Построение диаграммы последовательности (sequence diagram)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 00:58, лабораторная работа

Краткое описание

Цель работы: в процессе выполнения лабораторной работы освоить принципы построения диаграммы последовательности, описывающей взаимодействие основных объектов во времени.
Задание: В соответствии с вариантом, определяющим предметную область, выполнить построение диаграммы последовательности, описывающей взаимодействие основных объектов во времени. В качестве образца выполнения использовать пример, рассмотренный выше.

Вложенные файлы: 1 файл

лаба 3.docx

— 518.46 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Дисциплина: «Моделирование бизнес-процессов».

 

 

Отчет по лабораторной работе № 3

На тему: «Построение диаграммы последовательности

(sequence diagram)»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 05001131

Щербина И.Л.

Проверил: асс. Сиваков Станислав Иванович.

 

 

 

 

 

Белгород  2014

Цель работы: в процессе выполнения лабораторной работы освоить принципы построения диаграммы последовательности, описывающей взаимодействие основных объектов во времени.

Задание: В соответствии с вариантом, определяющим предметную область, выполнить построение диаграммы последовательности, описывающей взаимодействие основных объектов во времени. В качестве образца выполнения использовать пример, рассмотренный выше. Диаграмма последовательности может быть разработана с помощью приложений MS Visio или Rational Rose.

 

 

 

Рис.1 – Диаграмма последовательности «Прием заказа»

  1. Что представляет собой диаграмма последовательности? В чем ее отличие от диаграммы кооперации?

Диаграмма последовательности является одной из разновидности диаграмм взаимодействия и предназначена для моделирования взаимодействия объектов Системы во времени, а также обмена сообщениями между ними. Диаграмма последовательности вместо структуры взаимодействия более наглядно показывает его временной аспект. 

  1. Что представляет собой диаграмма кооперации? В чем ее отличие от диаграммы последовательности?

Диаграмма кооперации прежде всего отображает структуру взаимодействия и содержит следующие элементы:

· экземпляры актеров и классов, участвующих в реализации варианта использования;

· ассоциации между экземплярами актеров и классов;

· сообщения, передаваемые между экземплярами актеров и классов.1

  1. Перечислите базовые элементы диаграммы последовательности. Актер • Атрибут • Интерфейс • Класс • Компонент • Объект 
  2. Что такое объект? Как он изображается?

Объект- это сущность, обладающая уникальностью и инкапсулирующая в себе состояние и поведение. 


  1. Раскройте понятие активного/пассивного объекта.

Пассивный объект- оперирует только данными и не может проецировать деятельность по управлению других объектов (объект, не имеющий собственного потока управления)

 Активный объект- ( объект, который владеет процессом или нитью (потоком управления) и может инициировать управляющее воздействие)

  1. Что такое линия жизни?

Линия жизни объекта (object lifeline) изображается пунктирной вертикальной линией, ассоциированной с единственным объектом на диаграмме последовательности. Линия жизни служит для обозначения периода времени, в течение которого объект существует в системе и, следовательно, может потенциально участвовать во всех ее взаимодействиях.

  1. Раскройте понятие вертикальной временной оси.

Вторым измерением диаграммы последовательности является вертикальная временная ось, направленная сверху вниз. Начальному моменту времени соответствует самая верхняя часть диаграммы. Взаимодействия объектов реализуются посредством сообщений, которые посылаются одними объектами другим. Сообщения изображаются в виде горизонтальных стрелок с именем сообщения, а их порядок определяется временем возникновения. То есть, сообщения, расположенные на диаграмме последовательности выше, инициируются раньше тех, которые расположены ниже. Масштаб на оси времени не указывается, поскольку диаграмма последовательности моделирует лишь временную упорядоченность взаимодействий типа «раньше-позже».

  1. Дайте определение понятия «актер»?

Actor – экземпляр участника процесса (роль на диаграмме прецедентов)

  1. Что такое итеративное сообщение?

Итеративное сообщение – это сообщение, которое может повторятся до нескольких объектов классов

  1. Опишите процесс передачи фокуса управления от одного объекта к другому.

В процессе функционирования объектно-ориентированных систем одни объекты могут находиться в активном состоянии, непосредственно выполняя определенные действия, или состоянии пассивного ожидания сообщений от других объектов. Чтобы явно выделить подобную активность объектов, в языке UML применяется специальное понятие, получившее название фокуса управления (focus of control). Фокус управления изображается в форме вытянутого узкого прямоугольника, верхняя сторона которого обозначает начало получения фокуса управления объекта (начало активности), а его нижняя сторона - окончание фокуса управления (окончание активности). Прямоугольник располагается ниже обозначения соответствующего объекта и может заменять его линию жизни, если на всем ее протяжении он является активным. 
Периоды активности объекта могут чередоваться с периодами его пассивности или ожидания. В этом случае у такого объекта имеются несколько фокусов управления. Важно сознавать, что получить фокус управления может только существующий объект, у которого в этот момент имеется линия жизни. Если же некоторый объект был уничтожен, то вновь возникнуть в системе он уже не может. Вместо него лишь может быть создан другой экземпляр этого же класса, который, строго говоря, будет являться другим объектом. 
       В отдельных случаях инициатором взаимодействия в системе может быть актер или внешний пользователь. В этом случае актер изображается на диаграмме последовательности самым первым объектом слева со своим фокусом управления. Чаще всего актер и его фокус управления будут существовать в системе постоянно, отмечая характерную для пользователя активность в инициировании взаимодействий с системой. При этом актер может иметь собственное имя или оставаться анонимным. 
Иногда некоторый объект может инициировать рекурсивное взаимодействие с самим собой. Наличие во многих языках программирования специальных средств построения рекурсивных процедур требует визуализации соответствующих понятий в форме графических примитивов. На диаграмме последовательности рекурсия обозначается небольшим прямоугольником, присоединенным к правой стороне фокуса управления того объекта, для которого изображается это рекурсивное взаимодействие.

  1. Что такое сообщение?

Сообщение - это спецификация факта передачи информацией между сущностями с ожиданием выполнения определенных действий со стороны принимающей сущность.

  1. Перечислите виды сообщений.

синхронное сообщение (synchCall) - соответствует синхронному вызову операции и подразумевает ожидание ответа от объекта получателя. Пока ответ не поступит, никаких действий в Системе не производится.

асинхронное сообщение (asynchCall) - которое соответствует асинхронному вызову операции и подразумевает, что объект может продолжать работу, не ожидая ответа.

ответное сообщение (reply) – ответное сообщение от вызванного метода. Данный вид сообщения показывается на диаграмме по мере необходимости или, когда возвращаемые им данные несут смысловую нагрузку.   

потерянное сообщение (lost) – сообщение, не имеющее адресата сообщения, т.е. для него существует событие передачи и отсутствует событие приема

найденное сообщение (found) – сообщение, не имеющее инициатора сообщения, т.е. для него  существует событие приема и отсутствует событие передачи

 

  1. Перечислите стандартные действия, выполняемые в ответ на получение сообщения и обозначаемые в форме стереотипов.

В UML предусмотрены некоторые стандартные действия, выполняемые в ответ на получение соответствующего сообщения. Они могут быть явно указаны на диаграмме в виде стереотипа рядом с сообщением, к которому они относятся. Стандартными стереотипами, определенными в UML, являются следующие:

· «call» (англ. – вызвать) – синхронное сообщение, требующее выполнения операции принимающего объекта;

· «create» (англ. – создать) – синхронное сообщение, требующее создания объекта;

· «destroy» (англ. – уничтожить) – синхронное сообщение с требованием уничтожить соответствующий объект;

· «send» (англ. – послать) – асинхронное сообщение, обозначающее посылку сигнала серверу;

· «return» (англ. – возвратить) – возвращающее сообщение.

Переменная (атрибут), которая будет содержать значение, возвращаемое в результате обработки сообщения.

Имя сообщения (обязательный параметр) – имя вызываемой операции объекта-получателя.

Список аргументов – список аргументов, разделенных запятыми и передаваемых для выполнения операции.

 

  1. Что такое асинхронное сообщение?

асинхронное сообщение (asynchCall) - которое соответствует асинхронному вызову операции и подразумевает, что объект может продолжать работу, не ожидая ответа.(->)

 

  1. Каким символом обозначается разрушение объекта?  Х

 

 


Информация о работе Построение диаграммы последовательности (sequence diagram)