Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:39, реферат
Информационная безопасность Российской Федерации представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, развивает Концепцию национальной безопасности РФ применительно к информационной сфере и служит основой для:
формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности России; подготовки предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности России; разработки целевых программ обеспечения информационной безопасности России.
Введение 3
1. Правовые основы обеспечения информационной безопасности. 4
1.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности РФ. 4
1.2. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере. 4
1.3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации об основных угрозах в информационной сфере и их источниках. 6
1.4. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности. 13
Заключение 18
Список литературы 19
седьмой блок — это правоохранительное законодательство России, содержащее нормы об ответственности за правонарушения в сфере информатизации.
Специальное законодательство в области безопасности информационной деятельности может быть представлено совокупностью законов. В их составе особое место принадлежит базовому Закону «Об информации, информатизации и защите информации», который закладывает основы правового определения всех важнейших компонентов информационной деятельности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
Организационная защита информации
Организационная защита —
это регламентация
Организационная защита обеспечивает:
К основным организационным мероприятиям можно отнести:
Инженерно-техническая защита информации
Инженерно-техническая защита — это совокупность специальных органов, технических средств и мероприятий по их использованию в интересах защиты конфиденциальной информации.
По функциональному назначению средства инженерно-технической защиты делятся на следующие группы:
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены важнейшие задачи в информационной сфере, в том числе и в правовой области:
Законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года.
Основополагающим понятием
в области правового
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» определяет понятие информация как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».
При решении организационно-
Впервые в правовой практике России информация как объект права была определена в ст. 128, ч. 1, принятого в ноябре 1994 г. ГК РФ, где говориться: «К объектам гражданских прав относятся …информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)…». Данная статья дает возможность квалифицировать посягательства на сохранность и целостность информации, как преступления против собственности.
Этим же Законом определено, что информационные ресурсы, т. е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника (ст.4.1,ст.6.1.). При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним (ст.6.7).
В существующей практике можно выделить следующие основные аспекты решения проблемы защиты информации:
Комплексное изучение установленных норм и правил в конкретной прикладной области всегда является обязательным элементом культуры работающего в этой области специалиста.
Анализ правового обеспечения планируемых к осуществлению мероприятий в области организации защиты информации всегда должен предшествовать принятию окончательного решения о реализации этих мероприятий.
К организационно-правовым мероприятиям по защите конфиденциальной информации относятся мероприятия по разработке и принятию определенных документов предприятий и организаций, регламентирующих степень и порядок допуска собственных сотрудников, а также сторонних лиц и организаций к конкретным информационным ресурсам.
Организационно-правовая защита информации реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности. Можно выделить три формы конфиденциальных отношений:
В вопросах реализации технических
мероприятий обеспечения
Основными проблемы
правового обеспечения
Принятый в 1993г. закон
«О государственной тайне»
Ст.23 Конституции РФ провозглашает права граждан на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Российским законодательством используется понятие «коммерческая тайна», определение которого приведено в ст.139, п.1 Гражданского кодекса (ГК) РФ: «Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности» (ГК).
Информационная безопасность Российской
Федерации характеризуется
Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяются следующими темами: информационная сфера играет ключевую роль в реализации многих конституционных прав и свобод граждан, в обеспечении возможности самореализации личности, духовном обновлении, политической и социальной стабильности общества, обеспечении функционирования государства; информационная сфера становится все более важным фактором развития экономики промышленно развитых стран мира, мировой экономики в целом, развития мирового сообщества; нормальная жизнедеятельность человеческого общества во все большей степени зависит от состояния информационной сферы, которая, в связи с этим, все активней используется для оказания «силового» давления на государственную политику тех или иных стран, как со стороны иностранных государств, так и организованной преступности, международных и национальных террористических групп. Выделяются три основные группы национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере.
Информация о работе Правовые основы обеспечения информационной безопасности