5) предмет кодификации обычно
определяется в зависимости от деления
системы законодательства на отрасли
и институты. Кодификация укрепляет системность
нормативных актов, их юридическое единство
и согласованность. Кодификационный акт
обычно возглавляет систему взаимосвязанных
нормативных актов, образующих определенную
отрасль, подотрасль или отдельный институт
законодательства;
6) акт кодификации всегда имеет
значительный объем, сложную структуру
(части, разделы, главы и другие подразделения).
Это своеобразный укрупненный блок законодательства,
обеспечивающий более четкое построение
системы нормативных предписаний, а также
удобство их использования.
Обычно в юридической литературе
и практике различают несколько видов
кодификации. Первый вид – это всеобщая
кодификация, под которой понимается принятие
целой серии кодификационных актов по
всем основным отраслям законодательства
и, как следующий этап – создание объединенной,
внутренне согласованной системы таких
актов типа «кодекса кодексов». Другой
вид – это отраслевая
кодификация, охватывающая законодательство
той или иной отрасли (гражданский, уголовный,
трудовой кодексы и т.д.). Наконец, специальная
(комплексная) кодификация - это издание актов, регулирующих
тот или иной правовой институт (налоговый,
лесной, таможенный кодексы и т.д.).
Правовая система России с самого
начала должна создаваться не как совокупность
разрозненных актов по узким вопросам,
а как научно обоснованная и взаимоувязанная
система кодификационных актов, которые
будут служить базой, основой системы
нормативных актов. Они будут обеспечивать
оптимальную скоординированность между
действующими нормами и создание в законодательстве
укрупненных нормативных блоков. Она позволяет
решить две взаимосвязанные задачи –
совершенствовать и содержание, и форму
законодательства.
В перспективе кодификационные
акты призваны быть основной правотворческой
и первую очередь законодательной деятельности.
Множественность и фрагментарность законов,
их узкая тематика – это существенный
недостаток законодательства, и он будет
становиться все более очевидным по мере
развития и усложнения правовой системы,
углубления правового регулирования.
Правда, динамика социальных преобразований,
необходимость быстро, оперативно заполнять
пустоты, пробелы в действующем регулировании,
потребность законодательного обеспечения
рыночных реформ, дальнейшей демократизации
общественной жизни объективно побуждают
законодателя принимать отдельные акты
по достаточно узким частным вопросам.
В результате нормативный массив интенсивно
растет, а вслед за ним появляется больше
возможностей для возникновения пробелов,
несогласованностей и противоречий в
действующем регулировании.
В перспективе издание кодификационных
актов должно превратиться в основную
форму законотворчества. Не следует растаскивать
законодательное хозяйство по отдельным
кускам. Мельчить нормативные акты. Основной
путь преодоления множественности нормативных
актов, их мелкотемья, а также пробелов
и противоречивости регулирования – это
повышение внимания к кодификации законодательства,
принятие законов по укрупненным блокам.
Следует сочетать отраслевую и комплексную
кодификации законодательства, отдавая
предпочтение первой.
Генеральной линией совершенствования
российского законодательства в будущем
должно стать поэтапное осуществление
его всеобщей кодификации. К такой кодификации
следует стремиться уже сейчас, постепенно
обновляя и укрупняя наше законодательство,
создавая крупные кодификационные «блоки»,
которые не только отвечали бы задачам
текущего упорядочения законодательства,
но и были рассчитаны на включение в качестве
составных частей в будущий кодификационный
свод. Текущие акты уместно составлять
так, чтобы их, по возможности не расчленяя
на части, можно было бы включать в более
крупные кодификационные подразделения
– кодексы, единые тома свода.
Подготовка и издание так называемого
«Кодекса законов» (или «Кодекса кодексов»)
Российской Федерации. Создаваемого на
базе Свода законов – единого систематизированного
законодательного акта, имеющего многоуровневую
структуру и объединяющего все действующее
законодательное регулирование, - это
задача совершенствования законодательства
России на длительную перспективу.
Консолидация
как особая форма систематизации
С течением времени в любой
правовой системе образуется значительное
число (иногда десятки и сотни) нормативных
актов, имеющих один и тот же предмет регулирования.
Предписания таких актов зачастую повторяются,
а иногда содержат явные несогласованности
и противоречия. В связи с этим возникает
потребность ликвидации множественности
нормативных актов, их укрупнения, создания
своеобразных «блоков» законодательства.
Возможный путь преодоления такой множественности – консолидация
законодательства. Эта такая форма систематизации,
в процессе которой десятки, а порой и
сотни нормативных актов по одному и тому
же вопросу объединяются в один укрупненный
акт. Такой акт утверждается правотворческим
органом в качестве нового, самостоятельного
источника права, а прежние разрозненные
акты признаются утратившими силу. Очевидно,
что подлежат объединению предписания
одинаковой юридической силы.
Консолидация – это своеобразный
вид правотворчества, особенность которого
заключается в том, что новый укрупненный
акт не меняет содержание правового регулирования,
не вносит изменений и новелл в действующее
законодательство.
В процессе подготовки консолидированного
акта все нормы прежних актов располагаются
в определенной логической последовательности,
разрабатывается общая структура будущего
акта. Осуществляется определенная редакционная
правка, чисто внешняя обработка предписаний
с тем расчетом, чтобы все они излагались
единым стилем, использовалась унифицированная
терминология. Устраняются противоречия,
повторения, неоправданные длинноты, исправляется
устаревшая терминология, нормы близкого
содержания объединяются в одну статью
(пункт).
Мировая практика принятия
укрупненных актов достаточно обширна.
В Великобритании, например, издаются
десятки актов такого рода, объединяющих
акты парламента, принятые по одному и
тому же предмету регулирования за все
время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял
специальный закон о консолидации статутного
права. Во Франции широко используются
так называемые кодексы, объединяющие
нормативные предписания по аналогичному
вопросу. Изданы, например, такие консолидированные
акты, как Кодекс дорог общественного
пользования, Кодекс сберегательных касс,
Кодекс морских портов и др.
Работу по созданию качественно
новой правовой системы России, существенному
обновлению всех основных сфер регулирования
следует проводить таим образом, чтобы
в будущем не возникла проблема ликвидации
множественности тождественных нормативных
актов, как на уровне Федерации, так и ее
отдельных регионов. Задача объединения,
укрупнения нормативных актов, обеспечивающая
компактность правового регулирования,
устранение пробелов, противоречий и неувязок
между действующими нормами, была актуальна
и ранее. Практика подготовки и принятия
укрупненных консолидированных актов
осуществлялась в прежние годы в сфере регулирования вопросов
сельского хозяйства, налогообложения,
административной ответственности и так
далее. Так, в 1990 г. Президиум Верховного
Совета СССР объединил в один акт 48 ранее
принятых нормативных актов о служебных
командировках.
Виды систематизации
законодательства можно представить схематично:
Приложение №1
3. Значение систематизации
законодательства для совершенствования
нормативно-правового регулирования
Систематизация законодательства
необходима, во-первых, для дальнейшего
развития законодательства. Анализ и обработка
действующих нормативных актов, группировка
правовых предписаний по определенной
схеме, создание внутренне единой системы
актов являются необходимыми условиями
эффективности правотворческой деятельности,
способствуют ликвидации пробелов, устарелостей
и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, систематизация законодательства
нужна как эффективное средство расчистки
накопившихся массивов нормативных актов,
ревизии действующей правовой системы.
В-третьих, она обеспечивает возможность
хорошо ориентироваться в действующем
законодательстве, оперативно находить
и правильно толковать все нужные нормы.
Наконец, в-четвертых, систематизация
является необходимой предпосылкой целенаправленного
и эффективного правового просвещения
и воспитания, научных исследований, обучения
студентов.
В различные периоды развития
государства потребность в систематизации
законодательства бывает различна. Когда
накапливается в течение многих лет большой
объем нормативно-правового материала,
когда существует значительное число
нормативных актов, принятых в разное
время и к тому же перекрывающих друг друга,
действующих в усеченном объеме или попросту
устаревших, фактически утратившими силу,
систематизация особенно необходима.
В условиях модификации, революционного
преобразования правовой системы, когда
отменяются целые нормативные блоки, регулирующие,
подлежащие реформированию отношения,
когда по сути дела создается качественно
новая общественно-экономическая система,
объективно требующая обновленных законов,
систематизация законодательства как
бы уходит на второй план.
Ныне темпы правотворческой
деятельности и в первую очередь законотворческой
деятельности в России как никогда высоки.
Создаются сотни и тысячи новых нормативных
актов, существенно меняющих характер
и основные принципы правового регулирования.
Поэтому если сейчас не заниматься упорядочением
действующей нормативной базы, которая
увеличивается весьма быстрыми темпами,
в будущем возникнут большие трудности
в нахождении и использовании действующих
норм права, хаос и неразбериха в российском
нормативном хозяйстве. Дело осложняется
еще и тем, что сейчас, когда создается
практическая новая правовая система
в Российской Федерации, нужно также срочно
решить судьбу формально действующих
нормативных актов России и их частей,
которые полностью либо частично противоречат
новым нормативным решениям или попросту
безнадежно устарели.
Заключение.
Реформа законодательства является
важнейшей составной частью правовой
реформы, столь необходимой России. Систематизация
же нормативных актов, которая актуальна
для любой развитой правовой системы,
в российских условиях просто жизненно
необходима.
В последние годы в России наблюдается
бурное развитие законодательства. После
принятия Конституции 1993 года резко активизировалась
нормотворческая деятельность на региональном
уровне. Ведомственное нормотворчество
также имеет весьма существенный объем.
C 1992 года введена процедура обязательной
регистрации ведомственных правовых актов
в Министерстве юстиции России. Только
в 1995 году в Министерство юстиции России
на рассмотрение поступило 400 ведомственных
правовых актов, из них зарегистрировано
и введено в действие 237.
Огромное количество правовых
актов, принимаемых на уровне федеральных
органов исполнительной власти, оказывает
существенное влияние на ситуацию в таких
сферах, как налогообложение, банковская
деятельность, операции на валютном рынке,
международные торговые операции. Причем
многочисленные инструкции, директивные
письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные
документы до сих пор остаются вне поля
зрения органов, отвечающих за состояние
юридической подсистемы общества. Подавляющее
большинство этих актов принимается без
какой бы то ни было координации, без соблюдения
правил юридической техники, нередко противоречит
друг другу.
Все эти факторы влияют и на
экономику, причем сложившаяся ситуация
не может быть решена путем традиционных
работ по систематизации и кодификации
действующего законодательства. Большинство
правовых актов по своему содержанию являются
комплексными и включают нормы, относящиеся
к различным отраслям права. Поэтому в
настоящее время даже простое составление
перечня правовых актов, обеспечивающих
ту или иную область деятельности, представляется
весьма сложным.
Необходима система постоянного
мониторинга состояния правовой системы,
которая при нынешнем развитии систематизации
и кодификации законодательства практически
нереализуема.
Нормативный материал:
- Конституция Российской Федерации от 25 декабря
1993 года.
Федеральный закон
от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента
Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями);
Федеральный конституционный
закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве
Российской Федерации" (с изменениями
и дополнениями);
Федеральный закон
от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат
Федерального Собрания" (с изменениями
и дополнениями)
Список литературы:
- Основы государства и права.
/Под ред. Климненко С.В., Чичерина А.Л./. Зеркало-М. 1999 г.;
- Проблемы теории государства
и права. /Под ред. Марченко М.Н/. Изд. Проспект-М.2007г.;
- Систематизация законодательства
в Российской Федерации / Под ред. Пиголкиной А.С. – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003;
- Теория государства и права.
/Под ред. Головистиковой А.Н., Дмитриева Ю.А./ Издательство «Эксмо». М.-2005 г.;
- Теория государства и права.
/Под ред. Малько А.В./ Юристъ-М. 2002 г.;
1 Теория государства и права. А.Н. Головистикова
А.Н., Дмитриев Ю.А. С.474.
2 Систематизация законодательства в Российской
Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб.: Издательство
«Юридический центр Пресс», 2003. С. 31