Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 22:30, лекция

Краткое описание

Цель урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных, отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач.

Вложенные файлы: 1 файл

Урок.docx

— 43.85 Кб (Скачать файл)

Урок "Построение диаграмм и графиков в электронных  таблицах"

Цель урока: способствовать освоению способов визуализации числовых данных, отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач.

Задачи:

Обучающие:

  • способствовать освоению способов визуализации числовых данных и отработать навыки применения этих способов при решении конкретных задач;
  • способствовать закреплению знаний общих принципов работы табличного процессора;
  • способствовать формированию правильного оформления результатов задач в диаграммах, сочетая вид, тип форматировании и параметры диаграмм;
  • формирование представления о вычислениях в электронных  таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуры.

Развивающие:

  • развитие навыков индивидуальной и групповой практической  работы;
  • развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы;
  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание творческого подхода к работе, умения экспериментировать, воспитание информационной культуры.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование  и программное обеспечение:

Интерактивная доска, проектор, ПК, ОС Windows (или ОС Linux), MS-Excel (или OpenOffice.org Calc), программа для тестирования ADTester2.8, презентация по теме урока, задания для практикума.

 

 

 

 

 

 

 

План урока

  1. Организационный момент. - 1 мин
  2. Проверка домашнего задания (тест). – 5 мин.
  3. Изучение нового материала. – 15 мин
  4. Компьютерный практикум. - 15 мин.
  5. Рефлексия – 5 мин.
  6. Подведение итогов, выставление оценок. - 3 мин.
  7. Домашнее задание. - 1 мин.

 

Ход урока

1. Организационный  момент

Цель нашего урока - изучить, графические возможности табличного процессора MS-Excel (OpenOffice.org Calc) , для чего используют диаграммы, какие типы и виды диаграмм существуют, как построить диаграмму.

 Тема нашего сегодняшнего  урока “Построение диаграмм и  графиков в электронных таблицах”.

 

2. Проверка домашнего  задания.

Прежде чем приступить к изучению нового   материала, выполним тест "Электронные таблицы". Время на выполнение 5 минут. [Приложение 1]

Перед выполнением  тестирования на компьютере, учитель напоминает про ТБ и правила поведения за компьютером.

 

3. Изучение нового  материала [Приложение 2]

Определение понятия  диаграмма. Назначение диаграмм (Слайд 3)

 — изображение, рисунок, чертёж) — графическое  представление данных, позволяющее  быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.

Иногда для оформления диаграмм используется трёхмерная визуализация, спроецированная на плоскость, что  придаёт диаграмме отличительные  черты или позволяет иметь  общее представление об области, в которой она применяется. Например: финансовая диаграмма, связанная с  денежными суммами, может представлять собой количество купюр в пачке  или монет в стопке; диаграмма  сравнения количества подвижного состава  — различную длину изображённых поездов и т. д. Благодаря своей  наглядности и удобству использования, диаграммы часто используются не только в повседневной работе бухгалтеров, логистов и других служащих, но и  при подготовке материалов презентаций  для клиентов и менеджеров различных  организаций.

В различных процессорах  графопостроения (графических программах) и электронных таблицах при изменении  данных, на основе которых построена  диаграмма, она будет автоматически  перестроена с учётом внесённых  изменений в таблицу исходных данных. Это позволяет быстро сравнивать различные показатели, статистические данные и т. д. — можно вводить  новые данные и сразу видеть изменения  диаграммы.

Во всех диаграммах используется функциональная зависимость как  минимум двух типов данных. Соответственно, первыми диаграммами были обыкновенные графики функций, в которых допустимые значения аргумента соответствуют  значениям функций.

История возникновения  диаграмм (Слайд 4)

Идеи функциональной зависимости  использовались в древности. Она  обнаруживается уже в первых математически  выраженных соотношениях между величинами, а также в первых правилах действий над числами, в первых формулах для  нахождения площади и объёма геометрических фигур. Вавилонские учёные, таким  образом, несознательно установили, что площадь круга является функцией от его радиуса 4—5 тыс. лет назад. Астрономические таблицы вавилонян, древних греков и индийцев — яркий пример табличного задания функции, а таблицы, соответственно, являются хранилищем данных для диаграмм.

В XVII веке французские учёные Франсуа Виет и Рене Декарт заложили основы понятия функции и разработали  единую буквенную математическую символику, которая вскоре получила всеобщее признание. Также геометрические работы Декарта  и Пьера Ферма проявили отчётливое представление переменной величины и прямоугольной системы координат  — вспомогательных элементов  всех современных диаграмм.

Первые статистические графики  начал строить английский экономист У.Плейфер в работе “Коммерческий и политический атлас”, 1786 года. Это произведение послужило толчком для развития графических методов в общественных науках.

Типы диаграмм (Слайды 5-11)

Диаграммы в основном состоят  из геометрических объектов (точек, линий, фигур различной формы и цвета) и вспомогательных элементов (осей координат, условных обозначений, заголовков и т. п.). Также диаграммы делятся  на плоскостные (двумерные) и пространственные (трёхмерные или объёмные). Сравнение и сопоставление геометрических объектов на диаграммах может происходить по различным измерениям: по площади фигуры или её высоте, по местонахождению точек, по их густоте, по интенсивности цвета и т. д. Кроме того, данные могут быть представлены в прямоугольной или полярной системе координат.

Диаграммы-линии (графики)

Диаграммы-линии  или графики — это тип диаграмм, на которых полученные данные изображаются в виде точек, соединённых прямыми линиями. Точки могут быть как видимыми, так и невидимыми (ломаные линии). Также могут изображаться точки без линий (точечные диаграммы). Для построения диаграмм-линий применяют прямоугольную систему координат. Обычно по оси абсцисс откладывается время (годы, месяцы и т. д.), а по оси ординат — размеры изображаемых явлений или процессов. На осях наносят масштабы.

Диаграммы-линии целесообразно  применять тогда, когда число  размеров (уровней) в ряду велико. Кроме  того, такие диаграммы удобно использовать, если требуется изобразить характер или общую тенденцию развития явления или явлений. Линии удобны и при изображении нескольких динамических рядов для их сравнения, когда требуется сравнение темпов роста. На одной диаграмме такого типа не рекомендуется помещать более  трёх-четырёх кривых. Их большое  количество может усложнить чертёж, и линейная диаграмма может потерять наглядность.

Основной недостаток диаграмм-линий  — равномерная шкала, позволяющая  измерить и сравнить только абсолютные приросты или уменьшения показателей  в течение периода исследований. Относительные изменения показателей  искажаются при изображении их с  равномерной вертикальной шкалой. Также  в такой диаграмме может быть невозможным изображение рядов  динамики с резкими скачками уровней, которые требуют уменьшения масштаба диаграммы, и показатели в ней  динамики более “спокойного” объекта  теряют свою точность. Вероятность  присутствия в этих типах диаграмм резких изменений показателей возрастает с увеличением длительности периода  времён на графике.

Диаграммы-области

Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом или оттенком. Преимущество данного метода в том, что он позволяет оценивать вклад каждого элемента в рассматриваемый процесс. Недостаток это типа диаграмм также схож с недостатком обычных линейных диаграмм — искажение относительных изменений показателей динамики с равномерной шкалой ординат.

 

Столбчатые и  линейные диаграммы (гистограммы)

Классическими диаграммами  являются столбчатые и линейные (полосовые) диаграммы. Также они называются гистограммами. Столбчатые диаграммы  в основном используются для наглядного сравнения полученных статистических данных или для анализа их изменения  за определённый промежуток времени. Построение столбчатой диаграммы заключается  в изображении статистических данных в виде вертикальных прямоугольников  или трёхмерных прямоугольных столбиков. Каждый столбик изображает величину уровня данного статистического  ряда. Все сравниваемые показатели выражены одной единицей измерения, поэтому удаётся сравнить статистические показатели данного процесса.

Разновидностями столбчатых диаграмм являются линейные (полосовые) диаграммы. Они отличаются горизонтальным расположением столбиков. Столбчатые и линейные диаграммы взаимозаменяемы, рассматриваемые в них статистические показатели могут быть представлены как вертикальными, так и горизонтальными  столбиками. В обоих случаях для  изображения величины явления используется одно измерение каждого прямоугольника — высота или длина столбика. Поэтому и сфера применения этих двух диаграмм в основном одинакова.

Столбчатые диаграммы  могут изображаться и группами (одновременно расположенными на одной горизонтальной оси с разной размерностью варьирующих  признаков). Образующие поверхности  столбчатых и линейных диаграмм могут  представлять собой не только прямоугольники, но также квадраты, треугольники, трапеции и т. д.

Круговые (секторные) диаграммы

Достаточно распространённым способом графического изображения  структуры статистических совокупностей  является секторная диаграмма, так  как идея целого очень наглядно выражается кругом, который представляет всю  совокупность. Относительная величина каждого значения изображается в  виде сектора круга, площадь которого соответствует вкладу этого значения в сумму значений. Этот вид графиков удобно использовать, когда нужно показать долю каждой величины в общем объёме. Сектора могут изображаться как в общем круге, так и отдельно, расположенными на небольшом удалении друг от друга.

Круговая диаграмма сохраняет  наглядность только в том случае, если количество частей совокупности диаграммы небольшое. Если частей диаграммы  слишком много, её применение неэффективно по причине несущественного различия сравниваемых структур. Недостаток круговых диаграмм — малая ёмкость, невозможность  отразить более широкий объём  полезной информации.

Радиальные (сетчатые) диаграммы

В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них  производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого  типа полученных значений создаётся  своя собственная ось, которая исходит  из центра диаграммы. Радиальные диаграммы  напоминают сетку или паутину, поэтому  иногда их называют сетчатыми. Преимущество радиальных диаграмм в том, что они  позволяют отображать одновременно несколько независимых величин, которые характеризуют общее  состояние структуры статистических совокупностей. Если отсчёт производить  не с центра круга, а с окружности, то такая диаграмма будет называться спиральной диаграммой.

Биржевые диаграммы

Биржевые диаграммы отражают наборы данных из нескольких значений (например: цена открытия биржи, цена закрытия, максимальная и минимальная цена определённого временного интервала). Применяются для отображения  биржевых данных: котировок акций  или валют, данных спроса и предложения.

Пространственные (трёхмерные) диаграммы

Пространственные, или трёхмерные диаграммы являются объёмными аналогами  пяти основных типов двухмерных диаграмм: линейных, диаграмм-областей, гистограмм (столбчатых и линейных), круговых. Изображение  в объёмном виде упрощает понимание  информации. Такие диаграммы выглядят убедительнее. Сложность в создании трёхмерных диаграмм заключается в правильности отображения согласно теме диаграммы.

Преимущество  диаграмм (Сдайд 13)

  • Преимущество диаграмм перед другими типами наглядной статистической информации заключается в том, что они позволяют быстро произвести логический вывод из большого количества полученных данных.

А так же:

  • Наглядность
  • Информативность
  • Возможность проведения анализа
  • Возможность выявления процентных соотношений

Алгоритм построения диаграмм (Слайд 14)

Информация о работе Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах