помощью нечленораздельных  звуков, мимики, жестов, прикосновений. Это был, правда, лишь обмен информацией  между индивидами. Последние с  развитием речи (около 100 тысяч лет  назад) получили возможность индивидуального  накопления информации в своей памяти.

     Следующий этап - возникновение письменности (5-6 тысячелетий назад) представил в  распоряжение человечества коллективную (общественную) память. Она позволила  реализовать полный набор процессов  циркуляции и переработки информации: сбор, передачу, переработку, хранение и доведение ее до адресата, а  также дала возможность фиксации информации на материальных носителях.

     Первая  в истории информационная символика  была представлена в каменном веке в виде рисунков на камне - так называемое пиктографическое письмо. В бронзовом  веке появляются изображения повторяющихся  систем понятий - идеограммы (идеографическое  письмо). Эти примитивные информационные единицы превращаются с конца 4-го тысячелетия до н.э. в рисуночное иероглифическое письмо.

     В 3-м тысячелетии до н.э. в Вавилоне стала применяться клинописная  запись счета. Это была позиционная  система счисления, при которой  от положения (позиции) значка зависел  его смысл. Следы названной шести  десятеричной системы сохранились  еще и сегодня (час делится  на 60 минут, минута - на 60 секунд). Вавилонская  система счета давала возможность  вести запись чисел до миллиона и  больше и производить действия с  простейшими дробными числами. В  У-1У вв. до н.э. в Древней Греции возникли значки для произвольных величин.

     Древние римляне взяли (предположительно) за основу знаков счисления иероглифы, обозначающие пальцы рук. Ко времени  расцвета римской культуры эти значки были заменены похожими на них латинскими буквами. Переняв от индусов искусство  счета, арабы позаимствовали у них  и значки чисел - цифры, которые в  У1-УШ вв. появляются и на европейском  континенте. Эти значки использовались для записи чисел в порядке, принятом и сейчас.

     Очередным заметным шагом в развитии информационных технологий стало создание линейного  слогового письма на глиняных табличках. В это время аккадский (вавилонский) язык впервые начинает выполнять  международные функции в дипломатии и торговле, выводя таким образом  информацию из узконациональных рамок  и придавая ей широкие коммуникационные и терминообразующие формы.

     Новый этап на этом пути - создание в Х-ТХ вв. до н.э. финикийского алфавита. Революционный  по сути и многоэтапный по времени  переход к алфавитным системам завершается  в VIII в. до н.э. появлением на базе финикийского письма греческого алфавита - основы всех западных письменных систем. Развитие письменной символики завершается в Европе в XV в. возникновением современной пунктуации. Совершенствованию языка способствовало появление древнегреческих научных терминов, что сопровождалось устранением информационной избыточности.

     Математическая  символика продолжает качественно  развиваться на фоне углубленных  исследований и фундаментальных  открытий в математике: появляется совершенная алгебраическая символика (XIV-XVII вв.), вводятся знаки сложения, вычитания и умножения (вначале буквенные - конец XV в.), знаки равенства, бесконечности, дроби, корни, логарифмы (XVI - середина XVII вв.); в конце XVII в. создаются знаки степени, дифференциала, интеграла, производных, в первой половине XVIII в. - знак переменных операций - функция (1718 г.), знаки синуса, косинуса, тангенса (1748-1753 гг.).

     Особой  формой представления знаний стали  карты, которые отображали пространственное размещение объектов и явлений природы  и общества в виде образно-знаковых моделей. Первые карты, дошедшие до наших  дней, были сделаны в Вавилоне и  Древнем Египте в 3-1-м тысячелетиях до н.э. Впервые карта мира была составлена К. Птолемеем (Ив.).

     Возникновение технической графики приходится на время появления ранней письменности.

     Техническая графическая документация развивается  в связи с сооружением сложных  объектов (пирамиды, дворцы, тоннели, рудные шахты) в 3-2-м тысячелетиях до н.э. (Древний  Египет, Вавилон и др.) и изобретением измерительных инструментов и первых механизмов с середины 1-го тысячелетия  до н.э. (Древня Греция, Древний Рим).

     Совершенствование технической графики относится  к эпохе Возрождения в связи  с конструированием кинематически  сложных машин и механизмов, гидросиловых установок, коренным усовершенствованием  подземной разработки рудных тел, строительством крупных городов.

     В период энергетической - революции  в конце XVIII в. техническая графика делается основным инструментом изобретателей при создании паровых двигателей и разнообразных автономных рабочих машин на этой основе; графические формы широко используются для установления математических зависимостей. С конца XIX в. техническая графика - основа проектирования типовых машин, технологий, строительства. С середины XX в. широко распространяются объемная техническая графика с функциональным введением цветовой гаммы, а также производство графической информации в автоматизированном режиме по заданным программам.

Подводя итог этапов эволюции систем представления  информации, следует отметить общую  тенденцию к созданию наиболее рациональных форм человеческой (наднациональной) информационной символики. В наиболее труднодоступной  лингвистической. 
 

     Глава III. Особенности исторических этапов развития коммуникационных технологий

 

     Возникновение информационных коммуникационных технологий было связано с совершенствованием средств информационных коммуникаций. Они возникли при появлении человеческой речи с ее нематериализованной информацией. Эта фаза несомненно может считаться  первым информационным взрывом в  истории технологической цивилизации. Информационные взрывы означали переход  ко все более совершенным носителям: запись на камне позволяла впервые  добиться эффекта обезличенности процесса передачи информации, закрепленной навечно  в определенном месте; переход к  записям на сырых глиняных табличках  и деревянных дощечках с 4-го тысячелетия  до н.э. Изобретение папируса (с 3-го тысячелетия до н.э.) значительно  повышало единичную емкость носителя и его разрешающую способность  благодаря большой площади свитка и возможности применять краски; появление пергамента (III в. до н.э.) завершало добумажную фазу новым информационным взрывом: появляется оптимальный носитель информации - книга (IV в. до н.э.).

     Качественно новый характер стали иметь информационные коммуникации, когда в крупных  государствах Древнего мира (Греция, Персия, Китай, Рим) возникла хорошо налаженная государственная почтовая связь: письменная информация передавалась теперь гонцами  по эстафете. С образованием древнегреческих  городов-полисов появляются библиотеки для свободных граждан, которые  становятся, таким образом, первыми  в истории центрами сосредоточения информационных носителей на папирусных свитках (позднее на пергаменте) для  передачи их широкому кругу пользователей.

     После падения Константинополя с середины XV в. рукописные древнегреческие и латинские книги беженцами перемещаются в Западную Европу, где становятся основным информационным массивом накопленных знаний/ Развитие бумажных коммуникационных технологий

     Бурное  развитие информационных коммуникационных технологий приходится на X в., когда бумага (изобретенная во II в. в Китае) становится объектом промышленного производства в странах Европы.

     Это обстоятельство в значительной мере способствовало появлению информации в новой форме - авторских сочинениях. Книга приобретала функции товара, чем порождалась новая ремесленная  профессия - переписчик книг. Книжные  лавки становятся своего рода интеллектуальными  микроцентрами, где происходит интенсивный  обмен знаниями. Наряду с общественными  библиотеками формируется такая  форма массовой коммуникации, как  большое число личных библиотек  у наиболее обеспеченных граждан. Принципиально  важным моментом является выделение  пока узкого социального слоя людей - производителей знаний, закрепляемых ими в книгах и передаваемых наиболее способным продолжателям.

     Революцией  в процессе развития информационных технологий стало изобретение в  Германии книгопечатания (середина XV в. Иоганн Гутенберг), придавшего информационным технологиям форму массовой деятельности, особенно с конца XVII в.. Главным качественным содержанием этих информационных технологий стало рождение системы научно-технической терминологии в основных отраслях знаний, а количественным - выпуск многотиражных книг, журналов, газет, географических карт, технических чертежей, а также первых энциклопедий - своего рода стационарных информационно-поисковых систем на алфавитной основе.

     Роль  технической революции в развитии нового этапа информационных технологий. Сущность развития ИТ в период технической революции

     Новый этап в развитии информационных технологий обусловленный технической революцией конца XIX в. сопровождался созданием почтовой связи как формы стабильных международных коммуникаций (Всеобщий почтовый союз с 1874 г, и Всемирная почтовая конвекция с 1878 г.), фотографии (с 1879 г.), изобретением телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (с 1895 г.), а затем беспроводной передачи изображения (1911 г.) и промышленного телевидения (с конца 20-х гг.).

     Информация  становится одним из наиболее ценных по содержанию и массовых по форме  продуктов цивилизации, потребителем которого делается все человечество. Этап информационной революции второй половины XX в. - это начало такой безбумажной фазы развития информационных технологий, когда на качественно новом уровне завершается исторически важнейший переход к неосязаемой несущей информации, причем, скорость ее передачи (с помощью электромагнитных волн) возрастает в миллионы раз по сравнению с человеческой речью. Машинная интуиция (экспертные системы) теперь сделалась производительной силой, а искусственный интеллект дает возможность решать качественно новые задачи технического прогресса. Исключительное значение машинных информационных систем в жизни современного общества выдвинуло на первый план задачи создания все более совершенных ЭВМ и связанных с ними технологий.

Информация о работе Понятие информационной системы