Правовая база функционирования «электронной библиотеки» ВУЗа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, контрольная работа

Краткое описание

Преимуществами электронной формы документа по сравнению с печатной является надежность и компактность хранения информации, возможность оперативного ее распространения и широкого использования. Это позволяет решить ряд стоящих перед вузовскими библиотеками задач:
• обеспечивается сохранность фонда, так как электронный документ неподвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии;
• решается проблема книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей;
• обеспечивается доступность к информации, независимо от ее физического местонахождения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Понятие «электронной библиотеки» ВУЗа…………………………………5
2.Экономические факторы формирования «электронной
библиотеки»…………………………………………………………………….7
3. Создание «электронной библиотеки» ВУЗа.
Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки» ………….....10
4. Правовая база функционирования «электронной библиотеки»
ВУЗа……………………………………………………………………………15
Заключение…………………………………………………………………….19
Список используемых источников…………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по информатике Влад.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………....3

  1. Понятие «электронной библиотеки» ВУЗа…………………………………5

2.Экономические факторы формирования «электронной

библиотеки»…………………………………………………………………….7 
3. Создание «электронной библиотеки» ВУЗа.

 Механизмы пополнения фонда «электронной библиотеки» ………….....10

4. Правовая база функционирования «электронной библиотеки»

ВУЗа……………………………………………………………………………15

Заключение…………………………………………………………………….19

Список используемых источников…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время вузовская библиотека, является одним из ключевых звеньев в информационном обеспечении процесса образования в вузе, большое внимание уделяет современным формам накопления и представления информации. Процесс накопления электронных ресурсов, как приобретаемых у сторонних организаций, так и продуцируемых внутри института, требует создания системы, обеспечивающей хранение, обновление, поиск и извлечение требуемого электронного ресурса, а также управление доступом к этим ресурсам.

Одним из способов улучшения качества информационного обслуживания в сфере образования является создание в вузах электронных библиотек, которые должны обеспечивать доступ к разнообразной учебной и научной информации.

Преимуществами электронной формы документа по сравнению с печатной является надежность и компактность хранения информации, возможность оперативного ее распространения и широкого использования. Это позволяет решить ряд стоящих перед вузовскими библиотеками задач:

• обеспечивается сохранность фонда, так как электронный документ неподвержен ветшанию, а еще большую надежность его сохранности обеспечивают резервные копии;

• решается проблема книгообеспеченности учебного процесса, так как работать с электронным документом одновременно может неограниченное число пользователей;

• обеспечивается доступность к информации, независимо от ее физического местонахождения.

Под электронной библиотекой (ЭБ) понимают информационную систему, позволяющую надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. При этом основные задачи электронных библиотек – интеграция информационных ресурсов и эффективная навигация в них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «электронной библиотеки» ВУЗа.

 

Среди работников вузовских библиотек, администраторов вузов, пользователей  библиотек существует абсолютно  разное понимание о том, какой  должна быть электронная библиотека вуза. В итоге в ряде вузов электронная  библиотека сводится к созданию электронного каталога уже существующего библиотечного  фонда. Что может дать электронный  каталог вузу? Если рассматривать  библиотеку как склад литературы, то создание электронного каталога можно  рассматривать как элемент автоматизации  склада. Такая автоматизация не содержит никаких новых возможностей для  учебного процесса.

Финансовые затраты на реализацию такого сценария и реальная отдача несопоставимы и бессмысленны.

Под созданием электронной библиотеки обычно понимают еще перевод существующего  библиотечного фонда в электронный  вид. Здесь есть определенный элемент  полезности, поскольку появляется возможность  получить электронную копию любого учебника. Однако стоит вспомнить  историю микрофильмирования. Эта  идея так и не прижилась, и главная  причина состояла в том, что микрофильмами, как и электронными копиями, неудобно пользоваться. Другая проблема при  создании электронных копий литературы состоит в том, что собственными силами сделать такую работу практически  невозможно. Создание электронной копии  одного разворота книги в среднем  занимает примерно 1 минуту и больше, если в книгах есть формулы, иллюстрации, таблицы. Скорей всего электронные  копии учебников будут создаваться  централизовано, и будут продаваться на рынке так же как обычная литература. Так что создание фонда электронных копий учебников в вузовских библиотеках это длительный процесс.

Важнейшим фактором, качественно влияющим на учебный процесс сегодня, является уже сформировавшаяся глобальная информационная структура Интернет, наполненная  разного рода информацией.

Если раньше, еще в 90-х годах  для опубликования статьи или  монографии требовалось порядка  года, то сегодня статья становится доступной читателям в тот  момент, когда автор ставит под  ней свою подпись. Среди дисциплин, изучаемых в вузе можно выделить «консервативные», т.е. те, которые слабо  зависят от быстро меняющихся текущих  внешних условий и «мобильные». К первым можно отнести физику, математику, к последним – все  те специальности, которые связаны  с экономикой, финансами, информатикой и др. Особенность преподавания «мобильных»  дисциплин состоит, в частности, в том, что к моменту окончания  учебного процесса значительная часть  материала просто устаревает. Так, например, периодичность обновления компьютерного  парка и базового программного обеспечения  сегодня составляет от полугода до года, несколько раз в год изменяется законодательство, что влечет за собой  обновление принципов учета, аудита, финансовой политики и т.д.

Данное обстоятельство вынуждает  изменять технологию учебного процесса так, чтобы лекционный и методологический материалы успевали отражать происходящие изменения.

Высокая динамика обмена информации вынуждает также «уплотнять»  учебный процесс, т.е. искать новые  формы преподавания, при помощи которых  можно увеличивать объем даваемой информации в рамках той же сетки  часов.

Таким образом, задачи, которые должна решать «электронная система» вуза и «электронная библиотека», как ее составляющая, сводятся к обеспечению мобильности доставки учебного материала до студентов и увеличению «плотности» и объема этого материала.

 

 

 

 

  1. Экономические факторы формирования «электронной библиотеки»

 

 Стоимость учебников, периодики,  монографий сегодня достаточно  высока, что создает большие проблемы  по формированию библиотечного  фонда. С другой стороны в  ряде областей учебники очень  быстро устаревают. В этих условиях  электронные формы книг и периодики  приобретают большое значение  в структуре обеспечения учебных  заведений литературой. 

Экономический фактор определяет еще  одну задачу, относящуюся к ведению  «электронной библиотеки» - поиск и  отбор в Интернете свободно распространяемой периодики и литературы, организация  работы с преподавательским составом вуза в плане включения преподавателей и студентов в создание электронного фонда вуза.

Еще одним новым фактором, имеющим  непосредственное отношение к обсуждаемой  проблеме можно отнести структурный  состав учащихся. В настоящее время  появились различные формы обучения: дневное, очно-заочное, заочное, экстернат, второе образование, дополнительное образование и т.д. Студенты этих форм обучения имеют очень сильно различающийся уровень подготовки даже в одной группе. Это же наблюдается среди студентов очной формы обучения, поскольку уровень образования в различных школах отличается на порядок. Если ориентироваться на средний уровень, то качество обучения сильно снижается, в силу того, что слабые ученики (до 30%) просто не успевают, а сильные (еще 30%) не получают того, за чем пришли. В силу ограниченного количества учебных часов единственный выход из такой ситуации – индивидуальный подход. Реализовать такой подход путем деления групп на подгруппы в массовом порядке не удается. Достаточно хорошо зарекомендовал себя на практике преподавания информатики способ работы по индивидуальным методическим материалам различного уровня сложности, когда учащиеся сами оценивают свои возможности.

Еще один фактор, существенно влияющий на структуру спроса на знания, состоит  в том, что в современных условиях возросла потребность изучения прикладных вопросов. Например, если раньше можно  было на всех специальностях (биологам, экономистам, финансистам, филологам  и т.д.) читать один и тот же курс, скажем, статистики, то сегодня необходимо адаптировать преподавание статистики, информатики и других дисциплин  к каждой специальности. Один из вариантов  такой адаптации - разработка материала  для практических занятий с учетом специфики базовой специальности  студентов.

Третий аспект, влияющий на структуру  знаний, связан с широким развитием  электронных технологий. Отсюда вытекают два следствия. Первое состоит в  том, что в преподавании «консервативных» предметов (физики, математики и др.) можно использовать компьютерное моделирование  и электронные интерактивные  учебники. Второе состоит в создании специализированных программ, решающих множество задач финансового  и экономического анализа, инженерного  проектирования, моделирования физических и химических процессов и др. В  связи с этим возникает проблема обучения грамотному использованию  такого рода инструментария.

Перечисленные выше основные факторы (кроме этих можно привести целый  ряд других) определяют функции и  задачи, которые с успехом может  решать информационная система, называемая нами «электронная библиотека». К ним  относятся:

  1. Обеспечение учебного процесса электронными копиями периодических изданий.
  2. Обеспечение учебного процесса современными справочными системами.
  3. Создание электронной базы электронных учебников, которые в последнее время получают достаточно широкое распространение. (Электронные учебники содержат элементы интерактивности, анимации, насыщены графикой, видео, звуком, что придает им качественно новые функции.)
  4. Создание электронной библиотеки базового программного обеспечения, используемого в вузе. (Сегодня каждый факультет добывает необходимое программное обеспечение без взаимосвязи с другими факультетами.)
  5. Создание электронной базы лекционных материалов и материалов для практических занятий, что дает возможность оперативного обновления, и позволяет иметь варианты различного уровня сложности. 
  6. Создание электронной базы вариантов контрольных, тестов и т.д.
  7. Наконец, создание электронной картотеки. 

В таком понимании «электронная библиотека» способна решать задачи современного учебного процесса с учетом перечисленных его особенностей, а также служить базой учебно-консультационной системы для выпускников вузов  по каналам Интернет. Тем самым  вуз получает возможность как  бы «продлевать» процесс обучения, предоставляя в Интернете выпускникам  учебный, справочный, консультационный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Создание «электронной библиотеки» ВУЗа.

 

«Электронная библиотека» в  рассматриваемом здесь аспекте  представляет собой элемент информационной системы вуза. При создания информационных систем предприятий за последнее десятилетие накоплен огромный опыт «как не надо делать». Опираясь на этот опыт можно выделить три момента:

  1. Информационная система должна быть единой для вуза. Это означает, что в административном плане необходима структурная единица (отдел, центр и т.д.) создающая, развивающая и обслуживающая информационную систему. Применительно к библиотеке. Если вопрос создания, развития и обслуживания «электронной библиотеки» в описанном выше смысле поручить собственно вузовской библиотеке, то кроме электронного каталога и «мертвых» компьютеров в читальном зале вуз не получит ничего. Библиотека не имеет полномочий привлечь преподавателей и студентов к формированию ее содержимого, и не имеет возможностей для обслуживания компьютерной системы.
  2. В вузе должна быть разработана и внедрена система стимулирования кафедр, преподавателей и студентов, использующих в учебном процессе возможности современных информационных технологий. Как показывает опыт, сегодня в подавляющем большинстве существующий преподавательский состав не хочет, не может и не будет участвовать во внедрении информационных технологий в учебный процесс. Ставка может быть сделана только на молодых преподавателей, и без реальной, а не формальной политики ректората этот вопрос не решить.
  3. Стандартных и готовых решений в области информационного обеспечения вуза сегодня нет, и долго еще не будет. Это означает, что каждому вузу придется самостоятельно решать вопрос создания его информационной структуры. Это длительный процесс, и подходить к нему нужно, как стратегическому в плане выживания вуза. Особенностью создания информационных систем является их полная зависимость от разработчиков. С уходом разработчиков поддерживать систему в рабочем состоянии весьма затруднительно. Поэтому, если создание информационной системы вуза или любой ее части будет оформлено как временный проект, это будет заведомо отрицательный результат с потерей финансов и дискредитацией самой идеи. 

Информация о работе Правовая база функционирования «электронной библиотеки» ВУЗа