Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, контрольная работа
Преимуществами электронной формы документа по сравнению с печатной является надежность и компактность хранения информации, возможность оперативного ее распространения и широкого использования. Это позволяет решить ряд стоящих перед вузовскими библиотеками задач:
• обеспечивается сохранность фонда, так как электронный документ неподвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии;
• решается проблема книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей;
• обеспечивается доступность к информации, независимо от ее физического местонахождения.
Введение………………………………………………………………………....3
Понятие «электронной библиотеки» ВУЗа…………………………………5
2.Экономические факторы формирования «электронной
библиотеки»…………………………………………………………………….7
3. Создание «электронной библиотеки» ВУЗа.
Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки» ………….....10
4. Правовая база функционирования «электронной библиотеки»
ВУЗа……………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………………..20
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.Экономические факторы формирования «электронной
библиотеки»…………………………………………………
3. Создание «электронной библиотеки»
ВУЗа.
Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки» ………….....10
4. Правовая база функционирования «электронной библиотеки»
ВУЗа……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников…………………………………………..20
Введение
В настоящее время вузовская библиотека, является одним из ключевых звеньев в информационном обеспечении процесса образования в вузе, большое внимание уделяет современным формам накопления и представления информации. Процесс накопления электронных ресурсов, как приобретаемых у сторонних организаций, так и продуцируемых внутри института, требует создания системы, обеспечивающей хранение, обновление, поиск и извлечение требуемого электронного ресурса, а также управление доступом к этим ресурсам.
Одним из способов улучшения качества информационного обслуживания в сфере образования является создание в вузах электронных библиотек, которые должны обеспечивать доступ к разнообразной учебной и научной информации.
Преимуществами электронной формы документа по сравнению с печатной является надежность и компактность хранения информации, возможность оперативного ее распространения и широкого использования. Это позволяет решить ряд стоящих перед вузовскими библиотеками задач:
• обеспечивается сохранность фонда, так как электронный документ неподвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии;
• решается проблема книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей;
• обеспечивается доступность к информации, независимо от ее физического местонахождения.
Под электронной библиотекой (ЭБ) понимают информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. При этом основные задачи электронных библиотек – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них.
Среди работников вузовских библиотек,
администраторов вузов, пользователей
библиотек существует абсолютно
разное понимание о том, какой
должна быть электронная библиотека
вуза. В итоге в ряде вузов электронная
библиотека сводится к созданию электронного
каталога уже существующего
Финансовые затраты на реализацию такого сценария и реальная отдача несопоставимы и бессмысленны.
Под созданием электронной
Важнейшим фактором, качественно влияющим на учебный процесс сегодня, является уже сформировавшаяся глобальная информационная структура Интернет, наполненная разного рода информацией.
Если раньше, еще в 90-х годах для опубликования статьи или монографии требовалось порядка года, то сегодня статья становится доступной читателям в тот момент, когда автор ставит под ней свою подпись. Среди дисциплин, изучаемых в вузе можно выделить «консервативные», т.е. те, которые слабо зависят от быстро меняющихся текущих внешних условий и «мобильные». К первым можно отнести физику, математику, к последним – все те специальности, которые связаны с экономикой, финансами, информатикой и др. Особенность преподавания «мобильных» дисциплин состоит, в частности, в том, что к моменту окончания учебного процесса значительная часть материала просто устаревает. Так, например, периодичность обновления компьютерного парка и базового программного обеспечения сегодня составляет от полугода до года, несколько раз в год изменяется законодательство, что влечет за собой обновление принципов учета, аудита, финансовой политики и т.д.
Данное обстоятельство вынуждает изменять технологию учебного процесса так, чтобы лекционный и методологический материалы успевали отражать происходящие изменения.
Высокая динамика обмена информации
вынуждает также «уплотнять»
учебный процесс, т.е. искать новые
формы преподавания, при помощи которых
можно увеличивать объем
Таким образом, задачи, которые должна решать «электронная система» вуза и «электронная библиотека», как ее составляющая, сводятся к обеспечению мобильности доставки учебного материала до студентов и увеличению «плотности» и объема этого материала.
Стоимость учебников,
Экономический фактор определяет еще
одну задачу, относящуюся к ведению
«электронной библиотеки» - поиск и
отбор в Интернете свободно распространяемой
периодики и литературы, организация
работы с преподавательским составом
вуза в плане включения
Еще одним новым фактором, имеющим
непосредственное отношение к обсуждаемой
проблеме можно отнести структурный
состав учащихся. В настоящее время
появились различные формы
Еще один фактор, существенно влияющий
на структуру спроса на знания, состоит
в том, что в современных условиях
возросла потребность изучения прикладных
вопросов. Например, если раньше можно
было на всех специальностях (биологам,
экономистам, финансистам, филологам
и т.д.) читать один и тот же курс,
скажем, статистики, то сегодня необходимо
адаптировать преподавание статистики,
информатики и других дисциплин
к каждой специальности. Один из вариантов
такой адаптации - разработка материала
для практических занятий с учетом
специфики базовой
Третий аспект, влияющий на структуру знаний, связан с широким развитием электронных технологий. Отсюда вытекают два следствия. Первое состоит в том, что в преподавании «консервативных» предметов (физики, математики и др.) можно использовать компьютерное моделирование и электронные интерактивные учебники. Второе состоит в создании специализированных программ, решающих множество задач финансового и экономического анализа, инженерного проектирования, моделирования физических и химических процессов и др. В связи с этим возникает проблема обучения грамотному использованию такого рода инструментария.
Перечисленные выше основные факторы (кроме этих можно привести целый ряд других) определяют функции и задачи, которые с успехом может решать информационная система, называемая нами «электронная библиотека». К ним относятся:
В таком понимании «электронная
библиотека» способна решать задачи
современного учебного процесса с учетом
перечисленных его
«Электронная библиотека» в рассматриваемом здесь аспекте представляет собой элемент информационной системы вуза. При создания информационных систем предприятий за последнее десятилетие накоплен огромный опыт «как не надо делать». Опираясь на этот опыт можно выделить три момента:
Информация о работе Правовая база функционирования «электронной библиотеки» ВУЗа