Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 09:05, реферат
1. Государственная политика в области Интернет
2. Информационные правоотношения в Интернет
3. Регулирование распространения вредной и незаконной информации в сети Интернет
4 Правовые проблемы Интернета
Правовое регулирование Интернета
План
1. Государственная политика в области Интернет
2. Информационные правоотношения в Интернет
3. Регулирование распространения
вредной и незаконной
4 Правовые проблемы Интернета
1. Государственная политика в области Интернет
Интернет как таковой
представляет собой распределенную
всемирную базу знаний, включающую
в себя множество различных
В состав Интернета входят
и обеспечивают его функционирование
множество провайдеров (компаний, обеспечивающих
за плату техническую возможность
доступа в Интернет), владельцев
серверов (компьютеров, на которых размещаются
запасы информации), пользователи услугами
Интернета и потребители
Применение Интернета позволяет осуществлять следующие формы и виды деятельности:
подготовка членов общества
к работе на персональных компьютерах
и в трансграничных информационно-телекоммуникаци-
купля-продажа товаров и услуг в сети, связь и коммуникация, отдых и развлечение;
возможность каждому получать полную и достоверную информацию;
мгновенная коммуникация.
Таким образом, с помощью Интернета активно формируется мировое информационное пространство, составляющее основу информационного общества.
В Беларуси нет единого нормативного документа, регулирующего информационные правоотношения, возникающие в сфере Интернет. Однако, определенные нормы из действующего законодательства вполне применимы и к Интернету (напр., нормы об интеллектуальной и промышленной собственности), нужна лишь их систематизация.
В настоящее время глобальная
сеть является существенным элементом
развития информационного общества.
Но существует ряд проблем в сфере
правового регулирования в
В первую очередь это связано с отсутствием единого подхода к осознанию виртуального пространства Интернета с правовой точки зрения. Причиной этого является недостаточная проработка отдельных фундаментальных нормативных положений. Глобальная сеть не находится под чьим-либо суверенитетом, более того, каждое конкретное государство может обеспечивать ту или иную форму контроля в соответствии со своим законодательством не над сетью Интернет, а над пользователями его ресурсами.
Безусловно, Интернет внес в
национальную правовую систему большое
количество сложных элементов. Само
его существование в качестве
внеправового поля вызывает противоречия
при попытке правового
Однако главная проблема состоит в том, что уже сейчас существует острая необходимость создания не только национальной, но и международной нормативной базы, особенностью которой будет разумное сочетание национальных правовых требований и межнационального интереса в нормальном функционировании Интернета как уникальной и автономной информационной системы.
Таким образом, государственная политика в области сети Интернет направлена на сегодняшний день на создание единой нормативно-правовой базы в данной сфере.
2. Информационные правоотношения в Интернет
Интернет сам по себе не
является ни зарегистрированной организацией,
ни юридическим лицом, так как
он не имеет организационного единства,
не представляет ни одну из стран мира
и не создан как международная
организация. Используемые в Интернете
материальные и информационные ресурсы
принадлежат на праве собственности
субъектам. Не способен Интернет иметь
какие-либо самостоятельные права
и обязанности, так как за каждым
возникающим при работе в Интернете
правоотношением стоит
В системе Интернет можно выделить три группы субъектов.
Субъекты, которые создают
программно-техническую часть
Субъекты, которые производят и распространяют информацию в сети Интернет, предоставляют услуги по подключению к Интернет. К ним можно отнести специалистов, которые производят исходную информацию, формируют информационные ресурсы и предоставляют информацию из этих ресурсов потребителям или предоставляют возможность потребителям подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями самостоятельно.
Потребители информации и услуг в Интернете, которые разделяются на следующие виды:
потребители информации, осуществляющие поиск и получение информации в Интернете;
потребители услуг по хостингу, т.е. те, кто размещает информацию в Интернете на серверах;
потребители услуг информационной почты.
Основными объектами, по поводу
которых возникают
программно-технические
информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги;
доменные имена;
информационные права и свободы;
интересы личности, общества, государства в информационной сфере;
информационная целостность и информационный суверенитет государства;
информационная безопасность.
Таким образом, сеть Интернет предполагает достаточно развитую систему правоотношений с многочисленными субъектами и объектами, требующую законодательного закрепления.
3. Регулирование распространения
вредной и незаконной
Несмотря на то, что преимущества Интернета преобладают, возможные негативные аспекты нельзя недооценивать, и они требуют регулирования. Сеть Интернет теоретически может использоваться в преступных целях. Широкий набор правонарушений в данной области можно разделить на два больших класса:
преступления, направленные
на сети и системы обработки
преступления, в которых сети используются как каналы связи.
В первую категорию попадают
«компьютерные» преступления, связанные
с несанкционированным
Ко второй относятся преступления, связанные главным образом с «выражением мнения»: показом насилия, расовой дискриминации, порнографией.
Поскольку Интернет — всемирное средство для передачи текстов, изображений и звуков, он идеально «подходит» для совершения таких правонарушений.
Большая часть информации
в Интернете легитимно
национальной безопасности (инструкции по изготовлению взрывчатых устройств, производству наркотиков, террористической деятельности);
несовершеннолетних (оскорбительные формы маркетинга, насилие и порнография);
человеческого достоинства
(расовая дискриминация и
информации (злонамеренное хакерство);
тайны личной жизни (несанкционированный доступ к персональным данным, электронные оскорбления);
репутации («навешивание ярлыков», незаконная сравнительная реклама);
интеллектуальной собственности
(несанкционированное
Следует различать такие понятия как незаконное и вредное содержание. Нельзя смешивать такие проблемы, как доступ детей к порнографическому содержанию для взрослых и доступ к порнографическому материалу о детях.
Вредное содержание зависит
от культурных традиций, а незаконное
— от принятых законов. Поэтому дать
с этих позиций характеристику содержания
несложно. Вопрос в том, как регулировать
деятельность компаний, которые осуществляют
доступ, размещают и создают
Хотя провайдеры непосредственно не контролируют содержание, доступное в Интернете, в некоторых случаях их деятельность расследуется властями, поскольку они осуществляют доступ к незаконному или вредному содержанию. Другое дело — провайдеры хостовых услуг, которые непосредственно предоставляют содержание для сайтов или новостных групп. Они несут ответственность за содержание в соответствии с законами.
В некоторых европейских
странах приняты или
Некоторые правила идут еще
дальше и требуют провайдеров
доступа, то есть компаний, обеспечивающих
возможность доступа в
За последние несколько
лет создано множество
Запрещается создание и передача информации, которая может оскорблять, раздражать, угрожать кому-либо. С помощью телекоммуникаций запрещается передавать непристойные, порнографические образы в том случае, если их могут получать лица, не достигшие 18 лет.
Видеопродукция
4. Правовые проблемы Интернета
Как уже неоднократно отмечалось, действие, и развитие сети Интернет сопровождается рядом юридических проблем, требующих законодательного урегулирования.
К наиболее существенным национальным проблемным вопросам следует отнести:
отсутствие единого правового акта, регулирующего действие сети Интернет.
финансовый ценз в Беларуси
(слишком высокая стоимость
монополия провайдера доступа («Белтелеком»).
К данным проблемам присоединяются проблемы, существующие во всем мировом сообществе:
регулирование электронной коммерции ( вопросы заключения контрактов посредством сети Интернет, вопросы недобросовестной рекламы, проблема налогообложения предпринимательства в сети Интернет);
соблюдение авторских прав в сети (использование ссылок);
использование товарных знаков в сети, а также вопрос злоупотреблений при их регистрации. Именно по этой сетевой проблеме на Западе уже сейчас имеется большое количество судебных решений;
определение ответственности
провайдеров и владельцев сайтов
за содержание находящейся на их серверах
информации клиентов и пользователей.
В ряде стран уже принято несколько
специфических нормативных
вопросы информационной безопасности, включающие в себя криптографию, шифрование, обеспечение безопасности доступа к данным, охрану интересов частной жизни.
К данной группе примыкают вопросы нравственности и цензуры.
Значительное место в
официальных и научных
регулирование содержания (вредное и незаконное);
соблюдение авторских
и смежных прав в условиях технически
легкого копирования любой
вопросы формирования киберэкономики (электронные деньги, реклама, маркетинг, электронные публикации, электронные контракты, налог на передачу информации);
информационная безопасность, понимаемая в широком смысле как безопасность жизненно важных для общества систем управления: транспортом, войсками, хозяйством крупных городов и т.п.