Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 13:17, контрольная работа
Цель работы заключается в рассмотрении информационного обеспечения управления в современной организации.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятия "информация", "информатизация", "информационные технологии" как составляющие суть информационного обеспечения управления;
- выявить роль информационного обеспечения в деятельности современных организаций;
- определить перспективы совершенствования информационного обеспечения управления.
Введение
1. Определение понятия информационных технологий
2. Сущность информационно-аналитического обеспечения управления
3. Информационное обеспечение управления в организациях
Заключение
Список использованной литературы
-обеспечение условий
для развития и защиты всех
форм собственности на
-формирование и защита
государственных
-создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
-создание условий
для качественного и
-обеспечение национальной
безопасности в сфере
-содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
-формирование и осуществление
единой научно-технической и
-поддержка проектов и программ информатизации;
-создание и совершенствование
системы привлечения
-развитие законодательства
в сфере информационных
2. Сущность информационно-
Информационно-аналитическая
Существует так называемый "информационный барьер", при котором возможности традиционных (бумажных) приемов управления в социально-экономических системах оказываются исчерпанными. Пропускная способность человеческого мозга как преобразователя информации хотя и велика, но все-таки ограничена. Мощь и совокупный интеллект управленческого аппарата в настоящий момент обеспечиваются только на основе комплексной информатизации управленческого труда, при которой значительная часть информационных потоков замыкается вне человека - через ЭВМ.
Система информационного обеспечения управления организации должна учитывать специфику региона - отраслевую структуру производства, приоритетные направления развития экономики, наличие ресурсов, демографические и миграционные особенности региона. На территории региона осуществляют свою деятельность многочисленные организации. На современном этапе при их взаимодействии координируется информационно-аналитическая деятельность, создаются информационные ресурсы общего пользования, обеспечивается информационная безопасность, осуществляется информационный обмен. Если привести в пример органы государственной власти и местного самоуправления, то информационные потребности федерального и регионального уровня обычно находятся в различных плоскостях, поэтому важной задачей является оптимизация информационных связей, усилий и затрат на обеспечение сбора, обработки и предоставления информации.
Процесс управления в современной
организации корректно
Стратегический уровень предполагает выявление проблемных областей в различных сферах деятельности организации, анализ и прогноз долгосрочных тенденций ее развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных влияний внешней среды. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития организации.
На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов.
Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, техногенных, социально-политических факторов и обеспечение организационно-технических вопросов осуществления управления в экстремальных условиях.
В зависимости от преобладающих механизмов подготовки решений можно также выделить в качестве возможных форм управления балансное, оптимизационное и политическое управление.
Балансное управление основано на поиске решений, при которых потребности для решения какой-либо задачи сбалансированы с реальными ресурсами, находящимися в ведении организации. При оптимизационном управлении решается задача выбора предпочтительного варианта действий или оптимального использования ресурсов. В отличие от балансной и оптимизационной форм управления, при которых используются расчетные алгоритмы или иные количественные методы для подготовки и принятия решения, политическое управление носит преимущественно волевой характер, отражая субъективные представления лица, принимающего решения.
Несмотря на множество реально работающих информационных систем управления в современных организациях, пока нет примеров исчерпывающего решения задачи интеграции всех информационных ресурсов территории, то есть создания поля данных, на котором можно было бы ставить и решать математически корректную оптимизационную задачу. Такое положение будет меняться в процессе развития и усиления значимости информационно-аналитической деятельности организации.
Сегодня эти процессы проявляются
в функциональном (идет переход от
автоматизации информационно-
В настоящее время нередка такая
ситуация, когда компьютер имеется
практически у каждого
Такое состояние информатизации является прямым следствием нарушения известных принципов информатизации, сформулированных основоположником информатизации управления академиком В. М. Глушковым:
Первый принцип - первого лица. Суть этого принципа состоит в том, что все цели и задачи совершенствования управления, решения острых проблем, возникающих в деятельности организации должны формулироваться руководителем организации. К примеру, известные попытки создать единую информационную модель региона (города, района, муниципального образования) чаще всего наталкиваются на стремление различных звеньев управления (в пределах одного органа государственной власти) максимально отобразить в ней ведомственные интересы. Это, в свою очередь, приводит к такой степени энтропии модели, что она перестает быть обозримой и практически полезной. На фоне не менее 2-3 тысяч показателей социально-экономического развития, 5-6 тысяч показателей, отражающих текущее состояние населенной территории, и не менее 500 сводных областей и направлений деятельности органов местного самоуправления должны быть выделены главные направления, подконтрольные секторы экономики и общества, а также проблемы, требующие максимального внимания со стороны первого руководителя в целом. На этой основе могут быть определены необходимые информационные ресурсы (информация и данные), которые адекватно отображают необходимые параметры (процессов, явлений и объектов управления), и только при этих условиях можно предполагать, что финансовые средства на информатизацию будут потрачены не впустую.
Второй важный принцип информатизации - принцип автоматизации документооборота. Соблюдение этого принципа состоит в том, что компьютер как универсальный инструмент обработки любого вида информации (алфавитно-цифровой, графической или голосовой) должен использоваться соответствующим способом.
Рис. 1
Если информационные потоки, циркулирующие между органами управления, будут осуществляться по схеме, показанной на рис. 1, можно быть уверенным, что компьютер используется органом управления как пресловутые "счеты". Если схема движения информации осуществляется так, как показано на рис. 2, то достигается одна из важнейших целей совершенствования управления - повышение достоверности и скорости обработки информации, снижение трудоемкости обработки данных, усиление аналитической деятельности, многократное использование данных.
Рис. 2
Но главное - обеспечение возможности реализации еще одного важнейшего принципа информатизации - принципа новых задач управления. Под "новыми" мы понимаем, прежде всего, комплексные проблемы и задачи управления. Эти задачи требуют самой разносторонней информационной базы, выбора вариантов (альтернатив) управленческих решений, применения экономико-математических моделей, сравнительного анализа ситуаций, ранжирования уровней развития тех или иных секторов экономики и общества и т.д.
Следующие два ведущих
и взаимосвязанных принципа информатизации
- принципы интеграции информационной
базы и одноразового ввода данных.
Реализация первого из указанных
принципов состоит в том, что
в системах информационного обеспечения уп
Принцип одноразового ввода информации является соподчиненным принципу интеграции информационной базы и означает лишь то, что данные, накопленные в системе учета (за счет выполнения множества операций по учету и регистрации объектов, взаимодействующих с органом управления) как и другие, в том числе и "сводные" данные, формируемые различными подразделениями организации, должны вводиться в систему управления однократно, но многократно использоваться многими звеньями и подразделениями организации.
Таким образом, мы выяснили,
что информационно-
3. Информационное обеспечение
управления в современных
В информационном обеспечении
деятельности организации как любой
социально-экономической
Первая особенность состоит в том, что организация как социально-экономическая категория - это обобщенная динамическая система. Будущее состояние такой системы изменчиво (законодательство, новые цели развития и т.д.), и это состояние можно определить только с определенной долей вероятности. Это означает, что компьютерные информационные системы должны создаваться с учетом расширяемости их функций (состава задач, информационной базы, прикладных программ и т.д.) и постоянной готовности программно-технического комплекса и информационной системы в целом к возможным преобразованиям и/или модернизации отдельных подразделений организации.
Второй особенностью является пороговая зависимость эффективности деятельности организации от степени интеграции информационных ресурсов. Влияние информатизации на эффективность управления организацией становится заметным лишь тогда, когда преодолен некоторый пороговый уровень интеграции первичных информационных ресурсов, используемых для принятия управленческих решений. К примеру, это означает, что если внедрить автоматизированную информационную систему только по одному - двум функциональным направлениям (например, запись актов гражданского состояния и регистрация прав собственности на недвижимость), то можно улучшить работу только этих органов, но накапливаемые ими информационные ресурсы по составу недостаточны для решения каких-либо серьезных задач на уровне администрации субъекта Федерации. Однако если дополнительно внедрить автоматизированные информационные системы в органах земельного учета, в регистрационной палате, в органах регистрации юридических лиц, то тогда можно решать задачи, связанные с учетом населения, с налогообложением и налогооблагаемой базой, с контролем за обеспечением адресности социальной помощи действительно малоимущим гражданам.